Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ

Работа №38980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы147
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
477
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства 6
1.1. Понятие и признаки федерации 6
1.2. Принципы построения и модели федерации 10
Глава 2. Российское государство как федерация 18
2.1. Федерация в 90-е годы 18
2.2. Реформа российского федерализма с 2000 года 23
Глава 3. Особенности федеративных отношений в России 31
3.1. Основные проблемы современного российского федерализма 31
3.2. Перспективы развития 34
Заключение 42
Список использованных источников

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью ознакомления каждого гражданина Российской Федерации с основными этапами становления России в качестве федерации: с этапами, скажем так, эволюции российского федерализма, его специфическими особенностями, историческими предпосылками его становления именно в России и т.д.
Особый интерес в федеративном устройстве того или иного государства вызывает факт сочетания общенациональных интересов вкупе с региональными - и Россия не является исключением, что заслуживает нашего пристального внимания во время данного исследования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере функционирования отечественных принципов федерализма.
Предметом выпускной квалификационной работы являются конкретные нормы права, изданные по вопросам, входящим в объект исследования.
Целью исследования является хронологический анализ процесса становления российского федерализма и последующее выявление его специфических особенностей.
Задачи исследования:
- дать определение федерации и выявить ее признаки;
- осветить принцип построения федерации;
- изучить модели федерации;
- ознакомиться с дореволюционной моделью федерации;
- охарактеризовать государственную целостность и единство государственной власти как принцип федерализма;
- исследовать принцип равноправия субъектов;
- ознакомиться с основными проблемами современного федерализма;
- рассмотреть перспективы развития федерализма в нашей стране;
- определить особенности разграничения предметов ведения между центром и регионами.
Для решения вышеуказанных задач использованы следующие методы исследования:
Методологическую основу исследования составил диалектический метод, который позволил познавать в неразрывном единстве и в общей связанности сущность российского федерализма.
Правовому изучению также способствует логические приемы в виде анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения, аналогии и типологии. С их помощью разработано дифференцированное представление о российском федерализме в разные периоды нашего государства.
Формально-юридический прием позволил уяснить суть и значимость правовых норм, содержащих принципы российского федерализма.
Метод единства и дифференциации использован для выявления общих и отличительных характеристик отечественного и современного российского федерализма.
Теоретическая основа данного исследования: принципы федерализма не нашли широкого распространения в научной литературе. Как правило, авторы анализируют сам федерализм, как явление. Однако, в данных работах определенное внимание уделяется в том числе и принципам федерализма. Можно назвать труды Р. В. Знаменщиков, М. Б. Бекбосынова, А. В. Киселева,
А. Ю. Хованских , Д. С. Тэпс и другие. Вместе с тем, большинство авторов исследуют признаки, историческую составляющую федерализма, его особенности, сущность. Признакам уделяется недостаточно большое внимание, что отрицательным образом сказывается на практике их реализации. Сказанным подтверждается актуальность исследования.
Нормативную основу составляют международные правовые акты, Конституция РФ, гражданское законодательство, и иные нормативноправовые акты.
Эмпирической основой исследования являются материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики судов общей юрисдикции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нами дана сравнительная характеристика отечественного федерализма и современного российского федерализма;
2. Изучены и хронологически классифицированы основные модели российского федерализма;
3. Подробнейшим образом разобраны проблемы становления современного федерализма и предпринята попытка формирования решения данных проблем;
4. Определены особенности в разграничении предметов ведения между центром и регионами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, используемых сокращений, трех глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и других документов, специальной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конституция РФ закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Все они являются носителями государственной власти и по всем основным характеристикам не отличаются друг от друга.
Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Проблема федерализма в России действительно является одной из наиболее ключевых, злободневных проблем современности. Без построения в стране нормальной Федерации невозможно создать эффективно функционирующую систему государственной власти в силу обширных размеров России, ее колоссальной социально-экономической, этнической, природно-климатической дифференциации. Главный же вопрос федеративной реформы состоит сегодня в необходимости оптимальным образом использовать представившийся нынешнему поколению политиков исторический шанс построения прочной демократической государственности через преобразование (реконструкцию) федерализма.



1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция);
3. Резолюция III Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» // СУ РСФСР. 1918. № 15.
4. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 67.
5. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим» // Рос. газета. 2000. 11 июля.
Нормативно-правовые акты, утратившие силу
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 307 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
«Региональная политика и федеративные отношения»;
2. «Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977).
Специальная литература
1. Гуляков, А. Д. Множественность моделей федерализма и использование компаративистского подхода в их исследовании / А. Д. Гуляков // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - № 1. - С. 37-41.
2. Гайдук, В. В. Институт федерализма: политико-правовое исследование : автореф. дис. ... д-ра полит. наук / Гайдук В. В. - М., 2008.
3. Гликич-Золотарева, М. В. Государственно-территориальное устройство как фактор развития России: прошлое и настоящее / М. В. Гликич-Золотарева // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - № 4. - С. 65-79.
4. Панкевич, Н. В. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации / Н. В. Панкевич. - Екатеринбург, 2008. - 194 с.
5. Прудентов, Р. В. Проект рамочной программы реформ в сфере государственного устройства России / Р. В. Прудентов // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 8. - С. 53-58.
6. Добрынин, Н. М. От федерализма к корпоративному государству / Н. М. Добрынин // Свободная мысль. - 2005. - № 6. - С. 22-32.
7. Фарукшин, М. Х. Современный федерализм: российский и
зарубежный опыт /
8. М. Х. Фарукшин. - Казань, 1998. - 336 с.
9. Родионова, А. К. Федерализм: политико-институциональная
организация и практика функционирования : дис. ... д-ра полит. наук / Родионова А. К. - Чита, 2009.
10. Гуляков, А. Д. Факторы развития федерализма в контексте российского и германского государственного строительства / А. Д. Гуляков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2015. - № 3. - С. 29-38.
11. Солодухин, Ю. Конституционные основы российского
федерализма: нерешенные проблемы / Ю. Солодухин // Федерализм. - 2003. - № 2. - С. 21-36.
12. Гуляков, А. Д. Федерализм в прошлом и настоящем
(сравнительное политикоправовое исследование) / А. Д. Гуляков // Сравнительно-правовые и политические исследования. - 2014. - Т. 2, № 2. -
С. 161-167.
13. Добрынин, Н. М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства РФ : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Добрынин Н. М. - Тюмень, 2004. - 39 с.
14. Коньков, А. Е. Проблемы и тенденции моделирования федерализма в России / А. Е. Коньков // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - № 4. - С. 24-37.
15. Гуляков, А. Д. Основные модели федерализма (сравнительный историко-государствоведческий анализ) : моногр. / А. Д. Гуляков. - М., 2016. - 243 с.
16. Гуляков, А. Д. Правотворческая политика в условиях федеративного государства (на примере Российской Федерации) / А. Д. Гуляков // Ленинградский юридический журнал. - 2014. - № 4. - С. 56-67.
17. Андерсон Дж. Федерализм. Введение [текст] / Дж. Андерсон. - Изд-во Экономика.- 2009.- 128 с.
18. Арановский К. Л. Государственное право зарубежных стран [текст] / К.Л. Арановский.- М.- Изд-во Форум-ИНФРА-М.- 2000.- 488 с.
19. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран [текст] / М.В. Баглай. Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин.- М.- Изд- во Норма.- 2004.- 832 с.
20. Богданова Н.А. Система науки конституционного права [текст] /
Н.А. Богданова.- М.- Изд-во Юристъ.- 2001.- 218 с.
21. Кольев А.Н. Нация и государство: теория консервативной реконструкции [текст] / А.Н. Кольев.- Изд-во Логос.- 2005.- 880 с.
22. Миронюк М.Г. Современный федерализм. Сравнительный анализ [текст] / М.Г.Миронюк.- Изд-во МГИМО МИД РФ.- 2008.- 280 с.
23. Топорнин Б.Н. Федерализм: Теория, институты, отношения: Сравнительно - правовое исследование [текст] / Б.Н. Топорнин.- серия: Res cottidiana.- 2001.- 376 с.
24. Баранова К.К. Реформа федерализма в Германии - опыт для России [текст] // К.К. Баранова.- Управленческое консультирование.- 2008.- №2.- С.15 - 35.
25. Бурбина Ю.В. Актуальные вопросы теории федерализма и федерализации [текст] // Ю.В. Бурбинаю.- Человек: преступление и наказание.- 2009.- №1.- С. 107 - 109.
26. Жидких В.А. Федерализм как форма государственного устройства [текст] // В.А. Жидких.- Власть.- 2009.- №7.- С. 56 - 59.
27. Захаров А. Федерализм и деволюция: опыт США [текст] // А. Захаров.- Конституционное право: восточноевропейское обозрение.- 1999.- №4.- С. 17 - 22.
28. Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новое федеративное устройство России [текст]// И.П. Ильинский, Б.С. Крылов, Н.А. Михалева Государство и право. - 1992. - № 11.- С. 29 - 37.
29. Кетов Ю. Исторический опыт развития федерализма в России [текст] // Ю. Кетов.- Юридический мир. - 2005.- № 12.- С. 48 - 51.
30. Козлова Н.Ю. Федерализм как форма государственного единства [текст] // Н.Ю. Козлова.- Актуальные проблемы российского права.- 2008.- №3.- С. 43 - 49.
31. Михайленок О.М. Национальный суверенитет и российский федерализм[текст] // О.М. Михайленок.- Власть.- 2010.- №3. С.4 - 8.
32. Подколзин А.В. О политико-правовом пространстве федерализма [текст] // А.В. Подколзин.- Вестник Московского университета. - Сер.12. - Политические науки.- 1997. - №2. -С. 14-26.
33. Саввин А.М. Области и края как субъекты Российской федерации (к вопросу о методологии исследований российского федерализма) [текст] // А.М. Саввин.- Юристъ-Правоведъ.- 2010.- №1.- С. 17 - 21.
34. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм [текст] // Полис. - 1995. - № 5.- С. 106 - 115.
35. Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования
36. Столяров М. В. Федеральная Австрия: проблемы
самостоятельности земель в свете перспектив общеевропейской интеграции
37. Калина В.Ф. Опыт федеративного строительства в США и развитие современных концепций федерализма
38. Казанков С.П. Государственный суверенитет и субъекты Российской Федерации
39. Шорников А.Г., Герасимов В.М. Опыт разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов в зарубежных странах
40. Шнайдер Х.-П. Выступление на Международной конференции на тему «Европейский федерализм и Россия: опыт прошлого и настоящего»
41. Пшелова М.А. Концепция индийского федерализма .Аналитический вестник Совета федерации РФ


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ