Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные тенденции развития российского федерализма

Работа №29096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Институционализация российского федерализма
§1. Исторические этапы формирования федерализма в Российской Федерации 7
§2. Принципы федерализма в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Проблема федеративного договора( период 1991-2001 года )
§2. Проблема разграничения полномочий в Российской Федерации(1991- 2005 года) 35
§3. Проблемы правового характера российского федерализма(период 2001-2014 года) 42
Глава 3. Перспективы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Основные подходы к определению современной модели российского федерализма 52
§2. Основные направления и перспективы развития российского федерализма 56
Заключение
Литература


За долгое время своего существования российское государство приобрело огромный опыт в сфере федеративного устройства. Подобного рода знания очень важны для будущих поколений, с целью ориентировать направления внутренней и внешней политики государства, предостерегать от совершения ошибок.
После распада СССР и создания Российской Федерации стало ясно, что в стране грядут перемены, имеется огромное количество проблем, которые необходимо решить в срочном порядке. Некоторые вопросы приходилось решать с «нуля», другие же подлежали лишь небольшому реформированию.
Перед страной стояло огромная задача - создать эффективное и стабильное государство. Сложность поставленной задачи заключалось в огромной территории, раскинувшейся на всем континенте, многомиллионном и многонациональном населении, каждый народ которого говорил на разном языке.
Для того, чтобы определить всю значимость подобного явления, можно обратиться к истории, а именно словам великого академика, морского министра России - Мордвинова Николая Семеновича, который, обращаясь к самому императору Александру I, говорил, что очень опасно и нецелесообразно в дальнейшем расширять и без того обширную территорию российского государства, это может привести к ее неуправляемости.
О федеративном устройстве российского государства задумывались очень давно. Но данные идеи было сложно реализовать в силу объективных причин, таких как унитаризм и самодержавие. На сегодняшний день, в условиях законного введения и конституционного закрепления, федерализм стал легальной основой для проведения масштабного политики в данной области.
Обширность территории российского государства требовало управления страной в централизованном порядке, с другой же стороны центральная власть начинала зависеть от местной. Долгие поиски решения данной проблемы привели к тому, что сложилась своеобразная практика, по которой сформировалась такая закономерность : в случае сильного центра субъекты федерации будут слабыми, и наоборот, обратная зависимость, если субъекты удерживают власть в своих руках, то существенно снижается значимость, и вообще, ставится вопрос о самом существовании центральной власти.
Историческая практика выделяет как сильные, так и слабые стороны путей решения данной проблемы. Объединение страны, установление диктатуры и командной системы экономики в условиях кризиса, войны или переходных этапов дает лишь эффект на время. После этого в стране может начаться застой. Если же начинать с низов, то открываются широкие возможности для установления новых форм общественной жизни, но, в отсутствие поддержки из центра, эффективность государственного механизма ставится под вопрос.
Основная цель состоит в том, чтобы найти компромиссное решение, учесть интересы обеих сторон, для исключения возможных противоречий и назревающих конфликтов. Для того, чтобы найти оптимальное решение для центра и субъектов, необходимо разграничить функции, установить контроль с целью повышения эффективности одних за другими.
В нашей истории достаточно примеров того, что причинами распада страны были как жестокость государственного режима, так и ослабление влияния центра. Известный российский реформатор и политический деятель М.М. Сперанский с резкой критикой дал оценку происходящему в стране, сказав, что в стране возросло влияние министров, и фактически, они начали править. Политика Н.С. Хрущева, направленная на перемещение экономики страны в регионы, также имела отрицательные итоги для нашего государства, учреждение совнархозов своих плодов не принесло.
Актуальность исследования. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия. Сегодня важно дать объективный анализ процессу становления и развития федерализма в России во всей его противоречивости, характеризующегося борьбой отжившего и нарождающегося в российской государственности.
Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства?
Объектом исследования являются федеративные отношения, складывающиеся в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие федеративные отношения и практика их реализации.
Целью исследования является осмысление процессов становления и тенденций развития современного российского федерализма.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. определить специфику российского федерализма, его историческую динамику и уникальность;
2. изучить теоретические основы федерализма, раскрыть содержание принципов, присущих федерализму в РФ;
3. выявить особенности и проблемы федерализма в РФ;
4. раскрыть перспективы развития федерализма в РФ.
Теоретической и методологической основой исследования являются такие методы исследования, как: метод комплексного анализа, исторический, системно-структурный, логический и иные методы научного познания.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Развитие "российского федерализма" - сложный процесс, обусловленный историческими особенностями развития государственности России, распадом СССР, спонтанными процессами суверенизации бывших автономных республик и др.
До настоящего времени высказываются разные оценки о значении Федеративного договора, как изначально правового документа, определившего сущность российского федерализма, его асимметрию, разностатусность субъектов Федерации. В дипломной работе обосновывается то, что в условиях распада СССР, имевшихся признаков распада России, подписание Федеративного договора было искусством возможного для того времени, позволило сохранить целостность российского государства, положило начало развитию новых федеративных отношений и определило необходимость постепенного его совершенствования и реформирования.
Федерализм представляет собой особую форму децентрализации государственного устройства, разделения власти, распределения полномочий. Главная задача совершенствования федерального устройства заключается в установлении оптимального соотношения между целым и его частями, позволяющего преодолеть негативные последствия раздробленности.
Мы исходим из того, что формы современного государственного устройства разнообразны в зависимости от исторических, национальных, территориальных особенностей государств. Именно такой подход к анализу российского федерализма, его совершенствованию, мы считаем наиболее продуктивным.
В данной работе мы обращаем внимание на важнейшие проблемы развития федерализма: асимметрии, этнических аспектов федерализма, разграничение предметов введения и компетенции во властных отношениях центра и субъектов Российской Федерации, экономические проблемы, региональные особенности федерализма, основные этапы становления российского федерализма и др.
Рассматривая тенденции и противоречия процесса становления российского федерализма, следует подчеркнуть, что это сложнейший в своей многоаспектности феномен, возникновение и развитие которого подчинено целому ряду политических, экономических, социологических, юридических (включая международное право) и других закономерностей и тенденций.
Проведенный анализ становления федеративных отношений в России подводит к выводу, что формирование реальной федерации требует наличия особой формы общественных отношений. А потому остановить дезинтеграционные тенденции, перейти к стабилизации, а затем к устойчивому экономическому росту, одновременно ориентируясь на формирование реальной федерации, можно только при условии федерализации общественных отношений в целом. В данном направлении необходимо установить следующие тенденции для развития:
1. выработать взвешенную и согласованную позицию органов власти Российской Федерации и ее субъектов по содержанию, целям, механизмам и перспективам отечественной модели федеративных отношений, при которой развитие социальной сферы признается основной целью и главным критерием эффективности реформ;
2. конкретизировать социально-экономические основы и пути становления федеративных отношений (экономического механизма федеративных отношений);
3. определить место этнополитических факторов в развитии российского общества и государства;
4. сформировать внутренне непротиворечивую, соответствующую социально-экономическим и этнополитическим реалиям страны нормативно-правовую базу отечественного федерализма;
5. обеспечить переход к формированию общефедеральной региональной политики на основе типизации субъектов Российской Федерации по уровням их социально-экономического развития с учетом их социально-культурных и других особенностей;
6. определить достойное место русского народа в системе российской государственности и федеративных отношений с учетом его исторической роли и определяющей численности в составе населения страны.
Реалии развития российского федерализма требуют воссоздания Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям в обновленном виде, которое будет координатором практических действий всех ветвей и уровней власти, разработчиком перспектив становления федеративных отношений в России.
Безусловно, важную роль в укреплении федеративных отношений отводится осуществлению правового процесса укрепления нормативной базы в стране, устранение конституционной несогласованности центра и субъектов Российской Федерации. Этот процесс, особенно активно проявляющий себя в последний период - не всеми понимается правильно. Отдельные исследователи считают, что в России складывается система, которую можно назвать «унитарный федерализм», где баланс унитарной и региональной власти все больше смещается в сторону центра.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009
2. Федеративный договор от 31.03.1992 О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») // «Федеративный договор: Документы. Комментарий», М., 1994
II. Основная и специальная литература
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 2008
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М 2009
3. Андриченко. А, Валентей. С. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ// Федерализм. 2008. № 4. С. 31-53
4. Аринин. А.Н. Стратегия развития Российского Федерализма/ А.Н. Аринин. М., 2010.
5. Барциц И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.,2009.
6. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2009
7. Бускунов А// "Казанский федералист" / 2006 / № 4(12) 2006 / Теория федерализма / 17. Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти
8. Валентен С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 2012. С. 73
9. Гельман В.Я., Рыженков С.И. Политическая регионалистика России: история и современное развитие. В кн.: Политическая наука современной России: тенденции развития. М., 2008.
10. Добрынин Н.М. Федерализм. Историко-методологические аспекты / Добрынин. Н.М. Новосибирск: Наука, 2004. 289с.
11. Зотова 3. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. М., 2010. С. 72-73.
12. Иванов В. Н., Яровой О. Я. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000. С.112-113.
13. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2011.- 595 с.
14. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт. - М., 2011.
15. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права.2007г. № 2. С. 25-34.
16. Крылов Б.С. Российский федерализм - гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2007 г. №1. С. 7-16.
17. Лазарев А.В. Конституционное право России. М: 2009.
18. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 2006, №8, с. 14-21.
19. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: М.: Зерцало, 2002. - 640 c.
20. Панкевич Н. Модели федеративного устройства. - Екатеринбург, 2008.
21. Ржевский В. А. Киселева А. В. субъекты РФ: типология и конституционные основы организации// Государство и право. 2011. №10. С. 28-45.
22. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М., Изд-во РАГС, 2008
23. Смирнов. Л.В. Федерализм: Парадоксы и противоречия.2011. №3. С 41-45
24. Степанова А.А. Федерализм в современной России. Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. - Якутск, 2012.
25. Умнова И. А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2011. С. 65-70.
26. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. - М., 2009.
27. Чиркин В. Е.Модели современного федерализма //Государство и право. 2004. № 8-9 С. 151.
28. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 2006.
29. Холопов В.И. Реформирование политической системы// Общество и экономика. 2008. №8.
30. Швейцов. Ю.Г., Булаш. О.А. Утопизм Российского бюджетного федерализма// Федеративные отношения. 2010. №6. С 74-80.
31. Шимширт. Н.Д. Управление государственными финансами Томск, 2008. 328с.
32. Юсубов Э. С. Теория федерализма в России: - Томск: Изд-во НТЛ,2008. - 110 c.
III. Материалы судебной и иной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ