Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Работа №36552

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы137
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской идентичности
личности 11
1.1 Сущность и основные компоненты «гражданская идентичность» личности 11
1.2 Анализ современной практики формирования гражданской идентичности
учащихся в российском и зарубежном образовании 15
1.3 Педагогические условия формирования гражданской идентичности учащихся на уроках истории 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории 39
2.1 Изучение уровня сформированности гражданской идентичности учащихся 7-х классов 39
2.2 Характеристика программы формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории 62
3 Сравнительный анализ результатов полученных до и после внедрения экспериментальной программы по формированию гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории 63
Заключение 72
Список литературы 76
Приложения 90

Актуальность исследования проблемы формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории определяется комплексом причин.
Во-первых, мы проживаем в современном мире, который многомерен и многообразен. Наш мир наполнен представителями разных рас, конфессий и этносов, каждый из которых имеет разную культуру, нормы поведения, свои ценности и традиции. Для множества государств подобное многообразие определяет необходимость консолидации полиэтничного, мультикультурного общества, активизации гражданского участия своих граждан, уменьшения числа совершаемых правонарушений, рост правового и гражданского самосознания. Таким образом, стоит необходимость формирования гражданской идентичности личности, личности человека- гражданина, который живет по принципам толерантности, нормально воспринимает другие культуры, мнения, отличные от его собственного, уважает в рамках закона права и свободу других людей.
Во-вторых, российское образование характеризуется системными изменениями на всех его уровнях. Исследования проблемы определяется значимостью процесса формирования гражданской идентичности молодежи и школьников для настоящего и будущего России. Этот процесс предполагает формирование мотивации обучающихся к осмыслению своего места и предназначения в отечественной истории и культуре и готовности занять в общественной жизни страны активную гражданскую позицию. Формирование гражданской идентичности обучающихся входит в число приоритетных задач, поставленных перед современной педагогикой и системой образования федеральными государственными образовательными стандартами, и является ключевым условием социокультурной модернизации России [3].
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод о том, что заявленная тематика работы является исследовательски актуальной и востребованной с точки зрения ее комплексного изучения.
Степень разработанности. В рамках исследования проблемы формирования гражданской идентичности личности изучались такие аспекты, как вопросы понимания идентичности (А. Ватерман [140], 3. Фрейд [140], Э. Эриксон [134] [135], Ю. Хабермас [128], B. C. Малахов [80], А. С. Гаязов [38], Н. Г. Орлова [89], В. И. Павленко [90] и др.), типы идентичности: этническая (Б. Смит [107], JI. M. Дробижева [51], М. Ф. Черныш [130] и др.), социальная (JI. C. Выготский [37], В. В. Столин [112], В. А. Ядов [138], Д. Каган [59] и др.), культурная (М. Фуко [122], Ю. Давыдов [47], В. Давидович [46] и др.), персональная (Э. Фромм [126], С. Л. Рубинштейн [97] и др.), гражданская (А. Г. Асмолов [16], Т. В. Водолажская [35], A. M. Кондаков [66], М. А. Ютттин [137], И. В. Конода [67] и др.).
Было определено, что идентичность является результатом процесса соотнесения индивида с другими - с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью. Содержание и структура явления идентичности отражается как индивидуальность личности, ее ориентированность на социальное окружение (С. А. Баклушинский [18], А. С. Гаязов [38], B. C. Малахов [79], Н. Г. Орлова [89], В. И. Павленко [90] и др.).
В результате анализа научной литературы по проблеме гражданской идентичности, нами был сделан вывод, что у большинства исследователей, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия гражданской идентичности, отсутствует единая точка зрения понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности определена и рассмотрена исследователями, выявляются основные аспекты изучения данного явления. Например, гражданская идентичность изучается одновременно наряду с другими видами идентичности (половой, возрастной, этнической, религиозной и др.) и согласно Т. В. Водолажской [35] определяется как процесс реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе. Тем временем, И. В. Конода [67] оценивает рассматриваемое нами явление в качестве политико-ориентированной категории, в которой содержатся политическая и правовая компетентность личности, его политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности. А. М. Кондаковым [66] гражданская идентичность рассматривается как процесс осознания принадлежности личности к гражданской общности того или иного государства, имеющей для него значимый смысл. М. А. Юшин [137] определяет гражданскую идентичность как тождественность личности статусу гражданина, в результате оценки своего гражданского состояния, готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться своим правами, принимать активное участие в жизни государства.
Осмысление исследований, связанных с проблемой гражданской идентичности личности, показывает, что данная проблема изучается, как правило, в рамках социологического подхода: изучаются вопросы межэтнической толерантности в контексте формирования национальногражданских идентичности (С. В. Рыжова) [99]; выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е. А. Гришина) [45] и т.д.
Проблема формирования гражданской идентичности актуальна и в диссертационных работах. Большое количество диссертационных исследований по данной проблеме относятся так же к социологической науке, где рассмотрены в большинство случаях проблемы гражданской идентичности молодого поколения [53, 129, 132 и т.д.]. Так же, диссертационные работы раскрывают особенности процесса формирования гражданской идентичности через социальную активность, в условиях социальной неопределенности [9, 14]. Одновременно, многими диссертационными работами по педагогике изучены различные аспекты явления гражданской идентичности у педагогов, учащихся и молодежи. Гражданская идентичность рассматривается ими результат неких воздействий. Исследователи разрабатывают методы формирования и развития гражданской идентичности (патриотическое воспитание, интернетпроекты, внеучебная деятельность, образовательные проекты) [7, 17, 23, 34 и т. д.].
Таким образом, в результате изучения исследований по проблеме гражданской идентичности, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования гражданской идентичности школьника осмыслена на достаточном уровне, вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, находятся в поле внимания исследователей. Предметом специального исследования редко оказывалась деятельность педагога, формирующего гражданскую идентичность школьников в образовательной учреждении.
В связи с эти назревает объективная потребность в разрешении противоречий между практической необходимостью формирования гражданской идентичности школьников и недостаточной представленностью в педагогической пауке теоретических оснований для разработки практикоориентированной программы по формированию гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории.
В свою очередь, определенные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие
формированию гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории?
Цель исследования: изучить процесс формирования гражданской идентичности учащихся на уроках истории.
Объект исследования: педагогические условия формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории.
Предмет исследования: сущность понятия «гражданской идентичности» и ее структурные компоненты.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет
способствовать эффективному формированию гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории при реализации следующих педагогических условий:
- определения и обоснования дидактического потенциала предмета «История» в школьной программе в процессе формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов;
- разработке показателей, критериев и уровней сформированности гражданской идентичности учащихся старших классов;
- разработке и реализации программы формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории;
- активного использования на уроках истории кейс-технологий, ролевых игр, и технологий дебатов.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы данного исследования определены задачи исследования:
1. раскрыть теоретические основы формирования гражданской идентичности как личностного образования школьника и обосновать содержание ее компонентов;
2. выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории;
3. разработать программу формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории, реализуемую в рамках направлений деятельности педагога учреждения основного общего образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляли теории и концепции, которые раскрывают проблемы определения ценностей гражданского общества, гуманистические теории и концепции личности.
Источниками нашего исследования являются фундаментальные положения о единстве личности, его сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев [76], А. Г. Асмолов [15], Б. С. Братусь [29], Л. С. Выготский [37], В. В. Давыдов [47], A. Н. Леонтьев [73], Б. Ф. Ломов [78], С. Л. Рубинштейн [97], B. И. Слободчиков [106], В. А. Ядов [138] и др.) и положения о рефлексивной природе сознания и мышления человека ( Ю. Н. Кулюткин [71], В. А. Лефевр [74], И. Н. Семенов [104], С. Ю. Степанов [109] и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют: теория ценностей, разработанная в философских исследованиях О. Г. Дробницким [52], С. Ф. Анисимовым [9], Б. С. Братусь [29], М. С. Каганом [59]; теории и концепции гуманизации образования, разработанные таким исследователями, как В. П. Бездуховым [22], B. C. Библером [27], Е. В. Бондаревской [28], M. T. Берулавом [26], И. А. Зимней [57] и др.; основные положения методологии в педагогике и методики исследования Е. В. Бережнова [24], Г. Х. Валеева [31], В. И. Загвязинского [55] и В. В. Краевского [69]; теории и концепции гражданского образования и воспитания, авторами которых являются А. С. Гаязов [38], М. Д. Горячев [43], С. Е. Матушкин [81] и Т. В. Набиева [86]; положения субъектного, ценностного и этнокультурного подхода Б. Г. Ананьева [6], А. В. Брушлинского [30], А. И. Кирьякова [62], А. Я. Данилюка [48], A. M. Кондакова [66], и В. А. Тишкова [115].
Методы и методики исследования. В выпускной квалификационной работе применяются следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы математической статистики.
Используются следующие методики исследования: методика «Незаконченный тезис» (Л. В. Байбородова, адаптированная В. В. Кожановым) и методика Дж. Вини (адаптирован В. М. Шакуровой).
Опытно экспериментальная база исследования: МАОУ "Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова" Советского района г. Казани (Центр образования №178).
Научная новизна исследования:
- выявлены педагогические условия с учетом специфики школы, реализация которых позволяет эффективно формировать гражданскую идентичность школьников;
- систематизирован критериально-диагностический аппарат исследования, который позволяет выявить уровень сформированности гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование структуры явления гражданской идентичности школьников и ее содержания составит основу для новых научных представлений о явлении гражданской идентичности личности. Предлагаемая в исследовании практико-ориентированная программа по формированию гражданской идентичности на уроках истории будет способствовать обогащению педагогического опыта в части, относящейся к определению подходов к формированию гражданской идентичности учащихся и принципов ее формирования. Результаты нашего исследования будут способствовать разработке вопросов содержания общепедагогической подготовки будущего учителя, повышению теоретического уровня преподавания педагогических дисциплин, использование знания о гражданской идентичности в учебном процессе и во внеаудиторной работе студентов.
Практическая значимость исследования: разработанная практикоориентированная программа по формированию гражданской идентичности у учащихся 7-х классов на уроках истории может быть использована учителями в учебном процессе общеобразовательных школ и студентами педагогических вузов при подготовке к урокам на педагогической практике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой исходных положений выпускной квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международном научнопрактической конференции «Инновационные технология в науке и образования» (Пенза, 20 апреля 2019 г.), а также апробировались в образовательном процессе МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани (Центр образования №178).
Результаты исследования отражены в публикации:
1. Кунакбаева А. Ф. Проблемы формирования гражданской идентичности в образовательной среде (тезисы) // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Инновационные технология в науке и образования». - Пенза: Издательство «Наука и Просвещение», 2019. - 248с. - С. 203-206. [72]
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 140 источников. Общий объем работы составляет 132 страницы, содержание исследования изложено на 75 страницах и иллюстрировано 14 таблицами, 3 рисунками. В работе представлено 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных общественно-политических условиях, значительную актуальность приобретает проблема формирования гражданской идентичности учащихся старших классов, которые наиболее подвержены разнонаправленному влиянию внешних факторов социализации. Именно в подростковом возрасте на первый план в жизни у каждого ребёнка стоит личностное самоопределение, в процессе которого он пытается ответить на вопрос «кто он?». Научное сообщество определяет, что «ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства, а значит, перед педагогической наукой стоит задача - определить, каким образом следует воздействовать на сознание школьника, чтобы облегчить этот процесс.
Целью данной диссертационной работы было изучить процесс формирования гражданской идентичности учащихся на уроках и разработать программу по формированию гражданской идентичности на уроках истории для 7-х классов.
В процессе анализа научно-педагогических трудов Э. Эриксона [134], А. Г. Асмолова [15], Т. В. Водолажской [35], Л. М. Дробижева [51], В. Н. Ефименко [54] было уточнено определение понятия гражданской идентичности как необходимого элемента личностного становления учащегося, включающего в себя представление личности о самом себе, осознание принадлежности его к определенной социальной группе.
В процессе изучения сущности исследовательской компетенции был определён её компонентный состав:
4. Когнитивный компонент (знание о принадлежности к определенной социальной общности: гражданин РФ или член школьного
коллектива);
5. Ценностно-ориентировочный компонент (личное отношение к принадлежности: позитивное, негативное или амбивалентное);
6. Эмоционально-оценочный компонент (принятие или непринятие своей принадлежности).
В ходе работы были выделены основные факторы формирования гражданской идентичности у учащихся 7-х классов на уроках истории:
- общее историческое прошлое, отражающееся в мифах, легендах и символах;
- само название гражданской общности; общий язык, который является средством коммуникации и носителем совместных смыслов и ценностей;
- общие культурные ценности, определенные опытом совместной жизни, построенные на принципах взаимоотношений внутри общности; совместные эмоциональные переживания.
Каждый из этапов предусматривал раскрытие методов, приёмов и форм работы, способствующие формированию компонентов гражданской идентичности.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию гражданской идентичности у учащихся 7-х классов: диагностика сформированности гражданской
идентичности у обучающихся; учет результатов уровня сформированности компонентов гражданской идентичности; учет этнических, региональных, национальных особенностей при проектировании образовательного процесса формирования гражданской идентичности учащихся в системе основного общего образования; включение обучающихся в практическую деятельность, в ходе которой они реализуют себя как граждане, представители мирового сообщества.
В нашей работе была разработана программа формирования гражданской идентичности у учащихся 7-х классов на уроках истории, которая включала в себя: тематическое содержание по истории, формы организации и способы урочной и внеурочной деятельности учащихся,
ожидаемый результат, способы и средства достижения ожидаемых результатов.
С целью определения состояния сформированности гражданской идентичности у старших школьников был организован констатирующий эксперимент в МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани, в котором приняли участие 7-е класс, экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 25 участников и контрольная группа (КГ) в количестве 26 участников.
Для проверки эффективности выявленных педагогических условий, а также разработки программы (см. Приложение 7) формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов на уроках истории была организованна опытно-экспериментальная работа. Она предполагала разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов.
По окончании эксперимента в КГ, у учащихся 7-х классов наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности гражданской идентичности были отнесены 24% школьников; к среднему уровню - 60% участников эксперимента; к низкому - 16% обучающихся 7-х классов.
Данные, полученные в результате реализации опытноэкспериментальной работы в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования гражданской идентичности учащихся 7-х классов. Результаты диагностики, который был организован в конце формирующего эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень сформированности гражданской идентичности учащихся экспериментальной группы был характерен для 32% учащихся 7-х классов; средний - для 60% старшеклассников; низкий - для 4% участников эксперимента.
Таким образом, сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволяет нам говорить об увеличении количества учащихся экспериментальной группы с высоким и средним уровнем сформированности гражданской идентичности, выраженной динамики в развитии отдельных компонентов гражданской идентичности, что свидетельствует об эффективности педагогического процесса, построенного в результате активного использования на уроках истории в 7-х классах различных образовательных технологий.
Для анализа результатов опытно-экспериментальной работы был использован метод математической статистики, согласно которому, средние баллы экспериментального класса статистически значимо отличаются от средних баллов контрольного класса, что свидетельствует о положительной динамике процесса формирования гражданской идентичности у учащихся 7х классов на уроках истории, это подтверждает эффективность выдвинутой гипотезы исследования.


1. Закон РФ «Об образовании». Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М.: Изд-во Гос. Думы РФ, 1995. 85 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования». Электронный ресурс. URL:
http://минобрнаvки■рф/докvменты/543 (дата обращения: 24.05.2019).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации. Электронный ресурс. URL:http://ougimn.tuk.obr55.ru/flles/rip inko/2016 2017^а^аг1; FGOS SOO.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
4. Акопов Г. В. Социальная психология образования. - М.: Флинта, 2000. - 296 с.
5. Аналитический обзор зарубежного и российского опыта реализации граждансфрейкого образования / Гражданское образование в российской школе. - М.: ACT, 2003. - 605 с.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Книга 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
7. Анасова С. В. Формирование жизненных стратегий учащихся в учреждении дополнительного образования детей: дисс. канд.пед.наук. - Самара, 2007. - 218 с.
8. Анисимов О. С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. - М.: Росс. экон. акад., 1992. - 75 с.
9. Анисимов Р. И. Трансформация гражданской идентичности в России : автореферат дис.кандидата социологических наук. - Москва, 2011. - 25 с.
10. Андреева Н. Н. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975. С. 6-9.
11. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. - 2011. - № 3. - С. 81.
12. Антонова И. В. Проблема личностной идентичности /Хрестоматия. - Самара: «БАХРАХ-М», 2003. - 656 с.
13. Антонова И.В. Проблема личной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.131-143.
14. Арутюнова Е. М. Формирование государственно - гражданской идентичности молодежи : на примере московских студентов : автореферат дис. кандидата социологических наук. - Москва, 2007. - 22 с.
15. Асмолов А. Г. Идентичность реальная и виртуальная // Вести образования. - 2014. - № 25. - С. 34-36.
16. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С.65-85.
17. Ахметшина Г. Х.. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи: диссертация кандидата педагогических наук. - Казань, 2015. - 237 с.
18. Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Идентичность: Хрестоматия. - М.: МОДЭК, 2003. - 456 с.
19. Басина В. З. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности // Вест. Моск. ун-та. - Вып. 9. -
1977.- №4. - С. 19.
20. Бездухов В. П. Культура и образование // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 67-173.
21. Бездухов В. П., Заступова И. В. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников// Современное образование: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов. - Самара: СГПУ, 2006. - 281 с.
22. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. ; М-во образования РФ ; Сам. гос. пед. ун-т. - Самара : Изд-во Сам. гос. пед. ун-та : Науч.-техн. центр, 2000. - 185 с.
23. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дисс. доктора пед.наук. - Ставрополь, 1997. - 351 с.
24. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - М.: «Академия», 2010. - 128 с.
25. Бердяев П. А. Самопознание: Опыт филос. автобиографии. - М.: Книга, 1991. - 445 с.
26. Берулава Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности // Гуманизация образования. - 2013.- № 6. - С. 10-16.
27. Библер B.C. Мышление как творчество / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 2010. - 399 с.
28. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М.: «Учитель», 1999. - 560 с.
29. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
30. Брушлинский А. В. Воображение и творчество. - М.: Академический проект, 2009. - 164 с.
31. Валеев Г. Х. Развитие творческого потенциала личности. - Уфа: БИПКРО, 2008. - 49 с.
32. Венгер Л. A., Габай Т. В. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 45-47.
33. Вербитский А. Л., Борисова Н. В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990. - 48 с.
34. Витенко Н.П. Особенности формирования гражданской и этнонациональной идентичности в образовательных проектах XVIII- XIX вв. : автореферат дис. кандидата пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2011. - 21 с.
35. Водолажская Т. Идентичность гражданская //
Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
36. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1978. - 487 с.
37. Выготский Л. С. Собрание сочинений: Т. 4. - М.: Педагогика, 2008. - 433 с.
38. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. - Челябинск: Южно-Уральск. кн. изд-во, 1995. - 238 с.
39. Гаязов А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственное // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 2001. - Вып. 4. - С. 359370.
40. Герасимова Г. Е. Роль творческих проектов по информатике в воспитании гражданственности школьников // Информатика и образование. - 2008. - №8. - С.34-35.
41. Голикова С. Н. Развитие гражданской идентичности педагогов в процессе непрерывного профессионального образования : автореферат дис. кандидата пед. наук. - Омск, 2012. - 23 с.
42. Голикова Т. В. Педагогические условия преобразования школ США в школы развития характера и гражданственности // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2. - С. 210-215.
43. Горячев М. Д. Формирование идейной убежденности старшеклассников средствами массовой информации: на материалах внеурочной работы: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1989. - 16 с.
44. Гришина А. В., Лунин С. Л. Типы этнической
идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 2. - С. 46-55.
45. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи.: Опыт мониторинговых исследований 90-х годов:
дисс.доктора соц. наук. - Москва, 2000. - 320 с.
46. Давидович В. Е., Аболина Р. Я. Кто ты, человечество? - М.: Молодая гвардия, 1969. - 224 с.
47. Давыдов А. П. Переход от цивилизационной идентичности к самоидентификации личности в России в условиях модернизации. Вопросы методологии. Философские науки. - 2012. - №11. - С. 37-46.
48. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
49. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. T.I. - M.: Изд-во ACT, 2001. - 1158 с.
50. Дмитренко Н. А. История групповых форм обучения и развитие образования в информационном обществе / Экономика и экологический менеджмент // Научный журнал НИУ ИТМО. - № 4. - 2014.- С. 103-109.
51. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. - М.: Ин-т социологии РАН, 2008. - Вып. 7. - С. 214-228.
52. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. - М.: Политиздат, 2007. - 150 с.
53. Егоров О. Е. Гражданская идентичность в условиях современной глобализации : автореферат дис. кандидата философских наук . - Москва, 2015. - 20 с.
54. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 55-58.
55. Загвязинский В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
56. Заступова И. В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя: дисс.канд.пед.наук. - Самара, 2007. - 183 с.
57. Зимняя И. А.Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
58. Педагогические игры / под ред. В. В. Петрусинского. - М., 1994.- 136 с.
59. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: автореф. дис. д-ра мед. наук.- Л., 1991. - с. 98.
60. Калиш И. В. Гражданское воспитание молодежи — приоритет современной российской стратегии образования / Сб. Гражданское образование в российской школе // сост. Т. И. Тюляева. - М.: ACT, 2003. - 605 с.
61. Качалова И. Н. Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно образовательном пространстве // Молодой ученый. - 2016. - №5.1. - С. 21-23.
62. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: учеб. пособие. - М.: Компания Спутник +, 2004. - 103 с.
63. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
64. Кожокарь В. И. Педагогическая основа воспитания гражданственности у старшеклассников: дисс.канд.пед.наук. - М.,
1995. - 199 с.
65. Кожанов И. В. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - №1. - Ч. 1. - С. 83-89.
66. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 1024 с.
67. Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: автореферат дисс.канд.полит.наук. - М., 2007. - 28 с.
68. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 1. - № 4. - С. 141149.
69. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во СГПИ, 1994. - 165 с.
70. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.
Волгоград: Перемена, 2002. - 163 с.
71. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - 400 с.
72. Кунакбаева А. Ф. Проблемы формирования гражданской идентичности в образовательной среде (тезисы) // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Инновационные технология в науке и образования». - Пенза: Издательство «Наука и Просвещение», 2019. - 248с. - С. 203-206.
73. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - 64 с.
74. Лефевр В. А. Формула человека. - М.: Прогресс. 1991. - 108 с.
75. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. П. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - СПб.: Тускарора, 1996. - 175 с.
76. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
77. Логинова А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: автореферат дис. кандидата пед.наук. - Самара, 2010. - 26 с.
78. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 445 с.
79. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. - 1998. - №2. -С. 43-53.
80. Малахов В.С. Символическое производство идентичности и конфликт // Язык и этнический конфликт / под ред. М. Брилл Олкотт и И. Семёнова. - М.: Гендальф, 2001. - С. 115-138.
81. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.:- 1972. - С. 28-47.
82. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р. М. Баскина, М. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
83. Мелекесов Г. А. Педагогическая аксиология и инноватика: учеб. пособие к спецкурсу для студ. вып. Курсов. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 1999. - 138 с.
84. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. - Т.1. - Челябинск: Два комсомольца. - 2011. - С. 145-168.
85. Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
86. Набиев В. Ш. Аксиологические основы социологии молодежи: метод. указания. - Ульяновск: УлГПУ, 2015. - 24 с.
87. Никандров П. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - №4. - С.3-24.
88. Огородникова С.В. Формирование гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности: автореферат дис. кандидата пед.наук: - Казань, 2018. 24 с.
89. Орлова Э. А. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. - С. 87-111.
90. Павленко В. Н.Трансформации социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. - 1998. - Т.
19. - № 1. - С. 75-88.
91. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное Слово, 2005. - 720 с.
92. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.
93. Поливанова K. П. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2008. - 192 с.
94. Попов Н. С. Гражданское воспитание в системе внеклассной работы: дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 147 с.
95. Розин В. М. Мышление и творчество. - М., 2006. - 360 с.
96. Романов Ю. В. Формирование идентичности и воспитание личности как проблема гражданского образования // Гражданское образование: сущность, проблемы, перспективы. - М., 2014. - С. 137145.
97. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 720 с.
98. Руднева Т. И. Методология и методика педагогического исследования / Т.И. Руднева. - Самара: Изд-во МГПУ, 2002. - 40 с.
99. Рыжова С. В. Этническая идентичность в контексте толерантности. - М.: Альфа - М, 2011. - 280 с.
100. Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма: авторский словарь. - СПб., 2012. - 118 с.
101. Сафин Н. В. Информальное образование как средство формирования гражданской идентичности подростка в детском оздоровительном лагере: автореферат дис. кандидата пед. наук. - Оренбург, 2017. - 24 с.
102. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и
практических задач: Метод, пособие / Матирко В. И., Поляков В. В., Стариков И. М., Ткачепко Ю. Л. / под ред. В. И. Матирко. - М.: Высш. шк., 1991. - 255 с.
103. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 2005. - С. 122-123.
104. Семенов Л. M. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. - М.: «МОДЭК», 2006. - 352 с.
105. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. - №1. - 2009. - С. 148-157.
106. Слободчиков В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: ПСТГУ, 2013. - 60 с.
107. Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. - М.: Праксис, 2004. - 466 с.
108. Степанов П. В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся // Управление воспитательным процессом в школе. - 2014. - № 2. - С. 95127.
109. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. 2-е изд. - М. : Эксмо, 2005. - С.63
110. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. - 1996. - №1. - С.6-10.
111. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
112. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с.
113. Ташохин Ю. А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: автореф.дисс.канд.пед.наук . - СПб., 1997. 19 с.
114. Тишков В. А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и. конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей / под. ред. М.Б. Оллкот, В. Тишкова, А. Малашенко. - М, 1997. - С. 19 31.
115. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997. - 532 с.
116. Тураев В. А. Этнополитология: учеб. пособие. - М.: Логос, 2004. - С.7-28.
117. Туранина Н. А., Маркович О. Н. Этнокультурологические тексты на занятиях по русскому языку. - Белгород, 2003. - С. 56-65.
118. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. - Т. 1. - М.: Педагогика,
1988. - С. 194-256.
119. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Проблемы педагогики. - М.: УРАО, 2002. - С.51-121.
120. Фахрутдинова А. В. Общее и особенное в подходах к гражданскому воспитанию в США, Канаде, Австралии и Великобритании // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 4. - С. 215-220.
121. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избр. психол.тр. - М.: МПА, 1995. - 368 с.
122. Фуко М. Воля к знанию. История сексуальности // Фуко М. Воля к истине: по сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996. - Т. 1. - 488 с.
123. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. - СПб., 1994. - 408 с.
124. Фрейд 3. Идеал «Я» // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: «БАХРАХ-М», 2007. - 672 с.
125. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: «Прогресс», 1995. -
256 с.
126. Фромм Э. Человек для себя: Иметь или быть? - М.: Издатель В.П. Ильин, 1997. - 416 с.
127. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. -
416 с.
128. Хабермас Ю. Политические работы / сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2005. - 368 с.
129. Черных Е. А. Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: автореферат дис. кандидата соц. наук. -Ростов-на-Дону, 2012. - 30 с.
130. Черныш Ю. К вопросу об этнической и конфессиональной идентичности россиян // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 6. - С. 16-25.
131. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 200 с.
132. Шикова Р. Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея: автореферат дис. кандидата соц. наук. - Майкоп, 2010. - 25 с.
133. Элиасберг Н. И. Гражданское образование в современной школе / Сб. Гражданское образование в российской школе // сост. Т. И. Тюляева. - М.: ACT, 2003. - 605 с.
134. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 344 с.
135. Эриксон Э. Идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: «БАХРАХ-М», 2000. - 672 с.
136. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: УРСС, 1997. - 444 с.
137. Ютттин М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореферат дисс. канд. полит. наук. - Тула, 2007. - 24 с.
138. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с.
139. Chilcoat G. W., Ligon J. A. Issues-centered instruction in the social studies classroom // Theory and Research in Social Education. - 2000. - Vol. 28. - № 2. - P. 220-279.
140. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. - 1982. -
V. 18. - N 3.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ