Теория светского государства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Общие вопросы взаимодействия и соотношения государства и религии 6
1.2. Светскость как характерная черта большинства современных государств 10
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Конституционно-правовые основы формирования светского государства в Российской Федерации 17
2.2. Реализации принципа светскости российского государства на современном этапе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Общие вопросы взаимодействия и соотношения государства и религии 6
1.2. Светскость как характерная черта большинства современных государств 10
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Конституционно-правовые основы формирования светского государства в Российской Федерации 17
2.2. Реализации принципа светскости российского государства на современном этапе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Актуальность заявленной темы обусловлена целым рядом обстоятельств, как ее значимостью в теории государства и права, так в частности, и в контексте их исследования применительно к динамичным изменениям, происходящими в жизни нашей страны
Во-первых, принцип светскости требует нового осмысления в ракурсе современных социальных процессов в российской общественной жизни. Усиление религий приводит к дополнительным издержкам в обеспечении данного конституционно-правового принципа. Требуются новые, отвечающие современной ситуации подходы к вопросам взаимодействия и соотношения государства и религии.
Во-вторых, светскость государства является относительно новой социально-правовой практикой для Российской Федерации. Закрепленное в Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) положение о том, что Российская Федерация - светское государство, действует с 1993 года, что для тысячелетней российской истории весьма незначительный период, период поиска своей правовой модели взаимодействия государства и религиозных объединений. Досоветский период, характеризовавшийся симфонией государства и религии, и советский период, характеризовавшийся достаточно агрессивным атеизмом, весьма далеки от современного конституционно-правового стандарта светскости, закрепленного в Конституции РФ. Эти факты объясняют многие сложности и проблемы, возникающие в сфере взаимодействия государства и религии.
В-третьих, имеющиеся научные исследования по тематике светскости государства, несмотря на свою обстоятельность и многочисленность, полагаем, не исчерпывают тему. Как следствие, необходимость в новых исследованиях представляется насущной.
Объектом исследования выступают общественные отношений в сфере реализации принципа светскости государства.
Предметом исследования выступают теоретические положения и нормы права, регламентирующие принцип светского государства.
Целью исследования является осмысление теории светскости государства в общетеоретическом и национальном ракурсах и выработка целостного представления об этом правовом феномене.
Достижение поставленной цели при этом видится в формулировании обоснованных и непротиворечивых выводов, т.е. в получении приемлемых результатов исследования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе осуществлена попытка решения следующих задач:
1) изучение общих вопросов взаимодействия и соотношения государства и религии;
2) рассмотрение светскости как характерной черты конституционного строя большинства современных государств;
3) определение и описание правовых основ формирования светского государства в Российской Федерации;
4) выявление и анализ проблемных вопросов реализации принципа светскости российского государства на современном этапе.
Теоретической базой исследования выступает научная и учебная литература по конституционному праву и теории государства и права. Среди авторов, чьи труды оказали особое влияние на концепцию, содержание и результаты данной курсовой работы, особо можно отметить таких ученых, как М.Ю. Губин, М.О. Шандыбина, А.А. Агафонов, Е.В. Охотский.
Нормативно-правовой базой исследования выступают, прежде всего, положения действующего российского законодательства. В силу специфики заявленной темы основным нормативно-правовым источником является Конституция РФ.
Эмпирическую базу составляют акты Конституционного Суда РФ.
Методологическую базу исследования образуют методы и принципы формальной и диалектической логики, включая методы анализа, сравнения, дедукции, принципы объективности и полноты рассмотрения, непротиворечивости, историзма. Особое значение имеют методы толкования правовых норм, среди которых предпочтение отдается методам формально-логического и системного толкования.
Структура курсовой работы полностью соответствует поставленной цели и сформулированным на ее основе задачам. Курсовая работа состоит из настоящего введения, двух глав основной части, объединяющих четыре параграфа, заключения, в котором сгруппированы сделанные в основной части выводы, и списка использованной литературы, в котором представлено библиографическое описание нормативных и судебных актов, а также теоретических источников.
Во-первых, принцип светскости требует нового осмысления в ракурсе современных социальных процессов в российской общественной жизни. Усиление религий приводит к дополнительным издержкам в обеспечении данного конституционно-правового принципа. Требуются новые, отвечающие современной ситуации подходы к вопросам взаимодействия и соотношения государства и религии.
Во-вторых, светскость государства является относительно новой социально-правовой практикой для Российской Федерации. Закрепленное в Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) положение о том, что Российская Федерация - светское государство, действует с 1993 года, что для тысячелетней российской истории весьма незначительный период, период поиска своей правовой модели взаимодействия государства и религиозных объединений. Досоветский период, характеризовавшийся симфонией государства и религии, и советский период, характеризовавшийся достаточно агрессивным атеизмом, весьма далеки от современного конституционно-правового стандарта светскости, закрепленного в Конституции РФ. Эти факты объясняют многие сложности и проблемы, возникающие в сфере взаимодействия государства и религии.
В-третьих, имеющиеся научные исследования по тематике светскости государства, несмотря на свою обстоятельность и многочисленность, полагаем, не исчерпывают тему. Как следствие, необходимость в новых исследованиях представляется насущной.
Объектом исследования выступают общественные отношений в сфере реализации принципа светскости государства.
Предметом исследования выступают теоретические положения и нормы права, регламентирующие принцип светского государства.
Целью исследования является осмысление теории светскости государства в общетеоретическом и национальном ракурсах и выработка целостного представления об этом правовом феномене.
Достижение поставленной цели при этом видится в формулировании обоснованных и непротиворечивых выводов, т.е. в получении приемлемых результатов исследования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе осуществлена попытка решения следующих задач:
1) изучение общих вопросов взаимодействия и соотношения государства и религии;
2) рассмотрение светскости как характерной черты конституционного строя большинства современных государств;
3) определение и описание правовых основ формирования светского государства в Российской Федерации;
4) выявление и анализ проблемных вопросов реализации принципа светскости российского государства на современном этапе.
Теоретической базой исследования выступает научная и учебная литература по конституционному праву и теории государства и права. Среди авторов, чьи труды оказали особое влияние на концепцию, содержание и результаты данной курсовой работы, особо можно отметить таких ученых, как М.Ю. Губин, М.О. Шандыбина, А.А. Агафонов, Е.В. Охотский.
Нормативно-правовой базой исследования выступают, прежде всего, положения действующего российского законодательства. В силу специфики заявленной темы основным нормативно-правовым источником является Конституция РФ.
Эмпирическую базу составляют акты Конституционного Суда РФ.
Методологическую базу исследования образуют методы и принципы формальной и диалектической логики, включая методы анализа, сравнения, дедукции, принципы объективности и полноты рассмотрения, непротиворечивости, историзма. Особое значение имеют методы толкования правовых норм, среди которых предпочтение отдается методам формально-логического и системного толкования.
Структура курсовой работы полностью соответствует поставленной цели и сформулированным на ее основе задачам. Курсовая работа состоит из настоящего введения, двух глав основной части, объединяющих четыре параграфа, заключения, в котором сгруппированы сделанные в основной части выводы, и списка использованной литературы, в котором представлено библиографическое описание нормативных и судебных актов, а также теоретических источников.
В представленной курсовой работе сформулированы и обоснованы следующие выводы:
1. Взаимодействие государства и религии отличается множеством особенностей. Формы такого взаимодействия столь разнообразны, что их трудно уместить в рамках какой-либо строгой классификационной модели. Концептуально основным критерием классификации государств в религиозном ракурсе является интенсивность взаимопроникновения (максимальный уровень выражается в тождественности, т.е. в теократии) или взаимного сепарирования (максимальный уровень выражается в идеи светского государства).
2. Принцип светского государства представляет собой логическое следствие стремления к развитию демократического многоконфессионального государства в современном социальном и правовом ракурсе, в рамках которого соблюдение права человека на свободу совести и вероисповедания имеет особое значение. Светскость предполагает, что религиозные объединения не вмешиваются в государственное управление, в политическую жизнь страны, однако и их деятельность подчинена закону. Граждане светского государства вправе быть приверженцами любой конфессии или вообще не исповедовать никакой религии, т.е. быть атеистами или внерелигиозными людьми. Система образования в таком государстве остается светской.
3. Эффективное существование светского государства обеспечивается посредством реализация всех его функций, поскольку все они взаимосвязаны. Если в законодательной базе имеются пробелы, то последствия этого скажутся на регулирующей, охранительной и других функциях. Как следствие, важно, чтобы государство имело возможность реализовывать в полном объеме все функции.
4. На уровне конституционно-правового принципа современное светское государство в Российской Федерации обуславливает высокий уровень гармонизации отношений государственных и общественных институтов, религиозных объединений и личности. Основанное на законодательстве, сотрудничество религиозных объединений и государства нацеливает, во-первых, на более четкое закрепление в действующем законодательстве конституционных принципов взаимодействия государства и религиозных объединений, во-вторых, позволяет использовать опыт религиозных институтов гражданского общества в решении социально значимых вопросов.
5. Современная Российская Федерации является проблемным государством в ракурсе реализации принципа светскости.
Во-первых, в Российской Федерации до сих идет поиск оптимальной формы светскости. Это обуславливает клерикализацию одних сфер (например, образование) и ущемление религиозных объединений в других сферах (например, обвинения в экстремизме).
Во-вторых, в Российской Федерации не найден баланс между правами отдельных религиозных конфессий, что приводит к тому, что они фактически не являются равными в правовом поле государства. Православие, очевидно, пользуется большей поддержкой на федеральном уровне, ислам и буддизм – в отдельных регионах. Это является явным несоблюдением принципа светскости.
6. Конституционно-правовой принцип светского государства не в полной мере реализован в российском законодательстве и со значительными пробелами реализуется в правоприменительной и социальной практике российского общества. Иными словами, тезис «Россия – светское государство» с содержательной и фактической точек зрения не столь однозначен, как формулировки ст. 14 Конституции РФ.
1. Взаимодействие государства и религии отличается множеством особенностей. Формы такого взаимодействия столь разнообразны, что их трудно уместить в рамках какой-либо строгой классификационной модели. Концептуально основным критерием классификации государств в религиозном ракурсе является интенсивность взаимопроникновения (максимальный уровень выражается в тождественности, т.е. в теократии) или взаимного сепарирования (максимальный уровень выражается в идеи светского государства).
2. Принцип светского государства представляет собой логическое следствие стремления к развитию демократического многоконфессионального государства в современном социальном и правовом ракурсе, в рамках которого соблюдение права человека на свободу совести и вероисповедания имеет особое значение. Светскость предполагает, что религиозные объединения не вмешиваются в государственное управление, в политическую жизнь страны, однако и их деятельность подчинена закону. Граждане светского государства вправе быть приверженцами любой конфессии или вообще не исповедовать никакой религии, т.е. быть атеистами или внерелигиозными людьми. Система образования в таком государстве остается светской.
3. Эффективное существование светского государства обеспечивается посредством реализация всех его функций, поскольку все они взаимосвязаны. Если в законодательной базе имеются пробелы, то последствия этого скажутся на регулирующей, охранительной и других функциях. Как следствие, важно, чтобы государство имело возможность реализовывать в полном объеме все функции.
4. На уровне конституционно-правового принципа современное светское государство в Российской Федерации обуславливает высокий уровень гармонизации отношений государственных и общественных институтов, религиозных объединений и личности. Основанное на законодательстве, сотрудничество религиозных объединений и государства нацеливает, во-первых, на более четкое закрепление в действующем законодательстве конституционных принципов взаимодействия государства и религиозных объединений, во-вторых, позволяет использовать опыт религиозных институтов гражданского общества в решении социально значимых вопросов.
5. Современная Российская Федерации является проблемным государством в ракурсе реализации принципа светскости.
Во-первых, в Российской Федерации до сих идет поиск оптимальной формы светскости. Это обуславливает клерикализацию одних сфер (например, образование) и ущемление религиозных объединений в других сферах (например, обвинения в экстремизме).
Во-вторых, в Российской Федерации не найден баланс между правами отдельных религиозных конфессий, что приводит к тому, что они фактически не являются равными в правовом поле государства. Православие, очевидно, пользуется большей поддержкой на федеральном уровне, ислам и буддизм – в отдельных регионах. Это является явным несоблюдением принципа светскости.
6. Конституционно-правовой принцип светского государства не в полной мере реализован в российском законодательстве и со значительными пробелами реализуется в правоприменительной и социальной практике российского общества. Иными словами, тезис «Россия – светское государство» с содержательной и фактической точек зрения не столь однозначен, как формулировки ст. 14 Конституции РФ.
Подобные работы
- Реализация принципа светского государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Теории происхождения государства
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Светское государство: понятие и основные модели
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ В СОВРЕМЕННОМ СВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Светские, клерикальные и теократические государства
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2023 - РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционная модель управления (на примере России, Украины и Белоруссии)
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 990 р. Год сдачи: 2013 - Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



