Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95891

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. История формирования компетентностного подхода в образовании 7
1.2. Компетенция и компетентность 14
1.3. Виды и классификации компетенций 18
1.4. Структура познавательной компетентности 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ .... 31
2.1. Познавательная компетентность и особенности её формирования у
школьников 31
2.2. Условия и средства формирования познавательной компетентности 38
2.3. Технологии и методы организации полевой практики по биологии в
школе 43
2.3.1. Учебно-методические рекомендации в организации полевой практики 43
2.3.2. Организация полевой практики по биологии в школе 45
2.3.3. Содержание программы по полевой практике 49
2.3.4. Требования к ведению дневника практики 51
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 53
3.1 . Апробирование условий организации полевого практикума по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников 53
3.2. Анализ результатов по применению полевого практикума по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78


В связи с переходом школ на федеральный государственный образовательный стандарт важным направлением в современном российском образовании, является создание условий для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций и умений как целостной системы универсальных учебных действий.
Развитие способности человека действовать в конкретной жизненной и профессиональной ситуации, в которой необходимо проявить самостоятельность и мобильность, является одним из важнейших результатов деятельности образовательного учреждения.
Биология в школьном образовании формирует у обучающихся естественно-научную картину мира. Новые условия в образование требуют иного подхода в обучение, где на первое место выходит развитие у обучающихся практических умений и навыков, способностей находить и анализировать информацию самостоятельно, так биология становиться одним из средств подготовки будущих выпускников к жизни.
Если у школьника отсутствует стремление к получению новых знаний, то у него соответственно не будет успеха в обществе. В связи с этим, основной задачей образования становится развитие у обучающихся способности учиться. Заучивание учебного материала необходимо заменить познавательной компетентностью. Поэтому познавательная компетентность является качеством личности, которая способна находить и применять новые знания в различных сферах жизнедеятельности.
Внеурочная деятельность, как и полевая практика, которая является её составляющей, является важной ролью в развитии познавательной компетентности. В процессе полевого практикума обучающиеся осваивают навыки исследовательской деятельности.
В связи с этим, полевая практика по биологии является важным инструментом в руках педагога. Во время практики, обучающиеся способны актуализировать полученные знания, научится добывать новую информацию, проводить наблюдения, анализ и систематизацию полученных данных, измерять различные объекты природы. Во время уроков не всегда есть часы для такой работы.
Поэтому актуальность данного исследования определяется:
• на общественно-государственном уровне, где необходимо формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию на основе познавательной компетенции;
• на социально-педагогическом уровне, где познавательная компетенция является значимой для становления личности обучающегося;
• на методико-технологическом уровне, где существует необходимость в разработке методического и технологического аппарата для осуществления эффективного формирования познавательной компетенции обучающихся.
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: полевой практикум по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников. Познавательная компетентность - это важная составная часть новых обязательных результатов, определяющих учебную компетентность школьника, его готовность и способность учиться самостоятельно, должна быть достигнута каждым школьником и в процессе обучения каждому учебному предмету, входящему в состав базового учебного плана.
Объект исследования: познавательная компетентность школьников.
Предмет исследования: организация полевого практикума по биологии как средства развития познавательной компетентности школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия реализации школьного полевого практикума по биологии как средства развития познавательной компетентности школьников.
Задачи исследования:
• анализ педагогической литературы, нормативных документов, диссертационных исследований в области предмета исследования;
• разработать и реализовать содержание полевого практикума по биологии;
• оценить результативность полевого практикума как средство формирования познавательной компетентности школьников.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы); эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование); статистические (обработка результатов исследования).
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что полевой практикум результативен в развитии познавательной компетентности школьников.
Научная новизна: предложено содержание полевого практикума по биологии как средство формирования познавательной компетентности школьников.
Практическая значимость: выявлены и экспериментально обоснованы условия и приемы формирования познавательной компетентности обучающихся с помощью полевого практикума. Разработано содержание практики, дневник и задания. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей биологии и педагогов дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
• Достижение новых образовательных результатов у учебном
процессе по биологии, определяемых ФГОС ООО, предполагает формирование у школьников познавательной компетентности для понимания целостной картины мира.
• Методически обоснованные условия для формирования
познавательной компетентности в условиях практики.
• Содержание, полевого практикума как средство развития познавательной компетентности школьников.
Структура работы. Общий объём выпускной квалификационной работы 80 страниц, состоит из трёх глав, заключения и приложения, содержит 4 рисунка, 10 таблиц. Библиографический список содержит 73 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была изучена и описана тема «Полевой практикум по биологии как средство развития познавательной компетентности школьников». Были рассмотрены теоретические основы организации полевой практики в школе и как полевая практика влияет на познавательную компетентность обучающихся.
Полевая практика является результативным средством, которое комплексно оказывает воздействие на обучение и воспитание школьников. Проходя полевую практику, обучающие имеют возможности для самореализации; творчество, наука. Полевая практика имеет практико-ориентированный характер, где формируется универсальные учебные действия. Во время занятий на природе происходит познание окружающего мира, применяя при этом научные методы. В связи с этим формирование познавательной компетентности во время практики будет результативным и действенным. Полевая практика - это специально организованные задания для школьников в окружающей среде. На практике могут проводиться следующие исследования:
• наблюдение за погодой:
• наблюдение за растительным сообществом родного края;
• выполняться практические задания.
Взаимодействие полевой практики и познавательной компетентности в развитии учащихся, способствует ориентированию обучения на современные образовательные результаты, которые предполагают усвоения не только предметного материала, но и на метапредметные умения.
Цель и задачи дипломной работы были достигнуты. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом познавательной активности на полевой практике сделано следующее:
1. разработано содержание полевого практикума;
2. выделены условия, при которых формирование познавательной
компетентности дает оптимальный результат:
• обучающимся даны знания алгоритма для выполнения работы;
• проведены методические указания, инструктаж, консультации;
• создано соответствующая техническая оснащённость.
Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели для формирования познавательной компетентности обучающихся. В ходе работы было разработано содержание полевого практикума опубликованы 2 статьи и проведена полевая практика со школьниками.
Разработаны и апробированы методические условия для формирования у школьников познавательной компетентности, данные выпускной квалификационной работы могут быть использованы в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования.



1. Адольф В., Степанова И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода [Текст] / Высшее образование в России. // 2008. - № 3. - С. 158 -161.
2. Антоненко, Е.Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся [Текст] / :дис. канд. пед. наук // Е.Р. Антоненко
3. Плешаков А.А. Атлас-определитель для учащихся начальных классов. От земли до неба. // М.; Просвещение. 2002. - 109с.
4. Бабанский Ю.К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации [Текст] / Бабанский Ю.К// М., 2000
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] /Бабанский Ю.К. // М., 1992
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Божович Л.И // М., 2000
7. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. [Текст] / Богданова О.Ю.// - М., 1995
8. Боголюбов Л.Ф.Общая методика преподавания обществознания в школе [Текст]/ Л.Н. Боголюбов, Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. //М.: Дрофа, 2008. - С. 86-117.
9. Борисова Г.В. Современные технологии обучения. [Текст] / Борисова Г.В. // Санкт-Петербург 2002г.
10. Брунер Дж. Психология познания. [Текст] / Брунер Дж. // М.,
1999
11. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: логико¬
психологический анализ. [ Текст] / Брушлинский А.В. // М., 1999
12. Брушлинский А.В, Продуктивное мышление и проблемное обучение. [Текст] / Брушлинский А.В,. // М., 1996
13. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / Болотов В.А., Сериков В.В. //Педагогика. - № 10. - 2003.
14. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория
контекстного обучения. Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. [Текст] / Вербицкий А.А. // М., 2004. - 83 с.
15. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. [Текст] / Вертгеймер М.
// М., 1999
16. Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. д-ра пед. наук [Текст] / С.Г. Воровщиков. // М., 2007. - 416 с.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Выготский Л.С. // Собр. соч. - М., 2004
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. [Текст] / Выготский Л.С. // М, 1998.
19. Гальперин П.Я Введение в психологию. [Текст] / Гальперин П.Я // М, 1996.
20. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. [Текст] / Гальперин П.Я // М. 1984
21. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя//Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
22. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах - 39-е изд-е. - М.: Просвещение, 1999
23. Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников [Текст]: дис. д-ра пед. наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.
24. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. [Текст]: Европейский фонд образования. // ЕФО, 1997.
25. Голуб Г.Б., Е.Я. Коган, Прудникова В.А. [Текст]: парадигма актуального образования// Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С. 20-42.
26. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. [Текст] / Давыдов В.В. // - М., 2005
27. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / Давыдов В.В. // - М., 2005
28. Делор Ж. Образование [Текст]: сокрытое сокровище // UNESCO, 1996.
29. Демидова М. Компетентностно - ориентированные задания в естественно-научном образовании. [Текст]: Народное образование // 4/2008г.
30. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/
31. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. [Электронный ресурсЦЖ!.: http://window.edu.ru.
32. Захлебный А.Н., Зубарев А.Е., Скалон Н.В. Полевой
экологический практикум. [Текст]: Рабочая тетрадь. М,Центр //
«Образование и экология», 2003.
33. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования//Образование и наука. 2002. № 2(14).
34. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / Зимняя И.А. //Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5.
35. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — [Текст] / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: трудности, задачи, перспективы» // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
36. Ибрагимов Г.И. Ключевые компетенции как новая парадигма результатов среднего профессионального образования. Социальное партнерство как условие управления качеством подготовки специалистов в образовательном комплексе «сельская школа- колледж - село». [Текст] / Материалы научно-практ. Конференции // Чайковский, 2004. - С. 12-20.
37. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Школьные технологии // 2007. - №6. - С. 77 - 82.
38. Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 77-81. —
[Электронный ресурс]: Режим доступа URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2464/(дата обращения: 27.10.2018).
39. Ильязова, М.Д. О структуре компетентности будущего специалиста [Текст] / Интеграция науки и высшего образования // 2008. - № 1. - С. 67-71.
40. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. [Текст] / Учебное пособие. М.; // «Академия», 2008. - 496с.
41. Комиссарова, М.Н. Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе [Текст]: дис. канд. пед. наук М.Н. Комиссарова // Магнитогорск, 2006. - 209 с.
42. Константинова, С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / С.И. Константинова. // СПб, 2006. - 22 с.
43. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. [Текст]/ Кондаков Н.И. // - М.: Наука, 1975. - 720с.
44. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст]/ — М., 2002.
45. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения [Текст]: Дидактика и методика // М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - 352с.
46. Кроль В.М. Педагогика. [Текст]/ Кроль В.М. // М.: Высшая
школа, 2008. - 317 с.
47. Крюкова Т.П. Атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.; Дрофа. 2010. - 416с.
48. Кублицкая Ю.Г. Познавательная компетентность как предмет педагогического анализа [Текст] /Кублицкая Ю.Г. // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1.
49. Кульневич С.В., Т. П. Лакоценина «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки» [Текст] / Кульневич С.В., Т. П. Лакоценина // Учитель 2006г.
50. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» [Текст]/ Ландшеер В. // Перспективы. Вопросы образования 1988. - № 1.
51. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст]/ Лернер И.Я. // М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
52. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ Технология образования // теория и опыт.
53. Леднев В.С. Содержание образования [Текст]: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. // М.: Высш. Шк., 1991. - 224 с.
54. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования [Текст]: теория и практика // М., 2002.
55. Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mprso.midural.ru/(дата обращения: 10.02.2018)
56. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. [Текст]/ Новиков А.М. // М., 2008. - 135 с.
57. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Сов.энциклопедия, 1968. - 900с.
58. Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов (на материале математики и информатики) [Текст] : дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 : // защищена 25.06.02 : утв. 22.11.02
59. Пономарева И.Н. «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.
60. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., 2002. (англ. 1984).
61. Рослякова С. В. К вопросу о структуре познавательной компетентности [Текст] / Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. // (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита:
62. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://standart.edu.ru/.
63. Самойлова, Н.И. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности будущих специалистов в области физической культуры в процессе самостоятельной работы [Текст]: дис. канд. пед. наук // Чита, 2011.
-197 с.
64. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC/SEC (96) 43. - Берн, 1996.
65. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.
-М.: 2001.
66. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Татур Ю.Г. //Высшее образование сегодня. № 3. 2004.
67. Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/543 (дата обращения: 10.08.2017)
68. Хуторской А.В. (редактор - составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. [Текст] / Проект «Стандарт общего образования» // М., 2002.
69. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. [Текст] /Хуторской А.В.// Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
70. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. Трудов [Текст] / Хуторской А.В. // М.: «ИНЭК», 2007. - 327 с.
71. Шакуров Р.Х. Мотивация профессиональной деятельности: новые подхода [Текст] /Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения // М.: «NB Магистр», 1994. - С.49 - 59
72. Янов В.И., Практикум по растениеводству. [Текст] / Учебное пособие. // Элиста. ЗАОр «111111 Джангар». 2007. - 384с.
73. Ясвин В.Я. Психология отношения к природе. [Текст] / Ясвин В.Я. // М. «Смысл», 2000


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ