Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Русский музей: виртуальный филиал», информационно-образовательный центр развития духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи

Работа №109856

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Формирование эстетической и нравственной культуры в контексте теоретико-методологического анализ 18
1.1 Теоретико-методологические основы анализа проблемы развития эстетической и нравственной культуры личности в российском социуме в современных условиях 18
1.2 Специфика проявления духовно-нравственной и эстетической культуры личности средствами изобразительного искусства 22
1.3 Виртуальный музей как информационно-образовательный центр и средство формирования личности, ее нравственного сознания и эстетической культуры 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по решению проблемы развития духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи на базе ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» 31
2.1 Состояние проблемы духовно-нравственного воспитания у молодежи на момент констатирующего эксперимента 31
2.2 Апробация модели работы виртуального музея по развитию духовно- нравственных и эстетических качеств молодежи 33
2.3 Дополнительные направления деятельности по развитию общекультурных компетенций у будущих педагогов, как результат формирующего и контрольного этапов эксперимента 63
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72
Приложение А Наглядно-дидактический материал к теме «История развития изобразительного искусства и архитектуры в мире» 77
Приложение Б Внешний вид «Виртуальный филиал Русского музея»
Поволжский православный институт 80
Приложение В Наглядный материал (презентация) к теме «Искусство XVIII века» 81
Приложение Г Наглядно-дидактический материал к теме «Древнерусское искусство» 82
Приложение Д Наглядно-дидактический материал к теме «Искусство «XIX века» 83
Приложение Е Наглядно-дидактический материал к теме «Искусство «XX века» 86
Приложение Ж Работы русских художников из коллекции Русского музея, данные студентам для творческого эссе 91
Приложение И Проведение занятий в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» 93

В системе образования в настоящее время одной из приоритетных задач является развитие у молодежи культурно-нравственных и эстетических ценностей. Нравственные основы невозможно сформировать только научными знаниями. Именно поэтому педагоги ищут новые методы, средства и пути формирования личности развитой, обладающей эстетическим вкусом, нравственными идеалами, чувством патриотизма.
Сегодня согласно ФГОС 3++ к выпускнику предъявляют требования, согласно которым он должен владеть определенного уровня компетенциями. Преподаватель стремится сформировать профессиональные компетенции необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Однако, нам хотелось бы обратиться свое внимание на общекультурные компетенции, которые являются ключевым звеном в организации педагогического процесса направленные на воспитание в личности качеств необходимых для ее коммуникации, существования и взаимодействии в обществе [6]. Что в условиях развития мультикультурализма, формирование этих компетенции акцентирует наше внимание на совершенствование и модернизации образовательного процесса. Особое внимание обращает компетенция на формирование у учащихся способностей осуществлять духовно-нравственное воспитание на основе национальных базовых ценностей. Задаваясь вопросом, почему эта компетенция в условиях современного развития общества и промышленного прогресса становится особенно актуальной, мы приходим к выводу, что СМИ, условия, в которых живет и учится молодежь зачастую носит негативных и аморальных характер. Воздействуя таким образом на сознание молодежи может привести к определенным последствиям, что чаще всего выражается в духовной незрелости и эмоциональной депрессии [3]. Конечно, формирование духовно-нравственных и эстетических качеств является сложным процессом, так как педагогу трудно определить содержание, те средства и методы, технологии, которые призваны выявить и затем уже развить, сформировать ценности и стремления к духовно-нравственным ориентирам. Неопределенность, размытость духовных идеалов делает данную компетенцию особенно важной в становлении гармоничной личности [1]. Так, данная компетенция становится основой для успешного осуществления, развития и взаимодействия в обществе. Согласно Национальной доктрины, система образования призвана обеспечить:
• преемственность поколений на историческом уровне, распространение, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан демократического и правового государства, уважающих свободы, права личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих религиозную, национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В соответствии с этим возникает основная проблема исследования - поиск средств, создание воспитательных ситуаций, способствующих формированию данной компетенции у обучающихся. Нравственные позиции, духовность и эстетическая культура становятся признаками ценностно-смысловых ориентиров у студентов [2].
Если рассматривать данную компетенцию, то в ее содержании скрыто одно из ключевых аспектов формирования смысловых ориентаций и ценностей человека. Культура и искусство выступают ключевыми средствами в формировании у обучающихся понятий - ценности, традиции, патриотизм. Как совокупность норм и принципов, регулирующих внутреннюю и внешнюю жизнь человека, с одной стороны его право на свободу и равенство, а с другой стороны в проявлении уважения к старшим [4]. Приобщение к общечеловеческим ценностям проявляется в поведении, в морали, в процессе общения с другими людьми, культурами, историей и традициями. Что в условиях рыночной экономики и промышленного прогресса делает данную тему особо актуальной. Сложившиеся в различные исторические этапы эстетические и нравственные ценности отражаются прежде всего на генетической памяти ребенка, в его сознании и через духовную, эмоциональную сферу проявляются как жизненная позиция, как способность нести ответственность за свои действия [7]. Эти ценностные ориентиры становятся образом мысли, поведения, самой жизни. Отсутствие этих ценностей может привести к разрушению гуманистических основ. В результате чего общество, живущее не по законам гуманизма, не подкрепленное нормами этики, морали и нравственности сознательно приведет себя к гибели. Ибо, ценностные ориентации придают всему человечеству некую эстетически-нравственную форму смысла его жизни [5].
Люди оценивают друг друга по поведению, по отношению к окружающим. Так формируются нравственные основы. Эти основы становятся глубоко осмысленными убеждениями и взглядами влияющие на становление личности, культуру его поведения, чувств, моральных качеств.
Сердцевиной нравственности становятся - нравственные смыслы, нравственное сознание, нравственное мышление. Только анализируя и осмысливая свои поступки и ситуации формируется нравственная воля, как желание проявлять свои убеждения на основе принципов нравственности. В этом отношении история, традиции и искусство являются прекрасным источников для осмысления различных факторов и поступков [12].
Воспитание гуманистических отношений есть сущностно-содержательная характеристика нравственного смысла. Например, что есть красота? Внешняя или внутренняя? Значимый смысл заключен в деятельности человека и заключается в том, чтобы приносить добро людям. Доминируя над значением, нравственный смысл обладает определенными качествами (внутренние установки и принципы) и зависит от того какое значение - это смысл привносит в жизнь человека, тот или иной поступок. Понимание смысла поступка становится определяющим фактором в познании нравственного смысла [9]. Заложенный автором нравственный смысл в произведении искусства, можно сказать, тренирует человека принимать такую точку, в которых универсальные представления и идеи всего человечества о добре и зле формируют систему эстетических и нравственных ценностей.
Основной категорией нравственного сознания является совесть, раскаяние, стыд. Осознание роли морали и этики в регуляции человеческих отношений становится главной консолидирующей силой способной объединить человечество для жизни в обществе. Поэтому формирование высоких нравственных смыслов средствами искусства расширяет возможности проявления внутренних, духовных и творческих качеств человека. Посредством общения с искусством у личности формируется определенные нравственные установки, принципы, мировоззрение, чувства прекрасного, взгляд на жизнь, его миропонимание. С этой стороны искусство несет не только чувственно-эмоциональную, созидательную, но информационно-содержательную, регулятивную, оценочную функции.
Нравственное мышление становится фактором развития нравственного сознания, как процесс постоянного анализа, накопления осмысления различных фактов, оценок, решений. Таким образом нравственное мышление становится движущейся силой в структуре нравственной культуры человека, его мышления, чувств, поведение, морали и этики.
Эстетическая же культура отражает духовную, эмоционально- чувственную стороны сознания. Если нравственность определяет понятия добра и зла, то эстетика понятия красоты и безобразного. Но, то и другое чувства способствует формированию в сознании человека более осмысленное и полноценное восприятие жизни [10].
Эти две системы ценностей образуют единство и целостность в становлении и развитии гармоничной личности, обладающей и владеющей элементами этой системы-художественными представлениями о прекрасном, с одной стороны, а с другой стороны формированием убеждений и взглядом способных к развитию эстетически-нравственных чувств во всех сторонах человеческого бытия [13].
Искусство является тем нравственно-эстетическим багажом, в котором средства эмоциональной, идейной содержательности и выразительности (линия, цвет, формы, звуки, пятна) влияют на восприятие, мышление и сознание молодого человека. Обращение к произведениям искусства, литературы, музыки способно как сохранить, так и приумножить нравственные богатства человека, помогает познать истинные ценности - красота, добро, любовь, семья, дружба, здоровье, природа, доброта, мудрость.
Освоив их, человек никогда не сможет преступить нравственно-эстетическую границу, позволив другому страдать. Именно в произведениях искусства, таких как «Апофеоз войны» В.В. Верещагина, «Крик» Э. Мунка, «Пир королей» П.Н. Филонова, «Белый Бим - Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, скрыт огромный нравственный смысл, позволяющий человеку в самых экстремальных ситуациях оставаться Человеком.
Одной из форм работы является взаимодействие системы образования и музея. Современные музеи-социокультурные многофункциональные институты, которые осуществляют разнообразные виды деятельности: функции хранения и образования [8]. Музеи обладают очень мощным образовательным ресурсом. С его помощью можно поднять уровень духовно-нравственного развития молодого поколения. Проблема в том, что этот ресурс оказывается не востребованным, не используется в полную силу, и причина в том, что нет механизма взаимодействия музеев с системой образования. Как правило, посещение детьми и подростками музея имеет эпизодический, а не систематический характер [11]. Посещение музея и галерей ограничивается только экскурсиями. Если рассматривать Самарский регион, то достаточно тяжело идет процесс консолидации Вуза и Музеев. Отсутствие интеграционной связи между этими двумя системами приобщения обучающихся к нравственно-эстетическим ценностям и ориентирам может привести к упадку нравственной культуры у современной молодежи [14].
Между тем, в ведущих музеях разрабатываются такие разнообразные формы работы как урок в музее, проведение олимпиад, организация при музее кружков, лектории, игровые программы, квесты. Такие формы работы интересны для детей и подростков, они нескучные, но в то же время и очень познавательные. Молодое поколение не только изучает искусство и историю своего отечества, но и воспитывает в себе чувство патриотизма [19], прививает нравственные ценности, чувство прекрасного. Современные мультимедийные технологии открывают новые возможности и перспективы для ведения образовательной деятельности, например, видеоконференц связь, виртуальные экскурсии, вебинары с работниками музея. Такая работа выстроена только в отдельных музеях, в Тольятти эта проблема стоит особо остро и еще не решена.
Актуальность проблемы исследования определяется важностью задач развития личности, обладающей нравственностью, творчеством, духовной культурой. С этой точки зрения, возникает необходимость таким образом выстроить образовательно-воспитательное-пространство, в котором вопрос нравственно-этической ориентации средствами искусства будет способствовать формированию нравственного сознания, нравственной культуры, нравственного мышления.
Опираясь на имеющийся опыт современных крупных музеев, а в первую очередь опыт Государственного Русского музея как крупного образовательного центра, разработать модель системной образовательно-воспитательной работы на базе Информационно-образовательного Центра Виртуального филиала Русского музея, которая способствует развитию общекультурных компетенций у будущих педагогов.
Таким образом, актуальность проблемы исследования складывается из поиска средств, мер, условий, методов, технологий формирующие данную компетенции. Таким средством может стать ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» выступающий информационно-образовательным средством и пространством, в котором происходит формирование общекультурных компетенций у студентов бакалавров, призванных обеспечить развитие духовно-нравственных ценностей на основе национальных идеалов.
ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» должен стать системой мер формирующий жизненные, духовно-нравственные ценности и эстетическое отношение.
Духовно-нравственное воспитание - меры, формирующие у детей жизненные ценности, и специально организованный и серьезно продуманный воспитательный процесс, и особый вид деятельности учителя и детей. Этот комплекс педагогических воздействий в совокупности должен быть направлен на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.
В системе образования, возникающие противоречия, состоящие в том, что недостаточно внимания уделяется развитию нравственных ценностей у студентов не творческих направлений, что сопряжено с формированием как негативных, так и положительных установок. В большинстве своем, в поступающей информации через СМИ отсутствие смыслового, нравственного содержания приводит к ложному восприятию действительности, оказывая негативное влияние на развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи [19]. Переживая нравственный кризис, современная молодежь сталкивается с различными формами выбора, что отражается на его нравственном сознании, эстетической культуре. Нравственное сознание и эстетическая культура человека могут стать основой для становления нравственного мышления. Искусство выступает тем моральным и эстетическим аспектом в нравственном, патриотическом, духовном, психологическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии целостной и гармоничной личности [18]. Потребность в формировании духовности и эстетики показала и тот факт, что что в существующей системе образования недостаточно разработан или отсутствует именно технологический, образовательно-воспитательный инструментарий, которым может стать ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал».
На основании этого была определена проблема исследования - поиск эффективных форм, которой может стать Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», способствующий развитию духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи.
Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке экспериментальной проверке эффективности структурного-функциональной модели «Русский музей: виртуальный филиал», направленной на развитие общекультурный компетенций студентов бакалавров.
Объект исследования - является нравственно-эстетическое сознание молодежи, рассматриваемое с позиции ценностно-смысловой сферы личности и как процесс развития духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи на занятиях по истории искусств.
Предмет исследования - выступают различные средства и методы, обеспечивающие развитие духовно-нравственной и эстетической культуры у студентов высших учебных заведений.
Гипотеза исследования - Развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи будет успешным, если:
• реальной возможностью в реализации формирования общекультурных компетенции и планов по духовно-нравственному воспитанию, эстетического отношения в рамках высшего образовательного учреждения может стать ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»;
• «Русский музей: виртуальный филиал» представляет собой особое, культурное, информационно-образовательное и воспитательное пространство в котором процесс приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, чувства патриотизма, эстетики, нравственного сознания и мышления сопровождается развитием нравственного опыта, формированием нравственного сознания и мышления, ценностно-смысловых ценностей в культуре личности;
• разработать, внедрить и апробировать структурно-функциональную модель ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал», образовательные и воспитательные цели которой ориентированы на культивирование духовно-эстетических и нравственно-этических качеств, личности, в содержании, которого система специально организованных занятий, тем, и заданий направлены на развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи;
• разработать характеристики, критерии и уровни развития духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи играющие существенное значение в системе взаимоотношений, этики и морали, становлении гармоничной и целостной личности.
Задачи:
• раскрыть значение содержания духовно-нравственное и эстетическое развитие как ключевые установки в формировании ценностно-смысловой культуры у современной молодежи;
• определить специфику и механизмы воздействия на духовно-нравственное и эстетическое развитие молодежи на основе полифункциональности искусства, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, воспитания чувства патриотизма, эстетики, нравственного сознания и мышления;
• создать культурно-образовательное, воспитательное пространство «Русский музей: виртуальный филиал», который выступает информационно-образовательным центром, в котором процесс приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, чувства патриотизма, эстетики, нравственного сознания и мышления сопровождается развитием нравственного опыта, формированием нравственного сознания и мышления, ценностно-смысловых ценностей в культуре становления гармоничной личности;
• разработать, внедрить и апробировать структурно-функциональную модель, образовательные и воспитательные цели которой ориентированы на культивирование духовно-эстетических и нравственно-этических качеств, личности, в содержании, которого система специально организованных занятий, тем, и заданий направлены на развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи;
• в общей направленности духовно-нравственного становления гармоничной личности определить роль ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» как практическое освоение средствами искусства национальных традиций, нравственных и эстетических норм соответствующие социальным, национальным и личностным задачами современного общества и образования.
• разработать характеристики, критерии и уровни развития духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи играющие существенное значение в системе взаимоотношений, этики и морали, становлении гармоничной и целостной личности.
Методологическую базу исследования составили научные труды, посвященные проблеме эстетического и духовно-нравственного воспитания П.К. Анохин, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, В.А. Горшков, А.А. Гусейнов, М.В. Демин, В.П. Зинченко, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, И. С. Кон, А.Н, Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.Ф. Рябов, А.Г. Спиркин, Г.Г. Филиппов, А.В. Фомин, И.Т. Фролов, Т.В. Холостова, Е.А. Шаповалова, Л.Е. Шкляр
Труды как российских, так и зарубежных мыслителей, философов, просветителей гуманизма среди которых А. Камю, Г. Гессе, А. Бергсон, Э. Гуссерль, С. Киркегор, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, П. Тейар де Шарден, М. Шелер, М. Хайдеггер, Э. Фромм, А. Шопенгауэр, К. Ясперс, О. Шпенглер.
Среди отечественных авторов, обогативших понимание мира с позиции духовного смысла, стоит отметить труды H.A. Бердяева, С.И. Булгакова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Л.Н. Гумилева, И. А. Ильина, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского.
Методы исследования
Методы эмпирического исследования (беседы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, проведение контрольных срезов и промежуточных этапов в констатирующем и формирующем эксперименте);
Методы теоретического анализа отечественной и зарубежной научно-методической литературы, диссертаций, научных статей и публикаций в научно-практических конференциях, монографий, нормативно-правовых документов, различных концепций развития ребенка.
Экспериментальной базой исследования является АНО ВО «Поволжский православный институт». В исследовании приняли участие обучающиеся в количестве 350 человек (32 группы института), но оценка делалась на основе результата учащихся двух групп ИЗО-101, И-101 (12 человек).
Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе и систематизации полученных знаний в области понимания духовно - нравственной и эстетической культуры молодежи как главного фактора в формировании ценностно-смысловых ценностей в культуре становления гармоничной личности. Развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи определяется как целостный комплекс по приобщению личности к ценностям национальной и мировой культуры, воспитания чувства патриотизма, эстетики, нравственного сознания и мышления. Существенную роль в этом процессе играет деятельностный, развивающий, аксиологический, культурологический, этнокультурный, гуманистический, личностно - ориентированный педагогические подходы, игровые технологии, словесные и наглядные методы, реализуемые в рамках ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал».
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании проблемы развития духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи, в углублении методов и средств, влияющих на уровень формирования ценностно-смысловых ценностей в культуре становления гармоничной личности; методические материалы могут быть использованы в работе преподавателей изобразительного искусства и истории искусств, сотрудников музеев и сотрудников виртуальных филиалов Русского музея.
Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и апробации структурно-функциональной модели ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» образовательные и воспитательные цели которой ориентированы на культивирование духовно-эстетических и нравственно-этических качеств, личности, в содержании, которого система специально организованных занятий, тем, и заданий направлены на развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи; разработанные методические материалы будут способствовать развитию культурного пространства города Тольятти, способствуют развитию духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи города.
На защиту выносятся следующие положения:
• В развитии духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи заложен глубокий ценностный смысл, заключающийся в способности человека оценивать и преобразовывать мир по законам красоты и гармонии. Проявление данных качеств во всех сферах жизнедеятельности человека выражается в его нравственном сознании, в отношениях, в коммуникации, в социуме, в нравственно-эстетических ориентациях.
• В условиях технического прогресса и 4.0 промышленной революции, полифункциональность искусства способно решить проблему определения путей развития человека, его воспитания и образования, становления гуманистических основ личности в единстве ее духовно-нравственных и ценностно-смысловых ценностей.
• Освоение эстетических, этических и нравственных категорий средствами искусства на базе ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» способствует формированию богатого духовного мира, нравственного сознания и культуры восприятия. Владея данными качествами молодежь способна передавать ценности и быть носителем различных культурных и социальных значений, влияющих на процесс развития духовно-нравственной и эстетической культуры.
• «Русский музей: виртуальный филиал» представляет собой культурное, информационно-образовательное, воспитательное пространство в котором процесс приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, чувства патриотизма, эстетики, нравственного сознания и мышления сопровождается развитием нравственного опыта, формированием нравственного сознания и мышления, ценностно-смысловых ценностей в культуре личности;
• Разработанная структурно-функциональная модель, образовательные и воспитательные цели которой ориентированы на культивирование духовно-эстетических и нравственно-этических качеств, личности, в содержании, которого система специально организованных занятий, тем, и заданий направлены на развитие духовно-нравственной и эстетической культуры молодежи.
Этапы исследования
1 этап - Теоретико-поисковый (2019-2020 год). На первом этапе был осуществлен анализ необходимой литературы по данной теме. Была обоснована целесообразность создания модели методической системы.
2 этап - опытно-экспериментальный (2020-2021 год). Был проведен формирующий и контрольный эксперименты. Апробировалась модель обучения.
3 этап - аналитический (2021 год). Проводился анализ полученных результатов исследования, подтверждение гипотезы, составление выводов . Формировались методические рекомендации, позволяющие использовать полученные данные в системе образования.
Достоверность результатов исследования отражены участием автора в научно-практических конференциях различного уровня с последующей публикаций в сборнике.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы над магистерской диссертацией много раз подтверждалась значимость и актуальность нашего исследования. Изучив труды отечественных педагогов и ученых, мы пришли к выводу, что духовно-нравственное развитие является важнейшим компонентом воспитания и развития общекультурных компетенций у будущих педагогов. А искусство, в большей мере именно изобразительное, способствует формированию эстетической культуры человека, без которой невозможно в полной силе развить такие качества как: мораль, нравственность, патриотизм, стремление к прекрасному, стремление к изучению искусства, интерес к творчеству, патриотизм, гражданственность.
Таким образом, были сделаны выводы, что уровень культуры напрямую зависит от места искусства в жизни человека.
Основы нравственной и эстетической культуры закладываются в детстве. И педагог в этом процессе играет очень важную роль. От его работы зависит сформированность личности учеников. Поэтому, сам педагог должен быть всесторонне развитым человеком, чтобы передать накопленные знания и опыт младшему поколению.
Мы выяснили, что инструментом для достижения этой цели может стать виртуальный музей, так как это огромная информационная, образовательная площадка, использующая в своей работе новейшие технологии.
В Тольятти есть один виртуальный музей - филиал Государственного Русского музея, который находится в Поволжском православном институте имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Была разработана педагогическая модель развития культурных качеств молодых педагогов. Модель была сделана на базе Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». С помощью огромного, полезного ресурса были разработаны занятия по истории русского искусства.
Занятия были проведены для всех студентов АНО ВО «Поволжский православный институт». Информация, данная на занятиях, охватывала все периоды развития русского искусства, и студенты получили большой объем знаний. Результаты исследования показали, что модель развития действительно работает и дает хорошие результаты. Был сделан вывод, что с помощью занятий по истории русского искусства, а также различных мероприятий, можно развить общекультурные качества, которыми должен обладать каждый педагог.
Методическая модель может быть использована также в работе школ, средних и высших учебных заведений, в работе художественных школ и школ искусств, сотрудниками музеев, в том числе в работе Государственного Русского музея. Сегодня, информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» обладает той научно-технической, информационной базой, картотекой, научными изданиями, презентациями осуществляющим доступ к интерактивным программам осуществляя прежде всего просветительскую деятельность.
Таким образом полученные результаты исследования свидетельствуют о наличии того факта, что на сегодняшний век информационных технологий, мы должны научиться разрабатывать программы, в которых предусматривается не только образовательный контекст, но и с тем, чтобы программы носили воспитательный характер, ибо становление и развитие гармоничной личности в отрыве от национального искусства приведет к трансформации сознания. Искусство же должно помочь не только расширить сознание и понимание обучающихся, но и сформировать определенную эстетическую направленность, так необходимую сегодняшнему поколению, эстетическую культуру, нравственное мышление, где духовные смыслы играют существенное значение в жизни человека.


1. Асташкин С.В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы // Дискуссия. 2017. №3 (77). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-patrioticheskom- vospitanii-uchaschihsya-shkoly (дата обращения: 17.05.2021).
2. Благинина А. М., Юрова Н. С., Балашов А. М. Музей как составляющая открытого образовательного пространства, как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся // Интерэкспо Гео- Сибирь. 2009. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7muzey-kak-sostavlyayuschaya-otkrytogo-obrazovatelnogo-prostranstva-kak-tsentr- grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 17.05.2021).
3. Висингириев А.А. Содержание и формы воспитания нравственной культуры в деятельности школьного музея // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №3. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/soderzhanie-i-formy-vospitaniya-nravstvennoy- kultury-v-deyatelnosti-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 17.05.2021).
4. Гаджиева С.Ю. Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся // МНКО. 2015. №2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-muzey-kak-vazhneyshee-sredstvo- formirovaniya-patriotizma-u-uchaschihsya (дата обращения: 17.05.2021).
5. Дюмина И.А. Патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея // ЧиО. 2012. №4 (33). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya- sredstvami-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 17.05.2021).
6. Егошина Н.Г., Янаева А.Ю. Формирование основ нравственно-этической ориентации в свете требований ФГОС // Инновационная наука. 2015. №10-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-nravstvenno-eticheskoy-orientatsii-v-svete-trebovaniy-fgos (дата обращения: 18.05.2021).
7. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 1996. - 25 с.
8. Зубова Е.И. Музей общеобразовательной организации как центр духовно-нравственного воспитания обучающихся // Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-kak- tsentr-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-obuchayuschihsya (дата обращения: 17.05.2021).
9. Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург, 2002. - 24 с.
10. Макарчук Я.В., Мальчевская М.Л. Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-muzeynoy-pedagogiki-v- patrioticheskom-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.05.2021).
11. Меньшикова О.А. Структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-formirovaniya- duhovno-nravstvennyh-kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.05.2021).
12. Мусаева А.М. Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №13. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-uchaschihsya-sredstvami-muzeynoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.05.2021).
13. Овчарова Т.Н. Эстетическое и нравственное в художественном творчестве // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2002. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-i-nravstvennoe-v-hudozhestvennom- tvorchestve (дата обращения: 18.05.2021).
14. Полищук И.А. Психолого-педагогические условия гражданско- патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-grazhdansko- patrioticheskogo-vospitaniya-shkolnikov-v-muzeyno-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 17.05.2021).
15. Пошнагиди Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Северо-Кавказский гос. технич. ун-т. - Ставрополь, 2001. - 23 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ