Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №37897

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития математической культуры в процессе обучение младших школьников 6
1.1. Понятие «культура», содержание математической культуры 6
1.2. Особенности формирования математической культуры у младших
школьников 17
1.3. Опыт зарубежных и отечественных педагогов в формировании
математической культуры 22
Выводы по главе 1 31
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию математической
культуры во внеурочной деятельности младших школьников 33
2.1. Диагностика уровня сформированности математической культуры у
детей 7-8 лет 34
2.2. Реализация программы по развитию математической культуры у детей
7-8 лет «Интеллектика» 38
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 42
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список литературы 53
Приложения

В современном государстве начальная школа обрела важную роль в общей системе образования. Обучение школьников в младшем звене обеспечивает целостное развитие личности ребенка, становление элементарной культуры деятельности и поведения, его социализацию.
В ХХ веке были предприняты многочисленные попытки отойти от традиционного подхода в образовании. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения. Современная система образования нацелена на развитие личности ребенка, на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. (Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.) Большая роль при этом отводится математике.
Математическую культуру, как и культуру вообще, воспитывают с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека. Известно, что роль математики в социально-экономическом развитии, особенно в условиях становления общества знаний и экономики инновационного типа, существенно возрастает. Поэтому задача формирования математической культуры личности была, есть и будет актуальной как в России, так и за рубежом.
Формируя математическую культуру обучаемого, учитель должен не просто передавать определенную порцию знаний, умений и навыков, но участвовать в формировании его мировоззрения. Перед учителем остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят учащемуся получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время проблема культуры становится первостепенной в решении многих задач, но остается мало изученной, в то время как воспитание и образование являются существенной частью культуры. Противоречия между требованиями ФГОС, предполагающими высокую степень готовности учащегося к саморазвитию, самообразованию и недостаточной
разработанностью данной проблемы в педагогике; между потребностью формирования математической культуры младших школьников и отсутствием научно-методического обеспечения для решения этой проблемы.
Тема: Формирование математической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определить, при каких педагогических условиях процесс формирования математической культуры младшего школьника наиболее эффективен.
Гипотеза: предполагается, что уровень математической культуры младших школьников повысится, если выполнять следующие условия:
1. проводить внеурочную работу по формированию математического языка;
2. проводить внеурочную работу по формированию математического мышления.
Объект исследования: формирование математической культуры
младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию математической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. выявить особенности формирования математической культуры младших школьников;
3. провести педагогический эксперимент по формированию математической культуры младшего школьника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема математической культуры как части общей культуры личности имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет.
В результате проведенного исследования было установлено, что математическая культура выступает как составная часть общей культуры и проблема ее формирования наиболее остро встает именно в период начального обучения.
Известно, что младший школьный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития познавательных психических процессов и интеллекта. Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы. На основе выделенных психологами закономерностей, вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения исследовались дидактами, учеными и математиками-методистами. В этих исследованиях отмечается, что современное состояние математической подготовки учащихся вызывает серьезные опасения. Наблюдается формализм математических знаний школьников, их недостаточная действенность; недостаточный уровень математической культуры и математического мышления, тормозящие развитие. Знания и умения носят фрагментарный характер, представляют набор слабо связанных между собой догматически усвоенных сведений и закрепленных навыков выполнения стандартных алгоритмов вычислений, преобразований, решения типовых задач и т.д. Такие знания с трудом актуализируются школьниками на уроках математики, бывают мало востребованы учеником, быстро забываются. При этом у учащихся не возникает представления о математике как о единой науке со своим предметом и своими методами.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
В своей работе мы рассмотрели условия формирования математической культуры детей младшего школьного возраста.
В ходе написания работы мы:
1. Познакомились с особенностями формирования математического языка и математического мышления младших школьников;
2. Проведя диагностическое исследование, определили уровень сформированности математической культуры у учеников 1-ых классов;
3. Разработали и реализовали программу внеурочной деятельности по формированию математической культуры у младших школьников «Интеллектика».
4. Проведя диагностическое исследование, определили уровень сформированности математической культуры у учеников 1-ых классов после реализации программы внеурочной деятельности «Интеллектика»
Эффективность разработанной нами программы внеурочной деятельности по формированию математической культуры у младших школьников «Интеллектика» экспериментально доказана. В завершении проделанной нами работы, были подсчитаны показатели эффективности нашей работы. Они заключаются в следующем: уровень сформированности математической культуры у учеников 1 -ых классов повысился.
Таким образом, с помощью анализа психолого-педагогической литературы и проведения исследовательской работы, нами была доказана актуальность проблемы формирования математической культуры детей младшего школьного возраста, и сделан вывод, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой уровень математической культуры младших школьников повысится, если выполнять определенные условия, нашла свое подтверждение.



1. Акманова З.С. Развитие математической культуры студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.
2. Акопян К.З. В поисках утраченного смысла. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. лингв. ун-та им. Н.А. Добролюбова, 1997. С.7.
3. Артебякина О.В. Формирование математической культуры у студентов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
4. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологи середины XIX-начала XX веков. М.: Изд-во ОГИ, 2000.
5. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа, 1993. №11. С. 38-43.
6. БархаевБ.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. С. 151.
7. Биджиев Дж.У. Организационно-педагогические условия формирования математической культуры у студентов университета - будущих учителей: дис. канд. пед. наук. М., 2005.
8. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся // Начальная школа, 1992. №1. С.10.
9. Брушинский А.В. Мышление и прогнозирование М.:Аспект Пресс, 2008.
10. Булдык Г.М. Формирование математической культуры экономиста в вузе: дис. канд. пед. наук. Минск, 1997.
11. Волков В.Г. Социология культуры: Учебное пособие. СПб, 2001.
12. Воробьева Н.Г., Ефимов В.Ф. Плюсы и минусы уроков математики молодых учителей, 2000. №5. С. 23-30.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.
14. Гибш И.А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики // Математика в школе, 1995. №6. С. 2-5.
15. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 23.
16. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. С. 37.
17. Дубова М.В. Содержание математической компетентности выпускника начальной школы // Начальная школа плюс до и после, 2013. №9. С. 34-39.
18. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа, 2012. №2. С. 11-18.
19. Ефимов В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников // Начальная школа, 2014. №1. С. 61-66.
20. Захарова Т.Г. Формирование математической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: дис. канд. пед. наук. М.: РГБ, 2005.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.155.
22. Икрамов Дж. Теория и практика развития математической культуры школьников. Ташкент: Укитувчи, 1983. С. 7.
23. Ионин Л.Г. Социология культуры: учебник. М.: Логос, 1996.
24. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ М.: Просвещение, 2002 г.
25. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый, 2011. №12. Т.2. С.102-104.
26. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
27. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. М.: Панорама, 2006.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. С. 409410.
29. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. СПб.: Лань. МИК, 1996.
30. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Педагогика, 2009.
31. Марру А.И. История воспитания в Античности (Греция). М.: Изд-во ГЛК, 1998. С.142.
32. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика. М.: Просвещение, 2006.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2007.
34. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: Просвещение, 2008.
35. Путилова Е.В. Формирование математической культуры студентов гуманитарных факультетов педагогических вузов как общедидактическая задача: дис. канд. пед. наук. М.: РГБ, 2003.
36. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
37. Рассоха Е.Н. Формирование математической культуры инженера как педагогическая проблема // Вестник ОГУ, 2002. №7. С.134-136.
38. Ревина Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения // Межвузовский сборник научно-технических статей. Вольск, 2007.
39. Розанова С.А. Математическая культура студентов технических университетов. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
40. Россиус А.А. Античная педагогика: Теория и пути развития. (Анализ концепций) М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 169.
41. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
42. Смирнов Е.И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1998.
43. Снегурова В.И. Технология использования индивидуализированной системы задач как средство развития математической культуры учащихся (на примере изучения алгебры и начал анализа 10 класса): дис. канд. пед. наук. СПб, 1998.
44. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 15.
45. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003.
46. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся М.: Изд-во МГУ, 1975.
47. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: ТЦ Сфера, 2005.
48. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
49. Худяков В.Н. Формирование математической культуры у учащихся
профессиональных учебных заведений: дис. канд. пед. наук.
Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.
50. Хуторской А.В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007. С. 110.
51. Шармин Д.В. К вопросу о понимании учебного текста по математике //
Теория и практика преподавания математики и информатики: прошлое, настоящее, будущее: Материалы X межрегиональной научно
практической конференции. Иркутск, 2003.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Психология, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ