Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале календарных праздников

Работа №98407

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Участие детей в календарных праздниках как средство
патриотического воспитания 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностическое исследование уровней патриотического воспитания у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 33
2.2. Организация педагогической работы по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 93


Патриотическое воспитание детей - актуальная проблема современной педагогики, одна из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.
Патриотическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей. По мнению Л.В. Кокуевой, важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшим поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.
В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
На основании актуальности проблемы сформулирована тема исследования «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале календарных праздников».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-поисковой работе цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале календарных праздников.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является цикл занятий, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогические возможности праздника в патриотическом воспитании дошкольников.
4. Разработать возможности календарных праздников в патриотическом воспитании дошкольников
5. Разработать цикл занятий по патриотическому воспитанию детей на материале праздников народного календаря и в опытно-поисковой работе доказать его эффективность.
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за детьми;
• беседа;
• диагностика уровня патриотической воспитанности дошкольников, качественный и количественный анализ полученных данных, их графическое изображение.
Теоретическая основа: Данной проблеме посвящено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических системах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребенка. В исследованиях мыслителей, педагогов В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, и др. нравственное развитие ребенка рассматривается, как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В исследовании мы опирались на концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработанную Н.Е. Вераксы и других отечественных авторов.
База исследования: Опытно-поисковое исследование проводилось на базе структурного подразделения «Детский сад» филиала МКОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Чусовская СОШ № 14».
Структура: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического и практического исследования были решены поставленные задачи:
На основе изученной литературы нами раскрыта сущность понятия «Патриотизм».
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Родине, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Отчизне.
Патриотическое воспитание дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
• отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей. Методика формирования патриотических чувств у детей должна быть доступной, конкретной, образной;
• тесный контакт с семьей;
• выстраивание цикла праздников по патриотическому воспитанию;
• методика формирования патриотических представлений должна основываться на доступных, ярких, образных примерах из жизни и художественных произведений.
Разработан и проведен цикл праздников, направленных на патриотическое воспитание старших дошкольников. В данный цикл вошли, как праздники, носящие познавательный характер и обобщающие праздники, направленные на закрепление у детей патриотические чувства.
Разработана система диагностических заданий, выявлены показатели и определены уровни сформированности патриотических представлений у дошкольников в процессе опытно-поисковой работы.
В ходе проведения опытно - поисковой работы на исходном этапе были получены следующие результаты выполнения диагностических заданий:
• Низкий - 34%
• Средний - 46%
• Высокий - 20%
На основе анализа результатов итогового этапа выявлены следующие уровни:
• Низкий - 0%
• Средний - 40%
• Высокий - 60%
Теоретическое исследование и опытно-поисковая работа позволяют сделать вывод о правильности нашей гипотезы: - патриотическое воспитание дошкольников будет эффективным, если:
• процесс проведения и подготовки праздников будет связан с атмосферой эмоциональной приподнятости и погружения детей в переживание социально значимых событий, а также активного взаимодействия с окружающими;
• будет разработан цикл занятий по подготовке к календарным праздникам с патриотической тематикой, на которых дети смогут осваивать информацию о значимых событий и в творческих заданиях выражать к ним свое отношение.
Цель работы выполнена, задачи - реализованы.



1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина Н.В. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Алексеева М.М. Методика социализации и обучения родному языку дошкольников [Текст] / Алексеева М.М., Яшина - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Аникин П.П. К мудрости ступенька [Текст] / Аникин П.П - М.,1988. - 176 с.
4. Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст] / Аникин В.П. - М., 1984. - 208 с.
5. Аникин В.П. Русский фольклор. Учебное пособие для вузов [Текст] / Аникин В.П. - М., 1987. - 367 с.
6. Аникин В.П. Традиции русского фольклора [Текст] /- М., 1986. - 222 с.
7. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре Дошк. Воспитание [Текст] / Аполлонова Н.А .¬1992.- №5-6.-С.5-8.
8. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст]/ Боголюбская М.К., Шевченко В.В. - М.: Просвещение, 1970. - 148с.
9. Методика социализации детей [Текст]/ Бородич А.М. -М.: Просвещение, 1981. - 255с.
10. Варюхина, С.И. Истоки доброты: пособие для педагогов /С. И. Варюхина [Текст] - Минск: Полымя,1987. - 128 с.
11. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики (Заметки журналиста) [Текст] / Васильева З.П. 2-е изд., доп. М., 1991. - 144 с.
12. Венгер Л.А. Психология [Текст] / Венгер Л.А., Мухина В.С. - М.: Просвещение, 1988. - 328с.
13. Воспитание в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru(дата обращения: 12.02.2016)
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1996. - 98 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. Просвещение, 1991. - 153 с.
16. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot 2015 .shtml (дата обращения:
12.04.2016).
17. Гармонизация психофизического и социального развития детей [Текст] материалы конференции / Дубинина Д.Н. Минск, 2007г./ НАН Беларуси, Центр. науч. библиотека, Минск; Минск, 2007. - 112 с.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович [Текст]/ - Спб.: Акцидент, 1996. - 205 с.
19. Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект [Текст] / Дудкина Р.И. / Вестник социально-гуманитарного образования и науки - 2013. - № 3. - С. 21-38
20. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Жариков А.Д. - Просвещение,1980. - 192 с.
21. Жуковская, Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. - 268 с.
22. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] / Зацепина М.Б. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
23. Календарь событий © Calend.ru[Электронный ресурс] // URL: http://www.calend.ru/holidays/russtate/(дата обращения 17.09.2015).
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
25. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / Козлова С.А. Дошкольное воспитание - 2001. - № 9. - С. 21-38.
26. Кокуева Л. В.. Воспитание патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.07.- Ярославль, 2002.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-13/722-7 .[Электронный ресурс] // URL:http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie2patriotizma-u-detej-starshego-do shkolno go-vozrasta. html (дата обращения: 16.09.2015)
27. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / Князева О.Л.; Программа. - Спб., 1998. - 304 с.
28. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.- С. 3. [Электронный ресурс] // URL:http://www.smolpedagog.ru/article%2043.html(дата обращения: 14. 04. 2015).
29. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. [Текст] / Мельников М.Н. - М.: Просвещение, 1987. - 239с.
30. Мухина В.С. Детская психология. [Текст]/ Мухина В.С. - М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. -315с
31. Новикова О.С. Праздники в детском саду [Текст] Дошкольное воспитание / Новикова О.С. 2012. - №8. - С.119
32. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / Новицкая М.Ю. Линка - Пресс, М., 2003. - 200 с.
33. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов [Текст]/ Рыбникова М.А. - М.: Высшая школа, 1986. -С. 176-185.
34. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сухомлинский В.А.- М: 1980, т.1. - 560 с.
35. Тихеева Е.И. Социализацию детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Тихеева Е.И. М. - Просвещение, 1981. - 159с.
36. Тихомирова Т. С. Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей 6 - 7 лет. [Электронный ресурс] // URL:http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6696--6-7-.html(дата обращения: 13.09.2016).
37. Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // URL:http://base.garant.ru/70244894/#ixzz3dM0i0lWs(дата обращения: 13.09.2016).
38. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического
развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина, 2004. — 68 с. [Электронный ресурс] // URL:
http://pedlib.rU/Books/2/0307/2 0307-13.shtml#book page top(дата обращения: 07.06.2015).
39. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655. [Текст]
40. Меренков А. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе [Текст] / Меренков А., Буйлова Л, Кленова Н./ Дошк. воспитание. - 2001. - № 8. - с.27-34
41. Цеева Л.Х. Дошкольная педагогика [Текст] / Цеева Л. Х., Петрова Н.В. Учебное пособие. - Майкоп, 2004. - С. 340.
42. Чеушева А.В. Сущность и содержательная специфика патриотизма [Текст] / Чеушева А.В. Дошк. воспитание. - 2004. - №1 - С.47¬51.
43. Ясева, Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников [Текст] учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2000. - 59 с.
44. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст] / Яновская М.Г - М., 1986. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ