Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


К истории суннитско-шиитских противоречий: анализ трактата Мусы Бигиева “Ал-Ваши‘а фи накд ‘акаид аш-ши‘а” (Челнок для раскрутки пряжи воззрений шиитов, 1935)

Работа №40528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
575
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1 Возникновение шиизма 18
Раздел 2 Сунниты и шииты. Причины раскола и основные противоречия. 28
Раздел 3 Татарские богословы 20 века о трактовке религии в новое время 41
Раздел 4 Муса Бигиев. Жизненный путь ученого 51
Раздел 5 Трактат «Критика шиитских воззрений» 63
Раздел 6 Исследование трактата «Критика шиитских воззрений» Мусы Бигиева в соответствии c теорией критического дискурс-анализа Т.А. ван Дейка 76
Заключение 85
Список использованных источников и
литературы 89
Приложение 1 95
Приложение 2 116

Актуальность:
Изучение татарской теологической мысли в Республике Татарстан на протяжении веков являлось одной из наиболее обсуждаемых и популярных тем дискуссий и научных работ. Невозможно оставить без внимания вклад Абу-н-Насра Курсави, Мусы Яруллы Бигиева, Габдрахима Утыз-Имяни ал- Булгари, Шигабутдина Марджани и многих других. Изучение их наследия занимает значимое место в системе философской и теологической мысли, как татарского народа, так и мира в целом. Изучение татарской богословской мысли имеет особую важность в контексте культуры России, так как мусульманские народы живут в условиях доминирования иной (не исламской) конфессиональной среды.
Среди татарских религиозных деятелей следует отметить Мусу Бигиева (1873-1949), чьи взгляды созвучны лучшим традициям мировой социальной и философской мысли. Муса Бигиев - одна из самых ярких фигур первой половины XX века. Он проявил себя во многих сферах общественной жизни. Его статьи и речи всегда вызывали волну живой полемики и становились настоящим событием в мусульманской прессе. Некоторые мусульмане воспринимали его идеи как руководство к действию и находили ответы на вопросы, которые беспокоили их. Другая часть общества активно осуждала Бигиева, подвергая его воззрения резкой критике. Ясно одно: Муса Бигиев никого не мог оставить равнодушным, он прославился во всем мусульманском мире как смелый религиозный реформатор и философ-гуманист. Муса Бигиев был признан своими современниками выдающимся мыслителем и теологом, которого нередко называли «мусульманским Лютером».
Творчески развивая идеи выдающихся мыслителей исламского мира: Ибн Араби, аль-Маарри, Бистами, Руми, Хафиза, Саади и т.д., а также их последователей, религиозных реформаторов - Д.Афгани, М. Абдо, А. Курсави
и Ш. Марджани, он наиболее полно и последовательно выразил дух религиозного реформизма. Впервые, в истории ислама, он перевел Коран на национальный, татарский язык. Муса Бигиев продвигал идеал свободно мыслящего человека, социально активного, адекватно оценивающего свое положение в мире и понимающего смысл жизни, который строит свое поведение и работает на принципиально новых принципах, которые, согласно его мнению, удивительно созвучны духу ислама, каким его передал пророк Мухаммад. Муса Бигиев обосновывал свои идеи принципами исламской религии, рассматриваемыми им как инструмент гармоничного развития личной, семейной, социальной жизни человека.
Творческое наследие Мусы Бигиева - ценный теоретический и практический материал, способный выявить пути решения как внутренних, так и глобальных проблем современной эпохи.
Хронологические рамки:
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1904 г. (второй этап работы Мусы Бигиева в те годы он получил известность как ярый публицист и блестящий ученый, примерно в это же время его работы стали активно распространяться) до 1935 г. (первое издание книги «Критика шиитских воззрений").
Объект дипломной работы:
Трактат Мусы Бигиева “Ал-Ваши‘а фи накд ‘акаид аш-ши‘а”
Предмет дипломной работы:
Шиитские верования и практики в контексте их изучения в отечественной и зарубежной исследовательской литературе.
Цель дипломной работы:
Изучение особенностей рассмотрения шиитских верований и практик в трактате Мусы Бигиева «Аль-Ваши‘а фи накд ‘акаид аш-ши‘а» с точки зрения изучения суннитско-шиитских противоречий.
Задачи:
1. Рассмотреть процесс возникновения шиизма, как религиознополитического течения в исламе.
2. Обозначить причины раскола между группой Суннитов и группой Шиитов, а также проследить эволюцию отношений между двумя этими группами в исторической перспективе.
3. Выявить вклад Мусы Бигиева в татарскую богословскую мысль, уделив внимание проблематике суннитско-шиитских взаимоотношений.
4. Проследить жизненный и творческий путь становления личности Мусы Бигиева, и его место среди татарских богословов.
5. Обозначить цель написания книги «Критика шиитских воззрений» и дать анализ информации, содержащейся в ней.
6. Произвести анализ работы Мусы Бигиева «Критика шиитских воззрений» в контексте критического дискурсивного анализа Т.А. ван Дейка).
Историографический обзор:
Историография делится на две части: первая - книги, относящиеся к классическому шиитскому наследию, вторая - собственно работы самого Мусы Бигиева, прежде всего, его трактат «Критика шиитских воззрений».
Историография по классическому шиитскому наследию включает в себя
работы
• «Аль-Кафи» ,
• «Ат-Тахзиб» ,
• «Ман ля яхдуруху аль-факых» ,
• «Аль-Истибсар» ,
• «Бихар аль-анвар» ,
Историография Мусы Бигиева подразделяется на:
1. Труды по фикху, основам фикха и проблемам фикха.
• Согласование - 1909 Казань,
• Правила фикха - 1910 Казань,
• Фикх в Коране - 1920 Петроград,
• История исламского правотворчества - 1935 Каир,
• Значимые основы - 1946 Бомбей,
• Записки о праве наследования - 1944 Бхопал,
• Страхование жизни и имущества - 1944 Бхопал,
• Религиозный налог - 1916 Петроград,
• Проблема спиртных напитков с позиции исламского шариата - 1927 Стамбул,
• Пост-ураза в длинные дни - 1911 Казань,
• К вопросу о кремации трупов - 1914 Петроград,
• Конституция в Исламе - 1946 Бомбей,
• Рост и банки в Исламе - 1946 Бхопал и т.д.
2. Произведения по тафсирам и кораническим наукам
• Комментарий Корана - написан в последние годы жизни, предположительно оставлен в Индии. Не был издан,
• Перевод Корана на турецкий язык - работа утеряна,
• История Корана и его списков - 1905 Петроград,
• Толкование сочинений Мухаммада Шамсутдина аль-Джезери - 1908 Оренбург и т.д.
3. Труды по хадисоведению
• Толкование работы Ибн Хаджара аль-Аскалани «Булуг аль-Мирам мин адиллатил-Ахкям» 1945 Бхопал,
• Китабус-Сунна - 1945 Бхопал,
• Аль- Муватта, книга имама Малика, содержит предисловие от Мусы Бигиева - 1909.
4. Произведения по исламской мысли:
• Несколько вопросов вниманию народа - 1912 Казань,
• Универсальное спасение - 1933 Берлин,
• Критика шиитских воззрений - 1935 Каир и т.д.
5. Произведения по политическим и общественным проблемам:
• Мусульманским народам о религиозных, нравственных, социальных, политических проблемах и установках - 1923 Г ермания,
• Основы реформирования - 1915 Петроград,
• Обращение к Верховному Национальному Собранию Турции - 1931 Каир,
• Исламский научный университет - 1946 Бомбей,
• Система исламского халифата - 1945 Бхопал,
• Программа союза мусульман России - 1906 Петроград,
• Основы шариата - 1917 Петроград и т.д.
6. Труды по истории религии:
• Пророки и небесные книги семитов в чудесных выражениях аятов
Благородного Корана,
• Мессия сын Марии согласно чудесным выражениям аятов
Благородного Корана,
• Евангелие и его истинность,
• История древних книг семитов,
• Взгляд ислама на древние верования и т.д.
7. Огромнейшее количество статей в журналах:
• «Шура» (Оренбург),
• «Ислам дуньяся» (Стамбул),
• «Аср-е мусульманлык» (Крым),
• «Аль-Манар» (Египет) и т.д.
Степень разработанности проблемы:
Первыми исследователями, ставящими целью изучение жизненного пути и идеологического наследия татарского мыслителя, были иностранные ученые. Самая ранняя работа, посвященная просветителю Мусе Бигиеву, принадлежит А.Б.Таймасу. Она была издана в 1958 г. в Турции, работа носит биографический характер и рассказывает о личных качествах Мусы Бигиева, что является наиболее ценной стороной этого произведения. Д.
Другим исследованием жизни и научного наследия Мусы Бигиева является работа современного турецкого ученого Мехмета Гёрмеза. Автор продемонстрировал, насколько важную роль играл Муса Бигиев в мусульманской философской и теологической мысли в начале 20 -го века. Автор приводит оценки западных и восточных ученых, которые называли
Мусу Бигиева не иначе, как основоположником реформаторского движения среди мусульман России, способным повлиять на весь мусульманский мир. Эта работа была задумана как популярное научное эссе, однако она дает возможность лишь кратко познакомить читателя с жизнью, научной деятельностью и идеями одного из великих мусульманских мыслителей первой половины XX века, и поэтому не может считаться специализированным научным исследованием, направленным на создание социально-философского анализа наследия Мусы Бигиева.
Сама личность Мусы Бигиева и его основные взгляды подробно изучены Хайрутдиновым Айдаром Гарифутдиновичем в двухтомной «Антологии татарской богословской мысли». В этом произведении автор рассматривает такие его труды, как «Свидетельство о божественной милости», «Взгляд на веру людей в божество», «Пост в долгие дни», «Введение в трактат «Аль- Муафакат», «Обращение к мусульманским народам», а также, «Женщина в свете священных аятов Благородного Корана».
Между тем, работа «Критика шиитских воззрений»8 к сожалению, осталась без должного внимания и не была проанализирована учеными. Эта книга является наиболее полным изложением основных воззрений имамитов (Мазхаб ал-Имамийа), которые являются одной из ведущих ветвей шиитского течения, признающие двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба. Книга переиздавалась неоднократно, особенно часто в Египте. По полученным сведениям, насчитывает пять изданий книги в Каире: первое из которых датируется 1937 г., а последнее 1984. Первое издание книги было осуществлено в 1935 г. в Багдаде. Кроме того, индийские ученые перевели его на урду. Автор неоднократно подчеркивает в своей книге, что он исследовал взгляды шиитов на предмет их вредного воздействия как на самих имамитов, так и на других мусульман.
Кроме того, творчеством и влиянием на современное общество личности Мусы Бигиева занимались такие ученые как А.Н. Тагирджанова (Книга о Муса-эффенди, его времени и современниках) и Э.Н. Ахметова (Муса Бигиев). Существуют также переводы и статьи Гимадеева И.Ф.
Стоит также упомянута автора перевода работы «Критика шиитских воззрений» Шагавиева Дамира Адгамовича. Без стараний и усердий которого, эта работа не состоялась бы.
Исследовательская литература делится по тематике на две части: первая часть включает в себя литературу по шиизму, вторая - по Мусе Бигиеву.
Проблематикой суннитско-шиитских взаимоотношений занимались многие зарубежные и отечественные ученые.
Здесь хотелось бы выделить Генри Корбина, и его труд «История исламской философии» , который подробным образом излагает особенности философского понимания картин мира среди представителей тех или иных групп в исламе.
Заслуживает внимания работа Винсента Корнелла «Голос Ислама» в которой автор рассказывает о феномене ислама в разделах, ориентированных на семейные отношения, таких как «Брак в исламе», «Духовное значение брака в исламе», «Обрядовая практика», «Беременность и роды в Исламе» и т.д.
Хамид Дабаши, в своей работе «Шиизм: религия протеста», излагает несколько другую точку зрения на шиизм, чем предыдущие авторы. Для западного мира, стремящегося понять ислам и, в частности, шиизм, эта книга крайне необходима в рамках критического анализа. Хамид Дабаши раскрывает «душу шиизма» как религии протеста - успешную только тогда, когда она находится в боевой позиции и утрачивает свою легитимность во власти. Дабаши подробно обсуждает шиитские доктринальные основы, дает панорамный взгляд на его историческое становление и акцентирует внимание на трех основных местах современного «обострение шиизма»: Иран, Ирак и Ливан. В этих странах шиизм, по словам автора, перестает быть сектой, перерастая в нечто большее, и, требует глобального политического внимания в широком контексте ислама. Именно здесь мы видим шиизм в своем боевом режиме, напоминающем о его травматическом рождении в ранней исламской истории. «Хезболла» в Ливане заявляет о шиизме, как и боевые повстанцы в Ираке, правящие аятоллы в Иране и массы молодых демонстрантов, восстающих против режима правления в стране. Все заявляют о своей активной привязанности к религии протеста, которая определяла мировоззрение приверженцев шиизма в течение почти четырнадцати сотен лет.
Работа Марии Масси Дакаке «Харизматическое сообщество «Шиитская идентичность в раннем исламе»» раскрывает глубокую и постоянно развивающуюся связь между духовными идеалами шиитского движения и практическими процессами формирования общества. Автор Мария Масси Дакаке прослеживает происхождение Корана и ранние религиозные коннотации концепции власти «вилайа» и той роли, которую она сыграла в формировании чувства общинной солидарности среди последователей первого шиитского имама, Али ибн Абу Талиба. Дакаке утверждает, что вилайа относится не только к харизме шиитского руководства и преданности им, но также к солидарности и лояльности среди самих членов шиитского общества.
Хейнз Халм в своем труде «Шииты: Краткая история» излагает историю событий становления шиитов как клана, а также дает комплексный анализ подчас трагической истории шиитов, начиная с мученической смерти аль-Хусейна в 680 г. и хронологически продвигается к одиннадцатому имаму, причем судьба двенадцатого имама (махди) неясна. Работа делится на пять частей. Первая повествует о жизни и судьбе двенадцати имамов, в том числе о скрытом. Во второй части рассказывается о плачах, бичеваниях, шествиях и страстях, связанных со смертью Хусейна , включая рассказы о самых ранних западных путешественниках и их наблюдениях. Третья часть посвящена тому, что называется «Ислам мулл», которые якобы служат в качестве представителей скрытого имама; он включает в себя их формулировку закона шиитов и то, как они связаны с установленным правительством. Четвертая часть посвящена революционной идеологии аятолл в отношении внешнего мира. В последней части рассматриваются шииты за пределами Ирана, включая Ирак, индийский субконтинент и Ливан. Эта всеобъемлющая история иллюстрируется некоторыми печатными репродукциями ритуалов шиитов.
Стоит уделить внимание автору Айре Лапидусут и его работе «История исламских обществ» . Долгое время эта книга считалась классическим трактатом, заслуживающим это звание за сбалансированный и всеобъемлющий отчет по проблематике исламских обществ и общин. Работа включает в себя истоки и эволюцию исламских обществ и вносит в фокус исследования исторические процессы, которые в дальнейшем переросли в множественные разновидности современного ислама. В заключительных главах автором рассматривается растущее влияние исламистских движений внутри национальных государств и их транснациональных или глобальных измерений, включая исламское возрождение, исламистскую политику и терроризм. Во втором издании добавляется обновленное обсуждение роли женщины в исламских обществах с новыми разделами об Афганистане и мусульманах в Европе, Америке и на Филиппинах. Айрэ М. Лапидус является почетным профессором Университета Калифорнии в Беркли. Его многочисленные книги и статьи включают такие темы, как ислам, политика и социальные движения в исламе (University of California Press, 1988) и мусульманские города в позднем средневековье (Кембридж, 1984).
Стоит отметить работу Ритчарда Мартина «Энциклопедия по исламу и миру мусульман». Второе издание несколько больше первого, примерно на 40 %, которые добавляют новые разделы, включающие изменения в мусульманском мире с 2004 г. Работа носит энциклопедический характер и включает в свое издание два тома.
Мооджан Момен в своей работе «Введение в шиитский ислам: история и доктрина двенадцати» представляет анализ современности об истории шиитов наряду с ортодоксальной историей, которая все еще оказывает большое влияние на само понимание религии. Эта книга является объемным и комплексным введением к шиитскому исламу, в особенности к практике групп двунадесятников, к которым сегодня принадлежит большинство шиитов. Стоит также отметить работы Матти Мооса
Среди исследователей по проблематике шиитских взаимоотношений следует акцентировать внимание на таком авторе как Макарем Ширази и его работах «Наше вероубеждение» и «Познание Шиизма». Книга «Наше вероубеждение» написана несколькими учеными, под руководством Макарема Ширази, и представляет собой краткое пояснение вероубеждений шиитов-имамитов. Во второй же книге Аятолла Макарем Ширази обозначает все убеждения шиитов-имамитов, развенчивает мифы касательно шиизма, приводит доказательства и отвечает на критику в их адрес. Примечателен труд «Имам Махди аль-Мунтазар», перевод с английского сборника статей различные авторов об Имаме Махди, среди которых есть также и работа известного ученого Шахида Мухаммада Бакира ас-Садра - Исследование вопроса об Махди.
«О руководстве имама Али», книга известного ученого Сейид Абдул-Хусейн Шарафоддина представляет собой переписку автора с известным суннитским ученым Имамом шейхом Салимом аль-Башари, в ходе, которой, они обсуждали многочисленные вопросы, служащие камнем преткновения при ведении суннитско-шиитского диалога.
«Краткое знакомство с шиизмом в исламе» (Мухаммад Али Шомали) - это краткое представление ислама в целом, и шиизма в исламе, в частности. Эта книга, несмотря на простоту своего изложения, является итогом более чем двадцатилетней работы по изучению ислама.
Среди отечественные ученых следует отметить вклад Прозорова С.М. и его всеобъемлющий труд «Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров.», также Прозорову принадлежит перевод «Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты» и ряд статей о шиитах.
Полезной оказалась работа Шагавиева Д.А. «Исламские течения и группы» Это учебное пособие предназначено для студентов-теологов, исламоведов и востоковедов. В пособии рассмотрены средневековые религиозные течения и группы в исламе, такие как суннита, шииты, мутазилиты, хариджиты и мурджииты, и современные, такие как Джамаат Таблиг, Нурджулар, аль-Ихван аль-муслимун, Хизб-ут-Тахрир, Джамаат Такфир и ваххабиты.
Стоит отметить работу Абдуррауфа Забирова «Энциклопедия норм и правил Ислама. Вера-поклонение» - Повседневная жизнь, в которой он структурировал комплексный материал по религии ислама и обобщил накопленный опыт. При написании дипломной работы были полезны также словари Али-заде, Исламский энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. — 3-е издание, а также
Ислам: Энциклопедический словарь1991. И Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907, а именно раздел Крымского - Шиитство.
Методология:
В качестве методологического анализа текста работы Мусы Бигиеча “Ал-Ваши‘а фи накд ‘акаид аш-ши‘а” мы возьмем книгу заслуженного европейского, дискурсолога Т.А. ван Дейка «Дискурс и власть» вешедшую в Европе, в 2008 году, и в 2013-м г. опубликованную на русском. Главная идея этой книги заключается в том, что глобальные и локальные информационно-коммуникативные пространства современности характеризуются среди прочего усложнением властных взаимоотношений в социальном поле. При этом осуществление политики гегемонии, подавления, игнорирования и исключения реализуется не столько путем оказания прямого давления на несогласных и неугодных, сколько путем воздействия на концептуальные структуры современных систем знаний в обществе. Властвовать, в понимании Т.А. ван Дейка, означает сегодня обладать не столько аппаратом принуждения, сколько возможностью определять (описывать, объяснять, прогнозировать, конструировать) текущую ситуацию в обществе, формулируя критерии объективности, непредвзятости, авторитетности, правдивости и истинности.
Критиковать власть элит - значит сделать предметом анализа собственное знание. Поэтому не менее важным является владение специальной научной методологией, позволяющей если не выйти за пределы детерминированного элитарными группами языка и дискурса, то, по крайней мере, целостно оценить их идеологический, властный потенциал.
Именно такую методологию предлагает нам в своей работе профессор Т.А. Ван Дейк. Работа «Дискурс и власть» является книгой-стратегией исследования социальных проблем на основе критической дискурсной теории.
Проблематика властные взаимоотношений в современном обществе раскрывается автором одновременно с нескольких принципиальных аналитических позиций.
Во-первых, речь идет о критическом анализе расизма, этнических и расовых стереотипов, предубеждений, предвзятости и иные форм подавления, систематически воспроизводимых на уровне социальных дискурсов: от повседневных разговоров до парламентских дебатов и газетных публикаций. В условиях внутридискурсной борьбы за право «адекватной оценки» текущей этнической, расовой и политической ситуации в обществе. Субъект испытывает колоссальное напряжение одновременно на когнитивном (формирование и поддержание идеологически «заряженного» знания) и на социальном уровне (систематическое воспроизводство элементов групповой идентичности, в том числе на основе оппозиции «Мы и Они»).
Во-вторых, современные трансформации информационного пространства закладывают основания для изменения политических взаимоотношений в обществе.
«Предвзятое» описание действительности приведет к созданию сначала «необходимой» картины мира, а в конечном итоге - к «правильным» действиям индивидов как объектов дискурсивного воздействия. Иными словами, если власть заинтересована в изменении положения вещей, она вполне может достигнуть этого за счёт создания особых описательных и оценочных «матриц» действительности.
По этому поводу сам Тён ван Дейк заявляет: «да, мы пристрастны и гордимся этим».
В связи с этим, встает вопрос об объективности оценки событий путешествия Мусы Бигиева. Стоит ли воспринимать слова татарского сунитского богослова в отношении группы шиитов истинными и достоверными, ведь в них содержится и негативный окрас и неприятие в идеологическом плане, на фоне того, что сунниты превалируют над группой шиитов, что позволяет им быть некоторыми ортодоксами в принятии решений и вынесении суждений по ряду вопросов, таких как : временный брак, закрытие врат иджтихада, имамат и т.д.
Методологический анализ по теории дискура Т.А. ван Дейка направлен именно на то, чтобы опознать места, где Муса Бигиев несколько неоднозначен, прездвзят или настроен негативно по отношению к веро-убеждениям и практикам группы шиитов.
Практическое значение:
Результаты этого исследования представляют собой информативный блок, который необходим для дальнейшего изучения татарской социальной и философской мысли в ее религиозном и реформаторском ключе. Материалы этого исследования могут быть использованы на курсах по истории арабо-мусульманской философии и в лекциях по истории татарской общественной мысли.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из 6 разделов, введения и заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наследие Мусы Бигиева, на мой взгляд, достойно самого пристального изучения различными специалистами гуманитарного профиля: философами, педагогами, историками, филологами, политологами и др.
Изучение работ Мусы Бигиева дает возможность получить более полное представление о процессах, протекавших в исламе в контексте событий конца XIX - начала ХХ вв., а также расширяет наши знания об исламе в целом и об его отдельных аспектах как религиозно-философского учения.
Следует отметить, что суннитский богослов достаточно субъективно оценивал взгляды шиитов, но именно это и дает нам представление о том, как понимали суннито-шиитские противоречия в начале XX века, какие практики были у шиитов в Иране, Ираке и других странах, со значительной долей шиитского населения.
"Критика шиитских воззрений" представляет собой систематизированный комплексный труд по основным воззрениям имамитов, наиболее многочисленного по составу толка шиитского течения умеренного характера. Она неоднократно переиздавалась в Каире, а также в других городах и странах. Муса Бигиев нередко, в ходе повествования книги отмечает то, что противоречия между суннитами и шиитами будут возрастать и усугубляться с течением времени, и причина этих противоречий (по мнению М. Бигиева) кроется в шиитах. Однако, не стоит ли несколько по-новому посмотреть на этот раскол? В ситуации, при которой каждый приверженец религии обвиняет «другого» в неверии, обе стороны заведомо проигрывают, в связи с тем, что принимают и защищают только свою точку зрения, как единственно верную и объективно правдивую, в отличие от «другой» - неверной, лицемерной и выдуманной. На это положение указывают формулировки частей, с которых начинается описание идейных положений имамитов: искажение
существующего Корана, отклонение от всеобщего джихада, непризнание
хадисов, переданных суннитскими учеными, неприемлемое истолкование некоторых аятов, такийа и временный брак.
Труд Мусы Бигиева вызвал бурную реакцию, как у суннитских богословов и ученых, так и у шиитских. Шарафаддин аль-Мусави откликнулся на книгу Мусы Бигиева, точнее на ее первоначальный вид, с публикацией «Ответы на вопросы Джаруллаха», изданной в Ливане в 1937. Также известно, что Мухсин аль-Амин написал ответ на трактат Мусы Бигиева, который был назван «Разрушение аль-Вашиа» или «Шииты между действительностью и заблуждениями».
Суннитские же ученые наоборот, очень высоко оценили работу Мусы Бигиева, и это понятно, т.к. идеи и установки, которые отстаивал Муса Бигиев в своем трактате были сугубо суннитскими.
Муса Бигиев отмечает, что школы и медресе были закрыты, что пятничная молитва не совершалась, либо же совершалась, но в минимальных количествах. Создается впечатление, что шиитские медресе не посещаются совсем, и что шииты полностью отвернулась от религиозных правил, постулатов ислама и правительств государств, с преобладающим или средним по количеству шиитским населением. Однако, автор не указывает, какие именно медресе были заброшены и какие не посещаются, в какие люди ходят с неохотой и в малых количествах. Это общие фразы суннитского ученого, защищающего свою веру и свои убеждения, призванны обличить безразличие шиитов к религиозной догматике. Также автор отмечает регулярные проклятия в ходе молитвы в адрес первой эпохи.
Наибольший акцент Муса Бигиев делает на «Временном браке». «мут‘а» и приходит к двум выводам.
1. Мут‘а невозможен без названного и строго оговоренного срока действия
2. Мут‘а невозможен без названного известного вознаграждения Поэтому он не соответствует определению брака и считается недействительным.
Анализируя работу Мусы Бигиева, можно заметить неприязнь к шиитскому видению картины мира в целом и религиозной практики в частности. Об этом свидетельствуют формулировки:
«большинство шиитских сообщений несёт оттенок сфабрикованности»,
«шииты в своем утверждении насчет имамов занижают право и силу уммы до крайнего минимума»,
«Эти воззрения не может перенести умма, и не будут довольны ими имамы, и не примет их разум, религия и мораль... »
«книги шиитов согласились в том, что Благородный Коран искажен посредством изъятия и изменения порядка некоторых ниспосланных слов и аятов. Сообщения об искаженности Корана подобны сообщениям об имамате по своей достоверности и надежности среди групп шиитов»,
«Шииты вымышляют и сочиняют, но не могут сделать это хорошим образом, чтобы никто не чувствовал вымышленных фактов. Нет у шиа в этом деле ни вкуса и ни мастерства.
Нет сомнения в их вымышленности по мнению М.Бигиева. «Сфабриковали их книги шиитов, и они исказили Благородный Коран таким отвратительным образом, каким никто не осмеливался это делать.»
Также, несколько в негативном ключе звучат слова « Такийа шиитов в основе своей не может исходить из кого-либо, имеющего веру, как и не может исходить из непорочного имама» «и я утверждаю, уважая всякого из имамов, что все (доказательства оправдания такийи) они - сфабрикованны «Шииты утверждают, что первая эпоха лицемерила перед Пророком при его жизни, и отступила от веры после него в час его смерти, и притеснила его семью во всех делах и движениях, и исказила его Книгу в её буквах, словах и аятах».
Система личных оценок субъективна, чувствуется эмоциональная окраска за счет реплик: «заблуждаются», «подвергнуты лицемерию», «как можно подвергнуть сомнению» и т.д.
В плане личного знания автор апеллирует множеством источников, такими как «аль-Кафи», «ат-Тахзиб» и «Ман ля яхдуруху аль-факых», «аль-Вафи», «Марьат аль-укуль фи ахадис ар-расуль», уделяя первостепенное внимание Корану, а также ссылаясь на реплики ученых современников.
В отношении частных, а именно, контекстуально-связанных формулировок, автор использует устоявшиеся модели интерпретации фактов, строя повествование вначале на объективно сложившейся ситуации в целом, а в дальнейшем, выражая свое личностное отношение, фразами: «неприемлемо», «вред воззрений», «отстраняющий», «порицаемые», «заблуждающиеся», «сфабрикованы», «выдуманы» и т.д.
С одной стороны его реакции понятны и в любом случае имеют право на существование, однако с другой стороны, они субъективны. Контекстуальные модели в работе субъективно выражены, однако, без беседы с автором, в силу объективных причин, мы не можем достоверно и точно, установить существует ли различие между тем, что автор хотел сказать, что он сказал и как это понималось в 30-40-е годы 20 столетия и каким образом это понимается сейчас.
Ментальный план структурирован и нацелен на «критику шиизма и развенчанию их установок». Такие как: «меня огорчило», «самое скверное, что я увидел», «удалось мне увидеть фанатическое сектантство» и т.д.
Несомненно, причины раскола между суннитами и шиитами в исторической перспективе понятны и объяснимы в какой-то мере веянием времени, культурно-религиозными И политическими предпосылками в комплексе.
Таким образом, в ходе дипломной работы я постарался рассмотреть причины этого раскола и главные отличия двух течений ислама, установить точку зрения татарской богословской традиции XX века на проблему суннитско-шиитских взаимоотношений, выделив особым образом и вклад Мусы Бигиева в данную проблематику.


1. Коран. Перевод и комментарии. И. Ю. Крачковского. Редактор В. И. Беляев. [Предисловие В. И. Беляева и П. А. Грязневича]. / И. Ю. Крачковского. - М.: 1963. - 550 с.
2. Муса Бигиев. “Ал-Ваши‘а фи накд ‘акаид аш-ши‘а” Челнок для раскрутки пряжи воззрений шиа. Критика шиитских воззрений. Вступление, редактирование, группы крупных учёных богословов (Издано в Каире при университете аль-Азхар) Перевод с арабского Шагавиев С.А. / Муса Бигиев. - К.: Иман, 2003. - 160 с.
3. Шарафаддин аль-Мусави. Ответы на вопросы Джаруллаха. / Шарафаддин аль-Мусави. - Ливан.: 1937. - 152 с.
4. Мухсин. аль-Амин. Разрушение, аль-Вашиа или Шииты между, действительностью и заблуждениями. /Мухсин аль-Амин. - Ливан .: 1937. - 184 с.
5. Сборник хадисов, «Аль-Кафи», http://al-kafi.ru
6. Сборник хадисов «Ат-Тахзиб», http:// Tahzib-al-ahkam.ru
7. Сборник хадисов «Ман ля яхдуруху, аль-факых»,
8. Сборник хадисов «Аль-Истибсар», https://www.shiizm.ru/26
9. Сборник хадисов «Бихар аль-анвар», https://shiizm.ru/573 Литература на английском:
1. Corbin, Henry (1993) [1964]. History of Islamic Philosophy, Translated by Liadain Sherrard, Philip Sherrard. London; Kegan Paul International in association with Islamic Publications for The Institute of Ismaili Studies. ISBN 0-7103-0416-1.
2. Corbin, Henry (1993). History of Islamic Philosophy, translated by Liadain Sherrard and Philip Sherrard. Kegan Paul International in association with
Islamic Publications for The Institute of Ismaili Studies. ISBN
0- 7103-0416-1.
3. Cornell, Vincent J. (2007). Voices of Islam. Westport, Conn.: Praeger Publishers. ISBN 978-0-275-98732-9.
4. Dabashi, Hamid (2011). Shi'ism: A Religion of Protest. Harvard University Press. ISBN 978-0-674-06428-7.
5. Dakake, Maria Massi (2008). The Charismatic Community: Shi'ite Identity in Early Islam. Suny Press. ISBN 0-7914-7033-4.
6. Encyclopedia Britannica Online. Encyclopedia Britannica, Inc.
7. Encyclopedia Iranica. Center for Iranian Studies, Columbia University. ISBN
1- 56859-050-4.
8. Halm, Heinz (2004). Shi'ism. Edinburgh University Press. ISBN 0-74861888-0.
9. Halm, Heinz (2007). The Shi'ites: A Short History. Markus Wiener Pub. ISBN 1-55876-437-2.
10. Holt, P. M.; Lewis, Bernard (1977a). Cambridge History of Islam, Vol. 1. Cambridge University Press. ISBN 0-521-29136-4.
11. Lalani, Arzina R. (2000). Early Shi'i Thought: The Teachings of Imam Muhammad Al-Baqir. I.B.Tauris. ISBN 1-86064-434-1.
12. Lapidus, Ira (2002). A History of Islamic Societies (2nd ed.). Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-77933-3.
13. Marcinkowski, Christoph (2010). Shi'ite Identities: Community and Culture in Changing Social Contexts, Lit Verlag 2010. ISBN 978-643-3- 80049-7.
14. Martin, Richard C. Encyclopaedia of Islam and the Muslim world; vol.1. MacMillan. ISBN 0-02-865604-0.
15. Momen, Moojan (1985). An Introduction to Shi'i Islam: The History and Doctrines of Twelve. Yale University Press. ISBN 0-300-03531-4.
16. Moosa, Matti (1988). Extremist Shiites: The Ghulat Sects. Syracuse University Press. ISBN 0-8156-2411-5.
17. Nasr, Seyyed Hossein; Hamid Dabashi (1989). Expectation of the Millennium: Shi‘ism in History. SUNY Press. ISBN 0-88706-843-X.
18. Peter J. Chelkowski (ed.), Eternal Performance: Taziyah and Other Shiite Rituals (Salt lake City (UT), Seagull Books, 2010) (Seagull Books - Enactments).
19. Rogerson, Barnaby (2007). The Heirs of Muhammad: Islam's First Century and the Origins of the Sunni Shia split. Overlook Press. ISBN 1-58567-896-1.
20. Sachedina, Abdulaziz Abdulhussein (1988). The Just Ruler (al-sultan Al- ‘adil) in ShEite Islam: The Comprehensive Authority of the Jurist in Imamite Jurisprudence. Oxford University Press US. ISBN 0-19-511915-0.
21. Shiraz, Sultanu'l-Wa'izin. Peshawar Nights, A Transcript of a Dialogue between Shia and Sunni scholars. Ansariyan Publications. ISBN 978-964-438-320-5.
22. Sobhani, Ja'afar; Shah-Kazemi, Reza (2001). Doctrines of Shi‘i Islam: a Compendium of Imami Beliefs and Practices ([Online-Ausg.] ed.). London: I.B. Tauris [u.a.] ISBN 978-1-86064-780-2.
23. Tabatabaei, Sayyid Mohammad Hosayn (1979). Shi'ite Islam. Translated by Seyyed Hossein Nasr. Suny press. ISBN 0-87395-272-3.
24. Tabataba'i, Allamah Sayyid Muhammad Husayn (1977). Shi‘ite Islam. Albany: State University of New York Press. ISBN 978-0-87395-390-0.
25. Wollaston, Arthur N. (2005). The Sunnis and Shias. Kessinger Publishing. ISBN 1-4254-7916-2.
Литература на русском:
1. «II Бигиевские чтения Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления (Материалы II Международной научнообразовательной конференции ...»
2. Абдуррауф Забиров. Энциклопедия норм и правил Ислама. Вера- поклонение - Повседневная жизнь. / Абдуррауф Забиров. - П.: Сура,
2013. - 832 с.
3. Али Риза Демирджан. Половое сношение с животными // Сексуальная жизнь согласно канонам ислама. / Али Риза Демирджан. — Т. 2. -М.: — 458 с.
4. Али-заде, А. А. Ахль ас-Сунна ва'ль-Джамаа : [арх. 31 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. :Ансар, 2007. - 965 с.
5. Ахметова Е. (2008). Муса Жаруллах Бигиев (1875-1949): политическая мысль татарского Мусульманского ученого, «Интеллектуальный дискурс», / Ахметова Е. т. 16, вып.1 - 490 с.
6. Ахметова, Идеи мусульманского единства в эпоху национализма: сравнительное исследование концепции «Умма» в сочинениях Мусы Яруллы и Саида Нурси / Ахметова Е. - Германия.: Академическое издание Ламберта, 2009. - 249 с.
7. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность./ Беккин Р.И. -М.: 2009. - 357 с.
8. Бигиев М. Закят. - К.: 1916. 131 с.
9. Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. 895 с.
10. Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского. - М.: 2013. — 305 с.
11. Давид. Р., Перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова Основные правовые системы современности. / Давид. Р.— М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
12. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., Наука, 1991. — 343с.
13. Климович Л. И. Книга о Коране. / — М. Издательство политической литературы, 1986. — 420 с.
14. Крымский А. Е. Шиитство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
15. Литвинов П.П. Государство и ислам в Русском Туркестане (1865-1917) (по архивным материалам). - Елец.: 1998. - 244 с.
16. Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 4-е.- М Издательский дом "Ансар", 2012.- 304 с.
17. Мехмет Гёрмез. Муса Джаруллах Бигиев. / Мехмет Гёрмез. - К.: Иман, 2004/1425 98 с.
18. Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. Ислам. Энциклопедический словарь / Под ред. Л. В. Негря. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с.
19. Муса Джаруллах Бигиев. Избранные руды./ Муса Джаруллах Бигиев. Т. 1. - К.: 2005. 478 с.
20. Муса Джаруллах Бигиев. «Избранные труды» в двух томах (на русском языке). Антология татарской богословской мысли./ Муса Джаруллах Бигиев. -К.: 2006 гг. 335 с.
21. Мухаммад Салих аль-Мунаджжид. Этикет полового акта (ар.). — Saaid.net.
22. Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания согласно пречистой Сунне. / Насируддин аль-Албани. — 3-е изд. — аль-Мактаб аль-Ислами, 2008. — 80 с.
23. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (курс лекций). — Изд-во Ленинградского университета, 1966. Ленинград. - 960 с.
24. Религии мира, Энциклопедия, / т.6 -М.: 1996. — 790 с.
25. Сюкияйнен Л.Р. Лихачев В.А. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока.// Мусульманское право (структура и основные институты)./ Сюкияйнен Л.Р. -М.: Наука, 1984. — 428 с.
26. Тагирджанова А. Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. / Тагирджанова А. Н. — К.: 2010. — 576 с.
27. Тагирджанова А. Н. Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. / Тагирджанова А. Н. — Санкт-Петербург.: Полторак, 2014. — 163 с.
28. Татарская энциклопедия. - К.: 2002. 689 с.
29. Хайрутдинов А.Г. Последний татарский богослов (жизнь и деятельность Мусы Джаруллаха Бигиева)./ Хайрутдинов А.Г. -К.: 1999. 428 с.
30. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы: учебное пособие. / Шагавиев Д.А -К.: Хузур, 2016. - 288 с.
31. Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий. -М.: 2001 г.
http://megabook.ru
32. Эльмира Ахметова "Муса Бигиев (1875-1949): Политическая мысль о татарском, мусульмане-ученом, «Интеллектуальный дискурс», т. 16, вып. 1 -К.: 2008. 574 с.
33. Ярулла, Аль-Лузумийят -К.: издательство Шараф, 190. - 454 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ