РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1 Теория самостоятельной познавательной деятельности школьника в
отечественной педагогической науке 9
1.1.1 Теоретическое осмысление сущности познавательной
самостоятельности в трудах отечественных педагогов и психологов 9
1.1.2 Структура и уровни развития познавательной самостоятельности
школьника 14
1.1.3 Особенности формирования познавательной самостоятельности
школьников 20
1.2 Особенности обучения в современном информационном пространстве
(среде) 26
1.2.1 Информационные технологии в образовании 26
1.2.2 Мультимедиа на уроках биологии 29
1.2.3 Дистанционное обучение 35
1.3 Анализ ЭОР 43
1.3.1 Обзор ЭОР по биологии 43
1.3.2 Веб-контент в рамках урока биологии 50
1.3.3 Обзор и анализ сайтов учителей биологии 56
Выводы по первой главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8- КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 63
самостоятельности учащихся 63
2.2 Материалы и методы 64
2.2.1 Методы, использованные в выпускной квалификационной работе ... 64
2.2.2 Опытно-экспериментальная работа по комплексу развития познавательной самостоятельности при изучении школьного курса
«Биология» в 8 классах 65
2.2.3 Статистическая обработка экспериментальных данных 68
2.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 75
Выводы по второй главе 79
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 84
Приложение 91
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1 Теория самостоятельной познавательной деятельности школьника в
отечественной педагогической науке 9
1.1.1 Теоретическое осмысление сущности познавательной
самостоятельности в трудах отечественных педагогов и психологов 9
1.1.2 Структура и уровни развития познавательной самостоятельности
школьника 14
1.1.3 Особенности формирования познавательной самостоятельности
школьников 20
1.2 Особенности обучения в современном информационном пространстве
(среде) 26
1.2.1 Информационные технологии в образовании 26
1.2.2 Мультимедиа на уроках биологии 29
1.2.3 Дистанционное обучение 35
1.3 Анализ ЭОР 43
1.3.1 Обзор ЭОР по биологии 43
1.3.2 Веб-контент в рамках урока биологии 50
1.3.3 Обзор и анализ сайтов учителей биологии 56
Выводы по первой главе 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8- КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 63
самостоятельности учащихся 63
2.2 Материалы и методы 64
2.2.1 Методы, использованные в выпускной квалификационной работе ... 64
2.2.2 Опытно-экспериментальная работа по комплексу развития познавательной самостоятельности при изучении школьного курса
«Биология» в 8 классах 65
2.2.3 Статистическая обработка экспериментальных данных 68
2.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 75
Выводы по второй главе 79
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 84
Приложение 91
Актуальность темы исследования связана с новыми изменениями в передаче отношений, опыта и знаний от поколения к поколению как с одним из самых активно развивающихся направлений развития современной цивилизации. Причиной этому служит появление инновационных технических средств, которые вызывали к жизни новые способы работы с информацией. Информационные технологии играют огромную роль в различных сферах образовательной деятельности, в том числе в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии через применение средств современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
Объект исследования: процесс развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии.
Предмет исследования: педагогические средства развития познавательной самостоятельности учащихся.
Гипотеза исследования: развитие познавательной самостоятельности учащихся может быть успешно осуществлено при условии, что содержание и организация работы учителя биологии сочетают традиционные средства обучения и применение современных информационно-коммуникационных технологий, образующих целостную систему, ведущую к повышению качества обучения биологии.
Задачи исследования:
1) выявить структуру и характерные особенности развития познавательной самостоятельности учащихся на основе результатов научных исследований;
2) установить ИКТ-источники развития познавательной самостоятельности используемые в работе учителями биологии;
3) ранжировать уровень познавательной самостоятельности современных подростков;
4) определить степень воздействия мотивации к учебной деятельности как компоненты влияющей на развитие познавательной самостоятельности;
5) обосновать комплекс развития познавательной самостоятельности в учебно-воспитательном процессе основной школы и провести экспериментальную проверку его эффективности.
Теоретическо- методологические основы исследования связанны с работами по изучению деятельностного подхода и теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические исследования по проблемам содержания школьного образования (М.И. Башмаков, В.А. Далингер, Г.В. Дорофеев, И.В. Дробышева, Ю.А. Дробышев, А.Г. Мордкович, А.С. Симонов, И.М. Смирнова, и др.) и идеи формирования познавательной самостоятельности (Ю.К. Бабанский, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М. Липман, М.И. Махмутов, Г.Ц. Молонов, П.И. Пидкасистый, Р. Шамова, Г.И. Щукина и др.).
Особенностью передового обучения является наращивание доли самостоятельной познавательной работы учащихся. В отличие от традиционных уроков, в прогрессивной школе ученикам предоставляется самостоятельность в их работе, когда они имеют все шансы трудиться в что темпе и что методами, которые для их больше применимы [49,50,55].
Организация самостоятельной познавательной работы школьников базирована на применении всевозможных средств обучения - носителей учебной информации. Учителю предоставляется огромное разнообразие инновационных средств обучения. Специфика учебного предмета биологии позволяет заинтересовать для изучения все имеющие быть место информационные ресурсы. В случае если до недавнего прошлого главным источником учебной информации являлись учебники и книги, то на современном этапе учителя деятельно применяют такие источники информации, которые называют средствами современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [62,64].
На сегодняшний день, по изученным сведениям, проделанного специалистами фонда развития Интернета, 90% подростков проводят в глобальной Сети по нескольку часов каждый день, из них исключительно небольшая группа ребят, которые используют современные технологии для образования - уменьшение часов, отводимых на изучение предмета биология, вызывает потребность поиска резерва времени для выполнения требований, предъявляемых положениями стандарта школьного биологического образования [59, 60].
Для решения поставленных задач в работе были применены методы теоретического и эмпирического исследования. Вспомогательные методы включали статистическую обработка полученных результатов (Метод U-критерий Манна-Уитни). В выпускной квалификационной работе использованы следующие методики: определение качества знаний учащихся, оценка уровня школьной мотивации по Н. Лусконовой и познавательная самостоятельность школьника по А. А. Горчинской.
Опытно-экспериментальные базы исследования: «Общеобразовательная школа-интернат "IT-лицей ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №90» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования: впервые предложен комплекс развития познавательных способностей, основанный на целостной системе традиционных и инновационных средств обучения для преподавания биологии в школе с помощью ИКТ-источников, включающие как ИКТ- технологии, так и ИКТ-ресурсы.
Теоретическая значимость - данное исследование вносит существенный вклад в разработку научных основ развития познавательной самостоятельности учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий применительно к системному изучению конкретного учебного предмета - курса биологии на основе авторского комплекса развития познавательной самостоятельности.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования предложенного комплекса развития познавательной самостоятельности, оформленного в виде ментальной карты для повышения эффективности учебного процесса.
Достоверность результатов исследования. Выдвинутая гипотеза экспериментально апробирована, выводы, сделанные из проведенного исследования, оправдываются при проверке методов исследования результатами U-критерий Манна-Уитни, выборка исследования, составляющая более 70 человек взрослых из разных регионов Российской федерации и более 40 детей, является репрезентативной, что дает возможно обобщать результаты исследования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены на 1У Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» Структура и объем выпускной квалификационной работы. Квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, выводов, списка из 86 использованных источников и литературы, 10-ти приложений. Объем выпускной квалификационной работы составляет 122 страницы, из которых: 4 таблицы и 25 рисунков.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии через применение средств современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
Объект исследования: процесс развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии.
Предмет исследования: педагогические средства развития познавательной самостоятельности учащихся.
Гипотеза исследования: развитие познавательной самостоятельности учащихся может быть успешно осуществлено при условии, что содержание и организация работы учителя биологии сочетают традиционные средства обучения и применение современных информационно-коммуникационных технологий, образующих целостную систему, ведущую к повышению качества обучения биологии.
Задачи исследования:
1) выявить структуру и характерные особенности развития познавательной самостоятельности учащихся на основе результатов научных исследований;
2) установить ИКТ-источники развития познавательной самостоятельности используемые в работе учителями биологии;
3) ранжировать уровень познавательной самостоятельности современных подростков;
4) определить степень воздействия мотивации к учебной деятельности как компоненты влияющей на развитие познавательной самостоятельности;
5) обосновать комплекс развития познавательной самостоятельности в учебно-воспитательном процессе основной школы и провести экспериментальную проверку его эффективности.
Теоретическо- методологические основы исследования связанны с работами по изучению деятельностного подхода и теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические исследования по проблемам содержания школьного образования (М.И. Башмаков, В.А. Далингер, Г.В. Дорофеев, И.В. Дробышева, Ю.А. Дробышев, А.Г. Мордкович, А.С. Симонов, И.М. Смирнова, и др.) и идеи формирования познавательной самостоятельности (Ю.К. Бабанский, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М. Липман, М.И. Махмутов, Г.Ц. Молонов, П.И. Пидкасистый, Р. Шамова, Г.И. Щукина и др.).
Особенностью передового обучения является наращивание доли самостоятельной познавательной работы учащихся. В отличие от традиционных уроков, в прогрессивной школе ученикам предоставляется самостоятельность в их работе, когда они имеют все шансы трудиться в что темпе и что методами, которые для их больше применимы [49,50,55].
Организация самостоятельной познавательной работы школьников базирована на применении всевозможных средств обучения - носителей учебной информации. Учителю предоставляется огромное разнообразие инновационных средств обучения. Специфика учебного предмета биологии позволяет заинтересовать для изучения все имеющие быть место информационные ресурсы. В случае если до недавнего прошлого главным источником учебной информации являлись учебники и книги, то на современном этапе учителя деятельно применяют такие источники информации, которые называют средствами современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [62,64].
На сегодняшний день, по изученным сведениям, проделанного специалистами фонда развития Интернета, 90% подростков проводят в глобальной Сети по нескольку часов каждый день, из них исключительно небольшая группа ребят, которые используют современные технологии для образования - уменьшение часов, отводимых на изучение предмета биология, вызывает потребность поиска резерва времени для выполнения требований, предъявляемых положениями стандарта школьного биологического образования [59, 60].
Для решения поставленных задач в работе были применены методы теоретического и эмпирического исследования. Вспомогательные методы включали статистическую обработка полученных результатов (Метод U-критерий Манна-Уитни). В выпускной квалификационной работе использованы следующие методики: определение качества знаний учащихся, оценка уровня школьной мотивации по Н. Лусконовой и познавательная самостоятельность школьника по А. А. Горчинской.
Опытно-экспериментальные базы исследования: «Общеобразовательная школа-интернат "IT-лицей ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №90» Советского района г. Казани.
Научная новизна исследования: впервые предложен комплекс развития познавательных способностей, основанный на целостной системе традиционных и инновационных средств обучения для преподавания биологии в школе с помощью ИКТ-источников, включающие как ИКТ- технологии, так и ИКТ-ресурсы.
Теоретическая значимость - данное исследование вносит существенный вклад в разработку научных основ развития познавательной самостоятельности учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий применительно к системному изучению конкретного учебного предмета - курса биологии на основе авторского комплекса развития познавательной самостоятельности.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования предложенного комплекса развития познавательной самостоятельности, оформленного в виде ментальной карты для повышения эффективности учебного процесса.
Достоверность результатов исследования. Выдвинутая гипотеза экспериментально апробирована, выводы, сделанные из проведенного исследования, оправдываются при проверке методов исследования результатами U-критерий Манна-Уитни, выборка исследования, составляющая более 70 человек взрослых из разных регионов Российской федерации и более 40 детей, является репрезентативной, что дает возможно обобщать результаты исследования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены на 1У Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки» Структура и объем выпускной квалификационной работы. Квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, выводов, списка из 86 использованных источников и литературы, 10-ти приложений. Объем выпускной квалификационной работы составляет 122 страницы, из которых: 4 таблицы и 25 рисунков.
Таким образом, проведя исследование теоретических основ развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии средствами информационно- коммуникативных технологий, мы пришли к следующим выводам.
Познавательная самостоятельность - это качество личности, включающее в себя единую систему стремлений, способностей и умений индивида своими силами вести познавательную деятельность. Она состоит их трех компонентов (содержательно-ориентировочный, волевой, мотивационный) и трех уровней (исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный), которые взаимозависимы и зависимы от педагогических условий.
Содержательно-операционный компонент включает в себя владение учеником системой ведущих (опорных) знаний, методов, приемов и способов познавательной деятельности. Осознанное самостоятельное усвоение нового знания может происходить только на основе уже имеющихся знаний и умений оперировать ими.
Второй компонент познавательной самостоятельности мотивационный. Он определяет интерес к процессу познания, потребность в самоконтроле, словом, стремление познавать.
Третьим компонентом познавательной самостоятельности является волевой компонент. Стремления к деятельности недостаточно для достижения поставленной цели.
Исследовательский уровень - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска
Частично-поисковый уровень - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая
проблемные задания н.
Репродуктивный уровень - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом
В работе представлено исследование развития познавательной самостоятельности обучающихся ОШИ «It- лицей К(П)ФУ» (экспериментальная группа) и МБОУ «Гимназия №90» Советского района г. Казани (контрольная группа ) по биологии средствами информационно-коммуникативных технологий.
Для экспериментальной проверки эффективности разработанного комплекса развития познавательной самостоятельности обучающихся средней школы по биологии было апробировано в опытно-экспериментальной работе разработанный комплекс развития познавательной самостоятельности на основе диагностической оценки .
Для определения уровня развития познавательной самостоятельности мы опирались на исследования деятельностного компонента, осуществляли с помощью следующих методов:
• Методика «Познавательная самостоятельность школьника» (А. А. Горчинской);
• Методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Лусконовой);
• Методика «Определение качества знаний учащихся».
В результате проведенной диагностики, были получены следующие результаты развития познавательной самостоятельности.
Познавательная самостоятельность современных подростков колеблется в пределах следующих уровней: исследовательский - 55%, частично-поисковый - 30%, репродуктивный - 15%,
Следует обратить внимание, что результаты полученные на экспериментальном этапе диагностики показали ,что у половины обучающихся экспериментальной группы исследовательский уровень развития познавательной самостоятельности ,что обусловливает актуальность разработки комплекса развития познавательной самостоятельности.
На следующем этапе был разработан комплекс развития познавательной самостоятельности, включающая в себя следующие компоненты: побудительные, процессуальные, образовательные,
социальные, психологические.
По завершению опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная диагностика уровня развития познавательной самостоятельности у учащихся.
Познавательная самостоятельность современных подростков при использовании разработанного нами комплекса развития исследовательский уровень вырос на 20%.
Лишь 30 % учащиеся положительно относятся к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Апробация комплекса показала рост качества образования в экспериментальном классе на 15%.
Анализ результатов контрольной диагностики подтвердил, что разработанная и реализованная в ходе опытно- экспериментальной работы комплекс развития познавательной самостоятельности доказала свою результативность.
Таким образом можно сформулировать следующие выводы:
1. Познавательная самостоятельность состоит их трех компонентов (содержательно- ориентировочный, волевой, мотивационный) и трех уровней (исследовательский, частично- поисковый, репродуктивный) зависимых от педагогических условий;
2. Практически все учителя различных регионов РФ владеют такими ИКТ- средствами как: Word, Excel, PowerPoint, Интернет-браузеры YouTube, Социальная сеть работников образования, личными сайтами, и готовы использовать в своей работе предложенные нами дополнительные информационно-коммуникативные технологии как: Prezi, Вся биология, Анатомия человека, База знаний по биологии человека, Сервис Банк тестов, Виртуальная доска Drawonthe, Brain Apps;
3. Познавательная самостоятельность современных подростков колеблется в пределах: исследовательский - 55%, частично- поисковый - 30%, репродуктивный - 15%, при использовании разработанного нами комплекса развития исследовательский уровень вырос на 20%;
4. Мотивации к учебной деятельности как компонента познавательной самостоятельности в 8 классе имеет положительных характер: разница по оценке уровня школьной мотивации между ЭГ и КГ составила 26%. Мы можем предположить, что повышение уровня мотивации у ЭГ связано не только с внедрением разработанной нами модели, но и с тем, что учащиеся It- лицея тесно взаимодействуют с ИКТ урочной так и внеурочное время, изучая 3d- моделирование, робототехнику и другое.
5. Разработанный нами авторский комплекс развития включает в себя следующие компоненты: побудительные, процессуальные, образовательные, социальные, психологические. Апробация комплекса показала рост качества образования в экспериментальном классе на 15%.
Познавательная самостоятельность - это качество личности, включающее в себя единую систему стремлений, способностей и умений индивида своими силами вести познавательную деятельность. Она состоит их трех компонентов (содержательно-ориентировочный, волевой, мотивационный) и трех уровней (исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный), которые взаимозависимы и зависимы от педагогических условий.
Содержательно-операционный компонент включает в себя владение учеником системой ведущих (опорных) знаний, методов, приемов и способов познавательной деятельности. Осознанное самостоятельное усвоение нового знания может происходить только на основе уже имеющихся знаний и умений оперировать ими.
Второй компонент познавательной самостоятельности мотивационный. Он определяет интерес к процессу познания, потребность в самоконтроле, словом, стремление познавать.
Третьим компонентом познавательной самостоятельности является волевой компонент. Стремления к деятельности недостаточно для достижения поставленной цели.
Исследовательский уровень - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска
Частично-поисковый уровень - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая
проблемные задания н.
Репродуктивный уровень - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом
В работе представлено исследование развития познавательной самостоятельности обучающихся ОШИ «It- лицей К(П)ФУ» (экспериментальная группа) и МБОУ «Гимназия №90» Советского района г. Казани (контрольная группа ) по биологии средствами информационно-коммуникативных технологий.
Для экспериментальной проверки эффективности разработанного комплекса развития познавательной самостоятельности обучающихся средней школы по биологии было апробировано в опытно-экспериментальной работе разработанный комплекс развития познавательной самостоятельности на основе диагностической оценки .
Для определения уровня развития познавательной самостоятельности мы опирались на исследования деятельностного компонента, осуществляли с помощью следующих методов:
• Методика «Познавательная самостоятельность школьника» (А. А. Горчинской);
• Методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н. Лусконовой);
• Методика «Определение качества знаний учащихся».
В результате проведенной диагностики, были получены следующие результаты развития познавательной самостоятельности.
Познавательная самостоятельность современных подростков колеблется в пределах следующих уровней: исследовательский - 55%, частично-поисковый - 30%, репродуктивный - 15%,
Следует обратить внимание, что результаты полученные на экспериментальном этапе диагностики показали ,что у половины обучающихся экспериментальной группы исследовательский уровень развития познавательной самостоятельности ,что обусловливает актуальность разработки комплекса развития познавательной самостоятельности.
На следующем этапе был разработан комплекс развития познавательной самостоятельности, включающая в себя следующие компоненты: побудительные, процессуальные, образовательные,
социальные, психологические.
По завершению опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная диагностика уровня развития познавательной самостоятельности у учащихся.
Познавательная самостоятельность современных подростков при использовании разработанного нами комплекса развития исследовательский уровень вырос на 20%.
Лишь 30 % учащиеся положительно относятся к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Апробация комплекса показала рост качества образования в экспериментальном классе на 15%.
Анализ результатов контрольной диагностики подтвердил, что разработанная и реализованная в ходе опытно- экспериментальной работы комплекс развития познавательной самостоятельности доказала свою результативность.
Таким образом можно сформулировать следующие выводы:
1. Познавательная самостоятельность состоит их трех компонентов (содержательно- ориентировочный, волевой, мотивационный) и трех уровней (исследовательский, частично- поисковый, репродуктивный) зависимых от педагогических условий;
2. Практически все учителя различных регионов РФ владеют такими ИКТ- средствами как: Word, Excel, PowerPoint, Интернет-браузеры YouTube, Социальная сеть работников образования, личными сайтами, и готовы использовать в своей работе предложенные нами дополнительные информационно-коммуникативные технологии как: Prezi, Вся биология, Анатомия человека, База знаний по биологии человека, Сервис Банк тестов, Виртуальная доска Drawonthe, Brain Apps;
3. Познавательная самостоятельность современных подростков колеблется в пределах: исследовательский - 55%, частично- поисковый - 30%, репродуктивный - 15%, при использовании разработанного нами комплекса развития исследовательский уровень вырос на 20%;
4. Мотивации к учебной деятельности как компонента познавательной самостоятельности в 8 классе имеет положительных характер: разница по оценке уровня школьной мотивации между ЭГ и КГ составила 26%. Мы можем предположить, что повышение уровня мотивации у ЭГ связано не только с внедрением разработанной нами модели, но и с тем, что учащиеся It- лицея тесно взаимодействуют с ИКТ урочной так и внеурочное время, изучая 3d- моделирование, робототехнику и другое.
5. Разработанный нами авторский комплекс развития включает в себя следующие компоненты: побудительные, процессуальные, образовательные, социальные, психологические. Апробация комплекса показала рост качества образования в экспериментальном классе на 15%.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Игровые технологии на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Главы к дипломным работам, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (7 КЛАСС)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



