Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ В СОВРЕМЕННОМ СВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Работа №37057
Тип работыДипломные работы
Предметрелигиоведение
Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Раздел 1. Статус религиозных норм в секулярном государстве 12
Раздел 2. Религиозные суды: разновидности и особенности 21
Раздел 3. Религиозные суды в странах Европы 31
Раздел 4. Религиозные трибуналы в Северной Америке 42
Раздел 5. Религиозное правосудие в Российской Федерации 53
Заключение 64
Список литературы
Актуальность настоящего исследования обусловлена несколькими тенденциями в сфере взаимодействия религии и права. Несмотря на развитие современного законодательства и распространение «светских» моделей поведения, в современных постиндустриальных обществах часть населения продолжает руководствоваться религиозными нормами. Современные миграционные процессы ведут к появлению на территории развитых государств отдельных консервативных религиозных групп из числа этнических меньшинств, предпочитающих разрешать возникающие конфликты с опорой на религиозные нормы и с участием собственных религиозных лидеров и посредников. Поэтому в настоящее время возникает потребность в сравнительном изучении особенностей функционирования религиозных судов в современных светских государствах Европы и Северной Америки, и сопоставлении полученных данных с ситуацией в Российской Федерации.
Анализ степени научной разработанности темы. В первую очередь, следует выделить работы, посвященные религиозному праву, религиозным нормам и религиозным судам в системе правосудия, особенностям и принципам светского государства. Это труды С.С. Алексеева, В.В. Клочкова , И.С. Булановой , Н.В. Никишовой , С.М. Алейникова, С.А. Бурьянова , Н.В. Володиной , И.В. Понкина .
Церковные суды Русской православной церкви в Российской Федерации изучаются в работах Е.В. Беляковой , А.Г. Семашко , А.С. Смыкалина , И.Н.
1 2 -5
Тетюхина , М.А. Шестопалова , К.А. Чернеги и др. Проблемы религиозных судов на примере применения шариата и адата на Северном Кавказе затрагиваются в трудах Д.Х. Албакова , М.С.-Г. Албогачиевой , В.О. Бобровникова , Д. Макарова, А.А. Ярлыкапова . Тема шариатских судов поднимается в работах Л.Р. Сюкияйнена , А.Ю. Хабутдинова , Н.А. Головановой . А.Я. Клейменов в своей работе аргументирует правомерность существования в России иудейского суда.
В зарубежных исследованиях проблеме религиозного права и религиозных судов в современном обществе уделяется достаточно внимания. Среди основополагающих работ следует выделить исследование религиозных правовых систем Рене Давида , труды по правовому плюрализму Брайана Таманахи . Энтони Брэдни исследует право и религию в современном секулярном обществе на примере Великобритании. Франциско Гонзалес , Брайан Тернер и Берна Арслан анализируют правовое саморегулирование религиозных групп в рамках концепции правового плюрализма. Бенджамин Бергер рассматривает соотношение религиозных различий, секуляризма и общегражданской идентичности.
Антонио Фучилло , Аманда Бейкер , Лаура Баккаглини , Одри Маклин ,
о
Карин Вулф изучают взаимодействие светских и религиозных судов. Майкл Хелфанд и Барак Ричман анализируют перспективы религиозного арбитража в урегулировании не только семейных дел, но и экономических споров в мультикультурном обществе.
Подробный анализ законодательства стран Европы и Северной Америки в религиозной сфере содержится в сборнике трудов 2010 г., изданном в Университете Бригама Янга (США) под редакцией Хавьера Мартинеза-Торрона и Коула Дарэма . Деятельность иудейских и мусульманских судов в Германии изучается в работах Паскаль Фурнье и Паскаля Макдугалла , Люси Паша- Робинсон , Максимилиана Поппа , Сёрена Керна . Алиека Брюинс , Маттийс Де
Де Блуа исследуют религиозное право и религиозные суды в Нидерландах. Ксавье Тернисьен пишет об иудейских судах во Франции. Даниэль Андерсон , Ирэн Брионес раскрывают дискуссии вокруг религиозных судов в Великобритании. Структуру и полномочия судов англиканской церкви анализирует Александр Макгрегор . Арсани Уильям сравнивает шариатские суды в Англии и Канаде. Спиридон Врелис , Фатих Алев и Адеа Гиллот исследуют мусульманские суды в Греции. Решениям Европейского суда по правам человека в сфере свободы совести и вероисповедания посвящена работа Аарона Петти .
Ситуация с шариатскими судами в Канаде и США анализируется в работах Наташи Бахт , Шерен Разак , Дженнифер Сэлби , Мэрион Бойд , Николаса
2 3
Уолтера , Синтии Брауэр и др. Следует выделить ряд публикаций Майкла Бройда4, посвященных функционированию иудейских, католических и мусульманских судов.
Интерес представляют аналитические доклады, подготовленные сообществом «неприкасаемых» о кастовой дискриминации в Великобритании 2011 г.5; правозащитным движением «One Law for All» о шариатских судах 2010 г.6; группой ученых Кардиффского университета во главе с Норманом До о разрешении религиозными судами (католическими, иудейскими и мусульманскими) семейных споров 2011 г. ; Центром социального сплочения (Англия) об иудейских судах 2009 г. ; экспертной группой британского правительства о деятельности шариатских судов в Англии и Уэльсе 2018 г.9; феминистским правозащитным сообществом «Women Living Under Muslim Laws» о конфликте светских законов и религиозных норм в Европе и Северной Америке 2011 г.10
Объектом настоящего исследования выступают религиозные суды как механизм разрешения споров в религиозных объединениях. Предметом исследования являются особенности функционирования религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в России на современном этапе (их статус и структура; применение религиозных норм при разрешении споров; возникающие конфликты с действующим законодательством). 1
Цель исследования - изучить деятельность религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на современном этапе, провести их типологизацию и выявить основные функции.
Задачи исследования включают:
1) определение места и роли религиозных норм в светском государстве;
2) выявление особенностей религиозного правосудия и его разновидностей;
3) анализ функционирования религиозных судов в странах Европы;
4) изучение особенностей религиозных судов в Северной Америке;
5) исследование проблемы религиозных судов в России.
В теоретико-методологическом плане исследование базируется на структурно-функциональном подходе, раскрытом в трудах Э. Дюркгейма, А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р.К. Мертона, согласно которому общество рассматривается как иерархическая структура, состоящая из множества подсистем (элементов), а социальное явление изучается как часть системы с точки зрения его роли в функционировании социальной структуры и выполнения определенных функций . Любой элемент системы обладает адаптивными и регулятивными функциями, так как вносит свой вклад в деятельность всей системы, способствуя ее адаптации и устойчивости, эффективному взаимодействию с другими организациями, а также осуществляет регулирование внутрисистемных связей и определяет поведение частей системы.
Религиозные суды в рамках указанного подхода выступают как общественная подсистема, подчиненная определенным закономерностям возникновения, развития и функционирования, со своими элементами и структурой; местом, функциями и ролью в общественной системе, находящаяся в состоянии взаимовлияния с другими элементами общества, в том числе с государством. Соответственно системно-структурный метод применялся при описании положения религиозных судов в структуре религиозных объединений (организаций и групп), а функциональный метод использовался для определения
места и роли религиозных судов в механизме регулирования отношений в религиозных объединениях. В качестве вспомогательных были использованы методы: исторический, типологический, сравнительно-правовой; метод
юридического анализа, метод кейсов (изучение отдельных судебных дел и ситуаций).
Источниковая база исследования. Исследование по каждому региону включало изучение: 1) общего законодательства в сфере государственно
конфессиональных отношений и судебной практики (на государственном и международном уровнях); 2) локальных нормативных актов религиозных организаций (уставов, положений, регламентов) и практики религиозных судов; 3) аналитических докладов по ситуации с религиозными судами в странах Европы и Северной Америки, подготовленные для государственных органов и международных организаций; 4) публикаций в средствах массовой информации и на сайтах религиозных объединений.
Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе деятельности религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на основе обобщения имеющихся современных зарубежных и отечественных исследований по теме. Дается авторское определение религиозного суда, проведена типологизация религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке.
2. Выделяется три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации.
3. Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы.
4. В странах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации действуют христианские, иудейские и мусульманские религиозные суды, а также органы по разрешению конфликтов иных религиозных объединений. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве (католическая, православная, англиканская церкви) религиозные суды часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов добавляется функция по расторжению браков). Многие протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Теоретическое значение имеет авторское определение религиозного суда, выделение его функций в современном светском государстве, систематизация актуальных разновидностей религиозных судов. В практическом плане работа может быть полезна для религиоведов, представителей религиозных объединений, юристов, законодателей, а также социологов, политологов, конфликтологов и других ученых, исследующих деятельность религиозных судов, их достоинства и недостатки, а также связанные с ними конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Структурно работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 94 единицы. Апробация результатов исследования проведена в 2017-2018 гг. в виде доклада на научной-практической конференции с международном участием «Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие» (г. Новосибирск, 29-30 мая 2018 г.), по результатам которого была опубликована статья в сборнике, а также двух научных публикаций в периодических научных изданиях из перечня журналов, рецензируемых ВАК (Российский юридический журнал, 2017 г.; Государство и право, 2018 г.).
Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке. Религиозные суды разрешают споры в сфере материальных религиозных норм согласно собственным процессуальным установлениям.
На основе обобщения данных о судах различных религиозных течений, можно выделить три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации. Если первые осуществляют правосудие, то вторые предоставляют услуги по примирению и консультированию. При этом подобное разделение часто не имеет четких границ, и религиозный арбитраж может оказывать услуги по медиации, предоставлять консультации.
Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы. Примирение верующих является одной из основных функций религиозных судов на современном этапе. Максимальное допустимое с точки зрения права наказание за нарушение религиозных норм - исключение из группы, организации.
В настоящее время сфера деятельности и полномочия религиозных судов в значительной степени ограничены, однако они сохраняют позиции в религиозных организациях и среди верующих, обладая регулятивным потенциалом. Деятельность религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации может осуществляться согласно: 1) общему законодательству о третейских судах и арбитражах; 2) специальным законодательным актам о религиозных объединениях; 3) уставам, положениям и внутренним нормативным актам религиозных организаций.
Практика светских государств Европы и Северной Америки показывает, что специальные законодательные акты о религиозных судах действуют только в некоторых странах, в частности, в Греции. В большинстве стран и в России функционирование религиозных судов осуществляется на базе общих законов о третейских судах и религиозных организациях. В странах Европы действуют христианские, иудейские и мусульманские судебные учреждения. Католические суды широко представлены в европейских государствах в рамках католической церкви (Италия, Испания и др.), в Северной Америке (США и Канада), в Российской Федерации. Местные церкви, представляющие большинство, обладают своими судебными инстанциями (англиканская церковь в Англии, национальные православные церкви в Греции и России). Протестанты разрешают споры как в рамках судов, так и при помощи органов медиации (особенно в США). Иудейские суды не обладают единой системой, однако раввинские трибуналы действуют во многих странах в рамках еврейских общин. Процессы миграции привели к созданию шариатских судов в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах и др. Отношение к шариатским судам неоднозначное, от попыток признания (Великобритания) до прямого запрета (канадские провинции Онтарио и Квебек).
В основном религиозные суды действуют в рамках правового поля (в виде отдельных юридических лиц либо в составе религиозных организаций в виде структурных подразделений), однако некоторые из них предпочитают действовать неформально (в частности, шариатские суды). Наиболее развитыми являются системы религиозных судов в трех авраамических религиях: иудаизм, христианство, ислам. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве религиозные суды (католической, православной, англиканской церквей) часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов дополнительной функцией является расторжение браков).
Протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами управления, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Особенности функционирования религиозных судов зависят от: 1)
законодательства страны; 2) истории взаимоотношений между государством и религиозными группами, организациями; 3) культуры большинства населения; 4) культуры этнорелигиозных меньшинств. Потребность в религиозном суде зависит от религиозности в той или иной группе верующих, при этом роль религиозных судов возрастает в группах этнорелигиозных меньшинств, слабо интегрированных в окружающее сообщество.
Достоинства религиозных судов следующие: 1) религиозный авторитет для участников спора, что обеспечивает лучшее исполнение принятого решения; 2) относительная дешевизна и быстрота разрешения спора в сравнении со светскими государственными судами; 3) участие в сохранении культурных традиций этнорелигиозной группы; 4) либерализация религиозных норм, их адаптация к требованиям светского государства посредством нового толкования. К недостаткам религиозных судов можно отнести: 1) периодические нарушения прав граждан, особенно женщин и детей (давление; сокрытие преступлений и пр.); 2) дискриминация участников процесса в зависимости от пола,
вероисповедания; 3) злоупотребления религиозных судей и лидеров этнорелигиозных общин, церковных иерархов; 4) изоляция религиозных общин от окружающего сообщества, создание системы «параллельной» юстиции и радикализация верующих.
1. Аберкромби Н. Социологический словарь. Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Под ред. С.А. Ерофеева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 620 с.
2. Аделъгейм П. Странный документ: «Перечень без перечня». 6 августа 2011 / П. Адельгейм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://adelgeim.livejoumal.com/75762.html (дата обращения: 24.05.2019).
3. Албаков Д.Х. О применении шариата в Республике Ингушетия / Д.Х. Албаков // Ислам и право в России. Вып. 2. - М.: РУДН, 2004. - С. 81-84.
4. Албогачиева М.С.-Г. Особенности взаимодействия российской судебно
правовой системы и традиционных правовых институтов ингушского общества (XIX-XXI вв.) / М.С.-Г. Албогачиева // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. - СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2012. - С. 142-208.
5. Алексеев С.С. Теория права. Издание 2-е / С.С. Алексеев. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 320 с.
6. Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / С.М. Алейникова, С.А. Бурьянов / Под ред. И. Кондратьева - М.: Фонд «Здравомыслие», 2015. - 62 с.
7. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни / Е.В. Белякова. - М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. - 664 с.
8. Бобровников В.О. Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX-XX вв. / В.О. Бобровников // Юридическая антропология. Закон и жизнь / Отв. редакторы Н.И. Новикова, В.А. Тишков. - М.: Стратегия, 2000. - С. 128-140.
9. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. -
М.: Инфра-М, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://law.niv.rU/doc/dictionary/big-legal/fc/slovar-208-2.htm#zag-5551 (дата
обращения: 24.05.2019).
10. Буланова И.С. Религиозные нормы как личностные репрезентации субъективного религиозного опыта / И.С. Буланова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8, № 8. - С. 28-40.
11. В Казани прошло очередное заседание Совета улемов ДУМ РТ. 11 июля
2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dumrt.ru/ru/news/news_20431.html (дата обращения: 24.05.2019).
12. Владимир Легойда: Общецерковный суд может рассматривать
обращения мирян. 5 февраля 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/68181.html (дата обращения: 24.05.2019).
13. Володина Н.В. Деятельность религиозных объединений в современной России на основе конституционного принципа светского государства / Н.В. Володина // Современное право. - 2010. - № 9. - С. 71-76.
14. Голованова Н.А. Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж? / Н.А. Голованова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 3. - С. 23-29.
15. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1999. - 400 с.
16. ДУМ Дагестана объяснил техническими причинами несоответствие уставов мечетей закону. 26 мая 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/303311/ (дата обращения: 24.05.2019).
17. Зея Н. Шариатский суд вызвали в прокуратуру. Шариатский суд в
Петербурге противоречит законодательству России. 20 августа 2010 / Н. Зея. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/social/2010/08/20/3409301.shtml (дата обращения:
24.05.2019) .
18. Клейменов А.Я. Религиозный суд (арбитраж) в системе альтернативного урегулирования споров / А.Я. Клейменов // Закон. - 2013. - № 2. - С. 58-66.
19. Клочков В.В. Религия, государство, право / В.В. Клочков. - М.: Мысль, 1978. - 288 с.
20. Муфтии выступили против шариатских судов в России. 25 апреля 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Lenta.ru/news/2012/04/25/shariat1 (дата обращения: 24.05.2019).
21. Никишова Н.В. Понятие и сущность социальной нормы: социальнофилософский анализ / Н.В. Никишова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. - № 1 (39): в 2-х ч. Ч. II. - С. 147-149.
22. Овчинников А. Место и роль религиозных судов в современном обществе. Раввинский суд. 31 марта 2014 / А. Овчинников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon.rU/blog/2014/3/31/mesto_i_rol_religioznyx_sudov_v_ sovremennom_obshhestve_ravvinskij_sud (дата обращения: 24.05.2019).
23. Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами. 27 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1586931.html (дата обращения: 24.05.2019).
24. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). 26 июня 2008 г. (в ред. 2017 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5082532.html (дата обращения: 24.05.2019).
25. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. - М.: Про-Пресс, 2003. - 416 с.
26. Прокуратура требует запретить дружины и маслиатские суды при
мечетях в Казбековском районе. 2 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ndelo.ru/detail/prokuratura-trebuet-zapre (дата обращения:
24.05.2019) .
27. Разъяснение Общецерковного суда Русской Православной Церкви о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел. 4 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3554665.html (дата обращения: 24.05.2019).
28. Решения Общецерковного суда РПЦ (за период с 2010 по 2018 гг.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ (дата обращения: 24.05.2019).
29. Семашко А.Г. Современное церковное судопроизводство в России / А.Г. Семашко // Теодиция. - 2011. - № 2. - С. 32-33.
30. Смыкалин А.С. Историко-сравнительный анализ современной судебной системы Российской Федерации и церковных судов Русской Православной Церкви / А.С. Смыкалин // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - № 2 (32). - С. 154-160.
31. Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма; Инфра-М, 2010. - 608 с.
32. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и мусульманские меньшинства в Европе: противостояние правовых культур / Л.Р. Сюкияйнен // Ишрак. Ежегодник исламской философии. Вып. 3 / Под общ. ред. Я. Эшотс. - М.: Восточная литература, 2012. - С. 494-513.
33. Сюкияйнен Л.Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 4. - С. 45-62.
34. Тетюхин И.Н. Становление церковного суда в Российской Федерации / И.Н. Тетюхин // Вопросы современной науки и практики. - 2015. - № 1 (55) - С. 200-207.
35. Хабутдинов А.Ю. Эволюция института шариатских судей (казыев) у мусульман Волго-Уральского региона в конце XVIII - начале XXI вв. / А.Ю. Хабутдинов // Филология и культура. - 2013. - № 3 (33). - С. 245-248.
36. Чернега К.А. Сравнительная характеристика Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и актов государственного законодательства, регулирующих вопросы судоустройства и судопроизводства. 25 мая 2013 / К.А. Чернега. [Электронный ресурс]. - URL: https://prichod.ru/lawyer-assistance-to-parishes/458/5953/ (дата обращения:
24.05.2019) .
37. Шестопалов М.А. Церковные суды Русской православной церкви как
квазисудебные органы / М.А. Шестопалов // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы
ежегодной Всероссийской научной конференции памяти проф. Ф.М. Рудинского,
24 апреля 2014 года, под общ. ред. Д.А. Пашенцева. - М.: МГПУ, Изд-во ЦОЗ. 2014. - 103-105.
38. Элементарные начала общей теории права / Под ред. В.И. Червонюка. -
М.: Право и закон, КолосС, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //law. niv.ru/doc/dictionary/theory-of-law/index.htm (дата обращения:
24.05.2019) .
39. Ярлыкапов А. Адат, Шариат и российское право на современном
Северном Кавказе: итоги и перспективы / А. Ярлыкапов // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы
воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве. - Казань: Казанский ун-т, 2014. - С. 367-377.
40. Alev F. Islamic law in Western Thrace. An anachronism or a requisite solution? 2012 / F. Alev. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alev.dk/wp- content/uploads/2012/04/Islamic-law-in-Western-Thrace-Greece.pdf (дата обращения:
24.05.2019) .
41. Anderson D. The Arbitration Act 1996: does it allow religious tribunals to
make rulings that can be enforced by the civil courts? 16 February 2015 / D. Anderson. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://lawyerssecularsociety.wordpress.com/2015/02/16/ the-arbitration-act-1996-does- it-allow-religious-tribunals-to-make-rulings-that-can-be-enforced-by-the-civil-courts/ (дата обращения: 24.05.2019).
42. Baccaglini L. Arbitration on family matters and religious law: a Civil Procedural Law Perspective / L. Baccaglini // Civil Procedure Review. - 2014. - Vol. 5, Num. 2. - P. 3-21.
43. Baker A.M. A Higher Authority: Judicial Review of Religious Arbitration / A.M. Baker // Vermont Law Review. - 2012. - Vol. 37. - P. 157-202.
44. Bakht N. Were Muslim Barbarians Really Knocking On the Gates of Ontario?: The Religious Arbitration Controversy-Another Perspective / N. Bakht // Ottawa Law Review. - 2006. - № 40. - P. 67-82.
45. Berger B.L. Belonging to Law: Religious Difference, Secularism, and the Conditions of Civic Inclusion / B.L. Berger // Osgoode Legal Studies Research Paper Series. - 2014. - Vol. 10, Num. 5. - P. 1-21.
46. Boyd M. Dispute Resolution in Family Law: Protecting Choice, Promoting Inclusion / M. Boyd. - Toronto, Ministry of the Attorney-General, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.attorneygeneral.jus.gov.on.ca/english/about/ pubs/boyd/executivesummary.html (дата обращения: 24.05.2019).
47. Bradney A. Law and Faith in a Sceptical Age / A. Bradney. - New-York- Oxon: Routledge-Cavendish, 2009. - 177 p.
48. Briones I. Sharia Courts and Arbitral Tribunals in the United Kingdom / I.
Briones. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/f03ddda8-fa74-4262-8270-7405332be408.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
49. Brougher C. Application of Religious Law in U.S. Courts: Selected Legal Issues / C. Brougher. - Congressional Research Service, 2011. - 20 p.
50. Broyde M.J. Faith-Based Private Arbitration as a Model for Preserving Rights and Values in a Pluralistic Society / M.J. Broyde // Chicago-Kent Law Review. - 2015. - Vol. 90:1. - P. 111-140.
51. Broyde M.J. Multicultural ADR and Family Law: A Brief Introduction to the Complexities of Religious Arbitration / M.J. Broyde // Cardozo Journal of Conflict Resolution. - 2016. - Vol. 17. - P. 793-822.
52. Broyde M.J. Sharia Tribunals, Rabbinical Courts, and Christian Panels. Religious Arbitration in America and the West / M.J. Broyde. - Oxford University Press 2017. - 312 p.
53. Broyde M.J., Bedzow I., Pill S.C. The Pillars of Successful Religious Arbitration: Models for American Islamic Arbitration Based on the Beth Din of America and Muslim Arbitration Tribunal Experience / M.J. Broyde, I. Bedzow, S.C. Pill // Harvard Journal on Racial and Ethnic Justice. - 2014. - Vol. 30. - P. 33-76.
54. Bruker v. Marcovitz, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/item/2397/index.do (дата обращения:
24.05.2019) .
55. Cast-based Discrimination in the United Kingdom. Alternative report submitted to the UN Committee on the Elimination of Racial Discrimination. - The Dalit Solidarity Network UK, the International Dalit Solidarity Network, July 2011. -
18 p.
56. Chotalia S.P. Arbitration Using Sharia Law in Canada: A Constitutional and Human Rights Perspective / S.P. Chotalia // Constitutional Forum constitutional. - 2006. - Vol. 15, Num. 2. - P. 63-78.
57. Corkery M., Silver-Greenberg J. In Religious Arbitration, Scripture is the Rule of Law. 2 November 2015 / M. Corkery, J. Silver-Greenberg. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nytimes.com/ 2015/ 11/ 03/ business/ dealbook/ in- religious- arbitration- scripture- is- the- rule- of- law.html (дата обращения: 24.05.2019).
58. De Blois M. Religious law versus secular law. The example of the get refusal in Dutch, English and Israeli law / M. De Blois // Utrecht Law Review. - 2010. - Vol. 6. Issue 2. - P. 93-114.
59. Fournier P., McDougall P. False Jurisdictions? A Revisionist Take on Customary (Religious) Law in Germany / P. Fournier, P. McDougall // Texas International Law Journal. - 2013. - Vol. 48, Issue 3. - P. 435-463.
60. Fucillo A., Sorvillo F., Decimo L. The courts and the code. Legal osmosis between religion and law in the cultural framework of civil law systems / A. Fucillo, F. Sorvillo, L. Decimo // Stato, Chiese e pluralismo confessionale. Rivista telematica (www.statoechiese.it). - 2017. - № 28. - 13 p.
61. Greenberg-Kobrin M. Religious Tribunals and Secular Courts: Navigating Power and Powerlessness / M. Greenberg-Kobrin // Pepperdine Law Review. - 2014. - Vol. 41, Issue 5. - P. 997-1012.
62. Guillot A. Muslim woman tries to close Thrace’s sharia inheritance law loophole. 10 April 2015 / A. Guillot. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/law/2015/apr/10/sharia-greece-human-rights-inheritance- law (дата обращения: 24.05.2019).
63. Helfand M.A. Religious Arbitration and the New Multiculturalism: Negotiating Conflicting Legal Orders / M.A. Helfand // New York University Law Review. - 2011. - Vol. 86, Num. 5. - P. 1231-1305.
64. Helfand M.A., Richman B.D. The Challenge of Co-Religionist Commerce /
M.A. Helfand, B.D. Richman // Duke Law Journal. - February 2015. - Vol. 64, № 5. - P. 769-822.
65. Kern S. Germany Submits to Sharia Law "A parallel justice system has established itself in Germany". 1 December 2016 / S. Kern. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gatestoneinstitute.org/9461/germany-sharia-law (дата обращения: 24.05.2019).
66. Le tribunal rabbinique de Paris fait de la mediation familiale un prealable obligatoire a toute demande en divorce. 14 Novembre 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consistoire.org/evenement/5988.le-tribunal-rabbinique-de- paris-fait-de-la-mediation-familiale-un-prealable-obligatoire-a-toute-demande-en- divorce (дата обращения: 24.05.2019).
67. Macklin A. Multiculturalism meets privatization: The case of faith-based arbitration / A. Macklin // International Journal of Law in Context. - 2013. - Vol. 9, 3. - P. 343-365.
68. Masci D., Lawton E. Applying God’s Law: Religious Courts and Mediation in
the U.S. 8 April 2013 / D. Masci, E. Lawton. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pewforum.org/2013/04/08/applying-gods-law-religious-courts-
and-mediation-in-the-us/ (дата обращения: 24.05.2019).
69. McGregor A. Church of England / A. McGregor. - The Legal Office of the
National Institutions of the Church of England, Church House, Westminster, January
2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.cf.ac.uk/clr/
networks/Church%20of%20England.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
70. Molla Sali v. Greece, application no. 20452/14, 19 December 2018. HUDOC. European Court of Human Rights. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-188985 (дата обращения: 24.05.2019).
71. Pellegrini v. Italy, application no. 30882/96, 20 July 2001. HUDOC. European Court of Human Rights. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-59604 (дата обращения:
24.05.2019) .
72. Petty A.R. Religion, Conscience, and Belief in the European Court of Human Rights / A.R. Petty // The George Washington International Law Review. - 2016. - Vol.
48. - P. 807-851.
73. Popp M. Parallel Justice: Islamic «Arbitrators» Shadow German Law. 1 September 2011 / M. Popp. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/international/germany/parallel-justice-islamic-arbitrators- shadow-germanlaw-a-783361.html (дата обращения: 24.05.2019).
74. Razack S.H. The “Sharia Law Debate” in Ontario: the
Modernity/Premodernity Distinction in Legal Efforts to Protect Women from Culture /
S.H. Razack // Feminist Legal Studies. - 2007. - № 15. - P. 3-32.
75. Religion and the Secular State: National Reports / Ed. Martinez-Torron J., Cole Durham W., Jr. - Provo, Utah: Brigham Young University, The International Center of Law and Religion Studies, 2010. - 826 p.
76. Rules and Procedures. Beth Din of America. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://s589827416.onlinehome.us/wp-content/uploads/2015/07/Rules. pdf (дата обращения: 24.05.2019).
77. Rules of Procedure. Institute of Christian Conciliation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://peacemaker.training/wp-content/uploads/2018/04/ Rules-of-Procedure.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
78. Selby J.A. Promoting the Everyday: Pro-Sharia Advocacy and Public Relations in Ontario, Canada’s “Sharia Debate” / J.A. Selby // Religions. - 2013. - № 4. - P. 423-442.
79. Shachar A. Privatizing Diversity: A Cautionary Tale from Religious Arbitration in Family Law / A. Shachar // Theoretical Inquiries in Law. - 2008. - №
9.2. - P. 573-607.
80. Sharia Law in Britain: A Threat to One Law for All and Equal Rights. - One Law for All, June 2010. - 34 p.
81. Social Cohesion and Civil Law: Marriage, Divorce and Religious Courts. Report of a Research Study funded by the AHRC (G. Douglas, N. Doe, S. Gilliat-Ray,
R. Sandberg, A. Khan). - Cardiff University, 2011. - 48 p.
82. Soleimany v. Soleimany, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nadr.co.uk/articles/published/ZzzzzarbitrationLawReports/Soleimany%20v %20Soleimany%201998.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
83. Tamanaha B. Understanding Legal Pluralism: Past to Present, Local to Global / B. Tamanaha // Sydney Law Review. - 2008. - Vol. 30. - P. 375-411.
84. Taylor J. Banning faith-based arbitration: The demands, the debate, and the implications of Ontario's decision. Thesis / J. Taylor. - University of Windsor, 2006. - 104 p.
85. Ternisien X. Debat autour d'un projet de tribunal rabbinique national. 26 Novembre 2005 / X. Ternisien. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lemonde.fr/societe/article/2005/11/26/debat-autour-d-un-projet-de- tribunal-rabbinique-national_714550_3224.html (дата обращения: 24.05.2019).
86. The Beth Din. Jewish courts in the UK. - London: The Centre for Social Cohesion, 2009. - 22 p.
87. The independent review into the application of sharia law in England and Wales. Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department by Command of Her Majesty. - February 2018. - 48 p.
88. The Statute of the Orthodox Church in America, 24 July 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://oca.org/statute/ (дата обращения: 24.05.2019).
89. The struggle for secularism in Europe and North America. Dossier 30-31 / Ed. M. Helie-Lucas. - London: Women Living Under Muslim Laws, 2011. - 285 p.
90. Turner B.S., Arslan B.Z. Shari’a and legal pluralism in the West / B.S. Turner,

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность настоящего исследования обусловлена несколькими тенденциями в сфере взаимодействия религии и права. Несмотря на развитие современного законодательства и распространение «светских» моделей поведения, в современных постиндустриальных обществах часть населения продолжает руководствоваться религиозными нормами. Современные миграционные процессы ведут к появлению на территории развитых государств отдельных консервативных религиозных групп из числа этнических меньшинств, предпочитающих разрешать возникающие конфликты с опорой на религиозные нормы и с участием собственных религиозных лидеров и посредников. Поэтому в настоящее время возникает потребность в сравнительном изучении особенностей функционирования религиозных судов в современных светских государствах Европы и Северной Америки, и сопоставлении полученных данных с ситуацией в Российской Федерации.
Анализ степени научной разработанности темы. В первую очередь, следует выделить работы, посвященные религиозному праву, религиозным нормам и религиозным судам в системе правосудия, особенностям и принципам светского государства. Это труды С.С. Алексеева, В.В. Клочкова , И.С. Булановой , Н.В. Никишовой , С.М. Алейникова, С.А. Бурьянова , Н.В. Володиной , И.В. Понкина .
Церковные суды Русской православной церкви в Российской Федерации изучаются в работах Е.В. Беляковой , А.Г. Семашко , А.С. Смыкалина , И.Н.
1 2 -5
Тетюхина , М.А. Шестопалова , К.А. Чернеги и др. Проблемы религиозных судов на примере применения шариата и адата на Северном Кавказе затрагиваются в трудах Д.Х. Албакова , М.С.-Г. Албогачиевой , В.О. Бобровникова , Д. Макарова, А.А. Ярлыкапова . Тема шариатских судов поднимается в работах Л.Р. Сюкияйнена , А.Ю. Хабутдинова , Н.А. Головановой . А.Я. Клейменов в своей работе аргументирует правомерность существования в России иудейского суда.
В зарубежных исследованиях проблеме религиозного права и религиозных судов в современном обществе уделяется достаточно внимания. Среди основополагающих работ следует выделить исследование религиозных правовых систем Рене Давида , труды по правовому плюрализму Брайана Таманахи . Энтони Брэдни исследует право и религию в современном секулярном обществе на примере Великобритании. Франциско Гонзалес , Брайан Тернер и Берна Арслан анализируют правовое саморегулирование религиозных групп в рамках концепции правового плюрализма. Бенджамин Бергер рассматривает соотношение религиозных различий, секуляризма и общегражданской идентичности.
Антонио Фучилло , Аманда Бейкер , Лаура Баккаглини , Одри Маклин ,
о
Карин Вулф изучают взаимодействие светских и религиозных судов. Майкл Хелфанд и Барак Ричман анализируют перспективы религиозного арбитража в урегулировании не только семейных дел, но и экономических споров в мультикультурном обществе.
Подробный анализ законодательства стран Европы и Северной Америки в религиозной сфере содержится в сборнике трудов 2010 г., изданном в Университете Бригама Янга (США) под редакцией Хавьера Мартинеза-Торрона и Коула Дарэма . Деятельность иудейских и мусульманских судов в Германии изучается в работах Паскаль Фурнье и Паскаля Макдугалла , Люси Паша- Робинсон , Максимилиана Поппа , Сёрена Керна . Алиека Брюинс , Маттийс Де
Де Блуа исследуют религиозное право и религиозные суды в Нидерландах. Ксавье Тернисьен пишет об иудейских судах во Франции. Даниэль Андерсон , Ирэн Брионес раскрывают дискуссии вокруг религиозных судов в Великобритании. Структуру и полномочия судов англиканской церкви анализирует Александр Макгрегор . Арсани Уильям сравнивает шариатские суды в Англии и Канаде. Спиридон Врелис , Фатих Алев и Адеа Гиллот исследуют мусульманские суды в Греции. Решениям Европейского суда по правам человека в сфере свободы совести и вероисповедания посвящена работа Аарона Петти .
Ситуация с шариатскими судами в Канаде и США анализируется в работах Наташи Бахт , Шерен Разак , Дженнифер Сэлби , Мэрион Бойд , Николаса
2 3
Уолтера , Синтии Брауэр и др. Следует выделить ряд публикаций Майкла Бройда4, посвященных функционированию иудейских, католических и мусульманских судов.
Интерес представляют аналитические доклады, подготовленные сообществом «неприкасаемых» о кастовой дискриминации в Великобритании 2011 г.5; правозащитным движением «One Law for All» о шариатских судах 2010 г.6; группой ученых Кардиффского университета во главе с Норманом До о разрешении религиозными судами (католическими, иудейскими и мусульманскими) семейных споров 2011 г. ; Центром социального сплочения (Англия) об иудейских судах 2009 г. ; экспертной группой британского правительства о деятельности шариатских судов в Англии и Уэльсе 2018 г.9; феминистским правозащитным сообществом «Women Living Under Muslim Laws» о конфликте светских законов и религиозных норм в Европе и Северной Америке 2011 г.10
Объектом настоящего исследования выступают религиозные суды как механизм разрешения споров в религиозных объединениях. Предметом исследования являются особенности функционирования религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в России на современном этапе (их статус и структура; применение религиозных норм при разрешении споров; возникающие конфликты с действующим законодательством). 1
Цель исследования - изучить деятельность религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на современном этапе, провести их типологизацию и выявить основные функции.
Задачи исследования включают:
1) определение места и роли религиозных норм в светском государстве;
2) выявление особенностей религиозного правосудия и его разновидностей;
3) анализ функционирования религиозных судов в странах Европы;
4) изучение особенностей религиозных судов в Северной Америке;
5) исследование проблемы религиозных судов в России.
В теоретико-методологическом плане исследование базируется на структурно-функциональном подходе, раскрытом в трудах Э. Дюркгейма, А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р.К. Мертона, согласно которому общество рассматривается как иерархическая структура, состоящая из множества подсистем (элементов), а социальное явление изучается как часть системы с точки зрения его роли в функционировании социальной структуры и выполнения определенных функций . Любой элемент системы обладает адаптивными и регулятивными функциями, так как вносит свой вклад в деятельность всей системы, способствуя ее адаптации и устойчивости, эффективному взаимодействию с другими организациями, а также осуществляет регулирование внутрисистемных связей и определяет поведение частей системы.
Религиозные суды в рамках указанного подхода выступают как общественная подсистема, подчиненная определенным закономерностям возникновения, развития и функционирования, со своими элементами и структурой; местом, функциями и ролью в общественной системе, находящаяся в состоянии взаимовлияния с другими элементами общества, в том числе с государством. Соответственно системно-структурный метод применялся при описании положения религиозных судов в структуре религиозных объединений (организаций и групп), а функциональный метод использовался для определения
места и роли религиозных судов в механизме регулирования отношений в религиозных объединениях. В качестве вспомогательных были использованы методы: исторический, типологический, сравнительно-правовой; метод
юридического анализа, метод кейсов (изучение отдельных судебных дел и ситуаций).
Источниковая база исследования. Исследование по каждому региону включало изучение: 1) общего законодательства в сфере государственно
конфессиональных отношений и судебной практики (на государственном и международном уровнях); 2) локальных нормативных актов религиозных организаций (уставов, положений, регламентов) и практики религиозных судов; 3) аналитических докладов по ситуации с религиозными судами в странах Европы и Северной Америки, подготовленные для государственных органов и международных организаций; 4) публикаций в средствах массовой информации и на сайтах религиозных объединений.
Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе деятельности религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на основе обобщения имеющихся современных зарубежных и отечественных исследований по теме. Дается авторское определение религиозного суда, проведена типологизация религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке.
2. Выделяется три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации.
3. Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы.
4. В странах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации действуют христианские, иудейские и мусульманские религиозные суды, а также органы по разрешению конфликтов иных религиозных объединений. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве (католическая, православная, англиканская церкви) религиозные суды часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов добавляется функция по расторжению браков). Многие протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Теоретическое значение имеет авторское определение религиозного суда, выделение его функций в современном светском государстве, систематизация актуальных разновидностей религиозных судов. В практическом плане работа может быть полезна для религиоведов, представителей религиозных объединений, юристов, законодателей, а также социологов, политологов, конфликтологов и других ученых, исследующих деятельность религиозных судов, их достоинства и недостатки, а также связанные с ними конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Структурно работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 94 единицы. Апробация результатов исследования проведена в 2017-2018 гг. в виде доклада на научной-практической конференции с международном участием «Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие» (г. Новосибирск, 29-30 мая 2018 г.), по результатам которого была опубликована статья в сборнике, а также двух научных публикаций в периодических научных изданиях из перечня журналов, рецензируемых ВАК (Российский юридический журнал, 2017 г.; Государство и право, 2018 г.).


Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке. Религиозные суды разрешают споры в сфере материальных религиозных норм согласно собственным процессуальным установлениям.
На основе обобщения данных о судах различных религиозных течений, можно выделить три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации. Если первые осуществляют правосудие, то вторые предоставляют услуги по примирению и консультированию. При этом подобное разделение часто не имеет четких границ, и религиозный арбитраж может оказывать услуги по медиации, предоставлять консультации.
Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы. Примирение верующих является одной из основных функций религиозных судов на современном этапе. Максимальное допустимое с точки зрения права наказание за нарушение религиозных норм - исключение из группы, организации.
В настоящее время сфера деятельности и полномочия религиозных судов в значительной степени ограничены, однако они сохраняют позиции в религиозных организациях и среди верующих, обладая регулятивным потенциалом. Деятельность религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации может осуществляться согласно: 1) общему законодательству о третейских судах и арбитражах; 2) специальным законодательным актам о религиозных объединениях; 3) уставам, положениям и внутренним нормативным актам религиозных организаций.
Практика светских государств Европы и Северной Америки показывает, что специальные законодательные акты о религиозных судах действуют только в некоторых странах, в частности, в Греции. В большинстве стран и в России функционирование религиозных судов осуществляется на базе общих законов о третейских судах и религиозных организациях. В странах Европы действуют христианские, иудейские и мусульманские судебные учреждения. Католические суды широко представлены в европейских государствах в рамках католической церкви (Италия, Испания и др.), в Северной Америке (США и Канада), в Российской Федерации. Местные церкви, представляющие большинство, обладают своими судебными инстанциями (англиканская церковь в Англии, национальные православные церкви в Греции и России). Протестанты разрешают споры как в рамках судов, так и при помощи органов медиации (особенно в США). Иудейские суды не обладают единой системой, однако раввинские трибуналы действуют во многих странах в рамках еврейских общин. Процессы миграции привели к созданию шариатских судов в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах и др. Отношение к шариатским судам неоднозначное, от попыток признания (Великобритания) до прямого запрета (канадские провинции Онтарио и Квебек).
В основном религиозные суды действуют в рамках правового поля (в виде отдельных юридических лиц либо в составе религиозных организаций в виде структурных подразделений), однако некоторые из них предпочитают действовать неформально (в частности, шариатские суды). Наиболее развитыми являются системы религиозных судов в трех авраамических религиях: иудаизм, христианство, ислам. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве религиозные суды (католической, православной, англиканской церквей) часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов дополнительной функцией является расторжение браков).
Протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами управления, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Особенности функционирования религиозных судов зависят от: 1)
законодательства страны; 2) истории взаимоотношений между государством и религиозными группами, организациями; 3) культуры большинства населения; 4) культуры этнорелигиозных меньшинств. Потребность в религиозном суде зависит от религиозности в той или иной группе верующих, при этом роль религиозных судов возрастает в группах этнорелигиозных меньшинств, слабо интегрированных в окружающее сообщество.
Достоинства религиозных судов следующие: 1) религиозный авторитет для участников спора, что обеспечивает лучшее исполнение принятого решения; 2) относительная дешевизна и быстрота разрешения спора в сравнении со светскими государственными судами; 3) участие в сохранении культурных традиций этнорелигиозной группы; 4) либерализация религиозных норм, их адаптация к требованиям светского государства посредством нового толкования. К недостаткам религиозных судов можно отнести: 1) периодические нарушения прав граждан, особенно женщин и детей (давление; сокрытие преступлений и пр.); 2) дискриминация участников процесса в зависимости от пола,
вероисповедания; 3) злоупотребления религиозных судей и лидеров этнорелигиозных общин, церковных иерархов; 4) изоляция религиозных общин от окружающего сообщества, создание системы «параллельной» юстиции и радикализация верующих.



1. Аберкромби Н. Социологический словарь. Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Под ред. С.А. Ерофеева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 620 с.
2. Аделъгейм П. Странный документ: «Перечень без перечня». 6 августа 2011 / П. Адельгейм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://adelgeim.livejoumal.com/75762.html (дата обращения: 24.05.2019).
3. Албаков Д.Х. О применении шариата в Республике Ингушетия / Д.Х. Албаков // Ислам и право в России. Вып. 2. - М.: РУДН, 2004. - С. 81-84.
4. Албогачиева М.С.-Г. Особенности взаимодействия российской судебно
правовой системы и традиционных правовых институтов ингушского общества (XIX-XXI вв.) / М.С.-Г. Албогачиева // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. - СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2012. - С. 142-208.
5. Алексеев С.С. Теория права. Издание 2-е / С.С. Алексеев. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 320 с.
6. Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / С.М. Алейникова, С.А. Бурьянов / Под ред. И. Кондратьева - М.: Фонд «Здравомыслие», 2015. - 62 с.
7. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни / Е.В. Белякова. - М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. - 664 с.
8. Бобровников В.О. Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX-XX вв. / В.О. Бобровников // Юридическая антропология. Закон и жизнь / Отв. редакторы Н.И. Новикова, В.А. Тишков. - М.: Стратегия, 2000. - С. 128-140.
9. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. -
М.: Инфра-М, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://law.niv.rU/doc/dictionary/big-legal/fc/slovar-208-2.htm#zag-5551 (дата
обращения: 24.05.2019).
10. Буланова И.С. Религиозные нормы как личностные репрезентации субъективного религиозного опыта / И.С. Буланова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8, № 8. - С. 28-40.
11. В Казани прошло очередное заседание Совета улемов ДУМ РТ. 11 июля
2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dumrt.ru/ru/news/news_20431.html (дата обращения: 24.05.2019).
12. Владимир Легойда: Общецерковный суд может рассматривать
обращения мирян. 5 февраля 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/68181.html (дата обращения: 24.05.2019).
13. Володина Н.В. Деятельность религиозных объединений в современной России на основе конституционного принципа светского государства / Н.В. Володина // Современное право. - 2010. - № 9. - С. 71-76.
14. Голованова Н.А. Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж? / Н.А. Голованова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 3. - С. 23-29.
15. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1999. - 400 с.
16. ДУМ Дагестана объяснил техническими причинами несоответствие уставов мечетей закону. 26 мая 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/303311/ (дата обращения: 24.05.2019).
17. Зея Н. Шариатский суд вызвали в прокуратуру. Шариатский суд в
Петербурге противоречит законодательству России. 20 августа 2010 / Н. Зея. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/social/2010/08/20/3409301.shtml (дата обращения:
24.05.2019) .
18. Клейменов А.Я. Религиозный суд (арбитраж) в системе альтернативного урегулирования споров / А.Я. Клейменов // Закон. - 2013. - № 2. - С. 58-66.
19. Клочков В.В. Религия, государство, право / В.В. Клочков. - М.: Мысль, 1978. - 288 с.
20. Муфтии выступили против шариатских судов в России. 25 апреля 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Lenta.ru/news/2012/04/25/shariat1 (дата обращения: 24.05.2019).
21. Никишова Н.В. Понятие и сущность социальной нормы: социальнофилософский анализ / Н.В. Никишова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. - № 1 (39): в 2-х ч. Ч. II. - С. 147-149.
22. Овчинников А. Место и роль религиозных судов в современном обществе. Раввинский суд. 31 марта 2014 / А. Овчинников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakon.rU/blog/2014/3/31/mesto_i_rol_religioznyx_sudov_v_ sovremennom_obshhestve_ravvinskij_sud (дата обращения: 24.05.2019).
23. Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами. 27 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1586931.html (дата обращения: 24.05.2019).
24. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). 26 июня 2008 г. (в ред. 2017 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5082532.html (дата обращения: 24.05.2019).
25. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования / И.В. Понкин. - М.: Про-Пресс, 2003. - 416 с.
26. Прокуратура требует запретить дружины и маслиатские суды при
мечетях в Казбековском районе. 2 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ndelo.ru/detail/prokuratura-trebuet-zapre (дата обращения:
24.05.2019) .
27. Разъяснение Общецерковного суда Русской Православной Церкви о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел. 4 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3554665.html (дата обращения: 24.05.2019).
28. Решения Общецерковного суда РПЦ (за период с 2010 по 2018 гг.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ (дата обращения: 24.05.2019).
29. Семашко А.Г. Современное церковное судопроизводство в России / А.Г. Семашко // Теодиция. - 2011. - № 2. - С. 32-33.
30. Смыкалин А.С. Историко-сравнительный анализ современной судебной системы Российской Федерации и церковных судов Русской Православной Церкви / А.С. Смыкалин // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - № 2 (32). - С. 154-160.
31. Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма; Инфра-М, 2010. - 608 с.
32. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и мусульманские меньшинства в Европе: противостояние правовых культур / Л.Р. Сюкияйнен // Ишрак. Ежегодник исламской философии. Вып. 3 / Под общ. ред. Я. Эшотс. - М.: Восточная литература, 2012. - С. 494-513.
33. Сюкияйнен Л.Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 4. - С. 45-62.
34. Тетюхин И.Н. Становление церковного суда в Российской Федерации / И.Н. Тетюхин // Вопросы современной науки и практики. - 2015. - № 1 (55) - С. 200-207.
35. Хабутдинов А.Ю. Эволюция института шариатских судей (казыев) у мусульман Волго-Уральского региона в конце XVIII - начале XXI вв. / А.Ю. Хабутдинов // Филология и культура. - 2013. - № 3 (33). - С. 245-248.
36. Чернега К.А. Сравнительная характеристика Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и актов государственного законодательства, регулирующих вопросы судоустройства и судопроизводства. 25 мая 2013 / К.А. Чернега. [Электронный ресурс]. - URL: https://prichod.ru/lawyer-assistance-to-parishes/458/5953/ (дата обращения:
24.05.2019) .
37. Шестопалов М.А. Церковные суды Русской православной церкви как
квазисудебные органы / М.А. Шестопалов // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: Материалы
ежегодной Всероссийской научной конференции памяти проф. Ф.М. Рудинского,
24 апреля 2014 года, под общ. ред. Д.А. Пашенцева. - М.: МГПУ, Изд-во ЦОЗ. 2014. - 103-105.
38. Элементарные начала общей теории права / Под ред. В.И. Червонюка. -
М.: Право и закон, КолосС, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //law. niv.ru/doc/dictionary/theory-of-law/index.htm (дата обращения:
24.05.2019) .
39. Ярлыкапов А. Адат, Шариат и российское право на современном
Северном Кавказе: итоги и перспективы / А. Ярлыкапов // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы
воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве. - Казань: Казанский ун-т, 2014. - С. 367-377.
40. Alev F. Islamic law in Western Thrace. An anachronism or a requisite solution? 2012 / F. Alev. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alev.dk/wp- content/uploads/2012/04/Islamic-law-in-Western-Thrace-Greece.pdf (дата обращения:
24.05.2019) .
41. Anderson D. The Arbitration Act 1996: does it allow religious tribunals to
make rulings that can be enforced by the civil courts? 16 February 2015 / D. Anderson. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://lawyerssecularsociety.wordpress.com/2015/02/16/ the-arbitration-act-1996-does- it-allow-religious-tribunals-to-make-rulings-that-can-be-enforced-by-the-civil-courts/ (дата обращения: 24.05.2019).
42. Baccaglini L. Arbitration on family matters and religious law: a Civil Procedural Law Perspective / L. Baccaglini // Civil Procedure Review. - 2014. - Vol. 5, Num. 2. - P. 3-21.
43. Baker A.M. A Higher Authority: Judicial Review of Religious Arbitration / A.M. Baker // Vermont Law Review. - 2012. - Vol. 37. - P. 157-202.
44. Bakht N. Were Muslim Barbarians Really Knocking On the Gates of Ontario?: The Religious Arbitration Controversy-Another Perspective / N. Bakht // Ottawa Law Review. - 2006. - № 40. - P. 67-82.
45. Berger B.L. Belonging to Law: Religious Difference, Secularism, and the Conditions of Civic Inclusion / B.L. Berger // Osgoode Legal Studies Research Paper Series. - 2014. - Vol. 10, Num. 5. - P. 1-21.
46. Boyd M. Dispute Resolution in Family Law: Protecting Choice, Promoting Inclusion / M. Boyd. - Toronto, Ministry of the Attorney-General, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.attorneygeneral.jus.gov.on.ca/english/about/ pubs/boyd/executivesummary.html (дата обращения: 24.05.2019).
47. Bradney A. Law and Faith in a Sceptical Age / A. Bradney. - New-York- Oxon: Routledge-Cavendish, 2009. - 177 p.
48. Briones I. Sharia Courts and Arbitral Tribunals in the United Kingdom / I.
Briones. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/f03ddda8-fa74-4262-8270-7405332be408.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
49. Brougher C. Application of Religious Law in U.S. Courts: Selected Legal Issues / C. Brougher. - Congressional Research Service, 2011. - 20 p.
50. Broyde M.J. Faith-Based Private Arbitration as a Model for Preserving Rights and Values in a Pluralistic Society / M.J. Broyde // Chicago-Kent Law Review. - 2015. - Vol. 90:1. - P. 111-140.
51. Broyde M.J. Multicultural ADR and Family Law: A Brief Introduction to the Complexities of Religious Arbitration / M.J. Broyde // Cardozo Journal of Conflict Resolution. - 2016. - Vol. 17. - P. 793-822.
52. Broyde M.J. Sharia Tribunals, Rabbinical Courts, and Christian Panels. Religious Arbitration in America and the West / M.J. Broyde. - Oxford University Press 2017. - 312 p.
53. Broyde M.J., Bedzow I., Pill S.C. The Pillars of Successful Religious Arbitration: Models for American Islamic Arbitration Based on the Beth Din of America and Muslim Arbitration Tribunal Experience / M.J. Broyde, I. Bedzow, S.C. Pill // Harvard Journal on Racial and Ethnic Justice. - 2014. - Vol. 30. - P. 33-76.
54. Bruker v. Marcovitz, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/item/2397/index.do (дата обращения:
24.05.2019) .
55. Cast-based Discrimination in the United Kingdom. Alternative report submitted to the UN Committee on the Elimination of Racial Discrimination. - The Dalit Solidarity Network UK, the International Dalit Solidarity Network, July 2011. -
18 p.
56. Chotalia S.P. Arbitration Using Sharia Law in Canada: A Constitutional and Human Rights Perspective / S.P. Chotalia // Constitutional Forum constitutional. - 2006. - Vol. 15, Num. 2. - P. 63-78.
57. Corkery M., Silver-Greenberg J. In Religious Arbitration, Scripture is the Rule of Law. 2 November 2015 / M. Corkery, J. Silver-Greenberg. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nytimes.com/ 2015/ 11/ 03/ business/ dealbook/ in- religious- arbitration- scripture- is- the- rule- of- law.html (дата обращения: 24.05.2019).
58. De Blois M. Religious law versus secular law. The example of the get refusal in Dutch, English and Israeli law / M. De Blois // Utrecht Law Review. - 2010. - Vol. 6. Issue 2. - P. 93-114.
59. Fournier P., McDougall P. False Jurisdictions? A Revisionist Take on Customary (Religious) Law in Germany / P. Fournier, P. McDougall // Texas International Law Journal. - 2013. - Vol. 48, Issue 3. - P. 435-463.
60. Fucillo A., Sorvillo F., Decimo L. The courts and the code. Legal osmosis between religion and law in the cultural framework of civil law systems / A. Fucillo, F. Sorvillo, L. Decimo // Stato, Chiese e pluralismo confessionale. Rivista telematica (www.statoechiese.it). - 2017. - № 28. - 13 p.
61. Greenberg-Kobrin M. Religious Tribunals and Secular Courts: Navigating Power and Powerlessness / M. Greenberg-Kobrin // Pepperdine Law Review. - 2014. - Vol. 41, Issue 5. - P. 997-1012.
62. Guillot A. Muslim woman tries to close Thrace’s sharia inheritance law loophole. 10 April 2015 / A. Guillot. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/law/2015/apr/10/sharia-greece-human-rights-inheritance- law (дата обращения: 24.05.2019).
63. Helfand M.A. Religious Arbitration and the New Multiculturalism: Negotiating Conflicting Legal Orders / M.A. Helfand // New York University Law Review. - 2011. - Vol. 86, Num. 5. - P. 1231-1305.
64. Helfand M.A., Richman B.D. The Challenge of Co-Religionist Commerce /
M.A. Helfand, B.D. Richman // Duke Law Journal. - February 2015. - Vol. 64, № 5. - P. 769-822.
65. Kern S. Germany Submits to Sharia Law "A parallel justice system has established itself in Germany". 1 December 2016 / S. Kern. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gatestoneinstitute.org/9461/germany-sharia-law (дата обращения: 24.05.2019).
66. Le tribunal rabbinique de Paris fait de la mediation familiale un prealable obligatoire a toute demande en divorce. 14 Novembre 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consistoire.org/evenement/5988.le-tribunal-rabbinique-de- paris-fait-de-la-mediation-familiale-un-prealable-obligatoire-a-toute-demande-en- divorce (дата обращения: 24.05.2019).
67. Macklin A. Multiculturalism meets privatization: The case of faith-based arbitration / A. Macklin // International Journal of Law in Context. - 2013. - Vol. 9, 3. - P. 343-365.
68. Masci D., Lawton E. Applying God’s Law: Religious Courts and Mediation in
the U.S. 8 April 2013 / D. Masci, E. Lawton. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pewforum.org/2013/04/08/applying-gods-law-religious-courts-
and-mediation-in-the-us/ (дата обращения: 24.05.2019).
69. McGregor A. Church of England / A. McGregor. - The Legal Office of the
National Institutions of the Church of England, Church House, Westminster, January
2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.cf.ac.uk/clr/
networks/Church%20of%20England.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
70. Molla Sali v. Greece, application no. 20452/14, 19 December 2018. HUDOC. European Court of Human Rights. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-188985 (дата обращения: 24.05.2019).
71. Pellegrini v. Italy, application no. 30882/96, 20 July 2001. HUDOC. European Court of Human Rights. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i=001-59604 (дата обращения:
24.05.2019) .
72. Petty A.R. Religion, Conscience, and Belief in the European Court of Human Rights / A.R. Petty // The George Washington International Law Review. - 2016. - Vol.
48. - P. 807-851.
73. Popp M. Parallel Justice: Islamic «Arbitrators» Shadow German Law. 1 September 2011 / M. Popp. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/international/germany/parallel-justice-islamic-arbitrators- shadow-germanlaw-a-783361.html (дата обращения: 24.05.2019).
74. Razack S.H. The “Sharia Law Debate” in Ontario: the
Modernity/Premodernity Distinction in Legal Efforts to Protect Women from Culture /
S.H. Razack // Feminist Legal Studies. - 2007. - № 15. - P. 3-32.
75. Religion and the Secular State: National Reports / Ed. Martinez-Torron J., Cole Durham W., Jr. - Provo, Utah: Brigham Young University, The International Center of Law and Religion Studies, 2010. - 826 p.
76. Rules and Procedures. Beth Din of America. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://s589827416.onlinehome.us/wp-content/uploads/2015/07/Rules. pdf (дата обращения: 24.05.2019).
77. Rules of Procedure. Institute of Christian Conciliation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://peacemaker.training/wp-content/uploads/2018/04/ Rules-of-Procedure.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
78. Selby J.A. Promoting the Everyday: Pro-Sharia Advocacy and Public Relations in Ontario, Canada’s “Sharia Debate” / J.A. Selby // Religions. - 2013. - № 4. - P. 423-442.
79. Shachar A. Privatizing Diversity: A Cautionary Tale from Religious Arbitration in Family Law / A. Shachar // Theoretical Inquiries in Law. - 2008. - №
9.2. - P. 573-607.
80. Sharia Law in Britain: A Threat to One Law for All and Equal Rights. - One Law for All, June 2010. - 34 p.
81. Social Cohesion and Civil Law: Marriage, Divorce and Religious Courts. Report of a Research Study funded by the AHRC (G. Douglas, N. Doe, S. Gilliat-Ray,
R. Sandberg, A. Khan). - Cardiff University, 2011. - 48 p.
82. Soleimany v. Soleimany, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nadr.co.uk/articles/published/ZzzzzarbitrationLawReports/Soleimany%20v %20Soleimany%201998.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
83. Tamanaha B. Understanding Legal Pluralism: Past to Present, Local to Global / B. Tamanaha // Sydney Law Review. - 2008. - Vol. 30. - P. 375-411.
84. Taylor J. Banning faith-based arbitration: The demands, the debate, and the implications of Ontario's decision. Thesis / J. Taylor. - University of Windsor, 2006. - 104 p.
85. Ternisien X. Debat autour d'un projet de tribunal rabbinique national. 26 Novembre 2005 / X. Ternisien. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lemonde.fr/societe/article/2005/11/26/debat-autour-d-un-projet-de- tribunal-rabbinique-national_714550_3224.html (дата обращения: 24.05.2019).
86. The Beth Din. Jewish courts in the UK. - London: The Centre for Social Cohesion, 2009. - 22 p.
87. The independent review into the application of sharia law in England and Wales. Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department by Command of Her Majesty. - February 2018. - 48 p.
88. The Statute of the Orthodox Church in America, 24 July 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://oca.org/statute/ (дата обращения: 24.05.2019).
89. The struggle for secularism in Europe and North America. Dossier 30-31 / Ed. M. Helie-Lucas. - London: Women Living Under Muslim Laws, 2011. - 285 p.
90. Turner B.S., Arslan B.Z. Shari’a and legal pluralism in the West / B.S. Turner,


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.