Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н. ТОЛСТОГО (13.00.01)

Работа №4016

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы22 стр.
Год сдачи2003
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1013
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется значимостью духовного формирования личности в семье.
Приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье провозглашен Законом Российской Федерации «Об образовании» важнейшим принципом государственной политики в области образования. В статье 18-й Закона подчеркнуто: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Однако катастрофическая и кризисная эпоха для России конца ХХ - начала ХХ1 вв. заметно сказалась на положении семьи, характере семейных отношений, особенностях воспитания детей в семье. Экономическое положение семей с детьми в России является сегодня одной из острейших проблем общества.
Тяжелое и неустойчивое материальное положение, увеличение бытовых нагрузок снижают уровень удовлетворенности браком. В связи с этим растет число разводов и, соответственно, неполных семей. Так, в 1999 г. в Российской Федерации на 1000 заключенных браков пришлось 585 расторгнутых.
Из-за распада семей по причине развода более 1 млн. детей и подростков до 18 лет в 1997-1999 гг. остались без одного из родителей. Одной из причин образования неполных семей наряду с разводами и овдовением является внебрачная рождаемость. В 1999 г. в Российской Федерации вне брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9 % от общего числа родившихся.
Все эти данные свидетельствуют о кризисном состоянии семьи в нашей стране, о том, что не реализуется провозглашенное в Конвенции о правах ребенка положение: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Семья в Российской Федерации переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Поэтому проблемы семьи и воспитания в ней исследуются представителями разных наук.
Так, отечественными социологами (С.И. Голод, М.С. Мацковский, М.Г. Панкратова, И.Ю. Родзинская, А.Г. Харчев, З.Я. Янкова и др.) выявлены условия устойчивости брака.
Социометрию супружеской совместимости и семейных отношений изучают социологи А.И. Антонов, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер и др. При этом авторы глубоко рассматривают реализацию воспитательной (педагогической) функции в семье.
3

Социологию жизненного цикла семьи и личности изучают А.И. Антонов, Э.К. Васильева, И.А. Герасимова, В.М. Медков и др.
Фамилистический анализ художественных текстов исследуют Т.М. Дридзе, Т.А. Жарикова, В.С. Дудченко, Л.Н. Коган и другие.
Ю.Е. Алешина, Е.В. Груздева, Т.А. Гурко, А.И. Клинчюс,
Э.С. Чертихина и др. посвятили свои работы исследованию структуры семьи, ее динамики, при этом попутно рассматривая и вопросы воспитания.
П.П. Звидриньш, В.Т. Колокольников, Н.Я. Соловьев, Л.В. Чуйко рассматривали разные причины конфликтов в семьях и пути их преодоления.
Социальные, педагогические и психологические аспекты семейных отношений глубоко исследовали отечественные педагоги и психологи: Ю.П. Азаров, И.В. Бестужев-Лада, С.В. Ковалев, К.Е. Игошев, А.С. Макаренко, М.С. Мацковский, Г.М. Миньковский, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, А.Г. Хрипкова и др.
Большой интерес представляют работы зарубежных авторов: Ф.Ариеса, Э.Эгеберга, Дж.Эриксэна и У.Дженси, Х.Гинотта, П.Глика и С.Лина, К.Кимана, М.Кона, А.Скольник, в содержании которых отражается реализация основных функций семьи, духовное развитие личности.
Сохранение целостности института семьи и брака в нашей стране в эпоху резких перемен на грани веков невозможно без изучения и осмысления отечественного опыта семейного воспитания, без выявления в нем того, что может стать достоянием будущего.
Одним из важнейших периодов в истории отечественной семейной педагогики является период второй половины XIX - начала ХХ вв. В России в этот период происходили крупные политические и экономические изменения, отражавшиеся на внутрисемейных отношениях. Было отменено крепостное право, наблюдалось ослабление экономических позиций дворянства, в городах зарождалось машинное производство. Это было время утверждения капитализма, развития новых, буржуазных общественных отношений. Менялась система ценностей, что не могло не повлиять на состояние семьи и воспитание в ней.
Видные мыслители и педагоги рассматриваемого периода (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.И. Демков, Д.Д. Семенов и др.) призывали строить воспитание детей в семье на принципах гуманизма и демократизма, в духе коренных интересов народа, отвергая буржуазно-эгоистический образ жизни с его всепоглощающим стремлением к наживе.
Прогрессивные педагоги второй половины XIX - начала ХХ вв. прилагали усилия к тому, чтобы семейное воспитание в России основывалось на важнейших чертах, присущих большинству русских семей: на самобытности, устойчивости, трогательно-сентиментальных родственных отношениях, на общности духовных интересов всех членов. Духовность понималась как гармония человека с самим собой, обществом, природой и Богом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ