Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №42361

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
514
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 10
1.1. Ключевые компетенции западного и отечественного образования.... 10
1.2. Характеристика информационной компетенции 21
1.3. Характеристика информационной компетенции при изучении
общебиологического материала 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 38
2.1. Анализ сформированности информационной компетенции учащихся 38
2.2. Система формирования информационной компетенции учащихся на
уроках биологии 47
2.3. Динамика сформированности информационной компетенции
учащихся 7-8-х классов на уроках биологии в условиях реализации системы зачетных единиц 56
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложение

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время человечество находится на переходной стадии своего развития, эволюционируя от индустриального устройства общества к
постиндустриальному, или информационному. Приоритетом в таком обществе являются знание, информация и интеллект. В условиях стремительного роста информационных потоков и их масштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества.
Ответом на изменения, наметившиеся в современном обществе, стала модернизация российского образования, в качестве одного из направлений которой выделено формирование ключевых компетенций, которыми должны обладать выпускники школ. К числу ключевых относят компетенции в сфере работы с информационными ресурсами и устройствами, ее предоставляющими.
Информационная компетенция необходима из-за быстрого увеличения информационных ресурсов и изменения доступа к ним. Люди сталкиваются с разнообразным информационным выбором в деятельности. Информация доступна через ресурсы Европейского экономического сообщества, специальные организации, производителей и поставщиков услуг, СМИ, библиотеки и Интернет. Все больше и больше информация прибывает нефильтрованная. Это вызывает вопросы об ее надежности. В основном информацию получают через СМИ от которых возникают проблемы в оценке, понимании и использовании информации этическом и правомерно виде. Низкое качество и огромное количество информации также формируют большие проблемы перед обществом.
Изобилие информации и ресурсов само по себе не создаст более информированных граждан без дополнительного понимания и возможности эффективного использования информации. Информационная грамотность обычно определялась как набор способностей, позволяющих людям «признать, когда информация необходима, и имеются ли возможности определить местонахождение, оценить, и использовать эффективно необходимую информацию».
В более широком контексте, информационно-грамотные люди были описаны как те, кто ‘знает, когда они нуждаются в информации и которые в состоянии найти, оценить, организовать, и эффективно использовать информацию, чтобы решить личные, рабочие или более широкие социальные вопросы и проблемы.
Когда люди не понимают, как организована информация, они не имеют навыки поиска, принятия обоснованных решений по политическим и социальным вопросам и не владеют способностью критически анализировать информацию. Информационная грамотность важна ...
• для того, чтобы дать учащимся возможность учиться для себя.
• для принятия обоснованных решений.
• чтобы обучить учащихся успеху в своей карьере.
• для удовлетворения потребностей работодателей для
сотрудников, имеющих информационную грамотность.
• содействовать созданию самодостаточных исследователей.
• поощрять тщательную оценку источников информации для
предвзятости и неточности.
• чтобы помочь учащимся справиться с информационной перегрузкой.
• предлагать стратегии использования Google с распознаванием и для оценки онлайн-информации.
• для достижения целей стратегического плана учебного заведения и всей образовательной программы
Другими словами: развитие четвертой ключевой компетенции на хорошем уровне представляет собой большую задачу для учебных заведений - от начальных школ до высших учебных заведений. Если задача не решена, возникает вопрос, она выполнена некорректно или не выполнена вообще.
Навыки информационной компетенции критически важны для учащихся. Способность находить, понимать, оценивать и использовать информацию, будь то из научной литературы или из веб-ресурсов, имеет важное значение для правильного понимания темы исследования и ее реализации. Однако вопросы, относящиеся к проблеме развития информационной компетенции в основной школе, в том числе и на уроках биологии, до сих пор не нашли ответов и не были приведены согласно требованиям данной ступени системы образования.
Противоречие исследования. Таким образом, актуальность рассмотрения проблемы формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников обусловлена противоречиями между:
- социальным заказом общества на повышение информационной культуры учащихся и необходимостью решения задач информатизации образования и недостаточным, несмотря на ряд серьезных исследований, теоретическим обоснованием современных подходов к построению и реализации моделей формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников как основы их информационной культуры;
- необходимостью разработки содержания и методики использования новых информационных технологий и недостаточной практической разработанностью условий их эффективного применения для формирования информационно-коммуникационной компетенции учащихся.
С учетом актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности и имеющихся противоречий определена тема курсовой работы: «Формирование информационной компетенции учащихся 7-8-х классов на уроках биологии».
Проблема: определение условий формирования информационной компетенции обучающихся 7-8-х классов на уроках биологии.
Цель: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования информационной компетенции учащихся 7-8-х классов на уроках биологии.
Объект исследования: процесс формирование информационной
компетенции обучающихся 7-8-х классов на уроках биологии.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
информационной компетенции обучающихся 7-8-х классов на уроках биологии.
Гипотеза исследования процесс формирования информационной компетенции в биологическом образовании будет эффективным при следующих педагогических условиях:
• использовании информационно-коммуникативных технологий;
• разработке и внедрении модели формирования информационной компетенции учащихся на уроках биологии.
В соответствии с поставленной целью исследования, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
• Провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• Выявить педагогические условия формирования информационной компетенпции учащихся на уроках биологии;
• Обобщить опыт использования информационнокоммуникативных технологий на уроках биологии, повышающих уровень знаний обучающихся по предмету биология;
• Разработать модель формирования информационной компетенции учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И Загвязинский, М.С. Каган, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.);
- личностно ориентированный подход (А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
- компетентностный подход (В.И. Бабенко, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, А.Г. Каспржак, Г.И. Ибрагимова, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.Д. Шадриков и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование; эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение учебной документации и результатов деятельности), эксперимент; статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования информационной компетенции учащихся, обусловленных структурой и содержанием предмета «Биология» и подтверждением их значимости в процессе исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель формирования информационной компетенции учащихся на уроках биологии, которая может быть использована в образовательной деятельности учителей-биологов.
Научная новизна исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности.
Достоверность исследования обеспечивается анализом фундаментальных работ по проблеме исследования, адекватность методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы. Результаты исследования отражены в конференции «Концепция «Общества знаний» в современной науке»
Опытно - экспериментальной базой исследования явились МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани и Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №90» Советского района г.Казани.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были решены поставленные задачи, цель достигнута и подтверждены выдвинутые гипотезы. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
Понятие «информационная компетенция» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Однако мы вслед за Тришиной С.В. исходим из того, что информационная компетенция — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
В рамках настоящего исследования были отобраны следующие педагогические условия, способствующие результативности деятельности, среди которых общими являются:
• ориентация целей и задач образовательного процесса на формирование информационной компетенции, организацию исследовательской деятельности учащихся;
• соответствие нормативной базы, учебно-методического
комплекса и мониторинга качества учебного процесса;
• наличие современных технологических средств и доступ к ним каждого учителя и учащегося;
• готовность педагогических работников к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
• сочетание педагогической оценки и самооценки;
• стимулирование учащихся в успешном усвоении учебного материала;
• учет психолого-педагогических особенностей учащихся;
• обеспечение межпредметных связей, между преподаваемыми дисциплинами и предметом «информатика».
Частными педагогическими условиями являются:
- использование в учебном процессе интерактивные методы обучения.
- разработка критериев определения информационной компетенции учащихся;
- внедрение учебной программы, предполагающей формирование информационной компетенции учащихся основной школы на уроках биологии;
Из-за отсутствия методов прямого измерения информационных компетенций, мы использовали методы измерения, содержащие экспертную оценку для выявления уровня сформированности мотивационного, когнитивного, коммуникативного, технологического, рефлексивного компонентов информационной компетенции.
На основании выбранной системы методов, направленной на самостоятельную работу учащихся и использование полученной информации в практической деятельности, мы разработали и апробировали спроектированную модель формирования информационной компетенции учащихся на уроках биологии.
В ходе организованной и проделанной работы, в процессе урочной и
деятельности по биологии развивались и повышались информационные
компетенции учащихся, такие как: владение разнообразными методами
эмпирического исследования; умение видеть и вычленять правдивую
информацию; способность к креативности, т.е. творчеству; способность к
преодолению когнитивных трудностей; положительное отношение к работе
с информацией; умение структурировать материал, умение быть
самостоятельным в процессе познания; самостоятельность в принятии
68
решений и их оценки; умение излагать ход и результаты работы, правильно оформить свою исследовательскую работу; способность формулировать выводы и умозаключения; положительное отношение к учебе.
Развитие информационной компетенции учащихся позволило сформировать особое ценностное отношение к информации как к способу самореализации и социального признания и престижа, основанное на внутренней познавательной мотивации.
Сравнение результатов полученных по завершению эксперимента с констатирующей частью свидетельствует об эффективности выбранных методов. Таким образом, была доказана эффективность модели формирования информационной компетенции, что дает основание рекомендовать ее для использования в общеобразовательных учреждениях в предмете «Биология».
Проведенное исследование показало значимость полученных результатов для образовательного процесса. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование может осуществляться по следующим направлениям: выявление закономерностей процесса формирования информационной компетенции учащихся, совершенствование технологий, методов и средств подготовки к информационной деятельности, расширение диагностического аппарата по оценке степени сформированности информационной компетенции, возможности психологического сопровождения процесса формирования информационной компетенции обучающихся основной школы.



1. А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 55 - 64.
2. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. - М., 2003. - 368с. - С.4.
3. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
4. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде //Школьные технологии. - 2000, № 6.
5. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образователь-ной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10 - C. 8 - 14.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.: Питер, 2000.
7. Бредихин В.Н., Панина Г.Н., Румянцев И.А. Смирнов В.А., Соломин В.П Пути подготовки учителей к использованию в обучении новых информационных технологий // Педагогическая информатика. - 1997, № 3.
8. Булычева М. Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии // Биология. - 2008, №16 (авг.).
9. Горячева, М.В. Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы учащихся [Текст] / М.В. Горячева // Известия РГПУ им. А.И. Г ерцена. - 2008. - № 30(67). - С. 368-372.
10. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. - М., Центр «Педагогический поиск». - 2004.
11. Джураев, Р.Х. Методологические требования к качеству педагогических исследований [Электронный ресурс] / Р.Х. Джураев // Режим доступа : http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/metodologicheskie- trebovaniya-k-kachestvu-pedagogicheskih-issledovaniy.html. - В надзаг. : Центр современных методик преподавания - Dioo. - загл. с экрана.
12. Дикарева И.Г. Опыт построения задачной структуры процесса
обучения биологии/ И.Г.Дикарева 74-79 с.
13. Дмитриева Е.А. Развитие информационной компетентности при обучении биологии в основной школе/ Е. А. Дмитриева, И. В. Цыбулько, Т. Г. Хохлова - Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 4 -62-67 c.
14. Донев Д. Д. Анализ компонентной структуры информационной
компетентности будущих менеджеров // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 30-33. — URL
https://moluch.m/th/3/archive/55/2298/ (дата обращения: 23.06.2018).
15.Загвязинский, В.Г. Методология и методика дидактического исследования / В.Г. Загвязинский. - М.: 1981. - 160 с.
16.Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
17. Ильенков, Э.В. Учиться мыслить [Текст] / Э.В. Ильенков // Феникс.
18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.:
19. Ильина, И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) [Текст] / И.Н. Ильина // Одаренный ребенок. - 2008. - №2. - С. 13 - 18.
20. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. [Текст] / И.И. Ильясов. - М.: изд - во МГУ, 1986. - 270 с..
21. Исаев, Д.С. Интеграция в исследовательской работе учащихся [Текст] / Д.С. Исаев // Химия в школе. - 2006. - №2. - С. 17 - 25.
22. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, - 2007. - С. 264.
23. Кларин, М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (анализ зарубежного опыта) [Текст] /
24. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
25. Кремер, Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2004. - 573 с.
26. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 20 - 27.
27. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3 - 12.
28. Лейкина Ю.В. Формирование информационной компетенции учащихся 6 класса средствами предмета «Биология»/ Ю. В. Лейкина,
О. С. Маковеева, О. Н. Васина - Пензенский государственный университет - Пенза
29. М. Кларин // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. - С. 343.
30. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Педагогическое Общество России. - М., 2001.
31. Нагайченко, Н.Н. Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности старшеклассников [Текст] / Н.Н. Нагай-ченко // Ярославский педагогический вестник - Том II. - 2010. - №3. - С. 94-97.
32. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии : учебное пособие для вузов / А.И.Никишов. - М.: Колосс, 2007. - 303 с.
33. Омельченко, С. В. Структурно-функциональная модель формирования компетентности студентов технического колледжа [Текст] / С.
В. Омельченко // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2007. - №6. - С. 45-48.
34.Осин А. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации // ИКТ в образовании. - 2004, № 6. Питер, 2005. - С. 90 - 97.
35. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
36. Полякова Н.А. Методические основы включения электронных учебных модулей в обучение биологии в средней школе/Н. А. Полякова. - Теория и методика обучения. - 207-214 с.
37. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельников; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2003. - С. 240 - 247.
38. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
39. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
40. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
41. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: Педагоги ка, 1986. - 152 с.
42. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста-учителя - к
коллективу единомышленников. // Народное образование. -1992, март - апрель.
43. Смирнов В.А. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1997. - 120 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ