Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИРОНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ТРАКТАТОВ «ДАО ДЭ ЦЗИН» И «ЧЖУАН-ЦЗЫ»

Работа №89977

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Гносеологические аспекты иронии 8
1.1. Ирония как метод познания 8
1.2. Специфика иронического мышления 12
Г лава 2. Ирония в трактате «Дао Дэ Цзин» 15
2.1. Ироническая трактовка понятия Дао 15
2.2. Ирония как составляющая образа жизни
совершенномудрого на страницах трактата «Дао Дэ Цзин» ..
Глава 3. Особенности истолкования ирония в трактате «Чжуан-цзы 28
3.1. Иронические смыслы понятия Дао 28
3.2. Ирония как способ бытия в мире в трактате «Чжуан-
цзы»
Заключение 41
Библиографический список 44

Актуальность темы исследования. Многие направления современного философствования становятся все более и более ироничными. Значительное количество философских концепций, созданных на рубеже XX-XXI вв., включают в свою структуру те или иные форматы прочтения категории иронии. Кроме того, ирония становится не только элементом философского дискурса, но активно приобретает статус одной из максим рекомендуемого для практикующего философа образа жизни. В частности, постмодернизм как одно из центральных философских течений XX века критически переосмыслил основания классической философии и попытался иначе сформулировать ее главные проблемы. При сравнительном анализе различных вариантов постмодернистской и неомодернистской критики возможно обнаружить в ней единый элемент - иронию.
Философия сегодня все чаще начинает пересматривать выводы критического мышления, поэтому крайне актуальной становится и потребность в описании способов применения иронического метода в процессе познания. Это предопределяет философский интерес к смыслам и определениям понятия иронии, который сегодня возрастает не только в сфере философских исследований, но также в широкой области направлений, сопряженных с изучением целого спектра проблем познавательных способностей человека.
Тем не менее, чтобы изучить истоки и основы иронического метода, а также зарождения понимания иронии как способа философского бытия в мире, представляется необходимым обратиться к первоисточникам, зафиксировавшим в себе ранее других появление категории иронии в контексте философствования. К таким текстам традиционно относят принятые во внимание в рамках настоящего исследования древнекитайские даосские тексты - «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы».
Степень разработанности проблемы. В истории как отечественной, так и зарубежной философии представлено множество работ, исследующих категорию иронии, иронический метод, а также иронию как способ образа жизни, бытия философа в мире.
Древнегреческие философы обсуждали понятие иронии в двух аспектах - теоретическом (ирония) и практическом (образ философа- ироника, ирония как образ жизни и бытия в мире). В категориально­теоретическом плане категория иронии рассматривалась, например, философами-романтиками (Фридрихом Шлегелем [17], Фридрихом Новалисом), немецкими объективными идеалистами, сторонниками философии лингвистического анализа (Людвигом Витгенштейном [4]) и теории деконструкции (Жаком Деррида). В частности, осмыслив метафизические основания иронии, Серен Кьеркегор разработал теорию субъективности, где категория иронии занимает основное место [14]. В трактовке датского мыслителя ирония становится не только способом мышления, но и способом существования человека в мире, формой онтологического преодоления.
Позднее Ницше в некотором отношении дополнил подход Кьеркегора, сформировав особенную авторскую стилистику философского текста, в котором ирония становится важным «участником» эмоционально­художественного повествования, методом воздействия и «пробуждения» читателя [43].
Среди постмодернистских философских концепций, имеющих непосредственное отношение к иронии, следует отметить концепции Ролана Барта, Жана Бодрийяра, Жиля Делеза, Жака Деррида, Жака Лакана, Жана- Франсуа Лиотара [26].
В современный период развития отечественного философского знания значительное исследование иронии как эстетической категории провел В.М. Пивоев [34]. Общие эстетические свойства иронии в художественном методе наиболее подробно были описаны М.М. Бахтиным.
Начиная с 90-х гг. XX в. исследователи отмечают, что ироническое мышление становится общей тенденцией и атрибутивным способом современного мышления как такового. Сегодня российские философы продолжают развивать идеи Шопенгауэра, Шлегеля и Новалиса, а также постмодернистские концепции, изучающие онтологические основания иронии. Наиболее заметными работами этого периода являются монографии и статьи И.В. Черданцевой [47], Серковой В.А [36].
Неисследованным направлением философского знания остается изучение существования категории иронии в пространстве канонических философских текстов востока. Поскольку философы запада, в трудах которых исторически развивалась аналитика обозначенных категорий, избирали полем своего интереса также историю именно западной философии - в отношении философского осмысления наследия востока сформировалась значительная лакуна. Настоящая работа является попыткой осмысления представления категории иронии в структуре ключевых текстов древнекитайской философии. В поле внимания исследования в будущем планируется поместить индийские, японские, корейские и тибетские ранние философские тексты.
Объектом исследования является философское содержание иронии.
Предметом исследования является ироническая специфика трактатов «Дао Дэ Цзин», «Чжуан-цзы».
Целью исследования является выявление иронической специфики ключевых текстов древнекитайской даосской мысли - «Дао Дэ Цзин», «Чжуан-цзы».
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности иронии как метода познания и способа мышления.
2. Изучить специфику иронического дискурса древнекитайского трактата «Дао Дэ Цзин».
3. Выделить характеристику иронии как составляющей образа жизни мудреца на страницах трактата «Дао Дэ Цзин»
4. Рассмотреть особенности трактовки категории иронии в рамках древнекитайского даосского трактата «Чжуан-цзы».
5. Выявить специфику иронического образа жизни в трактате «Чжуан-цзы».
6. Сравнить иронический дискурс и иронический способ жизни в произведениях «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы».
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют идеи, выводы и концепции, изложенные в трудах отечественных и западных философов, востоковедов, переводчиков, религиоведов - П. Адо, А. Бергсона, В.В. Малявина, Е.А. Торчинова. Используется идея Пьера Адо об отличительной черте философских учений, относимых к периоду античности как на западе, так и на востоке - стремление сформировать не только пространство философского дискурса, но и дать очертания правильного философского образа жизни. Применяется идея Анри Бергсона об иронии как о проявлении творческой силы человека, применяющейся в том числе, чтобы преобразовывать видение мира и бытие в мире. Учтены идеи В.В. Малявина о генетическом способе рассмотрения исторической трансформации древнекитайской религии, а также идеи Е.А. Торчинова о необходимости всестороннего генетического анализа даосских и буддийских религиозных текстов.
Также при анализе поставленной проблемы применялись общелогические методы и формально-логические средства исследования, к которым относятся абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др.
Указанный методологический набор позволяет в динамике исследовать процессы внутренней трансформации рассматриваемой философской категории, выделить в этом процессе общее и особенное, а также структурировать имеющуюся информацию на основе различных критериев.
Положения, выносимые на защиту.
1. Древнекитайские даосские тексты «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы» являются древнейшими философскими текстами, в которых присутствует применение иронического метода и категории иронии в целом.
2. Иронический метод, применяемый в трактатах «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы», используется авторами для трансформации образа мышления, извлекаемого из привычных для него бинарных опций через логику абсурда, свойственную иронии.
3. Трансформация мышления субъекта, достигаемая через использование иронического метода, ведет к трансформации образа жизни последователя философского учения. Причиной трансформации образа жизни становится изменение понимания и определения реального масштаба явлений и событий.
4. Главной отличительной особенностью иронической специфики трактата «Дао Дэ Цзин» является направленность иронии на изменение традиционных способов мышления и психоэмоциональных установок человека, ведущее к преобразованию внутреннего мира субъекта посредством иронического дискурса. Ирония же в трактате «Чжуан-цзы» имеет более выраженную социально-этическую окраску и раскрывает многообразные аспекты иронического бытия индивида, формируя иронический образ жизни последователя даосского учения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на различие внутреннего и внешнего стиля, разницу структуры и ритма повествования, разночтения между выявляемыми в тексте авторскими характерными чертами и интерпретациями, трактаты «Дао Дэ Цзин» и «Чжуа-цзы», несомненно, включают в себя общие черты и мотивы. Одним из таковых является понимание и использование категории иронии и иронического для построения дальнейших координат дискурса и рекомендуемого учением правильного образа жизни.
Ирония и смех в пространстве двух основных даосских трактатов становится выражением философского сомнения, разрешение которого выявляет подлинный вес вещей и явлений, являющихся частью человеческой жизни. Также ирония и смех становятся средством преодоления как человеческой замкнутости в глубоко ложном поле субъективности, так и ощущения одиночества и оставленности. Смех провозглашает и заверяет факт иррационального переживания единства отдельного человека с законами Пути и всем миром в целом. Смех и ирония являются своего рода противовесом для рациональных структур в умозрении человека, абсолютное большинство из которых, по мнению авторов рассматриваемых трактатов, только лишь дают начало горестям и заблуждениям.
Также ироническое отношение к событиям или предметам, обладающим общепринятой ценностью, но истинная значимость которых не является абсолютной, помогает достичь рекомендуемого образа жизни, ориентированного на следование и уподобление Дао. Среди переосмысленных при помощи иронии и рекомендуемых даосами максим мы обнаруживаем памятование и соблюдение предела, золотой середины или срединного пути, избежание слишком сильных нагрузок или слишком фанатичного совершенствования, сохранение неослабевающего опасения по поводу отрешенности от соблазнов мира, наиболее опасным из которых Чжуан-цзы называет стремление к славе.
Главным же образом смех и ирония, занимающие важное место в повествовании даосских трактатов, делают человека свободным от оков жизни в мире феноменов и свободным для практически безграничного творчества. Во взгляде на мир через пространство иронии последний предстает как большая фантастическая игра, в которой возможно многое. Задачей человека является правильно созерцать происходящее и по возможности находить в этом спокойную радость. При отказе от серьезности, отказе от сохранения профанного взгляда на многие вещи как на имеющие ценность и значимость, мир предстает перед человеком как чудо, как таинство, в котором ничего невозможно присвоить, но все возможно «впитать», впоследствии растратив. Отрешиться от категорий ценного и значимого, начать иронично воспринимать мир как поле для игры, радости и творчества - такова формула правильного образа жизни и правильного мышления по «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы».
Говоря о сравнении иронии в пространстве трактатов «Дао Дэ Цзин» и «Чжуан-цзы», необходимо отметить, что ирония в «Дао Дэ Цзин» представлена автором способом, направленным на описание метафизических характеристик этого понятия. В соответствии с этим ирония в «Дао Дэ Цзин» представлена как способ трансценденции, внутреннего изменения способа видения мира, трансформации собственных психоэмоциональных характеристик. Иными словами, иронический метод, представленный в «Дао Дэ Цзин», направлено в сторону трансформации внутреннего бытия субъекта. Напротив, иронический метод и представление категории иронии в «Чжуан-цзы» в большей степени направлено на трансформацию внешнего бытия человека. Ирония в «Чжуан-цзы» в меньшей степени рассматривается автором как инструмент трансценденции или психопрактики, скорее, трактат советует использовать иронию как центральное звено в системе координат ориентирования в мире. Таким образом, иронический метод Лао-цзы начинает с изменения и работы с мышлением, умозрением, психоэмоциональным состоянием человека. Иронический же метод Чжуан- цзы направлен, скорее, на отыскание такого понимания социального бытия и таких этических координат, которые способны были бы сформировать правильный образ жизни последователя даосского учения. Изменение внутреннего эмоционального, морального, этического отношения к ряду явлений внутри мира человеческого сообщества должно стать шагом к настоящему творческому освобождению даоса на пути к достижению главных целей его бытия - уподобление своей природы природе дао, достижения предельной свободы, бессмертия.


1. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб.: XXI век, 1994. - 338 с.
2. Адо, П. Что такое античная философия? / Адо П. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.
3. Асмус, А.Ф. Бергсон и его критика интеллекта // Историко­философские этюды. / Асмус А.Ф. - М.: Мысль, 1984. - 318 с.
4. Баллаева, Е.А. Роль иронии в философской практике Л. Витгенштейна. // Философские идеи Людвига Витгенштейна. / Баллаева Е.А. - М.: Изд-во ИФРАН, 1996. - 284 с.
5. Баллаева, Е.А. Роль иронии в философской практике Л. Витгенштейна (критический анализ методологических установок лингвистической концепции философии). / Баллаева Е.А. - М: Изд-во ИФРАН., 1979. - 315 с.
6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / Бахтин М.М. - М.: Искусство, 1979. - 221 с.
7. Бергсон, А. Смех в жизни и на сцене. / Бергсон А. - СПб: XX век., 1900. - 181 с.
8. Бергсон, А. Творческая эволюция. / Бергсон А. - М.: Азбука, 2016. - 384 с.
9. Бхагаван, Шри Раджниш. Абсолютное Дао. Беседы о трактате Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» (Из цикла бесед Ошо «Дао: три сокровища»). / Бхагаван Шри Раджниш. - СПб.: ИГ «Весь», 2008. - 352 с.
10. Васильев, Л.С. Дао и даосизм в Китае. / Васильев Л.С. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 289 с.
11. Васильев, Л.С. История Востока. / Васильев Л.С. - М.: «Высшая школа», 1998. - 515 с.
12. Варшавский, И.Л. Исторический очерк исследования иронии // Вопросы истории и теории эстетики. / Варшавский И.Л. - М., 1983.
13. Вэнь Цзянь. Горобец, Л.А. Даосизм в современном Китае. / Вэнь Цзянь, Горобец Л.А. - Благовещенск, 2002. - 97 с.
14. Вэнь Цзянь. Даосизм как образ жизни // Вестник Бурятского
государственного университета. / Вэнь Цзянь. - Философия, 2011. С. 36-40.
15. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. / Гайденко П.П. - М.: Республика, 2000. - 208 с.
16. Гайдукова, Т.Т. Принцип иронии в философии Кьеркегора // Вопросы философии: Сб. ст. - Вып. XI. / Гайдукова Т.Т. - М., 1970. С. 45-52
17. Горохова, Г.Э. Философское учение ранних даосов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. / Горохова Г.Э. - М.: АН СССР, Институт философии, 1981.
18. Дао Дэ Цзин. Одесса: New Atlanteans, 2008. - 60 с.
19. Денисов, С.Ф., Денисова Л.В., Дмитриева Л.М. Философско-
антропологическая специфика ирония // Омский научный вестник,
2003. №2. С. 99-103.
20. Ермакова, О.П. Об иронии и метафоре. Облик слова. / О.П. Ермакова // Сборник статей памяти Д.Н. Шмелева. - Воронеж, 1997. - 383 с.
21. Епанчинцев, В.В. Ирония Фридриха Шлегеля как эстетико­
философский проект. // Омский научный вестник, 2014. №1. С. 101­105.
22. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. / Ерасов Б.С.
- М.: Наука, 1990.
23. Иваненко, Т.И. Исследование иронии в рамках литературоведения. // Вестник Камчатского государственного технического университета, 2013. №1. 34-38.
24. Исаева, В. И. Античная Греция в зеркале риторики. / Исаева В. И. - Исократ. М.: Наука. Изд. Фирма «Восточная литература», 1994. — 255 с.
25. Кирюхин, Ю.А. Ирония как предмет эстетического осмысления (история разработки понятия) // Теория и история культуры. Вестник МГУКИ. М., 2011. 2 (40). С. 86-90.
26. Кьеркегор, С. Страх и трепет. / Кьеркегор С. - М.: Республика, 1993. - 112 с.
27. Кьеркегор С. О понятии иронии / Кьеркегор С. - Логос. М., 1993. №4. С. 176-198.
28. Кононенко, Е. И. Проблема типологии иронии как эстетического художественного феномена // Проблемы некоторых эстетических категорий в теории и истории эстетики. М., 1983. - 214 с.
29. Кононенко, Е.И. Ирония как эстетический феномен. / Кононенко Е.И. - Воронеж: ИНИОН, 1988. - 202 с.
30. Кривцов, В. А. Эстетика даосизма. / Кривцов В. А. - М.: Фабула, 1993.
• 243 с.
31. Лагуна, П. Ирония как установка и выражение. / Лагуна П. - Российский журнал: философия и социология, 1986. №2. С. 91-95.
32. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Лиотар Ж.-Ф. - М.:
Издательство «Институт экспериментальной социологии», 1998. - 161 с.
33. Лекмаков, О.Л. Николай Гумилев и акмеистическая ирония // Русская речь, 1997. № 2. С. 13-17.
34. Лосев, А. Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. М., 1966. С. 54-84.
35. Лукьянов, А.Е. Лао-цзы. Философия раннего даосизма. / ЛукьяновА.Е.
• М.: Изд-во УДН, 1991. - 164 с.
36. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии: И Цзин. Дао дэ цзин. Лунь Юй. / Лукьянов А.Е. - М.: Радикс, 1994. - 352 с. э
37. Лукьянов, А. Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. / Лукьянов А.Е. - М.: НПО «ИНСАН», 1992. - 197 с.
38. Малявин, В.В. Сумерки Дао. / Малявин В.В. - М.: АСТ, 2019. - 560 с.
39. Малявин, В.В. Китайская цивилизация. / Малявин В.В. - М.:
«Издательство Астрель», «Дизайн. Информация. Картография», 2000. - 414 с.
40. Малявин, В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. / Малявин В.В. - М.: Знание, 1987. - 411 с.
41. Малявин, В.В. Чжуан-цзы. / Малявин В.В. - М.: Наука, 1985. - 132 с.
42. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию? / Мамардашвили М.К. - М.: Прогресс. Культура, 1992. - 394 с.
43. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма. / Маньковская Н. - СПб.; Алетейя, 2000. - 347 с.
44. Осиновская, И.А. Ироническое странничество. Ироник как сатир и бог // Ирония. Поэтика образного поля. - М.: 2007, с. 84-104
45. Пивоев, В.М. Ирония как эстетическая категория // Философские науки. 1982. №4. С. 54-61.
46. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. / Пропп В.Я. - М., «Искусство», 1976. - 183 с.
47. Пигулевский, В.О. Эстетический смысл иронии в искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. / Пигулевский В.О. - М., 1992.
48. Серкова, В. А. Ирония в философском мышлении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1989.
49. Соколянский, М. Г. Ирония в романе Евгений Онегин // Известия РАН. Серия литература и языки. 1999. №2. С. 48-56.
50. Соловьев, А. Э. Истоки и смысл романтической иронии // Вопросы философии. 1984. №12. С. 97-105.
51. Соловьев, А.Э. Романтическая концепция иронии и классическая немецкая философия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. / Соловьев А.Э. - М., 1987.
52. Спирин, В.С. Построение древнекитайских текстов. / Спирин В.С. - М.: Наука, 1976. - 280 с.
53. Торчинов, Е.А. Даосизм. «Дао Дэ цзин». / Торчинов Е.А. - СПб: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004. - 256 с.
54. Торчинов, Е.А. Даосские практики и исследования в переводах Е.А. Торчинова. / Торчинов Е.А. - СПб: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2007. - 255 с.
55. Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. / Торчинов Е.А. - СПб.: «Азбука-классика», 2001. - 256 с.
56. Уотс, Алан В. Путь Дзэн. / Уотс Алан В. - М.: София, 2015. - 288 с.
57. Фаритов, В.Т. Творчество Ницше и народная культура средневековья и Ренессанса // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 2017. С. 72-85.
58. Эко, У. Имя розы. / Эко У. - М.: Туран, 1996. - 752 с.
59. Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии. / Фэнь Ю-лань. - СПб: Евразия, 1998. - 376 с.
60. Хамитов Н.В. Освобождение от обыденности: искусство как разрешение противоречий жизни / Хамитов Н.В. - К.: Наукова думка, 1995. - 120 с.
61. Чжуан-цзы. Ле-цзы. Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. - М.: Мысль, 1995. - 439 с.
62. Черданцева, И.В. Ирония: от метода философствования к концепту «я- философ-ироник»: монография. / Черданцева И.В. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 312 с.
63. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. / Шлегель Ф. - М.: «Искусство», 1983. - 465 с.
64. Шлегель Ф. Об эстетической ценности греческой комедии // Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель; пер. с нем. - М.: Искусств, 1983. - 328 с.
65. Эвола, Ю. Даосизм. / Эвола Ю. - М.: Издательство книжного магазина «Циолковский», 2020. - 160 с.
66. Янкелевич, В. Ирония. Прощение. / Янкелевич В. - М.: Республика,
2004. - 213 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ