Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУННИТСКОЙ И ШИИТСКОЙ ОБЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №35925
Тип работыДипломные работы
Предметантропология
Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение
Глава 1. История взаимоотношений суннитской и шиитских общин на территории Российской Федерации
1.1. Возникновение шиитско-суннитского конфликта и его ход на раннем этапе
1.2. Новый виток противостояния после Исламской Революции в Иране
1.3. История развития взаимодействия шиитов и суннитов
на территории РФ
Глава 2. Современная ситуация и оценка существующих взаимоотношений
2.1 Фактор радикального ислама во взаимоотношениях общин
2.2 Фактор иностранных государств на взаимоотношения двух общин
2.3 Оценка взаимоотношений на основе ответов респондентов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
История разделения ислама на шиизм и суннизм начинается со времен раскола в исламском халифате VII в. и насчитывает около 1300 лет. Не обошла стороной эти процессы и территория современной России; шииты и сунниты присутствуют на её территории несколько столетий. Специфика и особенности взаимоотношений этих общин в свете усиления радикального религиозного влияния внутри России с Ближнего Востока и побудило исследовать нас этот вопрос.
В данной работе мы охватываем вопрос взаимоотношений двух главных ветвей ислама на территории России в прошлом, настоящем и их перспективы с точки зрения предотвращения конфликтов на религиозной почве в дальнейшем.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что шиитскосуннитское противостояние в последние годы в мире серьезно усилилось, зачастую перерастая в военные конфликты. Теоретически это угрожает стабильности и в Российской Федерации, особенно в связи с усилением экстремистского влияния из-за рубежа, которое резко возросло в после распада СССР, приводим слова приглашенного эксперта - «На саляфитов оказывают влияние центры в Саудовской Аравии и связанные с ней саляфитские медресе Египта, некоторые страны Залива.». Анализ ситуации и возможный поиск разрешения проблем поможет найти способы предупреждения конфликтной ситуации в Российской Федерации.
Объектом данной работы мусульманское население РФ, исповедующее шиизм и суннизм.
Предмет данной работы - специфика взаимоотношений суннитов и шиитов на территории Российской Федерации в период с X века по настоящее время.
Целью работы является изучение уровня отношений между шиитами и суннитами в РФ, и оценка дальнейшей перспективы их развития. Для достижения данной нам цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать истоки суннитско-шиитского конфликта и его развитие с момента зарождения вплоть до настоящего времени.
2. Изучить взаимоотношения шиитов и суннитов на территории РФ на протяжении X-XX вв.
3. Выявить роль радикального ислама во взаимоотношениях общин в современный период.
4. Рассмотреть влияние иностранных государств на суннитско-шиитские отношения в РФ.
5. Оценить уровень отношений внутри мусульманской общины, проживающей на территории РФ.
При изучении данного вопроса в работе использовались следующие методы: контент-анализ, сравнительно-исторический метод, дискурсивный метод, метод историзма, метод опроса. Чаще всего использовался метод контент-анализа и метод опроса, потому как при работе над данной проблематикой исследовались письменные источники, результаты анкетирования, глубинных и экспертных интервью.
Источники и литература: в нашей работе было задействована востоковедческая и религиоведческая литература на русском языке, для глубокого понимания и подробного анализа специфики и динамики развития шиитско-суннитских отношений в России. Также были изучены публицистические и политологические труды классиков и современных авторов по данной тематике. Кроме того, нами было взято интервью у приглашенного эксперта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Несмотря на шиитско-суннитский конфликт между азербайджанцами шиитами и ДУМ РФ в 2016 году в Москве, усиление салафитских групп в крупных городах России и в мусульманских регионах, общее усиление противостояния между двумя основными ветвями ислама на Ближнем Востоке, которое переросло в вооруженное противостояние - нам кажется маловероятным серьёзное осложнение отношений между общинами в ближайшей перспективе. Приводим слова приглашенного эксперта: «Прогнозировать развитие ситуации в будущем сложно, но вряд ли она как-то радикально поменяется. Многое будет зависеть от развития мусульманского сообщества России, связей с зарубежными центрами, появлением новых идей и течений, динамикой распространения ислама и его направлений. Этнические противоречия сохранятся, но для детей мигрантов уже потеряют прежнее значение. Обострения можно ожидать только в том случае, если количество новообращенных шиитов в районах традиционного распространения суннизма будет расти быстрее. Это всегда провоцирует радикальные группы.» На основе вышесказанного и благодаря проведенным исследованиям мы можем сделать следующие выводы:
1. Шиитско-суннитский конфликт возник почти сразу после смерти пророка Мухаммеда, факт раскола ислама напрямую не связан с этнической неприязнью персов и арабов как считают часть исследователей, а явился лишь следствием династических разборок в среде правителей Халифата, однако мятежный характер завоеванных персидских земель Сасанидской Империи и массовость принятия этого учения, создало предпосылки для его длительного существования по сей день. Приблизительная статистика по национальному составу мусульман-шиитов вполне отчётливо показывает интернациональный состав данного направления ислама, т.к общая численность персов составляет около 40 млн человек, и около 90% из них являются шиитами, соответственно персы составляют не более 20% от всех мусульман-шиитов планеты (общая численность которых 200 млн человек)
2. Взаимоотношения шиитов и суннитов на территории РФ вплоть до середины XIX века оставались на уровне враждебного нейтралитета, вследствие тотального среднеазиатского и крымско-турецкого влияния на суннитскую общину Кавказа и Поволжья, однако по ряду причин открытые силовые конфликты между общинами не происходили, в отличие от территории Междуречья. К тому же, на территории современной РФ исторически шиитское население было крайне немногочисленным, в Дагестане село Мискинджа численностью четыре тысячи человек является шиитским, тогда как остальное население Дагестана и соседних республик (не считая малочисленной общины азербайджанцев в Махачкале) придерживается различных мазхабов суннитского толка. В крупных городах центральных губерний Российской Империи так же имелись локальные группы азербайджанцев-шиитов, представленных в основном купечеством.
3. Роль радикалов в отношениях высока, особенно учитывая растущую численность последних, по данным экспертов Института национальной стратегии они составляют семьсот тысяч на 2013 год. Однако число мусульман, имеющих так называемые «маркеры» радикализма значительно выше, но их нельзя однозначно отнести к этой религиозной группе по причине неоднородного взгляда на ряд основных вопросов в исповедовании ислама. К тому же радикалов поддерживают государства Персидского залива (в первую очередь Саудовская Аравия и Катар), предоставляя возможность обучения в исламских учебных заведениях на своей территории и территории Египта и обеспечивая в целом информационную поддержку на подконтрольных средствах массовой информации, имеется ли прямая финансовая поддержка доподлинно не известно. Традиционно (начиная с начала 1990-х годов) исламские фундаменталисты прочно обосновались в мусульманских республиках Северного Кавказа, в особенности во время второй чеченской войны непосредственно в Чечне среди вооруженных боевиков Шамиля Басаева и Али ибн аль-Хаттаба, на современный момент наиболее сильными их позиции остаются в Дагестане, где в отличие от Чеченской Республики полиэтническое и значительно более многочисленное население.
4. Иранское влияние в России отличается достаточной сдержанностью и аккуратностью, они на данном этапе в открытую не требуют строительства шиитских мечетей, скорее всего по причине ещё достаточно слабого уровня отношений с руководством страны, а также в силу достаточно малой численности шиитской общины. Даже на примере шиитско-суннитского конфликта между азербайджанцами-шиитами и ДУМ РФ в Москве в 2016 году наглядно видна абсолютно спокойная реакция посольства и официальных властей Исламской Республики Иран, которые никак не отреагировали на произошедшее, однако при схожих ситуациях в странах Ближнего Востока иранские власти реагируют достаточно жёстко. Арабское влияние же шире и активнее, имея изначально больше предпосылок в виду общего направления ислама - суннитского, некоторые из стран Аравийского полуострова пытаются лоббировать собственные интересы в России начиная ещё с начала 1990-х годов, однако к современному моменту поддержка радикальных сил стала более скрытой по причине начавшейся борьбы силовых структур Российской Федерации против экстремизма и терроризма в целом. Наиболее сильным является турецкое влияние в Татарстане, и Саудовской Аравии и Катара на Северном Кавказе и в крупных городах РФ среди мигрантов из ближнего зарубежья.
5. На основе проведенного исследования можно сказать, что уровень отношений между шиитами и суннитами остается на данный момент на достаточно спокойном уровне, перспективы ухудшения ситуацию кажутся нам маловероятными по ряду причин: шиитское население представлено в большей части азербайджанцами, имеющими в целом не высокий уровень религиозности, к тому же многие из них не противопоставляют шиизм суннизму как таковому, и среди самих азербайджанцев присутствует значительная доля суннитов (около 30-40%). У татар, суннитского населения Северного Кавказа, а также мигрантов из Средней Азии, которые в совокупности составляют основную массу суннитского населения страны, не имеются даже базовые представления о расколе в исламе и о шиитскосуннитском противоречии в целом, во многом из-за не освящении этого конфликта во время обучения в школе, и из-за отсутствия активной шиитской миссионерской деятельности среди исламской уммы. Единственным серьёзным фактором возможной дестабилизации ситуации является поддерживаемая государствами Персидского залива радикально-фундаменталистская община, представители которой крайне негативно относятся к шиитам, не считая их мусульманами.
1. Али-заде, А. А. Махди Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.
2. Большаков О. Г. История Халифата. 2. Эпоха великих завоеваний (633-656). М.: Восточная литература, 1993.
3. Браницкий А. Г. Корнилов А. А. Религии региона. [Текст] / Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — С. 305.
4. Рощин М. Ю. Имамиты [Текст]/ Исламский фронт спасения. — М.: Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 127.
5. Иордан М. В., Кузеев Р. Г., Червонная С. М. Ислам в Евразии: Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 515 с.
6. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие [Текст] / Казань, 2015. — 336 с.
7. Колесников А.И Завоевание Ирана арабами. — М.: Наука, 1982. — С. 86-88, 131—144.
8. «О влиянии шиитско-суннитских противоречий на ближневосточную ситуацию» // Вестник МГИМО университета № 3 / 2014 г.
9. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26
10. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984
11. Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН. - М.: Наука, 2012.
Интернет-источники
13. Раис Сулейманов. Религиозное и политическое влияние Ирана на
Татарстан в постсоветский период // URL:
http://ruskline.ru/analitika/2014/03/11/religioznoe i politicheskoe vliyanie irana na
tatarstan v postsovetskij period /. [Дата обращения: 01.04.2018]
14. «Иранское влияние в Татарстане» / пользователь под ником «Svaragaman», http://zlobnoe.info/iranskoe-vliyanie-v-tatarstane /. [Дата обращения: 09.04.2018]
15. «Зачем к проблемам азербайджанцев-шиитов в Москве
«привязывают» Муталибова?» / Артур Приймак, дата: 15.11.2016
https: //eadaily.com/ru/news/2016/11/15/zachem-k-problemam-azerbaydzhancev- shiitov-v-moskve-priwazvvavut-mutalibova [Дата обращения: 15.04.2018]
16. «Ваххабизм это проблема для шиизма в России» , http://avrasiya.info/musahibe/1169-vahhabizm-eto-problema-i-dlya-shiizma-v- rossii.html [Дата обращения: 20.04.2018]
17. М. Ромахина. «Противостояние между шиитами и суннитами» / URL: http://propagandahistorv■ru/1998/Protivostovanie-mezhdu-shiitami-i-sunnitami [Дата обращения: 26.04.2018]
18. Википедия, электронная библиотека / URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шииты [Дата обращения: 27.04.2018]
19. Википедия, электронная библиотека / URL:
https://ru■wikipedia■org/wiki/Ирано-иракская война [Дата обращения: 26.04.2018]
20. Википедия, электронная библиотека /
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иртидад [Дата обращения: 26.04.2018]

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



История разделения ислама на шиизм и суннизм начинается со времен раскола в исламском халифате VII в. и насчитывает около 1300 лет. Не обошла стороной эти процессы и территория современной России; шииты и сунниты присутствуют на её территории несколько столетий. Специфика и особенности взаимоотношений этих общин в свете усиления радикального религиозного влияния внутри России с Ближнего Востока и побудило исследовать нас этот вопрос.
В данной работе мы охватываем вопрос взаимоотношений двух главных ветвей ислама на территории России в прошлом, настоящем и их перспективы с точки зрения предотвращения конфликтов на религиозной почве в дальнейшем.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что шиитскосуннитское противостояние в последние годы в мире серьезно усилилось, зачастую перерастая в военные конфликты. Теоретически это угрожает стабильности и в Российской Федерации, особенно в связи с усилением экстремистского влияния из-за рубежа, которое резко возросло в после распада СССР, приводим слова приглашенного эксперта - «На саляфитов оказывают влияние центры в Саудовской Аравии и связанные с ней саляфитские медресе Египта, некоторые страны Залива.». Анализ ситуации и возможный поиск разрешения проблем поможет найти способы предупреждения конфликтной ситуации в Российской Федерации.
Объектом данной работы мусульманское население РФ, исповедующее шиизм и суннизм.
Предмет данной работы - специфика взаимоотношений суннитов и шиитов на территории Российской Федерации в период с X века по настоящее время.
Целью работы является изучение уровня отношений между шиитами и суннитами в РФ, и оценка дальнейшей перспективы их развития. Для достижения данной нам цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать истоки суннитско-шиитского конфликта и его развитие с момента зарождения вплоть до настоящего времени.
2. Изучить взаимоотношения шиитов и суннитов на территории РФ на протяжении X-XX вв.
3. Выявить роль радикального ислама во взаимоотношениях общин в современный период.
4. Рассмотреть влияние иностранных государств на суннитско-шиитские отношения в РФ.
5. Оценить уровень отношений внутри мусульманской общины, проживающей на территории РФ.
При изучении данного вопроса в работе использовались следующие методы: контент-анализ, сравнительно-исторический метод, дискурсивный метод, метод историзма, метод опроса. Чаще всего использовался метод контент-анализа и метод опроса, потому как при работе над данной проблематикой исследовались письменные источники, результаты анкетирования, глубинных и экспертных интервью.
Источники и литература: в нашей работе было задействована востоковедческая и религиоведческая литература на русском языке, для глубокого понимания и подробного анализа специфики и динамики развития шиитско-суннитских отношений в России. Также были изучены публицистические и политологические труды классиков и современных авторов по данной тематике. Кроме того, нами было взято интервью у приглашенного эксперта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Несмотря на шиитско-суннитский конфликт между азербайджанцами шиитами и ДУМ РФ в 2016 году в Москве, усиление салафитских групп в крупных городах России и в мусульманских регионах, общее усиление противостояния между двумя основными ветвями ислама на Ближнем Востоке, которое переросло в вооруженное противостояние - нам кажется маловероятным серьёзное осложнение отношений между общинами в ближайшей перспективе. Приводим слова приглашенного эксперта: «Прогнозировать развитие ситуации в будущем сложно, но вряд ли она как-то радикально поменяется. Многое будет зависеть от развития мусульманского сообщества России, связей с зарубежными центрами, появлением новых идей и течений, динамикой распространения ислама и его направлений. Этнические противоречия сохранятся, но для детей мигрантов уже потеряют прежнее значение. Обострения можно ожидать только в том случае, если количество новообращенных шиитов в районах традиционного распространения суннизма будет расти быстрее. Это всегда провоцирует радикальные группы.» На основе вышесказанного и благодаря проведенным исследованиям мы можем сделать следующие выводы:
1. Шиитско-суннитский конфликт возник почти сразу после смерти пророка Мухаммеда, факт раскола ислама напрямую не связан с этнической неприязнью персов и арабов как считают часть исследователей, а явился лишь следствием династических разборок в среде правителей Халифата, однако мятежный характер завоеванных персидских земель Сасанидской Империи и массовость принятия этого учения, создало предпосылки для его длительного существования по сей день. Приблизительная статистика по национальному составу мусульман-шиитов вполне отчётливо показывает интернациональный состав данного направления ислама, т.к общая численность персов составляет около 40 млн человек, и около 90% из них являются шиитами, соответственно персы составляют не более 20% от всех мусульман-шиитов планеты (общая численность которых 200 млн человек)
2. Взаимоотношения шиитов и суннитов на территории РФ вплоть до середины XIX века оставались на уровне враждебного нейтралитета, вследствие тотального среднеазиатского и крымско-турецкого влияния на суннитскую общину Кавказа и Поволжья, однако по ряду причин открытые силовые конфликты между общинами не происходили, в отличие от территории Междуречья. К тому же, на территории современной РФ исторически шиитское население было крайне немногочисленным, в Дагестане село Мискинджа численностью четыре тысячи человек является шиитским, тогда как остальное население Дагестана и соседних республик (не считая малочисленной общины азербайджанцев в Махачкале) придерживается различных мазхабов суннитского толка. В крупных городах центральных губерний Российской Империи так же имелись локальные группы азербайджанцев-шиитов, представленных в основном купечеством.
3. Роль радикалов в отношениях высока, особенно учитывая растущую численность последних, по данным экспертов Института национальной стратегии они составляют семьсот тысяч на 2013 год. Однако число мусульман, имеющих так называемые «маркеры» радикализма значительно выше, но их нельзя однозначно отнести к этой религиозной группе по причине неоднородного взгляда на ряд основных вопросов в исповедовании ислама. К тому же радикалов поддерживают государства Персидского залива (в первую очередь Саудовская Аравия и Катар), предоставляя возможность обучения в исламских учебных заведениях на своей территории и территории Египта и обеспечивая в целом информационную поддержку на подконтрольных средствах массовой информации, имеется ли прямая финансовая поддержка доподлинно не известно. Традиционно (начиная с начала 1990-х годов) исламские фундаменталисты прочно обосновались в мусульманских республиках Северного Кавказа, в особенности во время второй чеченской войны непосредственно в Чечне среди вооруженных боевиков Шамиля Басаева и Али ибн аль-Хаттаба, на современный момент наиболее сильными их позиции остаются в Дагестане, где в отличие от Чеченской Республики полиэтническое и значительно более многочисленное население.
4. Иранское влияние в России отличается достаточной сдержанностью и аккуратностью, они на данном этапе в открытую не требуют строительства шиитских мечетей, скорее всего по причине ещё достаточно слабого уровня отношений с руководством страны, а также в силу достаточно малой численности шиитской общины. Даже на примере шиитско-суннитского конфликта между азербайджанцами-шиитами и ДУМ РФ в Москве в 2016 году наглядно видна абсолютно спокойная реакция посольства и официальных властей Исламской Республики Иран, которые никак не отреагировали на произошедшее, однако при схожих ситуациях в странах Ближнего Востока иранские власти реагируют достаточно жёстко. Арабское влияние же шире и активнее, имея изначально больше предпосылок в виду общего направления ислама - суннитского, некоторые из стран Аравийского полуострова пытаются лоббировать собственные интересы в России начиная ещё с начала 1990-х годов, однако к современному моменту поддержка радикальных сил стала более скрытой по причине начавшейся борьбы силовых структур Российской Федерации против экстремизма и терроризма в целом. Наиболее сильным является турецкое влияние в Татарстане, и Саудовской Аравии и Катара на Северном Кавказе и в крупных городах РФ среди мигрантов из ближнего зарубежья.
5. На основе проведенного исследования можно сказать, что уровень отношений между шиитами и суннитами остается на данный момент на достаточно спокойном уровне, перспективы ухудшения ситуацию кажутся нам маловероятными по ряду причин: шиитское население представлено в большей части азербайджанцами, имеющими в целом не высокий уровень религиозности, к тому же многие из них не противопоставляют шиизм суннизму как таковому, и среди самих азербайджанцев присутствует значительная доля суннитов (около 30-40%). У татар, суннитского населения Северного Кавказа, а также мигрантов из Средней Азии, которые в совокупности составляют основную массу суннитского населения страны, не имеются даже базовые представления о расколе в исламе и о шиитскосуннитском противоречии в целом, во многом из-за не освящении этого конфликта во время обучения в школе, и из-за отсутствия активной шиитской миссионерской деятельности среди исламской уммы. Единственным серьёзным фактором возможной дестабилизации ситуации является поддерживаемая государствами Персидского залива радикально-фундаменталистская община, представители которой крайне негативно относятся к шиитам, не считая их мусульманами.


1. Али-заде, А. А. Махди Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.
2. Большаков О. Г. История Халифата. 2. Эпоха великих завоеваний (633-656). М.: Восточная литература, 1993.
3. Браницкий А. Г. Корнилов А. А. Религии региона. [Текст] / Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — С. 305.
4. Рощин М. Ю. Имамиты [Текст]/ Исламский фронт спасения. — М.: Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 127.
5. Иордан М. В., Кузеев Р. Г., Червонная С. М. Ислам в Евразии: Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 515 с.
6. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие [Текст] / Казань, 2015. — 336 с.
7. Колесников А.И Завоевание Ирана арабами. — М.: Наука, 1982. — С. 86-88, 131—144.
8. «О влиянии шиитско-суннитских противоречий на ближневосточную ситуацию» // Вестник МГИМО университета № 3 / 2014 г.
9. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26
10. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984
11. Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН. - М.: Наука, 2012.
Интернет-источники
13. Раис Сулейманов. Религиозное и политическое влияние Ирана на
Татарстан в постсоветский период // URL:
http://ruskline.ru/analitika/2014/03/11/religioznoe i politicheskoe vliyanie irana na
tatarstan v postsovetskij period /. [Дата обращения: 01.04.2018]
14. «Иранское влияние в Татарстане» / пользователь под ником «Svaragaman», http://zlobnoe.info/iranskoe-vliyanie-v-tatarstane /. [Дата обращения: 09.04.2018]
15. «Зачем к проблемам азербайджанцев-шиитов в Москве
«привязывают» Муталибова?» / Артур Приймак, дата: 15.11.2016
https: //eadaily.com/ru/news/2016/11/15/zachem-k-problemam-azerbaydzhancev- shiitov-v-moskve-priwazvvavut-mutalibova [Дата обращения: 15.04.2018]
16. «Ваххабизм это проблема для шиизма в России» , http://avrasiya.info/musahibe/1169-vahhabizm-eto-problema-i-dlya-shiizma-v- rossii.html [Дата обращения: 20.04.2018]
17. М. Ромахина. «Противостояние между шиитами и суннитами» / URL: http://propagandahistorv■ru/1998/Protivostovanie-mezhdu-shiitami-i-sunnitami [Дата обращения: 26.04.2018]
18. Википедия, электронная библиотека / URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шииты [Дата обращения: 27.04.2018]
19. Википедия, электронная библиотека / URL:
https://ru■wikipedia■org/wiki/Ирано-иракская война [Дата обращения: 26.04.2018]
20. Википедия, электронная библиотека /
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иртидад [Дата обращения: 26.04.2018]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!



© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.