Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И НЕФТЯНОЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Работа №90294

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


8шптагу 2
Введение 6
Глава 1. Становление энергетической дипломатии на Ближнем Востоке 17
1.1 Понятие, задачи и механизмы реализации ресурсно-энергетической
дипломатии 17
1.2 Характеристика и расстановка сил в регионе Ближнего Востока 21
1.3 Роль нефтяного фактора в экономике государств Ближнего Вотока.. 27
Глава 2 Внутрирегиональная энергетическая политика государств
Ближнего Востока 33
2.1 История развития нефтяного рынка и энергетической политики в
ближневосточном регионе 33
2.2 Основные направления сотрудничества государств Ближнего Востока в
области Энергетики 40
2.3 Перспективы и сложности взаимодействия Ближневосточных
государств 49
Глава 3 Ближний Восток в политике мировых держав 60
3.1 Энергетическая и нефтяная стратегии США и стран Запада в ближневосточном регионе 60
3.2. Сотрудничество стран Ближнего Востока в области энергетики 65
3.3. Взаимодействие Китая и Ближнего Востока в области энергетики 73
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 86


Summary
The future of the Middle East depends largely on international political decisions, preferences, and alliances. Also, here in the middle East, the link between energy and diplomacy is always obvious. It can be seen that economic conditions provide an echo of the changing security situation, which further shapes diplomacy. The determining factor in the cooperation of world powers with the countries of the studied region is the price of oil. It's no secret that the glue that holds the US and Saudi Arabia together is oil and petrodollars. Recently, however, the glue seems to be weakening. Oil production in the United States is now approaching 10 million barrels per day (according to recent estimates), which puts it in the same category as the KSA and Russia.
Relevance is determined by circumstances: 1) the rapid development of acute social processes in a number of countries of the Persian Gulf and the Middle East. They have so radicalized public life in them that they have threatened the stability of political regimes in neighboring States; 2) by increasing the number of countries that are not under control and hostile to the West, and with them - large masses of the population and territories. These trends have stabilized, developed, and had a corresponding ideological impact on public opinion in the Middle East; 3) the strategic importance of the Persian Gulf as a region of the world's richest oil fields and fields has been preserved. The significance of this phenomenon is increasing due to the growing consumption of oil and gas products by the world economy, as well as due to the intensification of development and the establishment of exports of these products from neighboring inland areas - Central Asia and the Caucasus. All this together forms in the future a larger oil-producing region "Persian Gulf-Caspian sea"; 4) in the last quarter of the twentieth century, in the Gulf zone, political regimes emerged that began openly feuding with each other and with external forces, not even stopping before the threat of military intervention by the United States and other powers. This means that the West is faced with the need to defend its interests in the region through the use of military 2
forces on a large scale and periodically move large numbers of military units to the Gulf under the guise of conducting military maneuvers; 5) the Islamic factor has taken a leading position in the public and political life of the Middle East countries in recent years and has a significant impact on the political stability of the developed countries of the West. Thus, it becomes necessary to study the foreign policy of the Middle East countries in the context of energy diplomacy and the oil factor.
The object of this research is the foreign policy of the Middle East countries.
The subject of the research is the influence of energy diplomacy and the oil factor on the foreign policy course.
The main goal of the research is to study the policy of middle Eastern countries in the international arena in the context of high potential of natural resources.
To do this, you need to solve the following tasks:
1. Consider the political situation in the region, study the main characteristics and balance of power in the middle East;
2. Formulate the main goals pursued by the countries of the Middle East in implementing the policy of resource and energy diplomacy;
3. Explore the main areas of cooperation between the Middle East countries in the field of natural resources and energy;
4. Analyze the position of the leading world powers on the issue of relations with middle Eastern States and formulate the interests of the Russian Federation in the middle East.
5. Analyze the risks and factors of the functioning of the energy sector of the economy of regional and non-regional forces with interests in the middle East.
The chronological framework of the work covers the period from the beginning of the XXI century to the present day.. To create a more complete and objective picture, the author several times went beyond the specified time frame.
The geographical scope covers Russia, China,the United States, the European Union, and the Middle East.
The research methodology is determined by the principles of systematic and interdisciplinary approaches. We consider the studied spheres as aggregates of a certain number of elements. They form groups and subgroups. Using the second approach, we take the subject of research beyond the scope of historical science, using methods from other areas of scientific knowledge. In our work, the study of international relations takes place in close connection with such disciplines as history, political science, Economics, etc.
The methodological basis of the research is based on the principle of historicism. It allowed us to reveal the oil aspect of middle Eastern politics in the context of General historical events and patterns of its time. This required taking into account the current international and regional situation and the specifics of the political and economic development of Western and Arab countries. The work is based on the principles of objectivity, reliance on historical sources and comprehensiveness. Guided by the principle of objectivity, we use a value-based approach. Certain historical events are subject to a certain assessment. World history knows examples of universally recognized achievements of humanity, which constitute the absolute achievements of culture and human existence. Based on this, all the facts and actions of the past can be evaluated by comparing them with such achievements and, based on this, make a value judgment. Among them are the values of the state, law, morality, etc.
Causal analysis is also widely used in this work, where certain features and processes are compared by cause and effect. It is worth noting that causal analysis was used not only as an element of the comparative historical method, but also as a completely independent one. It allows you to reveal the divergent interests of Western countries, Russia, China and the Middle East, to identify and emphasize the dissimilarity or uniqueness of phenomena, the uniqueness of situations. Any event is caused by the simultaneous impact of an infinite number of conditions.
The source base of the study was:
- doctrinal documents of the Middle East countries and leading world powers;
- materials and documents of various international organizations (WTO, UN, OPEC, BRICS, SCO, etc.);
- materials of Federal Executive authorities and state statistics (data from the Ministry of energy of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation, Rosstat);
- materials from official websites of foreign and Russian energy companies: Exxon Mobil Corporation, Royal Dutch Shell, ConocoPhillips, Gazprom, ROSNEFT, LUKOIL, etc.;
- materials of Russian and foreign media;
- information-analytical agencies: statistics divisions of BP, IHS, Markit, CDU TEK, the International energy Agency, International gas Union, etc.;
- statistical materials of Russian and international economic organizations, including "World development reports" (World Development report), "world development Indicators" (world development report).
Введение
Непрерывная череда изменчивых союзов, интенсивные восстания и постоянные беспорядки - все это постоянные характеристики политической обстановки на Ближнем Востоке, такой ее характер окончательно оформился после Первой Мировой войны, и на сегодняшний день мы не можем говорить о наличии системных предпосылок к его изменению. Напротив, мы наблюдаем сирийский конфликт суннитско-шиитский раскол, на востоке региона все охвачено кризисом между Израилем и Палестиной, который по своей сути зашел в тупик, на юге расположился Йемен, раздираемый огнем гражданских войн, разрушенный и разграбленный.
Изучая прессу о том, кто занимает чью сторону, да и кто есть эти противоборствующие стороны, можно легко оказаться сбитым с толку ввиду многочисленных факторов дипломатических трений и регионального соперничества.
Более того, будущее Ближнего Востока во многом зависит от международных политических решений, преференций и союзов. Также, здесь, на Ближнем Востоке, всегда очевидна связь между энергетикой и дипломатией. Можно увидеть, что экономические условия дают отголосок изменяющейся ситуации в области безопасности, которая еще больше формирует дипломатию. Определяющим фактором сотрудничества мировых держав со странами изучаемого региона являются цены на нефть. Не секрет, что клей, который держит США и Саудовскую Аравию вместе - это нефть и нефтедоллары. Однако в последнее время клей, кажется, слабеет. Добыча нефти в США сейчас приближается к 10 млн. баррелей в сутки (по последним оценкам) , что позволяет ей встать в одну категорию с КС А и Россией (крупнейшими производителями нефти).
Актуальность работы определяют следующие обстоятельства: 1) быстрое формирование острых общественных процессов в ближневосточных государствах (Иран, Ирак, Афганистан). Они так радикализировали социальную жизнь в этих странах, что поставили под угрозу устойчивость политических систем в соседних государствах; 2) посредством повышения количества неподконтрольных стран, которые враждебны Западу, а вместе с ними - огромные массы населения и территорий. Кроме этого, эти тенденции понемногу стабилизировались (за исключением Афганистана), развивались и оказывали соответствующее воздействие на общественное мнение во всем ближневосточном регионе; 3) значимость Персидского залива как региона богатейших нефтяных месторождений и месторождений мира было сохранено. Значимость данного феномена увеличивается в связи с растущим потреблением нефти и газовых продуктов мировой экономикой, а также за счет интенсификации вырабатывания и налаживания экспорта данных товаров из соседних внутренних зон - Центральной Азии и Кавказа. Все это совместно в будущем образует более масштабный и больше интернациональный, нефтедобывающий регион "Персидский залив- Каспийское море"; 4) в последней четверти XX в. в зоне Персидского залива возникли политические режимы, которые начали открыто враждовать друг с другом и с внешними силами, не останавливаясь даже перед опасностью военного вмешательства США и прочих держав. Из этого можно сделать вывод, что Запад встречается с потребностью защищать свои интересы в регионе посредством использования вооруженных сил и в больших масштабах и периодично перебираться в Персидский залив под видом выполнения военных маневров внушительной массой военных; 5) исламский фактор занимает лидирующее положение в социальной жизни ближневосточных стран в последнее время и оказывает юольшое воздействие на политическую устойчивость в развитых западных странах. Следовательно, становится важным исследование внешней политики ближневосточного региона в контексте энергетической дипломатии и нефтяного фактора.
Научная новизна работы заключается в том, что ввиду многих обстоятельств внешнеполитическая доктрина ближневосточных стран представляет собой достаточно сложное комплексное явление, которое постоянно эволюционирует и изменяется, и как следствие требует постоянного изучения его сущности. Нами будет предпринята попытка обобщения и систематизации имеющихся в отечественной и зарубежной литературе подходов к изучению поведения стран Ближнего Востока на международной арене, в нашей работе будет проанализированы возможные изменения в политике, в предпочтениях, в партнерах.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней будет проведен разбор политической ситуации в ближневосточном регионе и действий стран региона по закреплению своих позиций не только на энергетических мировых рынках, но и на международной арене в целом. По итогам анализа будут сформулированы предложения по возможным действиям, направленным на преодоление складывающихся вызовов, рисков и угроз.
В данной работе под эти понятия будут определяться как:
Угроза - сочетание условий и факторов, которые создают прямую или косвенную возможность причинения ущерба;
Вызов - совокупности условий и факторов, создающих новые стимулы или направления развития обстоятельств, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы и рисков;
Риск - зависящая от действий или бездействия субъектов возможность перерастания вызова в угрозу или реализация угрозы.
Объектом данного исследования является внешняя политика стран Ближнего Востока.
Предметом исследования выступает влияние энергетической дипломатии и нефтяного фактора на внешнеполитический курс.
Цель исследования - изучение политики ближневосточных стран на международной арене в контексте высокого потенциала природных ресурсов. Объект, предмет и цель работы обусловили постановку следующих исследовательских задач:
1) Рассмотреть политическую обстановку в регионе, изучить основные характеристики, особенности и расстановку сил на Ближнем Востоке;
2) Сформулировать основные цели, которые преследуют страны Ближнего Востока при реализации политики ресурсно-энергетической дипломатии;
3) Изучить основные направления сотрудничества стран Ближнего Востока в области природных ресурсов и энергетики;
4) Проанализировать позицию ведущих мировых держав по вопросу отношений со ближневосточными государствами и сформулировать интересы Российской Федерации на Ближнем Востоке.
5) Проанализировать риски и факторы функционирования
энергетического сектора экономики региональных и
нерегиональных сил с интересами в ближневосточном регионе.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала XXI в. по сегодняшний день. Новое тысячелетие принесло за собой большие структурные изменения в положении на Ближнем Востоке. Современная обстановка в регионе требует детального изучения происходящих там трансформаций, оценки влияния энергетического фактора на внешнеполитический курс. Для создания более полной и объективной картины, мы несколько раз выходили за обозначенные временные рамки.
Географические рамки включают Россию, Китай, США, государства Европейского союза и государства Ближнего Востока. Сегодня нет единого определения последнего термина, и количество стран, включенных в регион, является переменным. Конечно, эта территория была и есть одной из наиболее конфликтогенных точек современной международной политики. В работе употребляется термин «Запад», который также рассматривается как элемент разнообразных геополитических концепций и относится в первую очередь к США и странам Западной Европы.
Методология исследования определяется принципами системного и междисциплинарного подходов. Руководствуясь принципами первого из них, мы рассматриваем исследуемые области как совокупности определенного количества элементов. Они образуют группы и подгруппы. Используя второй подход, мы выводим предмет исследования за пределы исторической науки и используем методы из других областей научного знания. В нашей работе изучение международных отношений протекает в тесной связи с такими дисциплинами, как история, политология, экономика, социология и право и.т.д.
Методология исследования основана на принципе историзма, а предмет исследования рассматривается как совокупность субъективных и объективных факторов. Принцип историзма позволил нам раскрыть нефтяной аспект ближневосточной политики в контексте общеисторических событий и закономерностей своего времени. Это потребовало учета текущей международной и региональной ситуации, специфики политического и экономического развития западных и арабских стран, а также характерных особенностей отношений между ключевыми «игроками» рассматриваемых процессов. Проблемно-хронологические и историко-генетические методы становятся существенными в реализации принципа последовательности, который является фундаментальным для историзма . Они позволяют нам исследовать динамику эволюции нефтяной политики государств Ближнего Востока, последовательно выявить свойства, функции и изменения изучаемой реальности в ходе ее исторического движения. Отталкиваясь от принципа объективности, мы используем ценностный подход. Те или иные исторические события подвергаются определенной оценке. Всемирная история знает примеры общепризнанных достижений человечества, которые составляют абсолютные достижения культуры и человеческого
существования. Исходя из этого, все факты и действия прошлого можно оценить, сравнив их с такими достижениями и, исходя из этого, сделать оценочное суждение. Среди них ценности государства, права, морали, науки.
Причинно-следственный анализ также широко спользуется в данной работе, где определенные особенности и процессы сравниваются по причинам и следствиям. Стоить отметить, что причинно-следственный анализ был использован не только как элемент сравнительно-исторического метода, но и как полностью независимый. Любое явление вызвано синхронным воздействием нескончаемого набора условий. Рассматривать все эти условия как причины события не рационально (из-за их бесконечности) и неверно, причинно-следственный анализ позволил нам определить достаточность некоторых условий для того, чтобы рассматривать их как причины конкретногорезультата.
Источниковедческую базу исследования составили:
• доктринальные документы стран Ближнего Востока и ведущих
з
мировых держав ;
• материалы и документы различных международных организаций (ВТО, ООН, ОПЕК, БРИКС, ШОС и.т.д.) ;
• материалы федеральных органов исполнительной власти и государственная статистика (данные Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Росстат) ;
• материалы официальных сайтов зарубежных и российских энергетических компаний:, Royal Dutch Shell, ConocoPhillips, ПАО «Газпром», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Лукойл» и др. ;
• материалы российских и зарубежных СМИ ;
• данные информационно-аналитических агентств: статистического подразделения Бритиш Петролеум, IHS Markit, ЦДУ ТЭК, Международного энергетического агентства, Международного газового союза и.т.д. ;
• статистические материалы российских и международных
-9
экономических организации ;
• заявления официальных лиц .
Вопросы энергетической дипломатии и нефтяного фактора в политике стран Ближнего Востока широко изучались в западной и отечественной историографии.
Вопросами, посвященным актуальным проблемам международных отношений, в том числе, на Ближнем и Среднем Востоке, занимаются такие ученые, как У.З. Шарипов п, А. В. Кортунов , А. Ю. Шарова .
В отечественной историографии термин «энергетическая дипломатия» впервые применил С.З.Жизнин , в своих работах ученый и дипломат подчеркивает, что энергетика представляет собой ключевой сектор экономики. В своем комплексном исследовании «Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика» автор анализирует основные процессы в мировом энергетическом секторе, раскрывает теоретическое содержание понятия «энергетическая дипломатия» и практические аспекты отношений ведущих субъектов энергетической политики на глобальном, региональном и страновом уровнях.
О.А. Колобов , Л.Х. Латчинова , А.Т. Багиров , и др. в своих исследованиях затрагивают вопросы и тенденция развития ближневосточного энергетического рынка. Ученые изучают вопросы энергетической безопасности и анализируют позиции ведущих мировых игроков на рынке энергообеспечения в рамках концепции определяющего влияния появления новых видов сырья и современных технологий его добычи.
Алахбаби Муслех Айед , А.С. Мелкумян , А.А. Баклицкий , Г.Г. Косач , В.А. Кузьмин занимаются вопросами энергетического вектора внешней политики и дипломатии Ближнего Востока. Авторы сходятся во мнении, что традиционными соперниками за лидирующие позиции на Ближнем Востоке были и остаются Иран и Саудовская Аравия, эти два ключевых игрока во много определяют ландшафт отношений в изучаемом нами регионе.
Интересы России на Ближнем Востоке в последние годы все чаще попадают в сферу научных интересов отечественных политологов, экономистов, историков, юристов и др. Кузнецов А.А. , Байков А.А. , X. Хаддад , А.О. Коновалов используют сравнительные и историко-описательные методы научного познания для изучения подходов российской внешней политики к региону, охарактеризованы современные технологии российских политических действий в ближневосточном регионе с учетом фактора миротворчества и создания нормальных условий жизни в странах ближневосточного региона.
Энергетической дипломатией и энергетической безопасностью занимаются такие исследователи, как Д.А. Манукян ’, Т. А. Шмелева , А.А. Интяков , О.О. Хохлышева . В приоритете ставятся вопросы безопасности региона Персидского залива и безопасности нефтегазовых объектов Ближнего Востока.
Таким образом, мы можем сделать вывод о достаточно широком изучении вопросов, связанных с энергетической дипломатией стран Ближнего Востока. Мы видим достаточное количество работ, но есть и пробелы, которые и должно заполнить наше исследование. В нашей работе будут сделаны некоторые уточнения уже изученных вопросов и рассмотрены новые факторы в заявленной проблеме.
В целях достижения указанных задач исследования определена следующая структура дипломной работы:
Глава 1. Становление энергетической дипломатии на Ближнем Востоке посвящена изучению исторического ракурса формирования и развития существующего феномена. Здесь мы рассмотрим современную расстановку сил на Ближнем Востоке, изучим основные причины и факторы ее характера, выделим основные особенности, которые влияют не только на положение в регион, но и на всю международную арену. Эта часть работы также содержит описание основных походов к изучению ресурсно-энергетической дипломатии, а также ее понятий, целей и методов.
Глава 2. Внутрирегиональная энергетическая политика государств Ближнего Востока содержит анализ развития нефтяного рынка и формирования энергетического курса стран ближневосточного региона. Здесь нами будут изучены основные направления сотрудничества стран Ближнего востока между собой, выделены основные сложности такого межгосударственного взаимодействия, а также сформулированы его дальнейшие перспективы.
Глава 3. Ближний Восток в политике мировых держав касается вопросов позиций ближневосточных государств в мире. Здесь мы проследим взаимосвязь нефтяной политика и роста значений природных ресурсов на усиление позиций ближневосточных государств на международной арене. Глава также содержит анализ энергетической и нефтяной стратегии США и стран Запада в ближневосточном регионе. Нами будут сформулированы и изучены основные интересы Российской Федерации на Ближнем Востоке, взаимодействие Китая и Ближнего Востока в энергетической сфере.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для ближневосточного региона характерно переплетение политики, религии и нефти. В странах Персидского залива религия (ислам) является направляющим элементом политики, политика неразрывно связана с нефтью, а стремление к обладанию нефтью формирует религиозно-политическую борьбу клановых группировок. Формируется замкнутый круг, за пределы которого невозможно выйти. Например, рост радикального исламизма в регионе и обострение политической борьбы в середине 70-х годов совпало по времени с периодом нефтяного бума, когда цены на «черное золото» стремительно пошли вверх.
Государства Ближнего Востока обладают огромными запасами углеводородов, причем они получают определенные конкурентные преимущества над другими странами, поставляющими нефть на мировой рынок. В первую очередь это касается наличия высокопроизводительных скважин, низкой себестоимости добычи, высокого качества извлекаемой нефти. Вместе с этим регион отличается высокой политической нестабильностью и постоянными конфликтами, что создает дополнительные риски для международной деятельности, включая энергетическую сферу.
Современная нефтяная индустрия отличается высоко конкурентной средой, что требует от инвесторов участие в проектах на территории государств, не только обладающих природными ресурсами, но и необходимыми условиями для организации их эффективной добычи. В таких условиях страны региона вынуждены адаптироваться под существующие геополитические реалии, оптимизируя собственную энергетическую политику. Только в этом случае они способны сохранить статус одного из основных регионов поставки нефти на мировой рынок.
Энергетическая политика стран региона должна строиться не только на целях увеличения продаж, но и совершенствования своих международных взаимоотношений. Обладая мощными позициями на рынке нефти, королевство смогли отойти от принципов «маятника» в ценообразовании, что
не мешает руководству страны осознавать целесообразность поддержания баланса спроса и предложения на нефть.
Для современного мира характерны риски терроризма, а для региона Ближнего Востока подобная опасность является особенно высокой. В полной мере касается это и обладания «грязным» ядерным оружием, которое может быть получено террористическими группировками на фоне развития гражданской атомной энергетики в регионе и сложности обеспечения полного контроля над топливом на всех этапах реализации проектов.
Учесть необходимо и тот факт, что регион характеризуется сейсмической активностью, и реальные землетрясения, привели практически к максимально допустимым нагрузкам для единственной существующей на Ближнем Востоке АЭС. Несмотря на отсутствие каких-либо повреждений, нет никаких гарантий, что более серьезные толчки не приведут к возникновению нештатных ситуаций.
В контексте стремления государств региона к обладанию атомной энергии, сегодня поднимается вопрос и о сохранении нераспространения в мире ядерного оружия. Причина этого кроется в зависимости между мирным и военным атомом, где первый рассматривается в качестве одного из первых шагов на пути создания ядерного оружия. Технологически обогащение урана для АЭС и создание оружейного плутония очень близки. Вызывает подозрение и тот факт, что государства Ближнего Востока при рассмотрении вопросов снабжения топливом местных АЭС отказываются от приобретения его за рубежом, требуя создания собственных мощностей по обогащению урана. В результате возникают сомнения в реальных намерениях государств, и отсутствии у них стремления заполучить в свое распоряжение технологии, обеспечивающие создание ядерного оружия.
В результаты был рассмотрен нефтяной фактор в экономической деятельности стран ближневосточного региона. Без сомнения, нефть обладает статусом ключевого ресурса, и только она позволила им в течение нескольких десятилетий превратиться в процветающие государства с 81
высоким уровнем материального достатка, обладающие возможность воздействовать на мировой рынок углеводородов.
Значительную роль в мире играет ОПЕК, в число членов которой входит пять стран, представляющих рассматриваемый регион (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иран, Ирак). Это еще больше усиливает возможности государств по воздействию на мировой рынок нефти.
Несмотря на огромное значение Ближнего Востока для мировой экономики, данный регион продолжает сохранять высокие риски нестабильности. Для него характерно противостояние Ирана и арабских государств с Израилем, противостояние шиитов и суннитов, нерешенная проблема курдской населения региона, авторитаризм в отдельных странах, нахождение у власти правителей, представляющих национальных меньшинства стран, широкое распространение фундаментального терроризма и так далее. При разрастании любого из этих конфликтов, моментально изменится конъюнктура на рынке нефти, изменится стоимость углеводородов, провоцируя очередной валютный кризис.
В ходе проведения исследовательской работы были определены этапы совершенствования местного рынка нефти и энергетической политики. Первоначально лидирующее положение в энергетике Ближнего Востока принадлежало Ираку и Ирану, активно приглашавших для разработки своих месторождений западные компании на правах концессий. В последние годы роль регионального лидера принадлежит Саудовской Аравии, одному из мировых лидеров по объемам нефтяной добычи. В 60-е годы страны региона стали инициаторами создания ОПЕК, организации, сумевшей укрепить роль и значение государств Ближнего Востока на глобальном энергетическом рынке.
В последние годы при рассмотрении региона Персидского залива необходимо учитывать и факторы внутреннего противостояния, в частности борьбы за лидерство Саудовской Аравии и Ирана.
Рассматривая вопросы сотрудничества между странами, необходимо отметить не только экономический аспект взаимодействия, но и дипломатическую среду, военно-техническое взаимодействие. Только за счет взаимодействия друг с другом ближневосточные страны способны сохранить относительную целостность и исключить вмешательство в региональные дела других государств. Особенно внимание необходимо уделить потенциальным угрозам и направлениям технологий, способных в перспективе повысить эффективность нефтегазовой отрасли и способствовать развитию стран.
На основании всестороннего изучения значения нефти для государств Ближнего Востока, особенностей их энергетической политики, уровня взаимоотношений друг с другой и интеграции в мировое пространство, можно сделать несколько выводов:
• С точки зрения истории и особенностей внутренних взаимоотношений Ближний Восток необходимо рассматривать в качестве самостоятельного региона. Будучи колыбелью человечества, сегодня, он превратился в одно из наиболее наряженных мест на планете, в котором переплелись политические, религиозные и экономические интересы. Наличие же нефтяного фактора повышает уровень напряженности за счет столкновения интересов различных группировок. В целом можно констатировать, что в дальнейшем риски развития регионального конфликта и углубления противостояния практически неизбежны.
• Нефтяной фактор необходимо рассматривать в качестве главного элемента в установлении положения стран региона на мировой арене. По мере развития процессов глобализации в экономики, будет происходить усиление взаимной зависимости экономик стран Европы и Ближнего Востока, причем обеспечит эту интеграцию именно нефть. Вместе с этим необходимо ожидать постепенного усиления воздействия на страны Запада путем продвижения исламской модели развития общества, создаваемой совместно представителями региона.
• Ближний Восток за счет огромных запасов углеводородов привлекает к себе внимание всех без исключения великих государств. Традиционно монархии Персидского залива ориентировались на политику Соединенных Штатов и стран Запада, но неоднозначность их политики привела к разделению мнения местных политических элит. Значительно усилилось за последние годы влияние в регионе Китая, традиционного ориентирующегося исключительно на экономическое сотрудничество, Россия же пока имеет здесь весьма слабые позиции.
Регион, где традиционно высокий уровень внутренней напряженности, за счет повышенного интереса к нему мировых держав, становится еще более конфликтогенным.
Взаимодействие России и Ближнего Востока имеет многолетнюю историю, при этом характер взаимоотношений определялся общественно- политическим строем в нашей стране. Царская Россия рассматривала регион в первую очередь с точки зрения поддержки и защиты единоверцев, в Советском Союзе ориентировались на поддержку местных коммунистических партий и националистические силы, воспринимавшиеся в качестве «сил прогресса». Только в конце 80-х годов отношения с государствами Персидского залива стали строиться на принципах прагматизма. Сохранился он и в современной России.
Высокий уровень конфликтности региона, переплетение не только политико-экономических, но и религиозно-конфессиональных интересов, ведет к усложнению взаимоотношению государств. Соответственно возникают сложности и с полноправным участием региональных участников в общемировой жизни. Фактор нефти еще больше усугубляет ситуацию, так как в региональные дела вмешивается большое количество представителей внешней среды, каждый из которых преследует собственные интересы. Все это позволяет предположить, что в будущем уровень конфликтности на Ближнем Востоке будет только усиливаться.
Текущему положению местных стран на мировой арене способствовало наличие огромных запасов нефти, рассматриваемых в качестве основного драйвера развития и интеграции государств в мировую экономическую систему. Под действием глобализации экономики ближневосточных стран будут все больше интегрироваться в глобальные системы, и драйвером данных процессов будет выступать именно энергетическая сфера. Вместе с этим усилится и давление монархий на глобальные процессы в политике и экономики через формирование исламской модели развития, предполагающей наличие собственного пути социально-экономического совершенствования.
На Ближнем Востоке сталкиваются интересы всех сверхдержав. Традиционным было доминирование Соединенных Штатов и их союзников, но в последнее этот монополизм теряет силу, происходит укрепление позиций Евросоюза (союзник США) и Китая. Уровень развития российских отношений с представителями региона, как и показатели товарооборота, невысокие.



Источники:
1. Беседа с Верховным руководителем Ирана Али Хаменеи // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50745.
2. Внешняя политика России. Сборник документов. М.: Международные отношения, 1996. 520 с.
3. Встреча с королем Иордании Абдалой II // Президент России. URL: http ://kremlin.ru/news/15590.
4. Встреча с Президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом // Президент России. URL: http://kremlin.ru/news/15590/.
5. Встреча с руководителями энергетических компаний // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/18382/photos
6. Вступительное слово на встрече с секретарем Высшего Совета национальной безопасности Ирана Хасаном Роухани // Президент России. URL: http://kremlin.ru/transcripts/22194/.
7. Вступительное слово на встрече с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасаном Роухани // Президент России. URL: http://kremlin.ru/transcripts/22194/.
8. Выступление Президента РФ В. Путина на встрече с представителями деловых кругов Саудовской Аравии // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/appears/2007/02/12/1942tvpe63376tvpe6337711820 5.
9. Гарантии МАГАТЭ // Официальный сайт МАГАТЭ. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/bull572June2016 ru.pdf
10. Декларация президентов Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран // Президент России. URL: http ://kremlin.ru/ supplement/ 5102.
11. Договор «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» от 12.03.2001 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3290.
12. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний //
Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/219/25/PDF/N9621925 ,pdf?OpenElemen t.
13. Доклад Генерального директора МАГАТЭ // Официальный сайт
МАГАТЭ. URL:
http://www.iaea.org/Publications/Documents/Board/2008/Russian/gov2008- 4 rus.pdf.
14.Заявление президентов Азербайджанской Республики, Исламской республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана от 29 сентября 2014 г. // Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/4754.
15. Интервью ежедневной египетской газете «Аль-Ахрам» // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47643.
16. Итоги визита на Ближний Восток // Президент России URL: httpV/kremlin.ru/events/president/transcripts/l 0101.
17. Комментарий Владимира Путина о событиях в Ливии // Президент
России. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/16477/photos
18. Лавров С. В. Выступление и ответы на вопросы СМИ в ходе
совместной пресс-конференции по итогам первой сессии Российско- Арабского Форума сотрудничества на министерском уровне // МИД России. URL:
http://www.mid.rU/brp%204.nsf/0/FA78955C6154759144257%D0%921800 5031 %Р0%А1 %Р0%97.
19. Летопись 2017 г. // Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: https ://www. gazprom.ru/about/history/chronicle/2017/
20. Летопись 2018 г. // Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: littps://www. gazprom.ru/about/historv/chronicle/2018/
21. Летопись 2019 г. // Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: https ://www. gazprom.ru/about/history/chronicle/2019/
22. Летопись 2020 г. // Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: https ://www. gazprom .ru/about/history/chronicle/2020/
23. Материалы Службы внешней разведки России // Служба внешней разведки Российской Федерации. URL: http://svr.gov.ru/material/2-13- 9.htm.
24. Начало встречи с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасаном Роухани // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22833
25.0 ситуации в ближневосточном урегулировании // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsrkonfl.nsf/90be9cb5e6fD7180432569e00049b5f b/6ba90e36e55273e8c325745500353249!QpenDocument.
26. Федеральный закон "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях" от 03.05.2011 N 81-ФЗ // Росатом. URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/c08/c0834f6a44dlbef051ca9aa0dlad Q0d4.pdf.
27. Постановление Правительства РФ от 17 августа 1992 г. N 592 "О подписании соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и в сооружении в Иране атомной электростанции" // Гарант. URL: https://base.garant.ru/6312097.
28.Обращение Министра иностранных дел России С.В.Лаврова к участникам 42-й сессии Совета министров иностранных дел 88
Организации исламского сотрудничества // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/web/guest/international organizations/- /asset publisher/km9HkaXMTium/content/id/1326769.
29.Официальный сайт Федерального агентства по недропользованию. URL: http://www.rosnedra.com/article/752.html
Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14216.
30. Путин В. Сирийская альтернатива. Нью-Йорк Таймс // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19205.
31. Распоряжение правительства "Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года" от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // Министерство Энергетики Российской Федерации. URL: http ://minener go. gov.ru/ aboutminen/ ener gostrategy
32. Соглашение между российской корпорацией «Газпром» с
Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) по разработке газового месторождения // Finanz.ru URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/gazprom-podpisal-s-iranom- soglashenie-na-razrabotku-gazovogo-mestorozhdeniya-farzad-b-nioc- 1002067056.
33. Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/420329053.
34. Соглашение между США и Королевством Саудовской Аравии на
поставку вооружений // RT.ru URL:
https://russian.rt.com/world/article/391867-saudovskaya-araviya-ssha- orugie-postavki.
35. Соглашение о строительстве магистрального газопровода (МГП) Иран- Ирак - Сирия // Деловой журнал «NefteGaz.ru». URL: https://neftegaz.ru/news/politics/260678-iran-nachal-stroitelstvo- gazoprovoda-v-sirivu-eto-opechalilo-i-rossiyu-i-ssha/.
36. Телефонный разговор с Президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/14574
37. Телефонный разговор с Президентом Ирана Хасаном Рухани, 26 марта 2015 года // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49010
38. Центральный департамент статистики и информации Королевства
Саудовская Аравия. URL:
http://www.cdsi. gov.sa/english/index.php?option=com docman&task=doc download& gid=657 &Itemid= 15 3,
39. Лавров C.B. Историческая перспектива внешней политики России // Россия в гломальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/global- processes/Istoricheskava-perspektiva-vneshnei-politiki-Rossii-18017,
40. Медведев: Необходимо вдвое снизить долю нефтяных доходов в
бюджете // РБК.ру URL:
https://www.rbc.ru/economics/26/02/2013/5704041a9a7947fcbd44621f.
41. Нефтепровод «Хауд-эль-Хамра-Арзев» (OZ-2) // ОАО «Стройтрансгаз» URL: http://www.stroytransgaz,сот/pages/geo/algeria.htm.
42. Нужно помочь Ираку «встать на ноги», заявил Путин на встрече с Бушем 20 ноября 2004 г. // NewsRu.com URL: https://www.newsru.com/world/20nov2004/pb2.htmL
43. Taking Europe's pulse //The Economist. URL: https://www.economist.com/graphic-detail/2016/02/18/european-economic- guide.
44. Волохов В. Иран: нефть, санкции и реальность // Независимый аналитический центр геополитических исследований Борисфен Интел URL: http://bintel.com.ua/ru/article/iran-oil/
45. Выиграет тот, кто наладит отношения с Ираном без оглядки на США: интервью Александра Князева // EurAsia Daily. URL: https://eadaily.com/ru/news/2015/11/23/wigraet-tot-kto-naladit- otnosheniya-s-iranom-bez-oglyadki-na-ssha-intervyualeksandra-knyazeva
46. Д. Медведев: Необходимо вдвое снизить долю нефтяных доходов в
бюджете // РБК.ру URL:
https://www.rbc.ru/economics/26/02/2013/5704041 a9a7947fcbd4462 If
47. Ефимов В. Россия - Иран - Катар: Борьба за газовые рынки обостряется
// Iran.ru. URL:
http://www.iran.ru/news/analytics/92846/Rossiya Iran %20Katar Borba za
gazovye rynki obostryaetsya
48. Китай и арабские революции // Forbes URL:
https://www.forbes.ru/sobytiya-opinion/rynki/77050-kitai-i-arabskie- revolyutsii
49. Мазнева E., Дербилова E. Ливийская нефть «Газпрома» // Ведомости. URL: http://www.oilru.com/news/61343/
50. Межгосударственные отношения России и Ирна // Риа Новости. URL: https://ria.ru/20171101/1507602294.html.
51. Россия - Египет // Официальный сайт Российско-египетского делового
совета. URL: http://rus-
eg.tpprf.ru/ru/news/?CODE=mpkrossivaegipet il2700L
52. Декларация об укреплении дружбы и развитии сотрудничества между Российской Федерацией и Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/3977.
53. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской
Федерацией и Турецкой Республикой // Портал внешнеэкономической информации. URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tr/tr_ru_relations/tr_ru_trade/;
Саудовско-российские отношения набирают силу в международной 91
политике под руководством короля Салмана // Saudi Press Agency. Режим доступа: http://www.spa.gov.sa/1674485 (Пер. С арабского Ю.А. Ведищева). AJL£J j^l iA.pjx.ui JI > JÀ3 CLJI JI AJ JJJI
j Axu LJ JLU JI AJ JJ-^ JI дв Ji.
54. Политика Китая в арабских странах // Strategy Links. URL: http://www.strategy-links.com/news/china пае Lhtml
55. Ратников А. Обогащение Ирана: почему Россия не выиграет от снятия санкций с Тегерана // РБК.ру URL: http://www.rbc.ru/economics/01/12/2015/565dc26d9a79470514cca263.
56. Россия увидела вызов в выходе саудовской нефти на рынок Польши //
РБК.ру URL:
https://www.rbc.ru/politics/14/10/2015/561e30179a794738c0e8027a
57. США не спешат уничтожать свои ядерные боеголовки // Известия. URL: https://iz.ru/news/450733
58. ВР Energy Outlook to 2035 // BP Official Website. URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/energy- economics/energv-outlook/outlook-to-203 5.html.
59. Dearden L. Saudi Arabia accuses Putin of hypocrisy over letter urging peace when Russia 'part of problem' // The Independent. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/saudi-arabia- accuses-putin-of-hypocrisv-over-letter-urging-peace-when-russia-part-of- problem-10143131.html
60. Williams P. Saudi Arabia abandons OPEC production targets to protect market share // The Sydney morning herald. URL: http://www.smh.com.au/business/energv/saudi-defendscountrys-strategv-to- abandon-opec-production-targets-20151207-glhl3p.html#ixzz3uSur5ZeR.
61. Diplomat dismisses claim of Iran interference in Yemen // PressTV Iran. URL: http://www.presstv.ir/Detail/2015/04/17/406657/Iran-denies-claims- ofmeddling-in-Y emen.
62. Ф11|5|;^ИЁ{Й^М^, НЗЁПВ // Китайско-Саудовские отношения (пер. С китайского Ю.А. Ведищева) URL: http://www.fmprc.gov.cn/web/gihdq 676201/gj 676203/%20yz 676205/12 06 676860/sbgx 676864/.
// Китайское правительство опубликовало первую часть доклада о политике в арабском мире (пер. с китайского Ю.А. Ведищева) URL: http://news.xinhuanet.eom/2016-01/13/c 1117766467.htm
64. Sen. Kerry in Saudi - Iran, Iraq and oil // РБК.ру URL: http://top.rbc.ru/economics/26/02/2013/846979.shtml.
65. Dag Harald Claes, Andreas Goldthau, David Livingston Saudi Arabia and the Shifting Geoeconomics of Oil // Carnegie Endowment For International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2015/05/21/saudi-arabia-and- shifting-geoeconomics-of-oil-pub-60169
66. Russians and Turks Conduct Joint Strikes on ISIS in Syria // The New York Times. URL: https://www.nvtimes.com/2Q17/01/18/us/politics/russia- turkev-syria-%20isis.html
67. Russia’s influence has risen but Iran is the real winner in Aleppo // The Observer. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/dec/17/aleppo- fall-svria-iran-+winner-influence-analysis.
68. Henri J. Barkey, «Putin and Erdogan’s Marriage of Convenience» // ForeignPolicy.com URL: http://foreignpolicy.com/2017/01/ll/putin-and- erdogans-marriage-of-%20convenience.
69. F. William Engdahl, Syri a Turkey I srael and the Greater Middle East Energy War // Global Research. URL: http://www.globalresearch.ca/syria- turke v-israel-and-the- greater-middle-east-ener gy-war/5307902,
70. Statistical Review of World Energy 2015 // BP. URL:
http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical- review-of-world-energy.html
71. Adamsky D. How Russia Got Ahead in the Middle East // The Foreign Affairs. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/svria/2015-09- 16/putins-damascussteal.
72. Bush G.W. Address to Joint Session of Congress Following 9/11 //
American Rhetoric Database. URL:
http://www.americanrhetoric.com/ speeches/gwbush911 iointsessionspeech.ht tm,
73. Agreement on the functioning of the Gas exporting countries forum // Gas exporting countries forum. // URL: www.gecf.org.
74. Common Foreign and Security Policy (CFSP) of the European Union // European Union External Action Site. URL: https://eeas.europa.eu/topics/common-foreign-securitv-policy-cfsp en
75. European Energy Security Strategy // European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-8-2015-0164 EN.html.
76.In a Treasonous Act, Iranian Regime Sells Out Parts of the Country to China! // CNN iReport. URL: http://ireport.cnn.com/docs/DOC-71939Q.
77.International Energy Outlook 2019: International Energy Administration // U.S. Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov/outlooks/ieo/
78. Katzman K. The Iran-Libya Sanction Act (ILSA) // CRS Report for
Congress. URL:
https://www. globalsecuritv.org/militarv/library/report/crs/rs20871 .pdf.
79. Libya: UK forces prepare after UN no-fly zone vote // BBC.com. URL: https ://www.bbc. co .uk/news/uk-politics 12770467
80. Middle East Economic Survey. «Damascus Cash Crunch as Crude below 10,000 b/d.» Middle East Economic Survey // The World Bank. URL: http ://www. worldbank, or g/ en/country/Syria/ overview.
81. National Security Strategy // National Security Strategy archive. URL: http://nssarchive.us/wpcontent/uploads/2015/02/2015.pdf
82. Nihan Cabbaroglu, Saudi Arabia to pressure Russia Iran with price of oil, Turkish Anadolu Agency // Anadolu Ajansi. URL: http://www.aa.com.tr/en/economv/402343-saudi-arabia-to-pressure- %20russia-iran-with-price-of-oil.
83.Operation in Iraq Facts and Figures // Ministry of Defense of the United Kingdom. URL:
http ://webarchive. nationalarchives. gov.uk/20121212174735/
84.Syria Country Analysis Brief // U.S. Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov/todavinenergv/detail.cfrn7idA3110.
85. Tehran, Moscow enjoy many common views on ME, Yemen issues // Iran National News Agency. URL: https://en.irna.ir/news/81552141/Tehran- Moscow-enjoy-many-common-views-on-ME-Yemen-issues
86. The Manama Dialogue 2013 // International Institute For Strategic Studies. URL: http://www.iiss.org/en/publications/conference%20proceedings/sections/the manama-dialogue-46e2/manama-10-vears-f4ef/mdl4-ll-2013-8ble.
87. The National Security Strategy of the United States of America. September
2002 // The State Department. URL:
http ://www. state. gov/ documents/or ganization/63 562 .pdf.
88. World largest armies // Global Security. URL:
http://www.globalsecuritv.org/military/world/armies.htm.
89. World Energy Resources 2013 Survey: Summary// World Energy Council.
URL: http://www.worldenergy.org/publications/2013/world-energy-
resources-2014-survey.
Литература
1. Байков А.А., Истомин И.А. КАРТ-БЛАНШ. Вызовы России на Ближнем и Среднем Востоке //Независимая газета. СИГ: http://www.ng.ru/world/2013-12- 27/3_каЛЬ1ап8Й.Ыт1
2. Валери Жискар д’Эстен Власть и жизнь (пер. с фр. Н.Ю. Дубининой). М.: Международные отношения, 1990. 318 с.
3. Бакланов А.Г. Ближний Восток: Дорожная карта региональной безопасности / А.Г.Бакланов. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2006. 136 с.
4. Бард Митчелл. Ближний Восток и современность: сб. статей / отв. ред. М.Р. Арунова, В.А. Исаев, А.О. Филоник. М.: 2011. С. 76-96.
5. Бард Митчелл. Воскресенский А.Д. Большая Восточная Азия: мировая политика и энергетическая безопасность / А. Д. Воскресенский; МГУ им. М.В. Ломоносова; Ин-т проблем междунар. безопасности РАН. М.: Ленанд , 2006. 154 с.
6. Валиахметова Г. И. Сирийский кризис как отражение трендов развития глобальной энергетической политики / Г. И. Валиахметова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2016. № 1 (149). С. 35-47.
7. Васильев А. М. Персидский залив в эпицентре бури. М.: Политиздат, 1983. 288 с.
8. Виноградова О. Нефть для Буша. Возможные источники новой импортной нефти для США // Нефтегазовая вертикаль. 2002. № 7. С. 24-39.
9. Воскресенский А.Д. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Московский государственный институт международных отношений
(Университет); «Российская (РОССПЭН), 2002. 528 с.
10. Воронин С.А. Эволюция политического лидерства в исламском мире в контексте концепции «третьего пути» в 40-е г. XX в. - нач. XXI в.: Индонезия, Ливия, Иран: дне. ... доктора ист. наук: 07.00.03. 2010.
11. Данилин И.В. Энергетический фактор в международных отношениях на пространстве СНГ/ И.В.Данилин // Проблемы развития и реформирования СНГ. Экспертный анализ по материалам круглого стола. М.: Известия, 2007. 179 с.
12. Денчев К. Нефтегазовый фактор в международных отношениях // Полития. 1999. №3 (13). С. 37-41.
13. Долгов Борис Васильевич: Феномен «Арабской весны» 2011-2016: причины, развитие, перспективы: Тунис, Египет, Ливия, Сирия, Ажир. Российская академия наук, Институт Востоковедения, М.: URSS ,2016. 55 179 с.
14. Кашулин Д.А. Энергетическая безопасность как исследовательская задача политической науки // Тренды и управление. 2015. № 4. С. 174-183.
15.3аблоцкий Ф. Ю. Роль нефтяного фактора в экономике государств Ближнего Востока // Молодой ученый. 2015. №23. С. 534-621.
16. Хубулава Н.М. К вопросу о ценообразовании на мировом рынке нефти и влиянии на него политических процессов на Ближнем Востоке // Современная научная мысль. 2016. №6. С. 173-178.
17. Иванов А.С., Матвеев И.Е. Мировая энергетика на пороге 2016 года - в эпицентре политических осложнений и экономических неурядиц //Бурение и нефть. 2016. №1. С. 228-236.
18. Разумнова Л.Л. Трансформация мирового рынка нефти в условиях финансовой глобализации: дис. ... д-р. экон, наук: 08.00.14. М.: МГИМО, 2010. 299 с.
19. Баклицкий А.А. Атомная энергетика на Ближнем Востоке: интересы и место России // Индекс безопасности. 2013. №2. С. 45-58.
20. Альбади А. Атомна энергетика в арабских странах Персидского залива//Индекс безопасности. 2012. №1. С. 111-126.
21.Черницына С.Ю. Национальная безопасность и энергетическая дипломатия России на Ближнем Востоке // Научно-
информационный журнал "Армия и общество". 2013. №35. С. 68-73.
22. Хаддад X. Энергетическая дипломатия России на Ближнем Востоке //Журналист. Социальные коммуникации. 2018. №2. С. 100-104.
23. Руденко Л.И. Нефть и газ арабских стран в международной торговле // Российский внешнеполитический вестник. 2018. №6. С. 25-36.
24. Бирбкова Н.А. От "независимости" к "доминированию":
сравнительный анализ энергетической политики администраций Б. Обамы и Д. Трампа // Вестник Московского Университета. 2017. №9. С. 53-75.
25. Коновалов А.О. Ближний Восток в системе внешнеполитических
приоритетов Российской Федерации: геополитические концепции XXI в., перспективы, реальность: дне. ... канд. политических наук наук: 23.00.04. СПб., 2016.
26. Кузнецов А.А. О роли Ирана в Сирийском кризисе // Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. 2014. № 2 (8). С. 115-121.
27. Лузянин С.Г., Афонасьева А.В. Один пояс, один путь - политические и экономические изменения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 40. С. 29-34.
28. Малышева Д.Б. Крупные региональные государства в зонах нестабильности Ближнего Востока // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 9. 58 с.
29. Маргелов М.В. Нефтяной фактор мировой политики // США. Канада: экономика. Политика. Культура. 2004. №8. С. 46-56.
30. Махнев Станислав Дмитриевич: Особенности двусторонних отношений Сирии со странами региона Ближнего Востока в период 1991- 2014: диссертация кандидата исторических наук. Нижний Новгород, 2015. 130 с.
31. Мелкумян Е.С. Ирано-арабская конкуренция в регионе Ближнего Востока и Персидского Залива // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2015. № 11 (154). С. 3-11.
32. Миронов Н.В. Международная энергетическая безопасность : Учеб, пособие. М.: МГИМО, 2017. 165 с.
33. Мирский Г. Иракская головоломка. Что после Саддама? // Россия в глобальной политике. 2003. № 1. С. 11-19.
34. Пахомова М. А. Китай и Саудовская Аравия: история взаимодействия и перспективы сотрудничества (1980-2010) // Общество и государство в Китае. М., 2012. 311 с.
35. Разумнова Л.Л. Роль нефтяного фактора в экономике арабских государств в условиях интернализации хозяйственной жизни (1986- 1996) // Автореферат дисс. канд.эк.наук. М., 1998.
36. Рогов С.М. Роль Ирана в политике США на Ближнем Востоке // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8 (661). 56 с.
37. Русакова О.Ф. Soft power как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. № 3 (118). С. 34-64.
38. Самофалова О. И нефть, и газ // Деловая газета «Взгляд». 2013. 22 марта. URL: https://vz.ru/economv/2013/3Z22/625625.html
39. Сатановский Е. Ядерное сотрудничество, газовое соперничество // Военно-промышленный курьер. 29.10.2014. № 40 (558) URL: https://vpk-news.ru/articles/22455
40. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и революция (Турция, Иран и Арабские страны). М.: МГИМО, 2017. 196 с.
41. Слинько А.А., Добрева И.В., Слатинов В.Б. Новый баланс сил на Евразийском пространстве // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 5. 200 с.
42. США на Ближнем Востоке: «Доктрина Буша» в действии / Под общ. ред. А. Шумилина. М.: ИСКР АН, 2004. 72 с.
43. Труевцев К.М. Ближний Восток: морфология конфликта и постконфликтный дизайн // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 2. 185 с.
44. Ханнанова А.И., Низамова Г.З., Кантор О.Г ОПЕК в условиях снижения цен на нефть // Электронный научный журнал "Нефтегазовое дело". 2015. №3. С. 55-67.
45. Хлопов О.А. Энергетическая политика и стратегия Китая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 4. 143 с.
46. Шарипов У.З. Международные отношения в регионе Персидского залива и роль нефтяного фактора (Запад и страны региона) // Автореферат дисс.док.полит.наук. М., 1999.
47. Шарипов У.З. Политика и нефть в Персидском заливе 70-80-х годов (Запад и государства региона). М., 1994. 148 с.
48. Юртаев В.И. Иран: проблема выбора модели дипломатии // в сборнике: ИРАН: история и современность Под ред. Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой; Сост. И.Е. Федорова, Л.М. Раванди- Фадаи.. ИВ РАН; Центр стратегической конъюнктуры. Москва, 2014. С. 237-244.
49. Юртаев В.И. Иран: проблема выбора модели дипломатии // Иран: история и современность. М.: ИВ РАН, 2014. С. 148-165.
50. Федорова И.Е. Политика США в Иране в конце 40-х — начале 50-х годов XX века // Иран: история и современность. М.: ИВ РАН, 2014. С. 94-105.
51. Федорова И.Е. Некоторые направления внешней политики ИРИ в 2013-2014 годах // Иран: история и современность. М.: ИВ РАН, 2014. С. 215-226.
52. Барари Рейканде Ходаяр. Российско-иранские отношения в энергетической сфере в контексте глобализации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук: 23.00.04 . Санкт-Петербургский государственный университет. М., 2016.
53. Касаев Э.О. Россия и Саудовская Аравия: динамика энергетического партнерства и создание нормативной базы // Институт Ближнего Востока. 2010. URL: http://www.iimes.ru/?p=l 1281.
54. Билан В.И. Перспективы развития ядерной энергетики в арабских странах // Институт Ближнего Востока. М., 2010. URL: http://www.iimes.ru/7pM 1053/
55. Лобна Абдалла. Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока (2011-2014 гг.) // Democratic Arab center for Strategic, Political and Economic Studies. (Пер. С арабского Ю.А. Ведищева). URL: http://democraticac.de/7pM6397.
56. Полищук А.И. Ирано-китайские отношения на современном этапе // Иран: история и современность. М.: ИВ РАН, 2014. С. 258-271.
57. Махмуд Шахета М. Внешняя политика России в отношении
Саудовской Аравии после 2011 г. // Democratic Arab Center for Strategic, Political and Economic Studies. 2011. URL: http://democraticac.de/7pM8025 (Пер. С арабского Ю.А. Ведищева) .* Aj-U L) JjU L -LU J J Aj Ji jl J-LU Ji A. jJoXJ-U Ji5300 iA *S I И j Ji
cs- AJ* -* A“1 M *9 jijJ b jui Jlj tA. JALLL3 J
58. Colin J. Campbell and Jean H. Laherrere The End of Cheap Oil, Scientific American, March 1998. 175 p.
59. Fulton, Jonathtan. China's Changing Role in the Middle East. Washington, D.C.: The Atlantic Council, 2019. 28 p.
60. Jubin Goodarzi, «Iran and Syria» in the Iran Primer: Power, Politics, and U.S. Policy, ed. Robin Wright, Washington: United States Institute of Peace Press, 2010. 213 p.
61. M. Rochan, Crude Oil Drops Amid Global Demand Concerns // IB Times. URL: http://www.ibtimes.co.uk/crude-oil-drops-amid-global- demand-concerns-1469524.
62. The Persian Gulf are we committed? At what cost? A dialogue with the Reagan administration on US policy. Prepares for the use of the joint economy Committee, Congress of the US. Washington: Government printing office, 1981. 347 p.
63. Zhdanov A.A. Soviet Policy and World Politics// Geopolitical Reader. Edit.: O’Thauthail G., Dalby S., Routledge P.. Routledge, 2006. 145 p.
64. Farahat A.M. Energy, Environment And New Communities In Hot-arid Areas Of The Middle East: ^nc. ... D.E.D.P. Virginia, 1980. 150 p.
65. Young M. What Did King Salman’s Visit To Russia Say About U.S.- Saudi Relations? // Carnegie Middle East Center. 2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ