Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №32560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
823
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Понятие и особенности формирования экологической культуры
младших школьников 7
1.2. Специфика внеклассной работы в начальных классах 12
1.3. Формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование
экологической культуры учащихся 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 23
2.1. Диагностика экологической культуры младших школьников 23
2.2. Разработка и апробация плана проведения внеклассных мероприятий с
целью формирования экологической культуры младших школьников 29
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию
экологической культуры младших школьников 39
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52



Актуальность данного исследования связана с тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у учащихся экологического сознания, культуры природопользования.
За последние годы существенно ухудшилось экологическое состояние окружающей среды на нашей планете Земля: меняется климат, расширяется зона хозяйственной деятельности человека, уменьшается флора и фауна. Экологические проблемы становятся одними из самых главных на сегодняшний день и их решение зависит в первую очередь от уровня экологической культуры населения.
Педагоги и родители осознают важность обучения младших школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Формирование экологической культуры у младших школьников является актуальной задачей и проблемой образования.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы человек научился понимать окружающую природу, читать ее язык, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у учащихся можно сформировать основы экологической культуры - осознанно - правильного отношения к объектам живой и неживой природы.
Чтобы достичь начальных целей экологического образования, необходимо у школьников сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.
Формирования экологической культуры необходимо начинать с младшего школьного возраста. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности формирования экологической культуры младших школьников.
Вопросы организации внеурочной деятельности стали актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все средства для повышения уровня познавательных интересов, личностного развития школьников и развития их экологической культуры.
Понятие и задачи формирования экологической культуры школьников раскрывают Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.С. Дежникова, Т.С. Иванова, В.В. Николина и др. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах А.Н. Захлебного, Т.А. Бабановой, Л.П. Салеевой И.Д. Зверева, и др., которые отмечали, что человек не может развиваться и расти, не взаимодействуя с окружающей природой.
Объектом данного исследования являются процесс формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы.
Предмет исследования - внеклассная работа как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Цель данного исследования - изучить роль внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме особенностей формирования экологической культуры младших школьников;
2. Раскрыть специфику внеклассной работы в начальных классах;
3. Выявить формы внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры учащихся;
4. Выявить исходный уровень экологической культуры младших школьников;
5. Разработать и провести апробацию плана проведения внеклассных мероприятий с целью формирования экологической культуры младших школьников;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;
- реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, единства сознания и деятельности, а также исследования отечественных и зарубежных ученых. Проблема формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы разрабатывалась в работах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов для эффективной учебно-воспитательной работы в начальных классах. Апробированный план может быть использован работе с учащимися начальных классов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 3-х классов. Общее количество - 48 человек. В контрольную группу вошли 24 ребенка и в экспериментальную группу вошли 24 ребенка.
Исследование состояло из трех этапов:
1) Констатирующий этап (октябрь - ноябрь 2018 г.). Цель: изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы. Изучить исходный уровень экологической культуры младших школьников.
2) Формирующий этап (ноябрь - январь 2018-2019 г.). Цель: проверка гипотезы в ходе экспериментального исследования. На этом этапе разрабатывался план, подбирались методики для проведения эксперимента.
3) Контрольный этап (февраль - апрель 2019 г.). Цель: анализ эффективности проведенной работы и описание полученных результатов, уточнение выводов по роли внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников, оформление результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Анализ научной литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников (Т.Ю. Соколова, С.Н. Глазачева, В.В. Николина, Т.А. Шаманова) позволил определить экологическую культуру как составную часть общечеловеческой культуры, систему индивидуальных и общественных морально-этических норм, социальных отношений, ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.
Результатом экологического воспитания является формирование такой личности, которая обладает высоким уровнем сформированности экологической культуры как результата готовности к экологически сообразному взаимодействию с природой. В свою очередь формирование компонентов экологической культуры основывается на воспитании экологического сознания учащихся путем использования средств, методов, оказывающих воздействие на эмоционально -волевую сферу учащегося, а также обеспечивающих взаимодействие младших школьников с объектами неживой и живой природы.
Именно в младшем школьном возрасте у учащихся житейские знания о культуре взаимодействия с природой систематизируются, и при определенных условиях может быть сформирована готовность к правильному поведению в природе.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и посредством внеклассной работы, принципы и формы которой раскрываются в работах таких исследователей, как П.П. Чистяков, Н.С. Зверев, В.С. Щербаков, А. Дункан, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Алексеева.
Главная цель внеклассной работы заключается в формировании у детей младшего школьного возраста экологической воспитанности. Дети могут выполнять различные творческие задания: сочинять экологические сказки, изготавливать поделки, организовывать конкурсы рисунков на экологическую тему, участвовать в исследовательской деятельности.
Во внеклассной работе, посредством таких форм занятий, как экологические акции, экскурсии, походы, праздники, защита экологических проектов, викторины, экологические игры, турниры знатоков природы и т.п. происходит формирование экологической культуры учащихся, развитие их осознанного и ценностного отношения к природе, желания ее охранять и приемножать.
Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась работа по проведению серии внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников. Мы провели экскурсии на школьной экологической тропе, природоохранное мероприятие «Мусору нет», экологическую акцию «Приведем двор в порядок». Наши учащиеся участвовали в конкурсе проектов «Кормушка для птиц», «Экологическая сказка в картинках». Были проведены экологические игры «Планета животных», «Тайны живой природы», викторины «Люблю тебя, мой край родной!», «Знатоки природы» и др.
В ходе проводимых внеклассных мероприятий было замечено, что младшие школьники стали проявлять познавательный интерес к природному окружению, они стали активными участниками в проведении природоохранных мероприятий, у детей повысилось ценностное отношение к природному миру, они стали проявлять заботу о природе, соблюдать чистоту, ухаживать за растениями и животными.
В работе была доказана гипотеза, согласно которой эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает специфические особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- проводит диагностику развития экологической культуры младших школьников;
- реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность
проведенной работы по формированию экологической культуры младших школьников.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Ы^://минобрнауки.рф/документы/922
2. Баранчикова Л.А. Гербарий своими руками // Начальная школа. -
2016. - № 5. - С.45-49.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 224с.
4. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: Практическое пособие. - М.: Аркти, 2005. - 184 с.
5. Бурова Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С.45-49.
6. Вахрушева Л.Н., Негру Л.М. Развитие познавательного интереса к природе у второклассников // Начальная школа. - 2016. - № 7. -С.68-75.
7. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая
культура учителя: методическая система, педагогические технологии,
диагностика. - М.: Горизонт, 2004. - 98 с.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
9. Гринева Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников. Современные проблемы науки и образования / Е.А. Гринева, С.Ю. Прохорова. - М.: Просвещение, 2011. - 97 с.
10. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков /Н.С. Дежникова.- М., 2007. - 180 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с.
12. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2006. - 126 с.
13. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика, 2001. - 257 с.
14. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. - М.: «Академия», 2003. - 78 с.
15. Землянская Е.Н. Веденеева Г.И. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовнонравственного воспитания учащихся//Начальная школа. - 2016. - № 2. - С.23-30.
16. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе /Т.С. Иванова. - М.: Юнити, 2006. - 132 с.
17. Казанцева Д.Б., Солоха Д.В. Экологическое образование и экологическая культура населения. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
18. Калинникова М. В. Образование в процессе формирования экологического общества (социологический подход): автореф. дис. ... д-ра социол. наук / М.В. Калинникова. - Саратов, 2003. - 37 с.
19. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. - Мн.: НМО, 2005. - 184 с.
20. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пос. для студентов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. М.: Владос, 2008. - 194 с.
21. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. М., 2004.
22. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М., Просвещение, 2008. - 224 с.
23. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.: Просвещение, 2009. -
219 с.
24. Мамедова Л.В. Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира / Л.В. Мамедова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 183-186.
25. Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: [Кн. для учителя] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2006. - 166 с.
26. Николина В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся
ценностей экологической культуры в городской среде: Учебное пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 200 -190 с.
27. Переверзева Э.В. Материалы весенней экскурсии по ознакомлению с раннецветущими травами //Начальная школа. - 2015. - № 3. - С.29-32.
28. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 24-25.
29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2009. - 576 с.
30. Портянкина Ж.А., Веселова О.И. Экологическое образование младших школьников, реализуемое через внеклассную работу// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 6. - С.22 - 23.
31. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2013. - 336 с.
32. Салеева-Симонова Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. - М.: Владос, 2008. - 190 с.
33. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: «Академия», 2003. - 123 с.
34. Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2002. - 281 с.
35. Соколова ТЮ. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2006. - 204 с.
36. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие/И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2008. - 512 с.
37. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов,
В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192 с.
38. Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников: Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2007. - 256 с.
39. Шаманова Т.А. Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. Автореф. дисс.кан.пед.наук.- Комсомольск-на- Амуре. - 2004. - 34 с.
40. Дыкина Е.С. К вопросу об экологическом воспитании детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. URL http://journal.preemstvennost.ru
41. Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у
младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2016/46129.htm.
42. Николина В.В. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе экоразвития// Образование и наука. - 2016. [Электронный ресурс]. URL https://cyberleninka.ru
43. Пелецкая Л.А., Арустамов Э.А. Воспитание экологической
культуры школьников - важнейшая задача системы образования // Интернетжурнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-
nauki.com/PDF/28PDMN317.pdf
44. Чибисова А.Е. Важность экологического воспитания младших школьников в современной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. студ. науч.-практ. конф. URL: https://sibac.info/archive/social/5(64).pdf (дата обращения: 11.02.2019)
45. Яковлев О.Е. Экологическая культура младших школьников и ее роль в курсе «Окружающий мир» [Электронный ресурс]. URL https://scienceforum.ru/2017/article/2017032635


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ