Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Работа №13638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1537
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 8
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» 8
1.2 Особенности формирования экологической культуры младших школьников 16
1.3 Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
по технологии 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 32
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у первоклассников 32
2.2 Содержание экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 38
2.3 Динамика уровня сформированности экологической культуры младших школьников 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62


Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки младшего школьника должны быть, конечно, прочные биологические знания и представления о законах живой природы. Поэтому становится ясным, насколько актуальным является вопрос о формировании экологической культуры.
Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственно¬го и эстетического отношения к нему. Система экологической культуры в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план.
Проблемы формирования экологической культуры младших школьников рассматривали такие ученые, как Дж. Брунер, Б.Т. Лихачев, Е.С. Пекер, Ф.Н. Рейнерс, В.А. Сластенин. Со второй половины двадцатого века, в связи с обострением экологической кризисной ситуации, начинается интенсивное исследование проблем экологического воспитания и образования представи-телями разных наук. Этими вопросами занимались В.И.Вернадский, Л.Н. Гу-милев, Н.Н. Моисеев, А.В. Сахно.
В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Л.П. Салеева, Н.Д. Соколова), нравственно-экологическое воспитание (С.А. Карпеев, Т.П. Южакова), развитие экологической культуры личности младших школьников (Е.В. Яковлева), ознакомление младших школьников с окружа-ющим миром (Н.Ф. Виноградова, О.А. Тарасова), организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Д.М. Китижева, В.М. Минаева).
Педагоги-ученые (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, В.А. Игнатова, Л.П.Симонова и др.) также считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности.
Одной из главных задач воспитания обучающихся в младшей школе является формирование экологической культуры во внеурочной деятельности.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предусматривает изменения в образовательной программе общеобразовательных учреждений, расширение масштабов внеурочной деятельности учащихся. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов внеурочная деятельность учащихся включена в состав основной образовательной программы (Горский, 2011).
Внеурочная деятельность - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». В этой деятельности учащиеся делают выбор, свободно проявляют свою волю, раскрывают как личность. Важно заинтересовать ребёнка внеурочными занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования (Виноградова, 1997).
Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности.
Задачами внеурочной деятельности по технологии являются воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения, в том числе из различных природных материалов. В процессе обработки природных материалов на внеурочных занятиях по технологии у учащихся расширяются экологические знания, повышается интерес к природе.
Исходя из вышеизложенного, была сформирована тема исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Решение проблемы является целью исследования.
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников на внеурочных занятиях по технологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в содержание занятий разнообразных заданий, направленных на общение младшего школьника с природой и искусством;
- побуждение учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «экологическая культура» и выявить особенности формирования экологической культуры у младших школьников;
2) раскрыть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии;
3) провести диагностику уровня сформированности экологической культуры у учащихся экспериментального класса;
4) организовать экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Для достижения поставленной цели, решения задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова, 1 «В» класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и представлен методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии» рассматривается сущность понятия «экологическая культура», особенности формирования экологической культуры младших школьников и педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии» представлена диагностика уровня сформированности экологи-ческой культуры у младших школьников, содержание экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии и динамика уровня сформированности экологической культуры младших школьников.
В заключении представлены выводы, сделанные в ходе исследования.
В библиографический список включены 50 источников.
В приложении представлен диагностический инструментарий, конспекты внеурочных занятий по технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуя проблему формирования экологической культуры младших школьников, мы выяснили, что она актуальна в современной школе.
В ходе написания выпускной квалификационной работы выяснилось, что данную проблему в современной науке разрабатывали такие ученые, как С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.Ф. Виноградова, И.В. Цветкова, Т.И. Тарасова и другие ученые.
Исследуя понятие «экологическая культура», мы пришли к выводу, что экологическая культура - это такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека.
Анализируя основы формирования экологической культуры младших школьников, мы выяснили, что одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Раскрывая педагогические условия формирования экологической куль-туры младших школьников во внеурочной деятельности, мы выяснили, что «внеурочная деятельность» нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Данная проблема получила не только теоретическое, но и практическое обоснование. Экспериментальная работа осуществлялась в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова в 1 «В» классе с целью формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
В ходе констатирующего этапа эксперимента был выявлен уровень сформированности экологической культуры у младших школьников. Он определялся с помощью диагностических методик. Результаты эксперимента показали, что среди обучающихся необходимо проводить систематическую работу по формированию экологической культуры.
На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и реализованы занятия кружка «Природа и фантазия». На всех внеурочных занятиях реализовались педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников. Мы включили в содержание занятий разнообразные задания, направленные на общение учащихся с природой и искусством. А так же побуждали учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал. Такие занятия способствовали формированию экологической культуры младших школьников.
Контрольный этап эксперимента показал динамику уровня сформированности экологической культуры младших школьников. 13,5% учащихся имеют высокий уровень экологической культуры, 33% имеют средний уровень и 23,5% - низкий уровень. Мы заметили, что у школьников стал проявляться познавательный интерес к природе, расширились наличия экологических знаний и нравственно-экологическое отношение к природе.
Экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы.



1. Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева // Юный натуралист. - 2010. - №4. - С. 30-32.
2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская //Начальная школа. - 2009. - №2. - С. 32-33.
3. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей / Л.А. Бойко // Начальная школа. - 2005. - №6. - С. 13-15.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника / А.И. Липкина, Т.Д.Марцинковский. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 150 с.
5. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2002. - №4. - С. 15-16.
6. Горбунова В.А. Ориентировочная региональная программа знаний о животных: Учебное пособие. / В.А. Горбунова, Л.А Мишарина. - М.: Изд- во «Иркутск», 1999. - 160 с.
7. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии / В.И. Данилова - Данильяна, Д.Ж. Маркович. - М.: Изд-во «ЭКОС», 1998. - 212 с.
8. Глазачев С.Н. Экология и образование на пути к культуре мира / С.Н.Глазачев. - М.: Изд-во «Горизонт», 1999. - 256 с.
9. Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие / С.Н.Глазачев, О.Н. Козлов. - М.: Изд-во «ЭКОС», 1997. - 246 с.
10. Дежникова Н.С. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты: учебник / Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 96 с.
11. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность - путь к экологической культуре младших школьников. Экологическое образование / А.Н. Дерюгина. - 2004. - №4. - С. 21-22.
12. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / Под ред. Л.Б. Малыхина - М.: Изд-во «Учитель», 2012. - 165 с.
13. Ердакова Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е.Н. Ердакова // Начальная школа. - 2006. - №7. - С. 16-17.
14. Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков. / Д.С. Ермакова // Дополнительное образование. - 2011. - №12. - С.15-17.
15. Жукова И.В. В помощь экологическому воспитанию учащихся. / И.В.Жукова // Начальная школа. - 1998. - №6. - С.2-4.
16. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А.Н. Захлебный. - М.: Изд-во «Советская педагогика», 1999. - 156 с.
17. Захлебный А.Н, Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе./ А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 67 с.
18. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И.Д. Зверев. - М.: Изд-во «Знание», 2000. - 184 с.
19. Зверев И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина. - М.: Педагогика, 2000. - 256 с.
20. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т.С. Иванова. - М.: ЦГЛ, 2003. - 56 с.
21. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В.И. Загвязинского - М.: «Тюмень», 1998. - 95с.
22. Кириллова З.Л. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. / З.Л. Кириллова // Начальная школа. - 2009. - №5. - С.25-27.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 176 с.
24. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Н.Степанян, Е.Ф. Козина. - М.: «Академия», 2004. - 228 с.
25. Концепция общего среднего экологического образования / И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова-Салеева. - М.: Изд-во «Академия», 2002. - 308 с.
26. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе: Начальная школа / Т.Б. Кропочева. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 56 с.
27. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 465 с.
28. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников. / Г.П. Ло- говеева //Начальная школа. - 2009. - №5. - С.30-31.
29. Лутцева Е.А. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - М.: Про-свещение, 2013. - 159 с.
30. Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников / Т.Н. Любишина // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 7. - С. 23-26.
31. Моисеева Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В.Моисеева, И.Р. Кастунов. Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 1993. - 148 с.
32. Минаева В.М. Внеурочная работа по природоведению в начальных классах / В.М. Минаева. - Минск: Изд-во «Нар.асвета», 1980. - 180 с.
33. Миронов А.В. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. (Высшее образование XXI века). - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
34. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб.пособие для студ. педагогических вузов / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: АЗЪ, 2003. - 900 с.
36. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс,
2012. - 512 с.
37. Пекер Е.С. Экологическое образование учащихся в школе. Проблемы экологического образования в педвузе и в школе / Е.С. Пекер. - М. Изд- во «Институт практической психологии», 1992. - 326 с.
38. Печко Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Л.П. Печко. - М.: Изд-во «Педагогика», 2001. - 84 с.
39. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А.А. Тимофеев, и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
40. Рейнерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Н.Ф. Рейнерс. - М.: Просвещение, 1992. - 214 с.
41. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.1. / В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1999. - 607 с.
42. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе. Ролевые игры по охране природы в средней школе / Л.П. Салеева - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1977. - 152 с.
43. Сахно A.B. Экологическое воспитание учащихся / A.B. Сахно. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1988. - 104 с.
44. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие для студ. / Л.П. Симонова. - М.: «Академия», 2000. - 160 с.
45. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во вне-урочной работе: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Т. И.Тарасова, П. Т.Калашникова. - Бо- рисоглебск: БГПИ, 2002. - 162 с.
46. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е.П. Торохова // Начальная школа. - 2004. - №12. - С.2-4.
47. Чередов И.М. Формы учебной работы в школе: книга для учителя / И.М.Чередов. - М.: «Академия», 1993. - 254 с.
48. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Л.М.Хафизова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 27-32.
49. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
50. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ