Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №13586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
838
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 7
1.1. Сущность и содержание эстетической культуры личности... 7
1.2. Возрастные особенности формирования эстетической
культуры младших школьников 14
1.3. Изучение русских художественных традиций на уроках технологии как средство формирования эстетической культуры младших школьников 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках
технологии 35
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической
культуры младших школьников 35
2.2. Методика формирования эстетической культуры младших
школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 46
2.3. Динамика формирования эстетической культуры младших
школьников 51
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение 67


Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что наше будущее во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Подтверждением этому служит национальный воспитательный идеал, сформулированный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (Данилюк, 2009, с. 11). Эффективность этого процесса зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль народной педагогики и народных художественных традиций, способных пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства, развивать духовный мир человека. Используя возможности и средства русских народных художественных традиций, можно достаточно успешно формировать личность младшего школьника, его эстетические представления, чувства и отношение к действительности.
Проблемами эстетического воспитания подрастающего поколения занимались такие ученые как Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Ю.Н. Протопопов, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов и др. Эстетическое и художественное воспитание детей младшего школьного возраста остается одной из самых актуальных задач. Это связано с тем, что ознакомление с искусством, самостоятельная эстетическая деятельность имеют важнейшее значение для развития младшего школьника: эмоционального восприятия, воображения, творчества, общей культуры. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народной художественной культуре. Влияние искусства, в том числе и искусства народного на формирование эстетической культуры личности рассматривалось в трудах таких ученых как Г.В. Арзямова, Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Б.И. Ивасив, И.П. Ильинская, Н.В. Киреева, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, З.П. Морозова, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, А.В. Репринцев, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна, А.Б. Щербо и др.). Вместе с тем, на современном этапе развития системы образования необходимо по-новому рассматривать многие вопросы формирования эстетической культуры школьников во всем многообразии педагогических средств.
В современном социуме среда для прочувствования народных художественных традиций как одного из основных воспитательных средств в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся может быть совместное проживание, прочувствование, проигрывание народных
художественных традиций. Использование элементов народной художественной культуры в воспитании подрастающего поколения - это древняя традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных и эстетических отношений между поколениями.
Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к
пониманию народной культуры. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики начального образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры с целью повышения уровня общей культуры личности и ее эстетической культуры в частности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроке технологии.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения русских традиций на уроке технологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения русских художественных традиций на уроках технологии будет эффективным, если:
- младшие школьники будут включены в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной художественной культуры, народных художественных традиций;
- будет создана эстетическая среда обучения и воспитания младших школьников.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии.
2. Разработать серию уроков технологии по изучению русских художественных традиций с целью формирования эстетической культуры младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетической культуры младших школьников в процессе усвоения русских художественных традиций на уроках технологии.
Методы исследования: анализ теоретической литературы; анкетирование; наблюдение; оценка продуктов детского творчества; педагогический эксперимент.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, степень разработанности, база исследования.
В первой главе раскрыты сущность и содержание эстетической культуры личности и младших школьников; описаны особенности уроков технологии по изучению русских художественных традиций как эффективного педагогического средства формирования эстетической культуры младших школьников.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описана диагностика уровня сформированности и методика формирования эстетической культуры младших школьников средствами уроков технологии по изучению русских художественных традиций, а также динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 52 источника.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование эстетической культуры личности, художественное воспитание детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных задач отечественной системы образования. Это связано с тем, что ознакомление с искусством, самостоятельная эстетическая деятельность имеют важнейшее значение для развития младшего школьника: эмоционального восприятия, воображения, творчества, общей культуры. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народной художественной культуре.
Народное искусство и традиции формируют эстетическую культуру на уроках технологии благодаря сохраненным при передаче из поколения в поколение, от мастера к мастеру всех лучших достижений художественного мастерства и технических навыков. Традиция и народное искусство проносит красоту, сотворенную предками, в едином сплаве с творимой сегодня народными мастерами красотой.
На достижение высокого уровня эстетической культуры младших школьников, с целью повышения уровня эстетических знаний, уровня эстетических умений, для развития эстетических эмоций и создания эстетической среды обучения и воспитания нами была разработана серия экспериментальных уроков технологии.
Реализовав экспериментальную часть на практике, мы пришли к выводу, что процесс формирования эстетической культуры младших школьников в ходе изучения русских национальных традиций на уроке технологии будет эффективным, если:
- младшие школьники будут включены в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной художественной культуры, народных художественных традиций;
- будет создана эстетическая среда обучения и воспитания младших школьников.
Наше исследование не носит завершающего характера и может быть продолжено в следующих направлениях:
- формирование эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроке изобразительного искусства;
- формирование эстетической культуры дошкольников и младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций;
- формирование эстетической культуры младших школьников и обучающихся среднего звена в процессе изучения русских художественных традиций на уроке технологии.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во Питер, 2002. - 282 с.
2. Баран Н.Ю. Формирование целостного эстетического представления об окружающем мире / Н.Ю. Баран // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 57 - 61.
3. Беглов В.Л. Очерки о народной эстетики / В.Л. Беглов. - М.: Изд-во Знание, 1989. - 282 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва - Воронеж, 1995. - 286 с.
5. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород.: Изд-во Б.И., 2000. - 248 с.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Изд-во Владос, 2000. - 272 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: избранные психологические труды / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во Союз, 2004. - 224 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во Академия, 2004. - 288 с.
9. Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
10. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам школ Карачаево-Черкесии): автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Изд-во Знание, 1988. - 16 с.
11. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины / Жиров М.С.; науч. консультант Т.И. Бакланова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 267 с.
12. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: учеб. пособие: - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 312 с.
13. Ильинская И.П. Уроки макраме в начальной школе: формирование эстетической культуры / И.П. Ильинская; - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 184 с.
14. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства) / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 220 с.
15. Кичигин В.П. Народная культура Юга России: Белгородская область: Опыт систематизации этнофольклорного материала / В.П. Кичигин - Белгород, 2000. - 315 с.
16. Кичигин В.П. Народная художественная культура / В.П. Кичигин, В.В. Кичигина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 183 с.
17. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука / Н.И. Киященко. - М.: Изд-во Вильямс, 2005. - 589 с.
18. Киященко Н.И. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе / Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. - М.: Изд-во Знание, 1984. - 112 с.
19. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. / О.А. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2004. - 304 с.
20. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования / Т.С. Комарова. - М.: АО Столетие, 1994. - 152 с.
21. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда / Н.М. Конышева. - М.: Флинта, 2000. - 88с.
22. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: учеб. для уч-ся 3 кл. / Н.М. Конышева. - Смоленск: Изд-во Ассоциация XXI век, 2003. - 160 с.
23. Косогорова Л.В. Новые образовательные технологии преподавания народного и изобразительного искусства / Л.В. Косогорова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 87 - 90.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев; науч ред. и предисл. Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Академия, 2005. - 347 с.
25. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Изд-во Просвещение, 1985. - 176 с.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Изд-во Юрайт, 2000. - 521 с.
27. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский; под ред.: А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова и др.; сост.: Э.Д. Днепров, К.С. Еринова, Ф.С. Озерская. - М.: Изд-во Педагогика, 1976. - 636 с.
28. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: программа, 1-4 кл. / Е.А. Лутцева. - М.: Изд-во Вентана-Графф, 2004. - 32 с.
29. Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах / Ю. С. Любимова; под общ. ред. В. В. Буткевич. - Мн.: Изд-во Пачаткова школа, 2005. - 76 с.
30. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изд-во Знание, 1983. - 290 с.
31. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. - 2-е изд. - М.: Изд-во ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 544 с.
32. Петрушина С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения / С.В. Петрушина // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С. 64-67.
33. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов; отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М.: Изд-во Наука, 1986. - 255 с.
34. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики / Р.А. Сахипова. - М.: Изд-во Московского психолого¬социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2015. - 244 с.
35. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Изд-во Дрофа, 2007. - 198 с.
36. Свиридова А.И. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников / А.И. Свиридова // Начальная школа. - 2009. № 12. С. 26 - 27.
37. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи / A.Н. Семашко, У.Ф. Сунна. - М.: Изд-во Знание, 1980. - 64 с.
38. Соколова Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях: учеб пособие / Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. - М.: Изд-во Айрис-пресс, 2003. - 208 с.
39. Сунягин Г.Ф. Эстетическая культура советского человека / Г.Ф. Сунягин, А.В. Пирадов, Э.Б. Краинская и др.; под ред. проф. М.С. Кагана. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 168 с.
40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: избранные произведения: в 5-ти т. - Т.3. / В.А. Сухомлинский. - Киев: Изд-во Рад. шк., 1979. - 415 с.
41. Тагирова З.М. Эстетическое воспитание школьников в процессе трудового обучения: сб. ст. / Трудовое обучение и воспитание в школах республики; составит. З.М. Тагирова. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1989. С. 116 - 125.
42. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов; под ред. М.Г. Ярошевского. - М.; Воронеж: Институт практической психологии: Изд-во МОДЭК, 2008. - 544 с.
43. Технология: Программы начального и основного общего образования: сборник / М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синицина,
B. Д. Симоненко. - М.: Изд-во Вентана-Графф, 2007. - 192 с.
44. Толпыкина Т.В. Культурология: учебник / Т.В. Толпыкина, В.Е. Толпыкин. - М.: Изд-во Гардарики, 2005. - 380 с.
45. Традиции и культура русского быта / Т.Н. Третьякова, Ю.А. Сыромятникова, М.С. Локтева, М.Н. Первушкина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 224 с.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский; сост. Н.А. Сундуков. - М.: Просвещение, 1968. - 558 с.
47. Фастовец Е.В. Основы эстетики / Е.В. Фастовец. - Рязань: Изд-во РГУ им. С.А. Есенина, 2010. - 152 с.
48. Художественный труд: учеб для 2 кл. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова; под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Изд-во Просвещение, 2005. - 79 с.
49. Шпикалова, Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России / Т.Я. Шпикалова // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 1994.
50. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс / Т.Я. Шпикалова. - М.: Изд-во Просвещение, 2002. - 95 с.
51.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
52. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во Просвещение, 2006. - 380 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ