ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется значимостью духовного формирования личности в семье.
Приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье провозглашен Законом Российской Федерации «Об образовании» важнейшим принципом государственной политики в области образования. В статье 18-й Закона подчеркнуто: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Однако катастрофическая и кризисная эпоха для России конца ХХ - начала ХХ1 вв. заметно сказалась на положении семьи, характере семейных отношений, особенностях воспитания детей в семье. Экономическое положение семей с детьми в России является сегодня одной из острейших проблем общества.
Тяжелое и неустойчивое материальное положение, увеличение бытовых нагрузок снижают уровень удовлетворенности браком. В связи с этим растет число разводов и, соответственно, неполных семей. Так, в 1999 г. в Российской Федерации на 1000 заключенных браков пришлось 585 расторгнутых.
Из-за распада семей по причине развода более 1 млн. детей и подростков до 18 лет в 1997-1999 гг. остались без одного из родителей. Одной из причин образования неполных семей наряду с разводами и овдовением является внебрачная рождаемость. В 1999 г. в Российской Федерации вне брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9 % от общего числа родившихся.
Все эти данные свидетельствуют о кризисном состоянии семьи в нашей стране, о том, что не реализуется провозглашенное в Конвенции о правах ребенка положение: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Семья в Российской Федерации переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Поэтому проблемы семьи и воспитания в ней исследуются представителями разных наук.
Так, отечественными социологами (С.И. Голод, М.С. Мацковский, М.Г. Панкратова, И.Ю. Родзинская, А.Г. Харчев, З.Я. Янкова и др.) выявлены условия устойчивости брака.
Социометрию супружеской совместимости и семейных отношений изучают социологи А.И. Антонов, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер и др. При этом авторы глубоко рассматривают реализацию воспитательной (педагогической) функции в семье.
3
Социологию жизненного цикла семьи и личности изучают А.И. Антонов, Э.К. Васильева, И.А. Герасимова, В.М. Медков и др.
Фамилистический анализ художественных текстов исследуют Т.М. Дридзе, Т.А. Жарикова, В.С. Дудченко, Л.Н. Коган и другие.
Ю.Е. Алешина, Е.В. Груздева, Т.А. Гурко, А.И. Клинчюс,
Э.С. Чертихина и др. посвятили свои работы исследованию структуры семьи, ее динамики, при этом попутно рассматривая и вопросы воспитания.
П.П. Звидриньш, В.Т. Колокольников, Н.Я. Соловьев, Л.В. Чуйко рассматривали разные причины конфликтов в семьях и пути их преодоления.
Социальные, педагогические и психологические аспекты семейных отношений глубоко исследовали отечественные педагоги и психологи: Ю.П. Азаров, И.В. Бестужев-Лада, С.В. Ковалев, К.Е. Игошев, А.С. Макаренко, М.С. Мацковский, Г.М. Миньковский, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, А.Г. Хрипкова и др.
Большой интерес представляют работы зарубежных авторов: Ф.Ариеса, Э.Эгеберга, Дж.Эриксэна и У.Дженси, Х.Гинотта, П.Глика и С.Лина, К.Кимана, М.Кона, А.Скольник, в содержании которых отражается реализация основных функций семьи, духовное развитие личности.
Сохранение целостности института семьи и брака в нашей стране в эпоху резких перемен на грани веков невозможно без изучения и осмысления отечественного опыта семейного воспитания, без выявления в нем того, что может стать достоянием будущего.
Одним из важнейших периодов в истории отечественной семейной педагогики является период второй половины XIX - начала ХХ вв. В России в этот период происходили крупные политические и экономические изменения, отражавшиеся на внутрисемейных отношениях. Было отменено крепостное право, наблюдалось ослабление экономических позиций дворянства, в городах зарождалось машинное производство. Это было время утверждения капитализма, развития новых, буржуазных общественных отношений. Менялась система ценностей, что не могло не повлиять на состояние семьи и воспитание в ней.
Видные мыслители и педагоги рассматриваемого периода (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.И. Демков, Д.Д. Семенов и др.) призывали строить воспитание детей в семье на принципах гуманизма и демократизма, в духе коренных интересов народа, отвергая буржуазно-эгоистический образ жизни с его всепоглощающим стремлением к наживе.
Прогрессивные педагоги второй половины XIX - начала ХХ вв. прилагали усилия к тому, чтобы семейное воспитание в России основывалось на важнейших чертах, присущих большинству русских семей: на самобытности, устойчивости, трогательно-сентиментальных родственных отношениях, на общности духовных интересов всех членов. Духовность понималась как гармония человека с самим собой, обществом, природой и Богом.