Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теория светского государства

Работа №39971

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Общие вопросы взаимодействия и соотношения государства и религии 6
1.2. Светскость как характерная черта большинства современных государств 10
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Конституционно-правовые основы формирования светского государства в Российской Федерации 17
2.2. Реализации принципа светскости российского государства на современном этапе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Актуальность заявленной темы обусловлена целым рядом обстоятельств, как ее значимостью в теории государства и права, так в частности, и в контексте их исследования применительно к динамичным изменениям, происходящими в жизни нашей страны
Во-первых, принцип светскости требует нового осмысления в ракурсе современных социальных процессов в российской общественной жизни. Усиление религий приводит к дополнительным издержкам в обеспечении данного конституционно-правового принципа. Требуются новые, отвечающие современной ситуации подходы к вопросам взаимодействия и соотношения государства и религии.
Во-вторых, светскость государства является относительно новой социально-правовой практикой для Российской Федерации. Закрепленное в Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) положение о том, что Российская Федерация - светское государство, действует с 1993 года, что для тысячелетней российской истории весьма незначительный период, период поиска своей правовой модели взаимодействия государства и религиозных объединений. Досоветский период, характеризовавшийся симфонией государства и религии, и советский период, характеризовавшийся достаточно агрессивным атеизмом, весьма далеки от современного конституционно-правового стандарта светскости, закрепленного в Конституции РФ. Эти факты объясняют многие сложности и проблемы, возникающие в сфере взаимодействия государства и религии.
В-третьих, имеющиеся научные исследования по тематике светскости государства, несмотря на свою обстоятельность и многочисленность, полагаем, не исчерпывают тему. Как следствие, необходимость в новых исследованиях представляется насущной.
Объектом исследования выступают общественные отношений в сфере реализации принципа светскости государства.
Предметом исследования выступают теоретические положения и нормы права, регламентирующие принцип светского государства.
Целью исследования является осмысление теории светскости государства в общетеоретическом и национальном ракурсах и выработка целостного представления об этом правовом феномене.
Достижение поставленной цели при этом видится в формулировании обоснованных и непротиворечивых выводов, т.е. в получении приемлемых результатов исследования.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе осуществлена попытка решения следующих задач:
1) изучение общих вопросов взаимодействия и соотношения государства и религии;
2) рассмотрение светскости как характерной черты конституционного строя большинства современных государств;
3) определение и описание правовых основ формирования светского государства в Российской Федерации;
4) выявление и анализ проблемных вопросов реализации принципа светскости российского государства на современном этапе.
Теоретической базой исследования выступает научная и учебная литература по конституционному праву и теории государства и права. Среди авторов, чьи труды оказали особое влияние на концепцию, содержание и результаты данной курсовой работы, особо можно отметить таких ученых, как М.Ю. Губин, М.О. Шандыбина, А.А. Агафонов, Е.В. Охотский.
Нормативно-правовой базой исследования выступают, прежде всего, положения действующего российского законодательства. В силу специфики заявленной темы основным нормативно-правовым источником является Конституция РФ.
Эмпирическую базу составляют акты Конституционного Суда РФ.
Методологическую базу исследования образуют методы и принципы формальной и диалектической логики, включая методы анализа, сравнения, дедукции, принципы объективности и полноты рассмотрения, непротиворечивости, историзма. Особое значение имеют методы толкования правовых норм, среди которых предпочтение отдается методам формально-логического и системного толкования.
Структура курсовой работы полностью соответствует поставленной цели и сформулированным на ее основе задачам. Курсовая работа состоит из настоящего введения, двух глав основной части, объединяющих четыре параграфа, заключения, в котором сгруппированы сделанные в основной части выводы, и списка использованной литературы, в котором представлено библиографическое описание нормативных и судебных актов, а также теоретических источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной курсовой работе сформулированы и обоснованы следующие выводы:
1. Взаимодействие государства и религии отличается множеством особенностей. Формы такого взаимодействия столь разнообразны, что их трудно уместить в рамках какой-либо строгой классификационной модели. Концептуально основным критерием классификации государств в религиозном ракурсе является интенсивность взаимопроникновения (максимальный уровень выражается в тождественности, т.е. в теократии) или взаимного сепарирования (максимальный уровень выражается в идеи светского государства).
2. Принцип светского государства представляет собой логическое следствие стремления к развитию демократического многоконфессионального государства в современном социальном и правовом ракурсе, в рамках которого соблюдение права человека на свободу совести и вероисповедания имеет особое значение. Светскость предполагает, что религиозные объединения не вмешиваются в государственное управление, в политическую жизнь страны, однако и их деятельность подчинена закону. Граждане светского государства вправе быть приверженцами любой конфессии или вообще не исповедовать никакой религии, т.е. быть атеистами или внерелигиозными людьми. Система образования в таком государстве остается светской.
3. Эффективное существование светского государства обеспечивается посредством реализация всех его функций, поскольку все они взаимосвязаны. Если в законодательной базе имеются пробелы, то последствия этого скажутся на регулирующей, охранительной и других функциях. Как следствие, важно, чтобы государство имело возможность реализовывать в полном объеме все функции.
4. На уровне конституционно-правового принципа современное светское государство в Российской Федерации обуславливает высокий уровень гармонизации отношений государственных и общественных институтов, религиозных объединений и личности. Основанное на законодательстве, сотрудничество религиозных объединений и государства нацеливает, во-первых, на более четкое закрепление в действующем законодательстве конституционных принципов взаимодействия государства и религиозных объединений, во-вторых, позволяет использовать опыт религиозных институтов гражданского общества в решении социально значимых вопросов.
5. Современная Российская Федерации является проблемным государством в ракурсе реализации принципа светскости.
Во-первых, в Российской Федерации до сих идет поиск оптимальной формы светскости. Это обуславливает клерикализацию одних сфер (например, образование) и ущемление религиозных объединений в других сферах (например, обвинения в экстремизме).
Во-вторых, в Российской Федерации не найден баланс между правами отдельных религиозных конфессий, что приводит к тому, что они фактически не являются равными в правовом поле государства. Православие, очевидно, пользуется большей поддержкой на федеральном уровне, ислам и буддизм – в отдельных регионах. Это является явным несоблюдением принципа светскости.
6. Конституционно-правовой принцип светского государства не в полной мере реализован в российском законодательстве и со значительными пробелами реализуется в правоприменительной и социальной практике российского общества. Иными словами, тезис «Россия – светское государство» с содержательной и фактической точек зрения не столь однозначен, как формулировки ст. 14 Конституции РФ.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (по состоянию на 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – №31. – Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключена в Риме 4 ноября 1950 года, принята Федеральным законом от 30 марта 1998 года №54 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №20. – Ст. 2143.
3. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 года №117 (в редакции Федерального закона от 01 января 2020 года №460) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №32. – Ст. 3340.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197 (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 года №439) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №1 (часть 1). – Ст. 3.
5. Федеральный закон от 13 марта 1995 года №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» (в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года №336) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №11. – Ст. 943.
6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции Федерального закона от 02 декабря 2019 года №407) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №39. – Ст. 4465.
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114 «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции Федерального закона от 02 декабря 2019 года №421) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №30. – Ст. 3031.
8. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 года №432) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №31. – Ст. 3215.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1576) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – №12.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – №9.
Научная и специальная литература
11. Агафонова А.А. Реализация принципа светского государства в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2012. – № 2. – С. 6-9.
12. Амозова К.А. Взаимосвязь государства и религиозных объединений // Научный альманах. – 2016. – №1-3(15). – С. 74-86.
13. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2018. – 544 с.
14. Большой юридический словарь / Под редакцией А.В. Малько. – М.: Проспект, 2019. – 505 с.
15. Власенко Н.А. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 416 с.
16. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Эксмо, 2017. – 649 с.
17. Губин М.Ю. Становление и развитие идеи светского государства в России (конституционно-правовой аспект): Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2014. – 47 с.
18. Дорская А.А. Государства и религиозные организации XXI века: типология взаимоотношений // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2017. – Т.26. – № 1. – С. 28.
19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Проспект, 2019. – 585 с.
20. Лазарев С.В. Управление делами в гражданском процессе за рубежом: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. – 400 с.
21. Липчанская М.А. Светское государство в современной России как фактор обеспечения национальной безопасности // Вестник Поволжского института управления. – 2016. – №1(52). – С. 5-11.
22. Митюкова Э.С. Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. 4-е изд., перераб. и доп. М.: АйСи Групп, 2019. – 288 с.
23. Моисеев А.А. Суверенитет государства в международном праве: Учебное пособие. – М.: Восток-Запад, 2019. – 384 с.
24. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: Учебно-методический комплекс. – М.: Издательство МГИМО, 2018. – 546 с.
25. Охотский Е.В. Россия – светское демократическое государство // Публичное и частное право. – 2016. – № IV. – С. 72-83.
26. Попова Л.Е. Формирование светского государства в России // Журнал научных и прикладных исследований. – 2015. – №4. – С. 34-35.
27. Скурко Е.В. Принципы права: Монография. – М.: Ось-89, 2018. – 197 с.
28. Терехин В.А., Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: понятие и содержание // Российская юстиция. – 2015. – №3. – С. 40-48.
29. Шандыбина М.О. Современное понимание сущности светского государства // Право и управление. XXI век. – 2013. – №4 (29). – С. 87-88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ