Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Работа №94326

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 10
1.1. Основы домашнего воспитания детей на территории Российского
государства 10
1.2. Становление дошкольной педагогики в дореволюционной
России 21
ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ 33
2.1. Становление советской дошкольной педагогики (первая половина
XX века) 33
2.2. Развитие дошкольной педагогики во второй половине XX век 46
ГЛАВА 3. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XXI ВЕКА 58
3.1. Становление нормативной базы дошкольного образования в XXI
веке 58
3.2. Направления научных поисков в области развития дошкольного
образования 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8

Одним из актуальных направлений педагогической науки является историко-педагогическое. История становления той или иной образовательной системы предусматривает изучение процесса возникновения и развития собственно педагогического знания, а также научное обоснование основных педагогических проблем в контексте культуры нации. Значение истории становления общественной системы образования является необходимым условием осмысления и решения современных проблем, основой развития педагогической теории в целом.
Возникновение системы дошкольного образования было вызвано определенными потребностями общества. Она является результатом длительного исторического опыта. Каждый этап предполагает ориентацию на идеи прошлого, а также взгляд в будущее. Поэтому развитие системы дошкольного образования должно проходить с учетом историко­теоретического анализа становления и развития всей системы дошкольного образования в России.
Источниковой базой исследования является:
Начало формирования и развития нормативного педагогического сознания показал анализ памятников русской литературы «Домострой», «Дворство обычаев добрых» (Е. Славинецкий).
В работе были использованы труды по терминологическому анализу И.А. Хоменко, Н.С. Даведьяновой, М.М. Прокопьевой, Л.А. Грицай для определения понятия «семейное воспитание», а также работы педагогов XVIII в. Н.И. Новикова, В.Ф. Одоевского, XIX в. Н.В. Шелгунова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, начала XX в. Н.К. Крупской и конца XX в. А.Ю Гранкина для осуществления анализа значения семейного воспитания в истории становления дошкольной педагогики в России.
Для понимания особенностей становления дошкольного образования, как самостоятельного направления научной мысли были рассмотрены работы В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.Ф. Одоевского, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой.
На этапе становления советской системы дошкольного образования после революции 1917 г. значимыми стали работы Н.К. Крупской, П.Ф. Каптерева, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Е.И. Тихеевой для осмысления особенностей развития дошкольного образования XX в.
Для понимания государственной политики в области дошкольного образования на этапе становления советской власти, были использованы материалы Первого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию, Протоколы съездов и конференций Всесоюзной Коммунистической партии (б) восьмого съезда, материалы Четвертого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию.
При составлении правовой базы дошкольного образования на современном этапе были использованы нормативно правовые акты: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.), Устав дошкольного образовательного учреждения,
Родительский, Учредительный догов, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, письмо Министерства образования «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (1995 г.), Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях (2011 г.),
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2014 г.), Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г., Профессиональный стандарт педагога (2013 г.) и иные документы.
Выбор временных рамок обусловлен, прежде всего, отсутствием на современном этапе целостного историко-педагогического анализа всей системы дошкольного образования от предпосылок ее зарождения до современных научных исканий в области развития дошкольного образования, по причине того, что не все этапы становления дошкольной педагогики считаются исследователями одинаково ценными для исторического опыта. Нижняя временная граница исследования (период Древней Руси) обусловлена предпосылками становления и развития дошкольного образования в России. Верхняя граница связана с реформированием дошкольного образования на современном этапе его развития. Дошкольное образование, как составная часть системы образования на различных этапах своего становления претерпевало значительные изменения. Поэтому следует отметить, что все рассмотренные периоды сопряжены с определенными социально-политическими, экономическими, историко-культурными изменениями в России: принятие христианства на Руси, оформление педагогики как самостоятельного научного направления, революционное и военное время, распад СССР, реформирование системы образования на современном этап -
Таким образом, до настоящего времени исследователями не проводилось полноценного анализа процесса становления дошкольного образования на всех его этапах. Оно становилось объектом исследования, как правило, в определенных узких временных рамках на значимых этапах, ограниченных важными историческими событиями и переломными моментами в социокультурном и экономическом развитии России, либо было обусловлено территориально.
Следовательно, актуальность исследования определяется
необходимостью теоретически осмыслить процесс становления дошкольного образования, выделить этапы и направления научных поисков его развития, а также обозреть нормативно-правовую базу современного этапа реформирования дошкольного образования в России.
Таким образом, было выявлено противоречие между значимостью в систематизации педагогического знания и исторического опыта становления дошкольного образования в России и недостаточной представленностью историко-педагогических исследований, способствующих осмыслению исторических и актуальных тенденций в развитии дошкольной ступени как части целостной системы российского образования.
Актуальность и выявленное противоречие позволили сформулировать проблему исследования: что обусловливает периодизацию становления и развития дошкольного образования в России?
В качестве объекта исследования определен процесс становления дошкольного образование в России
Предметом исследования является периодизация в становлении и развитии дошкольного образования как части системы образования России.
Цель исследования - историко-теоретическое обоснование периодов и этапов в процессе в становлении и развитии системы дошкольного образования, соответствующих социокультурному контексту, и изучение сущностных характеристик каждого периода...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного нами исследования было установлено, что становление дошкольной педагогики на конкретных этапах социокультурного развития определялось общемировой и внутрироссийской модернизацией научно-педагогической мысли, социально-экономическим прогрессом, развитием гуманистических теорий, идеологически направленной политикой государства, устареванием и необходимостью реформированием системы образования.
Исследование доказало, что дошкольное образование развивалось на протяжение более чем тысячелетия. Его истоки находятся с дохристианского периода в форме семейного воспитания, когда уже зародилось начало формироваться содержание образования детей раннего возраста (устное народное творчество, традиции и обычаи, народные игрушки). Первые учреждения, занимавшиеся воспитанием и образование детей посредством игры и занятий возникли еще в VI в. в форме «домов молодежи». На данный момент система дошкольных образовательных учреждений является достаточно распространенной и определена в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждение.
Историко-ретроспективны анализ становления и развития дошкольного образования на фоне развития научно-педагогической мысли, теорий, концепций различных течений в педагогике в период конца XIX - начала XX вв. позволяет обосновать представленную периодизацию и раскрыть существенные характеристики процесса становления дошкольного образования на всех этапах его развития. Периодизация исторического процесса становления и развития дошкольного образования основывается на реконструкции становления и развития его структурных компонентов как открытой социально-педагогической системы, предопределенных политическими, экономическими, социально-культурными и
общепедагогическими условиями.
Таким образом, гипотеза о том, что процесс становления и развития системы дошкольного образования связан с определенными этапами социокультурного развития была подтверждена.
Осуществленный историко-культурный анализ предпосылок возникновения дошкольного образования в России на этапе становления государственности, позволяет говорить в начале формирования педагогической мысли в виде народной педагогики; хотя еще не нормативной, что, в свою очередь, обусловлено рассматриваемым периодом. Такие предпосылки, как развитие общенаучной теории, понимание исследователями сложности процесса воспитания и образования, необходимость передать процесс воспитания подрастающего поколения под руководство государства, стали решающими для перехода к нормативной педагогической мысли.
Проведенный историко-педагогический анализ, выявление основных особенностей становления и развития системы дошкольного образования на пропедевтическом этапе (конец 50-х гг. XIX в. - 1916 г.), когда дошкольное образование стало рассматриваться исследователями, как самостоятельная наука, позволяет говорить об обширных психолого-педагогических исследованиях в этой области, ставших началом для дальнейших научных исканий.
Исследование эмпирического (послереволюционного) этапа (1917 - 1940-е гг.) показывает, что развитие системы на данном носило идейно- классовый характер. В условиях политических и экономических реформ 20­30- гг. XX вв. методологические подходы на личностное развитие обучающихся уступают место концепциям трудового и коллективного воспитания. В данный период дошкольное воспитание определено «политикой партии» и основной целью является воспитание человека нового типа - гражданина и патриота своей страны.
Изучение условий и тенденций развития образования на теоретико- методическом этапе (50-е - 70-е гг.) позволяет говорить о серьезной
модернизации всей системы образования. В сформировавшейся советской системе дошкольного образования и воспитания была создана общая образовательная программа, отвечающая общественному и
государственному запросу. Произошла модернизация всех учреждений: от детского сада и яслей до лаборатории дошкольного воспитания в НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, что говорит об осознании значимости дошкольного возраста в становлении личности человека. В сформировавшейся советской системе дошкольного образования и воспитания была создана общая образовательная программа, отвечающая общественному и государственному запросу.
Развитие советской дошкольной педагогики на эмпирико­теоретическом этапе (80-е - начало 2000-х гг.) дает возможность сделать выводы об активных изменениях общественно-политического строя, что приводит к включению России в мировой научно-педагогический процесс, ставшем движущей силой развития научной, методической, нормативно­правовой базы дошкольного образования.
Рассмотренный процесс становления нормативной базы дошкольного образования, начавшийся в 90-х годах XX века позволяет говорить о создании уникального типа законодательной системы. Ее значение обусловлено политическими, культурными, социальными факторами, определяющими и дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования в области дошкольного образования в России. Без законодательной основы невозможно функционирование системы
образования, и этим обусловлена реформа образования и постоянная модернизация законов и стандартов, что имеет свои плюсы и минусы.
На данный момент мы находимся на теоретико-методологическом (с 2000-х по настоящее время) этапе. Исследование разнообразных научных источников показал, что накопленный многовековой опыт становления дошкольного образования в России весьма богат. Это направление является одним из самых исчерпывающих и наиболее развитых в плане объема работ.
В то же время, анализ современной нормативно-правовой базы и направлений научных поисков, позволяет сделать выводы о том, что возможности научного интереса в области развития дошкольного образования неисчерпаемы.
Данное исследование не исчерпывает всего многообразия вопросов, связанных со становлением и развитием дошкольного образования в России, что делает возможным продолжение изучения проблем, связанных с данным направлением научных поисков.


1. Авдеева, Н. А. Духовное воспитание в семье в творческом наследии
Л. Н. Толстого: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Авдеева;
Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2003. - 159 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского
государства XIV-XVII вв.: под. ред. С. Ф. Егорова, Л. Н. Пушкарева, Я. Н. Щапова. - М.: Педагогика, 1985. - С.328-329;
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. С. 339-345. 560 с.
4. Артамонова, Е. И. Дошкольное образование в современных социокультурных условиях / Е. И. Артамонова // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: сб. науч. тр. 4-й Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. П. Новиковой. - Москва, 2011. - 587 с. - C. 3-9.
5. Баранникова, Н. Б. П. Ф. Каптерев о воспитании общечеловеческого и национального у детей дошкольного возраста / Н. Б. Баранникова // Историко-педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 42-57.
6. Белинский, В. Г. О воспитании детей вообще: полное собрание сочинений: в 13 т. / под ред. Н. Ф. Беличикова, Д. Д. Влагого, Б. И. Бурсова [и др.]. - 1954. - 677 с.
7. Белинский, В. Г. О детских книгах: собрание сочинений: в 9 т. / подг. В. Э. Бограда. - М.: Худож. лит., 1978. - Т. 3. - С. 62-63.
8. Белинский, В. Г. Статьи и рецензии 1841 - 1844: полн. собр. соч.: В 13 т. / В. Г. Белинский; под ред. Н. Ф. Бельчикова. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - Т. 5. - 863 с.
9. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский; сост. А. В. Плеханов. - М.: Педагогика, 1982. - 288 с.
10. Беляев, В. И. История социальной педагогики: учеб. пособие для студентов вузов социального профиля / В. И. Беляев, Т. А. Савченко. - Магадан: Scientific magazine «Kontsep», 2014. - 474 с.
11. Бестужев, А. Ф. О воспитании / Антология педагогической мысли России XVIII в. 1985. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/in- dex.shtml (дата обращения: 24.11.2019)
12. Богомолова, М. И. Проблема семьи и семейного воспитания в российском историко-педагогическом наследии / М. И. Богомолова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. - вып. 3. - С. 101-105.
13. Богуславская, Т. Н. Концепции дошкольного воспитания как
стратегии обновления детского сада в конце XX- начале XXI вв. / Т. Н. Богуславская // Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности. / под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К. Ю. Милованова. - Волгоград: Волгоградская государственная академия последипломного
образования. - 2018 г. - С. 164-168.
14. Большая советская энциклопедия. - М.: Словарное издательство
«Электронные и традиционные словари», 2012. URL:
https://slovar.cc/enc/bse/1989951.html (дата обращения: 24.11.2019).
15. Борисова, С. П. Современное дошкольное образование за рубежом / С. П. Борисова // Теория и практика общественного развития. -
2010. - № 3. - С. 132-137...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ