Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные педагогические технологии как фактор воспитания толерантности у обучающихся на уроках английского языка в основной школе

Работа №49164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и содержание интерактивных технологий в обучении
английскому языку в основной школе 8
1.2. Педагогические аспекты формирования основ толерантности у
обучающихся на ступени основного общего образования 15
1.3. Психо-физиологические особенности детей основной школы 18
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Использование интерактивных технологий в обучении английскому
языку и диагностика уровня сформированности толерантности у обучающихся 5-ых классов МБОУ «Гимназия №122» и ЧОУ СОШ «Елена- Сервис» г. Казани Республики Татарстан 25
2.2. Методические рекомендации по реализации интерактивных технологий «обучение в сотрудничестве», «игровые технологии» и «дискуссия» с целью воспитания толерантности у обучающихся 5-ых классов на уроках английского языка в основной школе 39
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Ускоряющиеся темпы процесса глобализации создают обширное полиязыковое и поликультурное пространство, окружающее современного школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) был разработан с учётом данной тенденции, диктующей необходимость введение понятия «толерантность» и её принципов в жизнь обучающихся. Согласно Стандарту одним из результатов изучения предметной области «Иностранный язык» является «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания» [14]. «Портрет выпускника основной школы» предполагает «осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира» [14]. С связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день школа рассматривает воспитание толерантной личности как одну из ключевых проблем педагогики и методики преподавания предметов.
Положения ФГОС ООО отражают интерес к вопросу толерантности Министерства образования и науки Российской Федерации, которое в 2017 году опубликовало «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок». «Уроки доброты» представляют собой общероссийскую образовательную акцию с целью воспитания толерантности у учащихся и разъяснение различных вопросов в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. совместно с членом Общественной палаты РФ Гурцкой Д.Г. поддержали данную акцию и в марте 2017 года в третьем классе московской школы № 2030 провели «Урок доброты», по завершении которого отметили положительное влияние подобных занятий на обучающихся.
Всероссийская акция «Уроки доброты» проходит в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где отдельным пунктом выделено, что духовное и нравственное воспитание детей предполагает развитие «сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам» [16, с. 8].
Важно отметить, что в методических рекомендациях по проведению «Уроков доброты» подчёркивается необходимость обеспечения практикоориентированности подобных мероприятий и применения интерактивных методов обучения, которые основываются на психологии межличностных отношений и призваны поддерживать постоянное взаимодействие на уроке за счёт равноправности субъектов образовательного процесса.
В настоящее время в области преподавания иностранных языков значимое место занимают вопросы, связанные с понятием «интерактивность», рассматриваемом в качестве особого режима взаимодействия обучающихся и учителя. Особый интерес представляют исследования в области интерактивного обучения, как части коммуникативного подхода в изучении предметов, и психо-социальных аспектов воспитания. Научные работы последнего десятилетия рассматривают такие проблемы, как воспитание толерантной личности в определённой образовательной среде (Корнев Д.В., Неустроев Н.Д., Фахрутдинова Р.А.), формирование различных видов толерантности и взаимоотношений в ученическом коллективе средствами интерактивных технологий (Еняшина Н.Г., Касимов Р.Р.), а также интерактивные технологии как способ формирования компетенций (Китаева И.В., Ковалёва А.В., Фахрутдинова Р.А., Фахрутдинов Р.Р., Ярмакеев И.Э.). Значимость научной работы в данных областях продиктована и Стратегией развития воспитания в РФ, научно-методические механизмы реализации которой предусматривают организацию социологических и психолого-педагогических исследований, направленных на выявление тенденций в области личностного развития современных российских детей [16, с. 12]. Таким образом, вышесказанное определяет актуальность настоящего научного исследования.
Данная работа преследует своей целью описание и анализ опыта применения интерактивных технологий как фактора воспитания толерантности у обучающихся на уроках английского языка в основной школе.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения английскому языку на ступени основного общего образования.
Предметом изучения являются интерактивные технологии на уроке английского языка как средство воспитания толерантности в основной школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование приёмов, входящих в состав интерактивных педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, игровые технологии и др.), на уроках английского языка способствует формированию толерантной личности обучающегося на ступени основного общего образования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность понятия «интерактивные педагогические технологии» и изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования толерантности у обучающихся основной школы с учётом возрастных особенностей;
2. подготовить методику диагностики уровня сформированности толерантности;
3. разработать планы-конспекты цикла уроков английского языка для проведения опытно-поисковой работы в школе;
вторичную диагностику уровня сформированное™ толерантности и цикл уроков английского языка;
5. описать собственный опыт применения интерактивных педагогических технологий на уроках английского языка в основной школе и проанализировать результаты проведённой методической и воспитательной работы.
В настоящей работе предложена адаптированная методика диагностики, разработанная Рене Жиля, и выявлено положительное влияние использования интерактивных технологий на воспитание толерантности у обучающихся основной школы на уроках английского языка, что обусловливает научную новизну исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании предположения о том, что применение интерактивных педагогических технологий способствует повышению уровня толерантности школьника.
Практическая значимость исследования заключается в подтверждении гипотезы о том, что интерактивные технологии, а именно обучение в сотрудничестве, игровые технологии и дискуссия, на уроках английского языка в основной школе являются эффективным инструментом воспитания толерантности.
При проведении данной научной работы применялись следующие методы исследования:
1. аналитический: теоретический анализ учебно-методической и
психолого-педагогической литературы и современных концепций по исследуемой проблеме;
2. гипотетико-дедуктивный: выдвижение научной гипотезы;
3. педагогическое наблюдение: наблюдение за образовательным
процессом и его критический анализ;
4. обобщение опыта преподавания;
5. анкетирование: методика диагностики уровня сформированности толерантности;
6. статистический анализ результатов работы.
Основные результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Детство, отрочество и юность в контексте научного знания» (Прага, 2018) и включены в сборник материалов конференции.
Цели и задачи данного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание толерантной личности является одним из ключевых вопросов современной педагогики и методики преподавания предметов, а также приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. Важность данной проблемы обусловлена процессами глобализации, расширяющими масштабы межкультурного взаимодействия и требующими сформированность толерантных установок личности.
В контексте настоящего исследования толерантность рассматривается как терпимость к различным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика другого человека, как способность слышать и уважать мнение других. Данная работа направлена на изучение определённых видов толерантности, а именно: межсоциальную толерантность и межэтническую или межкультурную толерантность.
В теоретической части исследования были рассмотрены сущность понятия «интерактивные педагогические технологии» и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования толерантности у обучающихся основной школы с учётом возрастных особенностей. За основу была принята концепция Дугласа Брауна, который рассматривает интерактивные педагогические технологии как методы, способы и педагогические приёмы, включающие в себя парную и групповую работы, введение аутентичного материала в контексте реальных жизненных ситуаций, использование языка в целях коммуникации, заданий, направленных на практическое применение языка, а также спонтанность речи.
Интерактивные технологии играют важную роль в формировании коммуникативной компетенции, поскольку они обеспечивают высокую активность, познавательный интерес учащихся в учебной деятельности и интенсивное эмоциональное воздействие на обучаемых коммуникативных ситуаций, возникающих в процессе межличностного взаимодействия.
В рамках настоящей научной работы были изучены психологические особенности обучающихся основной школы, включающие в себя «кризис полового созревания», формирование центрального новообразования — «чувства взрослости» и интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности. Речемыслительная деятельность на иностранном языке у школьников этого возраста характеризуется большей степенью осознанности, критичности и доказательности мышления, недосформированностью умений и навыков, связанных с речевыми механизмами, новыми функциями речи как речевыми новообразованиями данного возраста.
В практической части исследования представлено описание опытно-поисковой работы, в рамках которой были разработаны планы-конспекты цикла уроков английского языка с использованием интерактивных технологий, подготовлена методика диагностики уровня сформированности толерантности, проведены первичная и вторичная диагностика и цикл уроков английского языка, а также проанализированы результаты проведённой методической и воспитательной работы.
При проведении цикла уроков английского языка основной задачей выступало формирование у обучающихся понятия о толерантности, толерантном поведении, воспитание соответствующих моральных и толерантных установок. Для реализации этой задачи были использованы такие интерактивные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, игровые технологии и дискуссия.
Диагностика уровня сформированности толерантности в исследуемых классах проводилась на основе адаптированной методики психодиагностики Рене Жиля. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики показал положительное влияние уроков английского языка с использованием интерактивных технологий на воспитание толерантной личности подростков.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что использование приёмов, входящих в состав интерактивных педагогических технологий, на уроках английского языка способствует формированию толерантной личности обучающегося. Также были выполнены задачи настоящего исследования, что позволило достичь цель работы, которая состоит в описании и анализе опыта применения интерактивных технологий как фактора воспитания толерантности у обучающихся на уроках английского языка в основной школе.
Результаты исследования стали основой для разработки методических рекомендаций для оказание содействия учителям в проведении уроков английского языка с использованием интерактивных технологий «обучение в сотрудничестве», «игровые технологии» и «дискуссия» для воспитания толерантности у обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования.
Настоящее исследование может послужить источником для дальнейшего изучения в этой области. Возможен более глубокий анализ мотивов учащихся в каждой проблемной ситуации, факторов, обуславливающих характер социального взаимодействия учащихся, а также использованных интерактивных технологий с целью выявления наиболее эффективных с точки зрения воспитания толерантности.



1. Гуща Ю.В. Интерактивное обучение: теоретико-аналитический аспект // Вестник Полоцкого госуд. ун-та. Серия E. Педагогические науки: научно-теоретический журнал. - 2012. - № 7. - С. 42-46.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика. 1986. - 240 с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. 1991. - 222 с.
4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо. 2007. - 416 с.
5. Касимов Р.Р. Педагогический потенциал интерактивных форм социально-культурной деятельности в воспитании этнокультурной толерантности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2011. - 23 с.
6. Ковалёва А.В. Интерактивные педагогические технологии при обучении иностранных учащихся лексике русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2015. - 24 с.
7. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Изд-во Владос-Пресс. 2001. - 256 с.
8. Кривчикова Г.Ф. Методика интерактивного обучения письменной речи будущих учителей английского языка: автореф. дис. ... канд пед. наук. - Киев, 2005. - 22 с.
9. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика. 1974. - 240 с.
10. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок. - URL: ййрз://минобрнауки.рф/документы/10792 (дата обращения: 28.03.2018).
11. Назарова Н.В. Педагогическое обеспечение интерактивного взаимодействия преподавателей со студентами средних профессиональных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд пед. наук. - Улан-Удэ, 2007. - 24 с.
12. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2000. - 255 с.
13. Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И.А. Зимней. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК. 2011. - 592 с.
14. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: ййрз://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 25.03.2018).
15. Психологические тесты Т. 2. / Под ред. А. А. Карелина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. - 248 с.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://govemment.ru/docs/18312/(дата обращения: 15.02.2018).
17. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам:
продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: ACT. 2010. - 272 с.
18. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение. 2001. - 370 с.
19. Струнина, А.А. Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к применению методов интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд пед. наук. - Москва, 2010. - 23 с.
20. Фахрутдинова Р.А. Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза // Вестник ТГГПУ. Вып. 20. - 2010. - №2(20). - С. 269-273.
21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
22. Янкина Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - 2006. - №1. - С. 82-88.
23. Brown H.D., Heekyeong Lee Teaching by Principles: an Interactive Approach to Language Pedagogy (4th Edition). - New York: Pearson Education ESL. - 2015. - 668 p.
24. Dornyei Z., Murphey T. Group Dynamics in the Language Classroom. - Cambridge: Cambridge University Press. - 2003. - 204 p.
25. Hadfield J. Elementary Communication Games. - London: Longman. - 2010. - 96 p.
26. Jakobevits L.A. Foreign Language Learning. - Rowley (Mass.): Newbury House Publishers. - 1971. - 174 p.
27. Knight G.P., Bohlmeyer E.M. Cooperative Learning and Achievement: Methods for Assessing Causal Mechanisms // Cooperative learning. Theory and research. / In S. Sharan (Ed.). - New York: Praeger Publishers. - 1990. - P. 1-22.
28. Poupore G. Measuring Group Work Dynamics and its Relation with L2 Learners’ Task Motivation and Language Production. - In: Language Teaching Research, vol. 20. - 2016. - №6. - P. 719-740.
29. Richards J.C. Key Issues in Language Teaching. - Cambridge: Cambridge University Press. - 2015. - 826 p.
30. Rivers W., Temperly M.S. A Practical Guide to the Teaching of English as a Second Foreign Language. - New York: Oxford University Press. - 1978. - 416 P.
31. Senior R. 1997. Transforming Language Classes into Bonded Groups. - In: ELT Journal, vol. 51. - 1997. - №1. - P. 3-11.
32. Wright A., Betteridge D., Buckby M. Games for Language Learning (3d Edition). - New York: Cambridge University Press. - 2006. - 193 p.
33. For the Birds. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WjoDEQqyTig(дата обращения: 16.01.2018).
34. Mouse for Sale by Wouter Bongaerts. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=UB3nKCNUBB4 (дата обращения: 18.02.2018).
35. Yee K. Interactive Techniques. - URL:
http://www.usf.edu/atle/documents/handout-interactive-techniques.pdf (дата
обращения: 25.01.2018).
36. You should / shouldn't (modal verbs). - URL:
https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Hn_fIrM9JYk(дата обращения: 20.01.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ