Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ

Работа №32212

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
912
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика познавательных УУД 9
1.2 Особенности формирования познавательных УУД на уроках истории в 6 классах 15
1.3 Кейс-технология как инструмент формирования познавательных УУД 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД УЧЕНИКОВ МЕТОДОМ КЕЙСОВ.31
2.1 Методы и методики исследования. Результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.2 Разработка и применение кейсов, ориентированных на формирование познавательных УУД
на уроках истории 44
2.4. Результаты экспериментальной работы по формированию познавательных УУД методом кейсов 54
Заключение 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение

Актуальность исследования.
На сегодняшний день в образовательной среде происходят глобальные изменения. Устаревшие методы и технологии работы с учениками с невероятной скоростью обретают новые формы и виды работы. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт требует применения системно-деятельностного подхода, который конкретизирует цели образования. При таком подходе ученики должны получить определенные навыки и умения, но сейчас не так много способов по формированию умений и навыков.
Одной из таких новых форм обучение является проблемное обучение, которое направлено на «возбуждение интереса» у учащихся и тяга к самостоятельному получению новых знаний. Самая новая технология, которая направлена на изучение жизненных ситуаций, общественного резонанса, при котором учащиеся должны проанализировать ситуацию и предложить ряд решений, это - кейс-технология. Но такая технология на сегодняшний день плохо разработана, и мало применяется в школах учителями истории.
Многие профессора и доктора наук работали над темой кейс-технологии, такие как Г.А. Брянский[10], Ю.Ю. Екатеринославский[26], Ю.Д. Красовский[33], О.В. Козлова[10], О. А. Овсянников[10] и др. Изначально некоторые из них рассматривали эту технологию только для студентов экономической направленности (М. М. Бирншейн, Г.А. Брянский[10], О.В. Козлова[10], Ю.Д. Красовский [33], В. Я. Платов, A.B. Сидоренко, Ю. П. Сурмина[51,52,53], и др.). Ряд ученых (Ю.П. Сурмин[51,52,53], В.И. Лобода, К. Меер, O.A. Овсянников [10], A. B. Сидоренко и др.) считают кейс-метод педагогической технологией, предназначенной для обучения взрослых профессиональной деятельности. Но со временем рамки этой технологии расширяются, и производятся попытки внедрить эту технологию в
3
образовательный процесс школы. Чтобы реализовать кейс технологию на практике потребуется глубочайший анализ научно-педагогического опыта, оценки педагогического потенциала метода кейсов для формирования познавательных навыков и умений обучающихся общеобразовательных организаций.
Исходя из актуальности темы исследования возникает противоречие:
- между необходимостью освоения обучающимися нового социального опыта, конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, и недостаточной разработанностью научно-педагогических подходов к формированию познавательных УУД с учетом возрастных и психофизических особенностей современных подростков, а также требований к результатам образования в двадцать первом веке;
- между необходимостью внедрения активных методов обучения (в том числе кейс-технологии), и недостаточной разработанностью использования кейсов учителями истории.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каков педагогический потенциал кейс-технологий в формировании познавательных УУД учащихся на урокахистории в 6 классах? Постановка проблемы определила выбор темы исследования - «Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 6 классов на уроках истории средствами кейс технологии».
Цель исследования - Теоретически обосновать и экспериментально проверить кейс-технологию как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классах.
Объект исследования:процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования познавательных УУДна уроках истории в 6 классах.
Гипотеза исследования:Результативность формирования познавательных УУД учащихся повысится, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия;
-учитывать особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
- использовать комплекс кейсов и методических рекомендаций как средство формирования познавательных процессов на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Сформулировать сущностно-содержательную характеристику познавательных УУД;
2. Определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
3. Расскрыть и разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных УУД на уроках истории.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- идеи общей теории деятельности (Б.Г. Ананьев[3], Л. C. Выготский [17], В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев[36,37,38], П.Я. Гальперин [19,20], В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин[61]);
- системный подход к изучению педагогических явлений (В.В. Краевский[31,32,33], Н.В. Кузьмина[34,35], А. И. Савенков, А.В. Хуторской[57]);
- методология педагогического исследования (В.В. Афанасьев, В.А.
Сластенин, BH. Краевский[31,32,33], Н.В. Кузьмина[34,35], Г.П.
Щедровицкий);
- много внимания уделяют изучению подходов к формированию универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолов[5], Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон);
- Концепция развития универсальных учебных действий разработана на
основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский[17], А.Н. Леонтьев[36,37,38], П.Я. Гальперин [20], Д.Б. Эльконин[61],
А.Г. Асмолов[5]);
- исследования, посвященные изучению метода кейсов, его функций и обучающих возможностей (Л.Б. Барнс[6], Ю.П. Сурмин[53], В.В. Глухов, А.Долгоруков, А.И.Наумов, Н.Л.Титова, Э.Дж. Хансен и др.);
- концепции формирования образовательной среды, в том числе информационной образовательной среды (М.В. Воропаев[16], Г.М. Коджаспирова[29], В.А. Плешаков, И.В. Роберт, В.А. Ясвин).
Теоретико-практическая направленность диссертационного исследования обусловила выборметодов:теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение и анализ деятельности испытуемых (анализ уровня познавательных УУД учеников 6 классов), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Методики исследования:
• Методика мотивационной сферы (опросник Г.А. Карповой для учащихся 5-9 классов);
• Методика изучения психологической атмосферы в группе (Ф. Фидлер);
• Методика наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся Э. М. Александровской, С. Громбах (модифицированная Еськиной Е. С., Больбот Т.Л.);
• Школьный тест умственного развития (ШТУР) К. М. Г уревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов" Советского района г. Казани. В опытноэкспериментальную работу были вовлечены учащиеся шестых классов, в составе 58 учеников. Исследование проводилось с 2018 по 2019 год и включало три основных этапа.
Научная новизна исследования: Разработан комплекс кейсов и
методических рекомендаций к ним, а также конспекты уроков с внедрением кейсов, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования: Рассмотрены такие понятия, как - познавательные УУД, кейс-технологии. Изложены этапы и условия формирования познавательных УУД учащихся 6-ых классов.
Практическая значимость исследования
Весь комплекс разработанных материалов - комплекс кейсов, методических рекомендации по работе с кейс-технологией, методики, анкеты и тесты для проверки сформированности познавательных УУД, может быть внедрен в любую образовательную среду.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
Участие в гранте с темой ВКР, публикация урока с использованием кейса в электронном ресурсе.
Апробация результатов исследования


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность работы обусловлена поиском новых методов и технологий по формированию познавательных УУД.
Проблема исследования заключалась в вопросе: каков педагогический потенциал кейс-технологий в формировании познавательных УУД учащихся на уроках истории в 6 классах? Для поисков решения этой проблемы была поставлена цель - Теоретически обосновать и экспериментально проверить кейс-технологию как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классах.
Достижение цели стали возможны благодаря выполнению
поставленных задач исследования:
4. Сформулировать сущностно-содержательную характеристику
познавательных УУД;
5. Определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
6. Расскрыть и разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных УУД на уроках истории.
На основании рассмотренного теоретического материала, можно прийти к следующим выводам. Главной задачей в этой главе было понять и сформулировать сущностно-содержательную характеристику
познавательных УУД, дальше определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории, и благодаря какому средству можно достигнуть этой цели.
Познавательные УУД - это совокупность приемов коммуникационного, обучающего и личностного характера, целью которых становится формирование у обучающихся познание об окружающей их действительности. Формирование познавательных УУД происходит за счет разных умений и навыков, особенно важно такое умение как самостоятельное решение проблем, самостоятельно находить в тексте интересующую информацию, выделять главное и правильно формулировать главную идею. Для формирования познавательных УУД на уроках истории существуют разнообразные методы и формы работы на уроке, мы выделили такие как:
• составление хронологических таблиц;
• давать определения понятиям и терминам;
• составление кластера;
• составление простого и сложного плана;
• подбор аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
В данной работы мы будем рассматривать кейс-технологию как средство формирования познавательных УУД. Кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). С помощью кейс-технологии формируются такие умения и навыки как:
• умение решать проблему урока;
• применять предметные знания на практике;
• умение выделять важную и второстепенную информацию;
• умение классифицировать и анализировать информацию;
• рефлексивные умения.
Во второй главе перед нами стояли три основные задачи:
1. Проанализировать начальный уровень владения универсальными учебными действиями через разные методики;
2. Разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций к ним с целью повышения уровня сформированности познавательных УУД;
3. Провести сопоставительный анализ между констатирующим и контрольным этапами, и на основе этого анализа сделать выводы о сформированности познавательных УУД.
Чтобы провести диагностику обучающихся мы использовали четыре методики. В результате этой диагностики мы обнаружили, что мотивация учеников находилась на среднем уровне, особенно это касается познавательного мотива. По методики ШТУР результаты оказались неоднозначны, то есть владение разными умениями и навыками (умение классифицировать информацию, умение составления аналогий, умение логически обобщить информацию) у каждого ученика из класса находится на разном уровне, при том, что этот уровень не достигал высоких результатов. И сторонние наблюдатели также поставили средний балл владением познавательными УУД.
Чтобы решить эту проблему мы разработали комплекс кейсов с целью формирования универсальных учебных действий. Для создания кейса за основу мы взяли целую главу из истории России «Русь в IX - первой половине XII в.», и разделили кейс на восемь мини-кейсов. Для каждого мини-кейса были разработаны проблемы, которые носили противоречивый характер, и все они объединялись в одну большую проблему одного кейса. Для решения кейса учащимся были предложены «чемоданы», в которых находились исторические источники, дополнительная литература, исторические карты, иллюстративный материал, схемы и таблицы, памятки для выполнения заданий, руководство по работе в группах, критерии оценки каждой группы. Для того чтобы понять, как использовать данную технологию были разработаны методические рекомендации.
Таким образом на основе результатов методики, контрольной работы и хорошо написанными эссе можно констатировать тот факт, что познавательные универсальные учебные действия были успешно сформированы учениками экспериментальной группы. Большим плюсом в этой работе стало наблюдение за эффективностью учебной деятельности со стороны учителей других предметов и классного руководителя 6А класса. Многие учителя заинтересовались данной технология, и попросили методические рекомендации к ней, для использования на своих уроках. Классный руководитель экспериментальной группы отметила, что повысилась дисциплина и самовоспитание практически каждого ученика. Она высказала комментарий по поводу того, что ученики стали больше понимать сам процесс обучения, что он им стал интереснее, и эффективность работы на уроке стала лучше.
Апробация разработанных кейсов по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов позволила судить об их эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
Перспективными направлениями дальнейшего изучения проблемы исследования могут быть разработка кейсов для 7-11 классов по проблеме формирования познавательных УУД за счет разработанных методических рекомендаций.



1. Абасов, З. А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке / З. А. Абасов // Наука и школа. - 2009. - № 2. - С. 36-37
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник / Г.С. Абрамова. -
2- е изд., перераб, и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
4. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. - 2006. - № 5. - С. 68 - 71.
5. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. - 150 с.
6. Барнс, Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций /Л. Б. Барнс, Р. К. Кристенсен, Э. Дж. Хансен. - М.: Гардарики, 2000. - 502 с.
7. Блинов, В. И. Концептуальные основы разработки структуры и содержания сопряженных государственных образовательных стандартов: монография / В. И. Блинов [и др.]; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Томский гос. пед. ун-т». - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2007. - 187 с.
8. Борисенко, Е. Н. Сущностная характеристика феномена «Социальная
компетентность студента» [Электронный ресурс] / Е. Н. Борисенко // Вестник КемГУ. - 2011. - №1(45) - С. 53-59. URL: (дата
обращения: 03.02.2019).
9. Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер; пер. с англ. - М.: Просвещение, 2006.
10. Брянский Г.А., Разу М.Л., Овсянников О.А. Хозяйственные ситуации: Практическое пособие / Под ред. О.В. Козловой. М.: Экономика, 1983. - 128 с.
11. Вагина, М. В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии [Электронный ресурс] / М. В. Вагина // вестник СЗО РАО. - 2013. - №1 - С. 16-18. - URL: (дата обращения: 12.05.2019)
12. Варданян, М.Р. Практическая педагогика / М.Р. Варданян, H.A. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова: Учебно-методическое пособие на основе метода casestudy. - Тобольск, ТССПА им. Д.И. Менделеева, 2009. -188 с.
13. Власова А. Утром - практика, вечером - теория// Российская газета. - 2006. № 286. -С.11
14. Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А.Водянский // Нар. образование. - 2009. - № 7. - С. 30-33.
15. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: монография / Е.В. Орлова, С.Г. Воровщиков .— М. : Издательство Прометей, 2012 .— 210 с.
16. Воропаев, М. В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Воропаев Михаил Владимирович. - М., 2003. - 256 c
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
18. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении / И. В. Вылегжанина // Научнометодический журнал «Образование в Кировской области» - Киров, - 2007. - №4. - С. 54 - 58.
19. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.267 с.
20. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: 2011. 319 с.
21. Гладилина, И. П. Кейс-технология как инновационный подход к
оказанию образовательных услуг: материалы Международной
научно-практической конференции, Москва, 26-28 января 2011. - М.: Фонд развития регионов, 2011. - С.12-17.
22. Гладких, И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / И. В. Гладких // Вестник Снкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Вып. 2. - С. 169-194.
23. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
24. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: монография / А. Н.
Дахин. - Новосибирск: Новосибирский институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования, 2005. - 230 с.
25. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2013. - № 10.
26. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. -М.: Экономика, 1988. 191 с.
27.Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. - 2002. - № 10. - С. 74 - 82.
28. Коджаспирова, Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников: дис... канд. пед. наук: / Коджаспирова Галина Михайловна. - М., 1975. - 153с. 89
29. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М., 2004.
30. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 176 с.
31. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ин-та, 1994. - 165 с.
32. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. - № 3. - с. 3-10.
33. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения
хозяйственных руководителей). -М.: Экономика, 1989. 175 с.
34. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учителя/ТВопросы психологии. 1984,- № 1. - с. 20-26.
35. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. М.: АПН, 1990. - 149 с.
36. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад /
А.А.Леонтьев.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 24 с.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1994. - 62 с.
39. Лукъянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование - 2012.- №8.
40. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.
A. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
41. Петрова Л.В. Методика преподавания истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
42. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей - предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М.
B. Пинчукова // Информатика и образование. - 2013. - № 3. - С. 67 - 74.
43. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская,
C. И. Розум. - СПб.: Питер, 2004. - 432 с.
44. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. - 15 с.
45. Ровкин Д.В. Дидактические основы технологии конструктирования интегративного содержания учебного предмета. -1997.-175с.
46. Родичев, Н. Ф. Профориентационно значимая компетентность старшеклассника [Электронный ресурс] / Н. Ф. Родичев // Интернетжурнал «Эйдос». URL: (дата обращения: 04.02. 2019).
47. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно - практическое пособие / Г. А. Русских // - М., Ладога - 100, - 2001. - 67 с.
48. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // - М.: Народное образование,- 1998. С. 17 - 24
49. Сластенин В.А. Инновационность один из принципов педагогики // Педагогическое образование и наука. - 2000. - № 1. - с. 38 - 44.
50. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная
деятельность. М., 1997. — 385 с.
51. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
52. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
53. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // - Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. С. 84 - 93.
54. Учурова, С. А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе [Электронный ресурс] / С.А. Учурова // Портал информационно- образовательных ресурсов УрФУ URL: (дата обращения: 17.02.2019).
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образование и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения. Дидактические требования к современному уроку).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ