Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68795

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования художественной культуры младших школьников во внеурочной дея-тельности 10
1.1. Художественная культура личности младшего
школьника как объект научного исследования 10
1.2. Особенности формирования художественной культу¬ры младших школьников 18
1.3. Основные направления внеурочной деятельности по
формированию художественной культуры младших школьников 28
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности 38
2.1. Диагностика художественной культуры учащихся
экспериментального класса (констатирующий этап) 38
2.2. Реализация педагогических условий по формирова¬
нию художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности 48
2.3. Динамика сформированности художественной куль¬
туры учащихся экспериментального класса (контрольный этап) 56
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложение 75


Одной из самых актуальных задач современного общества является со¬здание благоприятных условий для формирования личности, ориентирован¬ной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно¬эстетические, духовные ценности. Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и от¬ношения человека к окружающей действительности, а также формирует об¬раз мира человека как неизбежное следствие культуры общества, которая его окружает. В процессе вхождения человека в культуру происходит становле¬ние личности, в которой выражаются важнейшие социальные черты, вклю¬чающие систему потребностей, интересов, установок.
Огромная роль в присвоении человеком культурных ценностей отво-дится образованию, задача которого - творчески транслировать человеку ду¬ховный опыт, воплощенный в культурном наследии. В связи с этим вопросы теории и практики формирования культуры личности приобретают особую значимость и актуальность для педагогики.
В создавшихся условиях актуальным становится формирование у младших школьников художественной культуры, обеспечивающей ценност¬ное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её много¬образии и создавать прекрасное в окружающей действительности.
Формирование художественной культуры младших школьников явля¬ется важнейшей составляющей общей культуры личности. В художествен¬ном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью об¬разов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Художественная культура - одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.
Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС НОО предполагает достижение результатов личностного развития младших школьников, как на уроке, так и во внеурочной деятельности и, прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития. Отличитель¬ной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая озна¬чает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом, личностного фактора. В этом процессе возрастает значение приоб¬щения младших школьников к художественной культуре, которая развивает чувство прекрасного.
Формирование художественной культуры происходит на протяжении всей жизни человека, однако классики отечественной педагогики А.С. Мака¬ренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, изучая данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту. Вопросы формирования художественной культуры младших школьников поднимались в трудах современных отечественных педагогов О.А. Апраксиной, Л.Н. Батуриной, Е.А. Бондаревской, О.И. Бочкарёвой, О.Л. Князевой, С.В. Кульневич, В.А.Мальцевой и др.
Педагогический анализ проблемы формирования основ художествен-ной культуры у младших школьников нашел отражение в работах М.А. Вер¬ба, Б.М. Йеменского, H. И. Кашиной, В.И. Козлова, Е.И. Коротеевой, И.В. Кошминой, B.C. Кузина, Н.М. Сокольниковой, HT. Тагильцевой, Л.В. Шко¬ляр, Б.П. Юсова, Л.В.Ясинских. Большинство перечисленных учёных связы¬вают формирование художественной культуры младшего школьника с изу¬чением предметов эстетического цикла, главным образом с уроками изобра¬зительного искусства, музыки и литературы. Именно в этом возрасте, по их мнению, целесообразно начинать приобщение ребёнка к достижениям обще¬человеческой и национальной культуры, формировать у него потребности и способности осваивать и создавать мир ценностей искусства.
Особый интерес представляют для нашего исследования работы в об-ласти педагогики, раскрывающие совокупность духовных (Ш.А. Амона- швили, Л.Л. Шевченко); эмоционально-образных (СП. Баранов, СА. Воробь¬ева, В.И. Мясцова, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко) и творческих (А.А. Ме- лик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова, Т.Я. Шпикалова и др.) ка¬честв личности младшего школьника.
Проблеме соотношения научного и творческого в педагогике начально¬го образования посвящены многие работы В.В. Водовозова, Н.А. Корфа,
С. А. Рачинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
Различные аспекты художественной культуры личности рассмотрены в научных работах С.В. Булгаковой, Е.А. Викторова, С.В Дороговой, М.С. Кагана, Л.И. Михайловой, Ю.Н. Солонина, И.Е. Ширшова, Л.В.Ясинских, З.И. Яснополянской и др.
Работа по формированию художественной культуры младших школь¬ников должна выходить за пределы учебного процесса. Внеурочная деятель¬ность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятель¬ность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во вне¬урочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержатель¬ном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятель¬ности. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему рас¬крытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам дея¬тельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обще¬ством деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Различные аспекты внеурочной деятельности были исследованы в ра-ботах Н.П. Аникеева, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и др. Однако проблема формирования художественной культуры у младших школьников на материале внеурочной деятельности в современной науке пока исследована не в полной мере. Ана¬лиз педагогической литературы показывает, что теоретические исследования по проблеме приобщения младших школьников к художественной культуре ещё не завершены и требуют дальнейшей разработки. Это обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффектив-ного формирования художественной культуры младших школьников во вне¬урочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования художественной куль¬туры младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования ху-дожественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, ес-ли:
- определены показатели и разработаны критерии сформированности художественной культуры младших школьников;
- обеспечено включение учащихся в разнообразные виды художествен¬но-творческой деятельности в рамках постоянно действующего кружка;
- каждый учащийся выступает в качестве субъекта художественно-творческой деятельности и активизирует свои творческие возможности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических источников выявить сущность по¬нятия «художественная культура младшего школьника» и установить сте¬пень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить отечественный и зарубежный педагогический опыт по предмету исследования.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по теме ис-следования в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие ме-тоды исследования: изучение теории вопроса; моделирование учебного процесса; изучение педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование ранжи-рование тестирование); метод экспериментального исследования (диагно-стический и формирующий эксперименты); изучение продуктов деятель-ности учащихся; методы математической обработки результатов (количе-ственные и качественные).
Методологическую основу исследования составляют работы отече-ственных педагогов О.А. Апраксиной, Л.Н. Батуриной, Е.А. Бондаревской, О.И. Бочкарёвой, С.В. Булгаковой, М.А. Верба, Б.М. Йеменского, H. И. Ка¬шиной, О.Л. Князевой, В.И. Козлова, Е.И. Коротеевой, И.В. Кошминой, B.C. Кузина, С.В. Кульневич, В.А.Мальцевой, Л.И. Михайловой, Н.М. Сокольни¬ковой, Ю.Н. Солонина, H.E. Тагильцевой, Л.В. Школяр, И.Е. Ширшова, Б.П. Юсова, Л.В.Ясинских, З.И. Яснополянской; проблема соотношения научного и творческого в педагогике начального образования (В.В. Водовозов, Н.А. Корф, С. А. Рачинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский); тео¬ретические аспекты внеурочной деятельности, представленные в работах Н.П. Аникеева, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, В.А. Су- хомлинского, Е.И. Щукиной.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты конкретизируют и расширяют представления о формах и приёмах работы по формированию художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий формирования художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготов¬ки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «Крюковская СОШ»
Борисовского района Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «Б» класса.
Этапы исследования:
1) (2015-2016 гг.) Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
2) (2016-2017 гг.) Определение научного аппарата исследования, структуры магистерской работы, изучение педагогического опыта работы по проблеме исследования, определение основных этапов эксперимента и апро¬бация педагогических условий в школьной практике, проведение диагности¬ческих и контрольных исследований познавательных универсальных учеб¬ных действий младших школьников экспериментального класса в соответ¬ствии с подобранными методиками, проведение формирующего этапа иссле¬дования, в ходе которого осуществлялась проверка положений гипотезы ис¬следования.
3) (2017-2018 гг.) Подведение итогов экспериментальной работы, ана¬лиз результатов исследования, литературное оформление текста магистер¬ской работы, выводов и заключения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практических конференциях по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2016-17 г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в участии в VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции: «Педаго¬гическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (ноябрь, 2017, г.Шадринск, РФ).
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, за-ключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой пробле-мы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, определены методы, методологическая основа и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования художе-ственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности» характеризуется художественная культура личности младшего школьника как объект научного исследования; рассматриваются особенности формиро¬вания художественной культуры младших школьников, представлены основ¬ные направления внеурочной деятельности по формированию художествен¬ной культуры младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по формирова¬нию художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности» приводятся результаты диагностики художественной куль¬туры на констатирующем этапе исследования, описана реализация педаго¬гических условий по формированию художественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности, рассмотрена динамика сформиро- ванности художественной культуры учащихся экспериментального класса на контрольном этапе исследования.
В заключении содержатся выводы и обобщения по магистерской дис¬сертации.
Библиографический список включает 59 источников. Магистерская диссертация расположена на 74 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты внеуроч¬ных занятий по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе магистерского исследования мы убедились в том, что для успешного формирования художественной культуры младших школьников необходима целенаправленная и систематическая организация внеурочной деятельности, которая не только обеспечивает увлекательный досуг ребят, но и способствует расширению их кругозора, формированию художествен-ной культуры младших школьников, которая является важнейшей составля-ющей общей культуры личности.
В ходе теоретического исследования психологической и педагогиче-ской литературы (Г.И. Батурин, Н.В. Бутенко, Л.Н. Дорогова, Е.Ю. Ежова, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Л.П. Чистюхина, А.Я.Флиер мы установи-ли, что художественная культура занимает особое место как в системе куль-туры в целом, так и в духовной культуре личности, и как материальное и ду¬ховное производство человечества предоставляет младшему школьнику огромные возможности для его духовного совершенствования, социализа-ции, коммуникации, познания, развития культуры чувств, приобщения к культурной художественной деятельности и раскрытия его творческих воз-можностей.
Изучение современных научных исследований (H. И. Кашина, Н.Г. Та- гильцева, Л.В.Ясинских), позволяет утверждать, что выделенные учёными компоненты художественной культуры - эстетический, когнитивный, нрав¬ственный, коммуникативный и творческий - «пересекаются» между собой, дополняют друг друга, а их комплексное развитие, основанное на эстетико¬художественном опыте личности и в условиях художественно-эстетической среды способствует формированию основ художественной культуры лично¬сти, так как каждый из компонентов выступает в роли взаимосвязанных эле¬ментов ее цельной структуры.
В ходе изучения методической литературы по теме исследования убедились в том, что формирование художественной культуры начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего школьного периода развития личности ребёнка. Ознакомление с искусством предполагает при-общение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреждениям культуры (музей, театр, библиотека, художественная выставка). Организация специальных внеурочных занятий по ознакомлению с искус¬ством обеспечивает овладение доступными детям младшего школьного воз¬раста сведениями об искусстве, которые обязательно должны закрепляться в игровых ситуациях и самостоятельной творческой деятельности.
Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы организовали и провели экспериментальную работу, состоящую из 3 эта¬пов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На первом этапе исследования мы установили следующие результаты: только 5 обучающихся (28 %) экспериментального класса имели высокий уровень сформированности художественной культуры; 8 обучающихся (44%) показали средний уровень развития проверяемых умений; у 5 учащихся (28 %) был установлен низкий уровень сформированности художественной культуры.
Формирующий этап представлен описанием внеурочной деятельности учащихся экспериментального класса по реализации педагогических усло-вий, направленных на повышение уровней сформированности художествен-ной культуры младших школьников. Нами были перечислены различные ви¬ды работ, включение в которые обеспечило учащимся овладение художе-ственной культурой. Фрагменты внеурочных занятий содержат методический комментарий, позволяющий отследить формирование художественной куль¬туры во внеурочной деятельности.
В завершении исследования, нами была установлена положительная динамика, что подтверждает результативность проведенной эксперименталь¬ной работы. На основе полученных данных, установили, что низкий уровень сформированности художественной культуры снизился на 12%, количество детей со средним уровнем сформированности художественной культуры уменьшилось на 10%. Обучающихся экспериментального класса с высоким уровнем стало больше на 22 %.
Организация и проведение внеурочной деятельности младших школь-ников по предмету исследования позволили нам убедиться в правильности предположений, выдвинутых нами в гипотезе. В ходе экспериментальной ра¬боты мы апробировали разнообразные формы работы, которые были выявле¬ны нами в процессе изучения теоретических источников, а также анализа пе¬дагогического опыта, имеющегося в школьной практике.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения магистерской работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования худо¬жественной культуры младших школьников во внеурочной деятельности, по¬этому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.



1. Асафьев Б.В. О народной музыке / Б.В.Асафьев; сост.,вступ.ст.и примеч. И.И. Земцовского, А.Б.Кунанбаевой. - Л. : Музыка, 1987 . - 247с.
2. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (пособие для педагогов, воспитателей, методистов)/ Г.И. Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.: «Школьная пресса», 2003. -221 с.
3. Большаков В. П. Культура как форма человечности : учебное посо¬бие./ В.П.Большаков. - Великий Новгород : ВГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 183 с.
4. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Дж. Брунер; предисл и общ. Ред. А.Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1977. -412 с
5. Буйлова Л. Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л. Н. Буйлова, Н. В. Клёнова. - М.: АРКТИ, 2005. - 288с.
6. Булгакова С.В. Культурология (Шпаргалки)/ Булгакова С.В. - М.: Эксмо, 2009. - 32 с.
7. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры./ А.И.Буров. - М.: Глобус, 1975.-128 с.
8. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности./ Н.В.Бутенко. // Педагогическое образование в России. - 2014. - №7. - С.138-143
9. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика/ Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века./ Б.С.Гершунский. - М.: Совершентство, 2008. - 345 с.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников./
Д.В.Григорьев. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты нового поколения). - 189 с.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методи-ческий конструктор. / Д.В.Григорьев. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
15. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование млад-ших школьников: вопросы теории и практик. - Екатеринбург : Урал. Гос. Пед. ун-т, 2003. - 305 с.
16. Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование твор¬ческих способностей воина. / Л.Н. Дорогова. - М.: ВПА, 2004. -347 с.
17. Дорогова Л.Н. Художественная деятельность в пространстве культуры общества: монография /Л.Н. Дорогова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 152 с.
18. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе по- ликультурного пространства : монография / Е.Ю. Ежова ; Ряз. Гос.ун-т им.
С.А. Есенина. - Рязань, 2010. - 260 с.
19. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. / И.Д.Запорожец - М.: Педагогика, 1985. -186с.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, одарённости, креативно- сти./Е.П.Ильин. - С-Пб.: «Питер», 2011. - 434 с.
21. Каган M. С. Художественная культура как система / М.С.Каган. // Вопросы социологии искусства. - 1980. - № 4. - С. 242-259.
22. Каган М.С. Философия культуры DOC. Учебное пособие/ М.С. Каган. - Санкт-Петербург: «Петрополис», 1996. - 415 с.
23. Капица Ф.С.История мировой культуры:справочник школьника. / Ф.С.Капица. - М.: Слово, 2008. - 610 с.
24. Каргин А. Творчество становится категорией личной жизни: пер¬спективы развития народного творчества / А. Каргин // Народное творчество. - 2001. - №1. - С.2-3.
25. Кашина H. И. Психологические предпосылки освоения лично¬
стью традиционных культурных и художественных ценностей / Н.И.Кашина, Н.Г. Тагильцева // Мир науки, культуры и образования. - 2014. - № 5. - С.
70-73.
26. Киященко H. И. Эстетическая и художественная культура / Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров // Эстетическая культура и эстетическое воспи- тание.-М. : ПАУКА, 1989. - С.18-19.
27. Крылова H. Б. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз./ Н.Б.Крылова, Л.П.Печко. - М. : Просвеще¬ние, 1986. - 97с.
28. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.
29. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998. - 245 с.
30. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т.Лихачёв. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. - 325 с.
31. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагоги¬ческой культуры/Н.Н. Макарцева// Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 14-18.
32. Мелик-Пашаев А.А. Не расчеловечивать школу и общество /А.А.Мелик-Пашаев. // Искусство в школе. -2011. -№ 3. - С.48-51.
33. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагно¬стики художественно-творческого развития детей: методические рекоменда¬ции для педагогов общеобразовательных школ. /Мелик-Пашаев А.А. (ред.), А.А.Адаскина, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, Н.Ф.Чубук. - М.: Наука, 2010. - 236 с.
34. Михайлова Л.И. Социология культуры/ Л.И. Михайлова. - М.: ИТК «Дашков и К», 2008. - 396 с.
35. Островская Ю.С. Художественное образование и воспитание
средствами искусства. / Ю.С. Островская. [Официальный сайт] - URL - http://lib2.podelise.ru/docs/58084/index-26062.html (Дата обращения
21.10.2017).
36. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при вве¬дении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
37. Подласый И.П. Педагогика./ И.П.Подласый. - М.: Владос, 2009. - 675 с.
38. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утвер¬ждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
39. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. / Н.И.Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 247 с.
40. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки/ Л.А. Рапацкая. - М.: Музыка, 1991. - 112 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 246 с.
42. Соломатин А.М. Организация внеурочной деятельности. Система «Перспективная начальная школа» / A.M. Соломатин, Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. - 2-е изд., стер. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 144 с.
43. Солонин Ю.Н. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана. - Мн.: Высшее образование, 2005. - 566с.
44. Суханова М.В. Изучение эстетической воспитанности учащихся. /М.В.Суханова [Официальный сайт] - URL - http:// www.infourok.ru (дата об¬ращения 12.11.2017)
45. Теория культуры в вопросах и ответах: учеб. пособие для студен¬тов заочной формы обучения / колл. Авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и
С.М. Богуславской. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 149 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт: Де-сять базовых признаков эффективного управления / Под общ. Ред. Р.Г Чура¬ковой. М.: Академкнига/Учебник, 2012. -136 с.
47. Фетискин Н.П. Психодиагностика детской одаренности./ Н.П.Фетискин. - М.- Кострома, 2001. - 235 с.
48. Флиер А.Я. Художественная культура./ А.Я.Флиер. - СПб.: Профессия, 2008. - 309 с.
49. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также препода¬вателей культурологи./ А.Я.Флиер. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.
50. Чистюхина Л.П.Художественная культура как необходимый компонент формирования личности детей и подростков / Л.П.Чистюхина, Е.В.Мирошниченко [Официальный сайт] - URL - http://www.scenceforum.ru (Дата обращения 15.09.2017)
51. Ширшов И.Е. Культурология - теория и история культуры: учеб¬ное пособие / И.Е. Ширшов. - Мн.: Экоперспектива, 2010. - 240 с.
52. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования де¬тей / Л.В. Школяр. - М.:Флинта-наука, 1990. - 312 с.
53. Эренгросс Б.А. Культурология: учебник для вузов / Б.А. Эрен- гросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. - М.: Оникс, 2000. - 234 с.
54. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. - М.: Выс-шая школа, 2007. - 767 с.
55. Эстетика. Под ред. А.А.Радугин - М.: Центр, 1998. - 240 с.
56. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева и др. - M. : Политиз¬дат, 1989. - 447 с.
57. Эстетическая культура / Отв. ред. И. А. Коников. - M. : Наука, 1996. -116 с.
58. Ясинских Л.В. Теоретические аспекты формирования основ ху-дожественной культуры у детей младшего школьного возраста/ Л.В.Ясинских//Педагогическое образование в России. - 2016. №3. - С.109-114.
59. Яснополянская З.И. Культура личности/ З.И. Яснополянская. - М.: Просвещение, 1999. - 140 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ