ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития математической культуры в процессе обучение младших школьников 6
1.1. Понятие «культура», содержание математической культуры 6
1.2. Особенности формирования математической культуры у младших
школьников 17
1.3. Опыт зарубежных и отечественных педагогов в формировании
математической культуры 22
Выводы по главе 1 31
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию математической
культуры во внеурочной деятельности младших школьников 33
2.1. Диагностика уровня сформированности математической культуры у
детей 7-8 лет 34
2.2. Реализация программы по развитию математической культуры у детей
7-8 лет «Интеллектика» 38
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 42
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список литературы 53
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития математической культуры в процессе обучение младших школьников 6
1.1. Понятие «культура», содержание математической культуры 6
1.2. Особенности формирования математической культуры у младших
школьников 17
1.3. Опыт зарубежных и отечественных педагогов в формировании
математической культуры 22
Выводы по главе 1 31
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию математической
культуры во внеурочной деятельности младших школьников 33
2.1. Диагностика уровня сформированности математической культуры у
детей 7-8 лет 34
2.2. Реализация программы по развитию математической культуры у детей
7-8 лет «Интеллектика» 38
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 42
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список литературы 53
Приложения
В современном государстве начальная школа обрела важную роль в общей системе образования. Обучение школьников в младшем звене обеспечивает целостное развитие личности ребенка, становление элементарной культуры деятельности и поведения, его социализацию.
В ХХ веке были предприняты многочисленные попытки отойти от традиционного подхода в образовании. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения. Современная система образования нацелена на развитие личности ребенка, на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. (Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.) Большая роль при этом отводится математике.
Математическую культуру, как и культуру вообще, воспитывают с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека. Известно, что роль математики в социально-экономическом развитии, особенно в условиях становления общества знаний и экономики инновационного типа, существенно возрастает. Поэтому задача формирования математической культуры личности была, есть и будет актуальной как в России, так и за рубежом.
Формируя математическую культуру обучаемого, учитель должен не просто передавать определенную порцию знаний, умений и навыков, но участвовать в формировании его мировоззрения. Перед учителем остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят учащемуся получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время проблема культуры становится первостепенной в решении многих задач, но остается мало изученной, в то время как воспитание и образование являются существенной частью культуры. Противоречия между требованиями ФГОС, предполагающими высокую степень готовности учащегося к саморазвитию, самообразованию и недостаточной
разработанностью данной проблемы в педагогике; между потребностью формирования математической культуры младших школьников и отсутствием научно-методического обеспечения для решения этой проблемы.
Тема: Формирование математической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определить, при каких педагогических условиях процесс формирования математической культуры младшего школьника наиболее эффективен.
Гипотеза: предполагается, что уровень математической культуры младших школьников повысится, если выполнять следующие условия:
1. проводить внеурочную работу по формированию математического языка;
2. проводить внеурочную работу по формированию математического мышления.
Объект исследования: формирование математической культуры
младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию математической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. выявить особенности формирования математической культуры младших школьников;
3. провести педагогический эксперимент по формированию математической культуры младшего школьника.
В ХХ веке были предприняты многочисленные попытки отойти от традиционного подхода в образовании. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения. Современная система образования нацелена на развитие личности ребенка, на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. (Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.) Большая роль при этом отводится математике.
Математическую культуру, как и культуру вообще, воспитывают с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека. Известно, что роль математики в социально-экономическом развитии, особенно в условиях становления общества знаний и экономики инновационного типа, существенно возрастает. Поэтому задача формирования математической культуры личности была, есть и будет актуальной как в России, так и за рубежом.
Формируя математическую культуру обучаемого, учитель должен не просто передавать определенную порцию знаний, умений и навыков, но участвовать в формировании его мировоззрения. Перед учителем остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят учащемуся получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время проблема культуры становится первостепенной в решении многих задач, но остается мало изученной, в то время как воспитание и образование являются существенной частью культуры. Противоречия между требованиями ФГОС, предполагающими высокую степень готовности учащегося к саморазвитию, самообразованию и недостаточной
разработанностью данной проблемы в педагогике; между потребностью формирования математической культуры младших школьников и отсутствием научно-методического обеспечения для решения этой проблемы.
Тема: Формирование математической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определить, при каких педагогических условиях процесс формирования математической культуры младшего школьника наиболее эффективен.
Гипотеза: предполагается, что уровень математической культуры младших школьников повысится, если выполнять следующие условия:
1. проводить внеурочную работу по формированию математического языка;
2. проводить внеурочную работу по формированию математического мышления.
Объект исследования: формирование математической культуры
младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию математической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. выявить особенности формирования математической культуры младших школьников;
3. провести педагогический эксперимент по формированию математической культуры младшего школьника.
Проблема математической культуры как части общей культуры личности имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет.
В результате проведенного исследования было установлено, что математическая культура выступает как составная часть общей культуры и проблема ее формирования наиболее остро встает именно в период начального обучения.
Известно, что младший школьный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития познавательных психических процессов и интеллекта. Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы. На основе выделенных психологами закономерностей, вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения исследовались дидактами, учеными и математиками-методистами. В этих исследованиях отмечается, что современное состояние математической подготовки учащихся вызывает серьезные опасения. Наблюдается формализм математических знаний школьников, их недостаточная действенность; недостаточный уровень математической культуры и математического мышления, тормозящие развитие. Знания и умения носят фрагментарный характер, представляют набор слабо связанных между собой догматически усвоенных сведений и закрепленных навыков выполнения стандартных алгоритмов вычислений, преобразований, решения типовых задач и т.д. Такие знания с трудом актуализируются школьниками на уроках математики, бывают мало востребованы учеником, быстро забываются. При этом у учащихся не возникает представления о математике как о единой науке со своим предметом и своими методами.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
В своей работе мы рассмотрели условия формирования математической культуры детей младшего школьного возраста.
В ходе написания работы мы:
1. Познакомились с особенностями формирования математического языка и математического мышления младших школьников;
2. Проведя диагностическое исследование, определили уровень сформированности математической культуры у учеников 1-ых классов;
3. Разработали и реализовали программу внеурочной деятельности по формированию математической культуры у младших школьников «Интеллектика».
4. Проведя диагностическое исследование, определили уровень сформированности математической культуры у учеников 1-ых классов после реализации программы внеурочной деятельности «Интеллектика»
Эффективность разработанной нами программы внеурочной деятельности по формированию математической культуры у младших школьников «Интеллектика» экспериментально доказана. В завершении проделанной нами работы, были подсчитаны показатели эффективности нашей работы. Они заключаются в следующем: уровень сформированности математической культуры у учеников 1 -ых классов повысился.
Таким образом, с помощью анализа психолого-педагогической литературы и проведения исследовательской работы, нами была доказана актуальность проблемы формирования математической культуры детей младшего школьного возраста, и сделан вывод, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой уровень математической культуры младших школьников повысится, если выполнять определенные условия, нашла свое подтверждение.
В результате проведенного исследования было установлено, что математическая культура выступает как составная часть общей культуры и проблема ее формирования наиболее остро встает именно в период начального обучения.
Известно, что младший школьный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития познавательных психических процессов и интеллекта. Развитие мышления учащихся - одна из основных задач начальной школы. На основе выделенных психологами закономерностей, вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения исследовались дидактами, учеными и математиками-методистами. В этих исследованиях отмечается, что современное состояние математической подготовки учащихся вызывает серьезные опасения. Наблюдается формализм математических знаний школьников, их недостаточная действенность; недостаточный уровень математической культуры и математического мышления, тормозящие развитие. Знания и умения носят фрагментарный характер, представляют набор слабо связанных между собой догматически усвоенных сведений и закрепленных навыков выполнения стандартных алгоритмов вычислений, преобразований, решения типовых задач и т.д. Такие знания с трудом актуализируются школьниками на уроках математики, бывают мало востребованы учеником, быстро забываются. При этом у учащихся не возникает представления о математике как о единой науке со своим предметом и своими методами.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
В своей работе мы рассмотрели условия формирования математической культуры детей младшего школьного возраста.
В ходе написания работы мы:
1. Познакомились с особенностями формирования математического языка и математического мышления младших школьников;
2. Проведя диагностическое исследование, определили уровень сформированности математической культуры у учеников 1-ых классов;
3. Разработали и реализовали программу внеурочной деятельности по формированию математической культуры у младших школьников «Интеллектика».
4. Проведя диагностическое исследование, определили уровень сформированности математической культуры у учеников 1-ых классов после реализации программы внеурочной деятельности «Интеллектика»
Эффективность разработанной нами программы внеурочной деятельности по формированию математической культуры у младших школьников «Интеллектика» экспериментально доказана. В завершении проделанной нами работы, были подсчитаны показатели эффективности нашей работы. Они заключаются в следующем: уровень сформированности математической культуры у учеников 1 -ых классов повысился.
Таким образом, с помощью анализа психолого-педагогической литературы и проведения исследовательской работы, нами была доказана актуальность проблемы формирования математической культуры детей младшего школьного возраста, и сделан вывод, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой уровень математической культуры младших школьников повысится, если выполнять определенные условия, нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019



