Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы федеративного устройства в Российской Федерации (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))

Работа №40358

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

муниципальное право

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
606
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы федеративного государственного устройства 5
1.1 Понятие и виды федерации 5
1.2 Принципы федеративного устройства 10
Глава 2 Особенности российского федерализма 16
2.1 Становление России как федеративного государства 16
2.2 Особенности современного федерализма в России 21
Глава 3 Проблемы российского федерализма и пути их решения 26
Заключение 31
Список использованных источников 33

Развитие России на современном этапе характеризуется динамичностью. Реформирование большинства сфер общественной жизни неизбежно вызывает разнообразные угрозы и риски. Однако при любых условиях главнейшим приоритетом России, дающим возможность стабильного социально-экономического развития и укрепления суверенитета государства, включая территориальную целостность, является федеративное устройство России, базирующееся на ч. 3 ст. 5 Конституции РФ .
В современном мире подавляющая часть стран имеет унитарное или федеративное устройство. Страны с унитарным устройством действенно управляются и оптимально обеспечивают независимость, поскольку унитаризм лучше всего отвечает сущности государства.
Федерации же представляются более сложными, и это отличает их от унитарных государств. Появление и развитие федеративного устройства было вызвано потребностью обеспечения интересов малых территорий посредством предоставления им независимости в решении отдельных вопросов.
Комплекс накопленных обществом и наукой знаний, теоретических концепций и практического опыта в отношении федераций отличается разнообразием, нестандартностью и дискуссионностью мнений, наличием большого количества спорных вопросов.
Это обуславливает актуальность темы и потребность в её научном развитии и уточнении.
Рассматривая степень изученности данной темы в научной литературе, следует подчеркнуть, что в сфере конституционно-правового обеспечения федерализма работали многие учёные-конституционалисты: А. В. Безруков, Н.М. Добрынин, А.Н. Кокотов, Б.С. Крылов, В.А. Кряжков, И.В. Левакин,
А.И. Лепешкин, В.Д. Мазаев, В.В. Маклаков, Ю. А. Тихомиров, И.А. Умнова, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, О.И. Чистяков, А.Н. Чертков, Б.С. Эбзеев и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия органов государственной власти РФ и её субъектов в области федеративных отношений.
Предметом исследования выступают проблемы федеративного устройства в Российской Федерации.
Целью исследования является определение, изучение и анализ федерации как формы государственного устройства, а также актуальных проблем, связанных с федеративными отношениями в РФ.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
 определить понятие и виды федерации;
 рассмотреть принципы федеративного устройства России
 изучить становление России как федеративного государства;
 проанализировать особенности современного федерализма в России;
 выявить проблемы российского федерализма и предложить пути их решения.
Методологическую основу исследования составляют традиционно применяемые в юриспруденции научные подходы: диалектический и синергетический; общенаучные методы познания, такие как формально-логический, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, аналогии, индукции, дедукции, метод соответствия логического и исторического, и структурно-функциональный.
Теоретико-правовой основой работы стали Основной закон России, нормативно-правовые акты в области организации и реализации федеративных отношений, научная литература в данной области, включая статьи в специализированных периодических изданиях.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы.
Федерация – более сложное в сравнении с унитарным, союзное государство, отличающееся многоуровневой структурой административно-территориального деления и включающее несколько государственных образований, имеющих некоторую политико-правовую независимость и обладающих правом участия в решении общегосударственных вопросов.
Существует множество моделей федераций. Их постоянное исследование в различных направлениях, отражающих уровень их демократичности и действенности, говорит о большой значимости ориентации современного общества на выработку новых моделей федераций ещё более высокоразвитого уровня. Речь идёт, скорее всего, о моделях децентрализованной и симметричной федерации, в которой возможны только объективно заданные элементы асимметрии.
Главными федеративными принципами образования и функционирования РФ являются следующие: целостность России как государства; неделимость властной системы государства; равные права субъектов России с федеральными органами государственной власти; равные права и право на самоопределение для всех народов страны; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Федерализм России отличают следующие характерные особенности: разнообразие и неоднородность российских регионов; федеративный принцип построения государства служит элементом укрепления демократического политического режима в Росси; взаимосвязь федеративного принципа государственного устройства России и института местного самоуправления; тенденция централизации РФ дополняется тенденцией медленного, но верного укрупнения российских регионов; российский федерализм предполагает свободное развитие народов, обеспечивая их права на национально-культурную, историческую и религиозную свободу во взаимоотношениях с федеральным центром.
Россия нашего времени уже состоялась как федерация во всех смыслах. Наша страна основана на федеративных принципах, закрепленных в Конституции. Но наш федерализм сформировался с некоторой спецификой: властная асимметрия, обострение склонности к централизации, ослабление финансовой независимости субъектов, неразработанность устойчивого и единого механизма образования органов власти субъектов Федерации представительной и исполнительной ветвей.
В процессе своего развития российский федерализм, опираясь на мировой и отечественный опыт (как положительный, так и отрицательный), смог выработать определенные общие принципы государственного устройства в РФ. Это позволило, начиная с конца XX в. и вплоть до последнего года второго десятилетия века настоящего, сформировать и законодательно обеспечить демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.
Однако в направлении совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма и выработки оптимального варианта его перспективного развития предстоит ещё очень значительная работа.
Подводя итоги проведённого исследования, можно заключить, что, несмотря на существующие ещё проблемы российского федерализма, он гарантирует стабильные взаимоотношения всех уровней и ветвей власти, действующей на базе совместно разработанных норм для решения задач, поставленных перед обществом, и с применением методов и инструментов, соответствующих высокому уровню развития цивилизации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – № 2. – 1999. – Ст. 231.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон от 02 мая 2012 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2274.

Научная и специальная литература

4. Аминов, И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов в Российской Федерации / И.Р. Аминов // Вестник Башкирского института социальных технологий. – 2014. – № 4 (25). – С. 69-71.
5. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2019. – 304 с.
6. Болтенкова, Л.Ф. Теория и практика федерализма. Учебно-методическое пособие / Л.Ф. Болтенкова. – М.: Этносоциум, 2014. – 214 с.
7. Бураева, К. Т. Проблемы совершенствования национальной политики и федеративного устройства России / К. Т. Бураева // Вестник Владикавказского научного центра. – 2018. – Т. 18. № 4. – С. 57–61.
8. Васякина, Н.В. В чем заключается проблема форм государственного устройства? / Н.В. Васякина, А.О. Носарева, Э.З. Нажмиддинова // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 2 (3). – С. 53-57.
9. Викулов, А.П. Модели централизации и децентрализации в федеративных государствах / А.П. Викулов // Экономика. Бизнес. Право. – 2016. – № 1-2 (15). – С. 28-68.
10. Грудинин, Н.С. История развития федерализма в России / Н.С. Грудинин, М.С. Майорова // Научный вестник. – 2015. – № 1 (3). – С. 36-46.
11. Грудинин, Н.С. К вопросу о сущности современного российского федерализма / Н.С. Грудинин // Nauka-Rastudent.ru. – 2015. – № 9. – С. 18-28.
12. Грудинин, Н.С. К вопросу о характерных чертах, принципах и свойствах современного российского федерализма / Н.С. Грудинин // Наука и современность. – 2015. – № 1 (3). – С. 130-140.
13. Дмитриев, Ю.А. О форме государственного устройства / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Актуальные вопросы образования и науки. – 2015. – № 3-4 (49-50). – С. 23-27.
14. Журавлева, И.А. Типология моделей федерализма в теории права / И.А. Журавлева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2015. – № 4 (16). – С. 102-107.
15. Ившина, И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы / И.Н. Ившина // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 1. – С. 26-29.
16. Касаткина, Н.А. Формы государственного устройства современности: теоретико-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук / Н.А. Касаткина. – Белгород, 2015. – 198 с.
17. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2019. – 565 с.
18. Коломейцева, Т.А. К вопросу о проблемах федерализма в России / Т.А. Коломейцева, И.А. Куцури // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 8. – С. 59-69.
19. Комбарова, Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России / Е.В. Комбарова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – № 1 (96). – С. 98-101.
20. Кравцова, Е.А. Основные проблемы становления федеративных отношений в России / Е.А. Кравцова, Д.В. Погорелов // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 2. – С. 18-22.
21. Морозова, А.С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ / А.С. Морозова // Российская юстиция. – 2015. – № 8. – С. 2-5.
22. Муратшин, Т.Ф. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: состояние и проблемы / Т.Ф. Муратшин // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2014. – № 2 (64). – С. 45-51.
23. Полищук, С.В. Федерализм в России: история и тенденции развития / С.В. Полищук, А.А. Федоренко // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2016. – № 2 (2). – С. 117-125.
24. Прожилов, Г.А. Российский федерализм: история и перспективы развития / Г.А. Прожилов // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 15. – С. 462-467.
25. Сороколетова, М. А. О некоторых проблемах разрешения коллизий в сфере федеративного устройства / М. А. Сороколетова // Государство созидающее: правовые ресурсы формирования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2018. – С. 180–183.
26. Степанян, Д. А. Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений / Д. А. Степанян // Молодой учёный. – 2018. – № 51 (237). – С. 150–153.
27. Столяров, Д.А. Исторические истоки российского федерализма в контексте формирования государственности / Д.А. Столяров, А.Н. Андреев // Вестник Международного юридического института. – 2016. – № 1 (56). – С. 68-78.
28. Сухондяева, Т. Ю. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации / Т. Ю. Сухондяева, В. Н. Галузо // Ius Publicum et Privatum. – 2018. – № 1 (1). – С. 83–89.
29. Чиркин, В.Е. Публичное управление на местах: некоторые вопросы российского и зарубежного опыта / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2014. – № 10. – С. 39-48.
30. Шабанов, М. Х. Проблемы становления федеративного устройства России / М. Х. Шабанов // Sciences of Europe. – 2019. – № 35-3 (35). – С. 63–65.

Материалы судебной практики

31. По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и МО, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы: Постановление КС РФ от 04.04.1996 № 9-П // Вестник КС РФ. – 1996. – № 2.
32. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – № 5. – 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ