Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения

Работа №14746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

химия

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий с использованием активных методов обучающихся химии 9
1.1. Понятие и классификация познавательных универсальных учебных действий 9
1.2. Понятие и характеристика активных методов обучающихся 15
1.3. Особенности использования активных методов обучения на уроках химии 23
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий посредством активных методов обучения у учащихся 8 класса на уроках химии 34
2.1. Изучение познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса 34
2.2. Описание комплекса активных методов обучения направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса на уроках химии 43
2.3. Оценка эффективности проведенной работы 47
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложение 1 69
Приложение 2 72
Приложение 3 73
Приложение 4 84
Приложение 5 92
Приложение 6 96
Приложение 7 99


Актуальность исследования. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий. Выделяют следующие виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные . Федеральный государственный образовательный стандарт, на сегодняшний день, предполагает формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся.Познавательные универсальные учебные действия включают: поиск, получение и использование информации, чтение и слушание, извлечение нужной информации, соотношение ее с имеющимися знаниями, опытом, фиксирование информации разными способами, понимание информации представленной различными формами, изобразительной, схематичной, модельной, использование различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике, нахождение в них нужных сведений, проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения [40].
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся. Она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней отношения.
Теория формирования универсальных учебных действий, разработчиками которой являются А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др., определяет универсальные учебные действия как комплекс обобщенных действий ученика и связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, компетентностей, к сознательному и активному присвоению социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию . Познавательными универсальными учебными действиями называют систему способов познания окружающего мир, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Средствами формирования познавательных универсальных учебных действий являются система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников.
В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова [38]. По химии разработаны авторские программы на основе Федерального государственного образовательного стандарта для 8 класса.
Традиционные методы преподавания потеряли свою актуальность на современном этапе усовершенствования общества, на первый план выдвигаются активные методы обучения. Активными методами обучения называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Основная задача введения активных методов обучения - воспитание, самостоятельности в решении проблем, творческой личности, толкают обучающихся к активной мыслительной деятельности. Существенный вклад в развитие теории и практики активных методов обучения внесли: М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевский, Р.Ф. Жуков, И.Г. Абрамова, Ю.С. Арутюнов, Б.Н. Герасимов, В.Ф. Комаров, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Ю.М.Порховник, В.И. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М.Сыроежкин, А.В. Хуторской [13]. Применение активных методов обучения как неотъемлемой и существенной составляющей современных образовательных технологий вызывает необходимость формирования специальных знаний и практических подходов у преподавателей и организаторов учебного процесса.
Достоинство активной проверки знаний на уроке химии высокий уровень самостоятельности, инициативности, развивается способность к добыче знаний и применение их на практике, способность анализировать литературу.
Контроль знаний, умений и навыков, учащихся представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения и является показателем его качества.
Цель исследования: изучение и развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия у учащихся.
Предмет исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов.
Гипотеза: развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках химии возможно посредством активных методов обучения: дидактических игр, учебных дискуссий, анализа конкретных ситуаций, проблемных лекций.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить познавательные универсальные учебные действия у учащихся 8 класса.
3. Составить и реализовать комплекс активных методов обучения химии у учащихся 8 класса.
4. Провести оценки эффективности работы, сформулировать выводы по работе.
Методы:
1. Теоретические (анализ литературы, обобщение).
2. Эмпирические (методика «Школьный тест умственного развития», тест на оценивание уровня усвоения учебного материала по разделу «Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учения», психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результата).
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы педагогами, так как подобран диагностический материал, разработан и систематизирован комплекс активных методов обучения для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках химии.
База экспериментального исследования. Исследование проводилось на безе МБОУ «Гимназия № 11» города Бийска с сентября 2017 по апрель 2018 года.
Апробация исследования:
Работа прошла апробацию на предзащите выпускной квалификационной работе 21.03.2018 года и 16.05.2018 года. Выступление с докладом по теме исследования. По теме выпускной квалификационной работы написана статья «Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения» в сборник «Развитие личности в образовательном пространстве», который составлен по итогам 16-й Всероссийской научно¬практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (18 мая 2018 год).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введение сформирован методологический аппарат исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам развития познавательных универсальных учебных действий с использованием активных методов обучающихся химии. Вторая глава посвящена описанию экспериментального исследования. В заключении сформулированы основные выводы. Библиографический список включает 53 информационных источников. В приложение включены: комплекс конспектов уроков, тест «Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учения», методика «Школьный тест умственного развития», таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт, на сегодняшний день, предполагает формирование познавательных универсальных учебных действий. Понятие и классификация познавательных универсальных учебных действий, понимается, как система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации обобщении и использовании информации. В состав познавательных универсальных учебных действий входят: общеучебные универсальные действия (формулирование цели, поиск информации, построение речевого высказывания), логические учебные действия (сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение, доказательство), а также постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения творческого или поискового характера решения). Следовательно, виды познавательных универсальных учебных действий позволяют выбирать наиболее оптимальную форму взаимодействия с учащимися. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировать у обучающихся устойчивые навыки в работе с большими объемами информации.
Понятие и характеристика активных методов обучающихся трактуется о том, что активные методы обучения подходят для формирования общих компетенций и раскрывают индивидуальную способность обучающегося, развивают теоретическое мышление, посредством имитационных методов моделирующих профессиональную деятельность обучаемых и неиметационных методов, где обучение осуществляется за счет прямых и обратных связей между обучающими и обучаемыми. Имитационные занятия могут быть игровыми, к ним относятся: деловые игры (исследовательские и учебные игры), игровое проектирование, ролевые игры. К имитационным неигровым активным методам обучения относят: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных проблем, имитационные упражнения, тренинги. Неимитационные активные методы обучения, к ним относятся: проблемные семинары, тематические дискуссии, круглые столы, эвристические методы обучения. Необходимо отметить, что активные методы обучения в значительной мере сокращают путь от приобретения теоретических знаний до их практического применения.
Особенности использования активных методов обучения на уроках химии расценивается так, что активные методы обучения могут использоваться на этапах учебного процесса. А именно на первичном овладении знаниями, это может быть проблемная лекция, на контроле знаний, например, проблемное обучение и на этапе формирования умений и навыков на основе полученных знаний, то есть использование игровых методов и неигровых, таких как решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций. Тем самым, активные методы обучения позволяют формировать у обучающихся самостоятельное приобретение знаний и умение пользоваться источниками знаний и выделять из нее главное. Делать обобщение выводы умение взаимодействовать с другими обучающимися и педагогом. Рассмотренные темы уроков, показывают разноуровневую подготовку и проведение уроков с использованием активных методов обучения в 8 классе.
При изучении познавательных универсальных учебных действий у учащихся восьмых классов, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента, исходный уровень сформированности логических операций и умение работать с информацией, которую можно судить по формированию познавательных универсальных учебных действий является, в основном, низким. Результаты учащихся экспериментального класса и контрольного класса практически одинаковы.
На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс активных методов обучения, при изучении раздела «Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения», направленных на
развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса на уроках химии. Использовались активные методы обучения на различных этапах урока, такие как учебная дискуссия, дидактическая игра, исследовательская игра, решение ситуационных задач, проблемное обучение, эвристические задания, дидактические задания и ролевая игра. Применялись некоторые виды познавательных универсальных учебных действий для индивидуальных заданий: формулирование познавательной цели,
проблемный вопрос, сравнение, построение речевого высказывания, подготовить сообщение. У учащихся развивались, такие важнейшие в учебной деятельности потребности, как в развитии познавательной деятельности.
На контрольном этапе исследования оценка эффективности проведенной работы показывает, что при повторной диагностики познавательных универсальных учебных действий методики «Школьный тест умственного развития» и изучения уровня усвоения учебного материала изученного посредством активных методов обучения, у экспериментального класса результаты значительно повысились. Результаты исследования свидетельствуют о том, что гипотеза нашла подтверждение. А именно, что развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках химии возможно посредством активных методов обучения: дидактических игр, учебных дискуссий, анализа конкретных ситуаций, проблемных лекций. Таким образом, уроки химии могут стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся.
Цель исследования по изучению и развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения, достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках химии возможно посредством активных методов обучения: дидактических игр, учебных дискуссий, анализа конкретных ситуаций, проблемных лекций.



1. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, И.Г. Жуков, Р.Ф.. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
2. Ахметов, М.А. Стратегии успешного изучения химии в школе [Тест] М.А. Ахметов. - М. : Дрофа, 2010. - 95 с.
3. Боборико, Т.Л. Разностороннее использование информационных технологий как средство повышения познавательной деятельности учащихся при изучении химии [Текст] : Т.Л. Боборико, Л.Е. Емачек. - 2011. - № 9. - С. 34-37.
4. Васильева, П.Д. Методика преподавания химии [Текст] : учебное пособие / П.Д. Васильева. - Элиста :Калм. Ун-т, 2012. - 102 с.
5. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия. Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования [Текст] : монография / Т.А. Воробьев. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, - 2014. - 170-175с.
6. Гильманшина, С.И. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО [Текст] : учеб.пособие / С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская. - Казань : Отечество, 2012. - 104 с.
7. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] : пособие для учителя / А.А. Гин. 12-е изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2013. - 112 с.
8. Дмитриев,С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] / С.В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 30-39.
9. Ефремова, Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя [Текст] : методическое пособие / Н.Ф. Ефремова. - М. : Национальное образование, 2012. - 224 с.
10. Заграничная, Н.А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС [Текст] : Н.А. Заграничная // Химия в школе. - 2012. - № 10. - С. 18-23.
11. Зайцев, О.С. Методика обучения химии [Текст]: теоретический и прикладной аспекты: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Зайцев. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
12. Зарукина,Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст] : учебно - методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
13. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. Пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010 - 59 с.
14. Иванова, Р.Г.Общая методика обучения химии в школе [Текст]: учеб.пособие / Р.Г. Иванова, Н.А. Городилова, Д.Ю.Добротини; под ред. Р.Г. Ивановой. - М.: Дрофа, 2008 — 319 с.
15. Каверина, А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы [Текст] пособие для учителейобщеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин ; Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2013. - 128 с.
16. Кашапов, М.А.Неимитационные методы обучения [Текст] : метод. Указания / М.М. Кашапов. - Яросл. Госун-т, Ярославль. 2001. - 32 с
17. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании [Текст] : учеб.пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. - Красноярск: Сибирский федеральный институт; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 176 с.
18. Космодемьянская, С.С. Методика обучения химии [Текст]: учебное пособие/ С.С. Космодемьяская, С.И. Гильманшина. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.
19. Костянко, И.Е. Как организовать и провести урок-исследование [Текст] : И.Е. Костянко // Биология и химия. - 2016, № 8. - С. 29-31.
20. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: метод пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. - Тамбов :Изд - во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.
21. Матвеева, Э.Ф.Методика преподавания химии (инновационный курс) [Текст] : учебно-методическое пособие / Э.Ф. Матвеева. - Астрахань : АГУ, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. - 208 с.
22. Методика преподавания химии [Текст] / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 2004. - 415 с.
23. Минченков, Е.Е. Химия [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е. Е. Минченков, А.А. Журин, А.П. Оржековский. - М.: Мнемозина, 2010. - 320 с.
24. Музаева, З.М. Интерактивные методы преподавания химии в современной школе [Текст] / З.М. Музаева // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. /. - Казань.: Бук, 2015. - 24 с.
25. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] : С.А. Мухина, А.А. Соловьев. - Ростов н/Д, 2004. -176 с.
26. Нечаева, М.А. Активные методы обучения при изучении нового материала [Текст] / М.А. Нечаева // Химия в школе. - 2015. - № 9. - С. 35-39.
27. Омельянович, Т.Н. Развитие критического мышления школьников посредством создания учебных проблемных ситуаций [Текст] : Т.Н. Омельянович // Биология и химия. - 2015. - № 1. - С. 29-31.
28. Пак, М.С. Дидактика химии [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С. Пак. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 315 с.
29. Перевозчикова, Н.В. Как мы проводим графический диктант [Текст]/ Н.В. Перевозчикова // Химия в школе. - 2014. - № 7. - С. 24-26.
30. Пичугина, Г.А. Активные формы обучения на уроках химии [Текст]/ Г.А. Пичугина // Химия в школе. - 2009. - № 5. - С. 33-38.
31. Пичугина, Г.В. Ситуационные задания по химии 8-11 классы [Текст] : Г.В. Пичугина. - М. : ВАКО, 2014. - 144 с.
32. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее [Текст] : коллективная монография: в 3 кн. / под ред. Е.В. Ковалевской. - Нижневартовск : 2010. - 300 с. - Библиогр.: с. 299-300.
33. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Сост.: Н.Е. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 128 с.
34. Саакян, Л.А. Особенности применения метода проблемного обучения в преподавании химии [Текст] : Л.А. Саакян // Современные тенденции развития химического образования / Под. Ред. акад. РАН, проф. В.В. Лунина. - Кишинэу, 2005. - С. 139-149
35. Сурин, Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент [Текст] Ю.В. Сурин. - М. : Школа-Пресс, 2008. - 144 с.
36. Суртаева, Н.Н. Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности [Текст] / Н.Н. Суртаева // Химия в школе. - 2009. - № 1. - С.20 - 23
37. Тагиев, Т.И. Активное обучение на уроках химии [Текст] / Т.И. Тагиев // Химия в школе. - 2016. - № 7. - С. 20-23.
38. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
39. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [Текст] / Под. Ред. А.Г. Асмолова. - М. 2011. - 214 с.
40. Фукс, О.С. Формирование познавательных УУД на уроках химии [Текст] учеб.пособие / О.С.Фукс. - Бахрам-М, Самара, 2008.-367с.
41. Цветков, А.А. Общая методика обучения химии. Содержание и методы обучения химии [Текст] :учеб пособие для учителей / А.А. Цветков, Р.Г. Иванова, В.С. . - M.: Просвещение, 1981. - 224 с.
42. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
43. Чернобельская, Г.М. Теория и методика обучения химии [Текст] : учебник по специальности «Химия» / Г.М. Чернобельская. - М. : Дрофа, 2010. - 318 с.
44. Штроо, В.А. Методы активного социально - психологического обучения [Текст]: учебно - методическое пособие для студентов 4 курса д/о и 5 курса в/о факультета философии и психологии (отделения психологии) / В.А. Штроо. - Воронеж, 2003. - 55 с.
45. Шумова, И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст]: / И.В. Шумова, Г.Д. Ахметова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011 - с. 57-62.
46. День за днем [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые данные (157 623 bytes). - Режим доступа http: // www.den-za-dnem.ru/files- 00003/nim-008.docSanday, 10 Dek 2017 16:17:28.
47. Классификация методов обучения [Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные (28304 bytes). - Режим доступа
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a3bd68b5c53b89421316c37_0.h tmlMonday, 28 Aug 2017 18:10:34.
48. Поликарпова, Л.Д. Формирование познавательных УУД на уроках химии [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые данные (157 623 bytes). - Режим доступа http://festival. 1 september.ruTuesday, 2 Apr 12:43:23
49. Тест на оценивание уровня усвоения учебного материала по разделу «Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учения» [Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные (28304 bytes). - Режим доступа http://samopodgotovka.eom/index.php/khimiya/81 -testy-po-khimii-8-klass/957-test-po-khimii-8-klass-tema-vvedenie-variant-1.htmlMonday, 28 Aug 2017, 13:59:12
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные (28304 bytes). - Режим доступа http://filling- form.ru/turizm/88866/index.html?page=45Monday, 28 Aug 2017, 16:39:12
51. Фефилова, КВ.Преемственность в формировании познавательных УУД [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые данные (20304 bytes). - Режим доступаhttp://www.metod-kopilka.ruSatuday, 17 Nov 2017 12:53:11
52. Школьный тест умственного развития » [Электронный ресурс]. -
Электрон.текстовые данные (48576bytes). - Режим доступа
http://azps.ru/tests/tests3_stur.htmlMonday, 28 Aug 2017, 15:39:12


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ