В условиях развивающейся конкуренции стратегическое управление предприятием торговли позволяет обеспечить эффективность их функционирования. Экономическим базисом предприятия торговли является его коммерческая деятельность, реализующая основную миссию предприятия на рынке. Результативность перспективного управления коммерческой деятельностью предприятия торговли во многом определяется разработкой направлений развития ее составляющих, среди которых центральное место занимает ассортиментная концепция.
Под ассортиментной концепцией понимают систему маркетинговых направлений развития коммерческой деятельности, обеспечивающих формирование конкурентоспособной ассортиментной модели предприятия торговли на рынке. Разработка ассортиментной модели предполагает отбор и определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов. Такой подход позволяет снизить коммерческий риск предприятия.
Для оценки товарного портфеля предприятия с позиции жизненного цикла товаров предлагается матрица «конкурентоспособность – стадия жизненного цикла», позволяющая:
• позиционировать существующие товары;
• оценить сбалансированность товарного портфеля;
• определить приемлемый набор товаров, учитывая их конкурентоспособность;
• выбрать конкретные стратегии для балансировки товарного портфеля с учетом регулирования потоков денежной наличности.