Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые технологии на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №51701

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

методика преподавания

Объем работы56
Год сдачи2020
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 20 учащихся 8-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Сделаны только введение, вторая глава и заключение.
Есть объемные приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде)
Введение 3
Глава 2 Экспериментальное обоснование методической системы применения игровых технологий на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий 6
2.1 Общая характеристика экспериментального исследования 6
2.2 Разработка методической системы применения игровых технологий на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий 15
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 44


Актуальность исследования. Новые требования, заложенные в федеральном образовательном стандарте основного общего образования, предполагают реализацию в процессе обучения системно-деятельностного подхода, одной из важнейших составляющих которого является активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Физика – наука экспериментальная, для её полноценного изучения необходимо проводить опыты и эксперименты. Но заинтересовать учащихся к изучению этого предмета, с каждым годом становиться все сложнее. Учителям приходится искать новые пути и способы подачи учебного материала. С развитием общества и научно-технического процесса соответственно происходят изменения и в образовании. Это позволяет понять значимость игровых технологий не только в умственном развитии современного ребенка, но и в развитии личных, творческих качеств учащихся, которые являются частью современного общества. Использование игровых технологий с использованием ИКТ позволяет сформировать активную познавательную позицию учеников, что соответствует самым актуальным образовательным потребностям и запросам современного учебно-воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) выдвигаются требования по развитию познавательных интересов у школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы применения игровых форм с использованием ИКТ на уроках физики как средство развития интереса учащихся. Однако игровым формам как средству развитию интереса школьников к урокам физики не уделено должного внимания в современной научной литературе.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с развитием интереса у учащихся к урокам физики посредством применения игровых форм обучения с использованием ИКТ.
Степень разработанности проблемы. Применение игровых форм в обучении стали предметом исследования таких ученых, как Т.М. Воителевой, А.Г. Волостникова, А. Градова, Д. В. Менджерицкая и др. В работах В.К. Буряк, М.М. Захарова, Э.А. Киреевой, Л.С. Крючковой, Н.В. Мощинской и др. определены основные функции, которые выполняют игры и игровые технологии в процессе обучения. В научных трудах Л.Н. Вавиловой, В.А. Карсонова, И.В. Кулагиной, М.Д. Матвеевой, Д.А. Маловичко, Т.С. Паниной и др. обосновано применение игровых форм на уроках физики.
Объект исследования – процесс применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Предмет исследования – условия применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Цель исследования – изучить условия применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
Гипотеза исследования: если применять на уроках в 8-м классе игровые формы обучения с использованием ИКТ, то можно значительно повысить уровень развития интереса учащихся к физики.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты изучения проблемы применения игровых технологий с использованием ИКТ обучения на уроках физики.
2. Подобрать и апробировать систему игровых форм работы с использованием ИКТ по развитию интереса у учащихся 8-х классов к урокам физики.
3. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность применения игровых форм обучения с использованием ИКТ в развитии интереса у учащихся 8-го класса к урокам физики.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный качественный анализ результатов.
Методики исследования:
1. Методика «Познавательные интересы» А.А. Горчинской.
2. Методика «Учебные интересы» Ю. Белополовой.
3. Методика Н.Г. Лускановой «Интерес и учебная мотивация».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию интересов учащихся 8-х классов к урокам физики средствами игровых форм обучения с использованием ИКТ.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Барнаула.
Выборка: 20 учащихся 8-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись уровни развития познавательного интереса у учащихся основной школы применительно к урокам физики. По результатам исследования разрабатывались прикладные рекомендации. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изучения научных трудов отечественных ученых, методистов и педагогов-практиков был сформулирован вывод о том, что игровые технологии – метод обучения, организуемого в форме учебной игры, способствующей активному обучению и отличающейся наличием правил и фиксированной структуры игровой деятельности. Применение игровых технологий на уроке создаёт определённый эмоциональный фон, а также условия для мотивации учащихся к изучению трудных тем. Наиболее широко применяется педагогами дидактическая игра, которая содержит образовательную задачу, которую учащиеся решают в занимательной форме.
Методическая ценность игровых форм и игровых технологий состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование игровых технологий помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.
Уроки физики, проводимые в игровой форме или с элементами игры с использованием ИКТ, дают учителю возможность вовлечь в работу одновременно всех учеников и установить добрые, доверительные отношения с классом. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка интересной и эффективной.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было разработано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования позволил установить, что у учащихся 8-го класса в основном на среднем и низком уровнях развит интерес к изучению физики. В связи с тем, что уровень развития интересов учащихся недостаточный, было принято решение подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интереса у восьмиклассников к урокам физики. В ходе формирующего этапа экспериментального исследования нами были подобраны и апробированы игры и игровые технологии с использованием ИКТ в работе с учащимися 8-го класса на уроках физики и во внеклассной работе.
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования свидетельствует о том, что у учащихся 8-го класса прослеживается положительная динамика в развитии познавательного интереса, учебного интереса и учебной мотивации к изучению физики. Наблюдения показали, что применение игровых технологий с использованием ИКТ на уроках физики позволяет решить главные задачи, а именно: научить учащихся работать с учебной информации; приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, умение находить компромисс, логично излагать мысли.
Разработанные и апробированные в практике преподавания физики в 8-м классе обучающие игры с использованием ИКТ способствовали развитию интереса к урокам физики. Общий вывод заключается в том, что внедрение подобных игр способствует повышению интереса обучающихся к познавательной деятельности на уроках физики. Они помогают концентрировать внимание на учебных целях и задачах, развить познавательные способности. Таким образом, для повышения мотивации учащихся изучения физики необходимо вводить в образовательный процесс компьютерные игры. Они разнообразят и расширят знания учащихся.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Болдырев, Н. И. Основы педагогики / Н. И. Болдырев. – Москва : Академия. 2015. – 485 с.
2. Букатов, В. М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Москва : «Первое сентября», 2016. – 224 с.
3. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2018. – № 3. – С. 118-119.
4. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
5. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности : пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
6. Глазкова, К. Р. Уроки-исследования : формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика : изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 2-4.
7. Гнитецкая, Т. Н. Кластерный подход к вопросам обучения физике / Т. Н. Гнитецкая, П. В. Гнитецкий, Е. Б. Иванова, И. В. Соппа // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1(32). – С. 71-73.
8. Головина, С. В. Современный урок : проблемы, перспективы / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2017. – 76 с.
9. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. – 2016. – № 6. – С. 76-80.
10. Даутова, К. В. Методика изучения физики в средней школе и ее контроль качественными задачами : учебно-методическое пособие / К. В. Даутова – Уфа : БИРО, 2015. – 225 с.
11. Дик, Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Ю. И. Дик [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2015. – 190 с.
12. Ермолаева, М. Г. Современный урок : анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2017. – 225 с.
13. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2015. – №2. – С. 46-49.
14. Зимний, О. В. Элементы игры на уроках : статья / О. В. Зимний // Педагогические исследования. – 2019. – №6. – С. 14-16.
15. Ильченко, В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии : Кн. для учащихся / В. Р. Ильченко. – Москва : Просвещение, 2015. –174 с.
16. Кавтарадзе, Д. Н. Подготовка и проведение имитационной игры // Активные методы обучения в природоохранном образовании (дискуссии, ролевая и имитационная игры) / Д. Н. Кавтарадзе. – Москва : Московский государственный университет, 2017. – 76 с.
17. Каменецкий, C. Е. Теория и методика обучения физике в школе : Частные вопросы : Учебное пособие для студентов пед. вузов / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева [и др.]. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
18. Карасова, И. С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальные стороны обучения) / И. В. Карасова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 98 с.
19. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
20. Кичак, Т. Н. Педагогика и психология / Т. Н. Кичак. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 541 с.
21. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей школьников / О. А. Козлова // Школа. – 2016. – № 11. – С. 55-59.
22. Коханов, К. А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления : монография / К. А. Коханов, Ю. А. Сауров. – Киров : Изд-во ЦДООШ, 2013. – 232 с.
23. Коханов, К. А. Об одной методике организации познавательной деятельности школьников на уроках физики / К. А. Коханов, Ю. А. Сауров // Исследование процесса обучения физике. Вып. XV. – Киров : Изд-во ИРО Кировской области, 2017. – С. 49-53.
24. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
25. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2016. – 380 с.
26. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2018. – №2. – С. 55-56.
27. Липатникова, Е. В. Проблема освоения методологических понятий при обучении физике. Вып. 11 // Познание процессов обучения физике / под ред. Ю. А. Саурова. – Киров, 2018. – С. 4–8.
28. Лис, Е. П. Применение игровых элементов на уроке физики / В. П. Лис // ФПВ. – 2019. – № 1. – С. 52-55.
29. Лусканова, Н. Г. Учебная мотивация в сете проблем обучения / Н. Г. Лусканова // Педагогические исследования. – 2016. – №2. – С. 122-131.
30. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – №1. – С. 61–67.
31. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов школьников на уроках физики / Л. М. Маневцева // Педагогика. – 2016. – № 11. – С. 26–29.
32. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие для вузов / И. В. Марусева – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 624 с.
33. Межпредметная интеграция в курсе физики : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н. Б. Федорова, О. В. Кузнецова, А. С. Поляков; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2017. – 108 с.
34. Огородников, И. Т. Педагогика : Учебное пособие для студентов пединститутов / И. Т. Огородников. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 374 с.
35. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : Учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2018. – 144 с.
36. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва : Академия, 2017. – 217 с.
37. Пинаева, К. А.,. Межпредметные связи математики и информатики / К. А. Пинаева, В. Н. Косолапова // Научное сообщество студентов XXI столетия. – № 10(47). – 2016. – С. 85-89.
38. Продуктивные инновационные технологии в обучении физике / Л. В. Московкин, Г. Н. Шамонина. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 369 с.
39. Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова // Образование и общество. – 2016. – № 1. – С. 9-13.
40. Сауров, Ю. А. Принцип цикличности в методике обучения физике : Историко-методологический анализ: монография / Ю. А. Сауров. – Киров : Изд-во КИПК и ПРО, 2014. – 224 с.
41. Сауров, Ю. А. Поиск истины в науке и жизни… / Ю. А. Сауров // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Вып. 15. – Киров : Изд-во ООО «радуга-ПРЕСС», 2017. – С. 456–460.
42. Сауров, Ю. А. Проблема деятельности моделирования в методике обучения физике: монография / Ю. А. Сауров, В. О. Савош, К. А. Коханов. – Киров, 2016. – 200 с.
43. Суркова, С. А. Принципы обучения физике и математике / С. А. Суркова // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 117-119.
44. Терентьева, Ю. В. Виды дидактических игр / Ю. В. Терентьева // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 113-115.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ