Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №14378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
875
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований использования интерактивных методов обучения в образовательном
процессе 8
1.1. Теоретическая сущность и содержание интерактивных методов
обучения 8
1.2. Анализ и обобщение опыта использования интерактивных
методов обучения на уроках искусства 13
1.2.1. Характеристика интерактивных методов обучения 13
1.3. Особенности и условия развития познавательного интереса
старшеклассников в учебном процессе 23
Глава 2. Использование интерактивных методов обучения на уроках искусства как условие развития познавательного интереса у старшеклассников 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования влияния
интерактивных методов обучения на развитие познавательного интереса старшеклассников 33
2.2.1. Исследование особенностей эмоциональной вовлеченности
учащихся в процессе использования интерактивных методов на уроках искусства 33
2.3. Программа развития познавательного интереса
старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения 42
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложения 59


Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает оптимальную интенсификацию труда, реализация которой возможна при соблюдении ряда условий: повышения целенаправленности обучения, усиления его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применения современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.
Все эти условия указывают на актуальность внедрения в обучение методов активизации образовательного процесса, в т.ч. с помощью интерактивных методов. Как показал теоретический обзор, идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам этих идей относят Я.А.
Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А.
Дистервега, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинского и других.
Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух противоположных взглядов на роль ученика. Приверженцы одной точки зрения настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, только учитель, по их мнению, мог проявлять активность. Сторонники другой точки зрения, среди которых были Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Сенека, Квинтилиан, считали ученика, соучастником процесса обучения и его активность была главной в обучении.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах педагогов классиков Сухомлинского, Шаталова, Амонашвили, Лысенковой, а также современных исследователей М.Д.
Виноградовой, Н.А. Волгиной, М.В. Емелиной, Е.А. Ефимовой, Е.А.
Капрановой, Е.В. Коротаевой, Р.А. Кутбиддиновой, Е.Н. Можар, И.Н.
Никитиной, И.В. Никишиной, Т.М. Садыкова, Г.К. Селевко,
Уварова, А.В. Хуторского и других.
Особенностями развития познавательной активности учащихся на уроках искусства и мировой художественной культуры занимались такие ученые и педагоги современности как А.В. Бакушинский, Л.М. Ванюшкина и Л.Ю. Копылов, П.М. Ершов, А.П. Ершова и В.М. Букатов, Т.А. Коптева и др.
В результате теоретического анализа нами было выявлено, что количество работ, касающихся непосредственно разработки и применения интерактивных методов на уроках искусства и мировой художественной культуры крайне мало. К таковым можно отнести исследования Л.М. Ванюшкиной, И.Н.
Никитиной, А.С. Панфиловой.
Анализ теоретических источников по исследуемой нами проблеме позволил нам выявить противоречие между достаточным количеством исследований и ограниченным объемом практических технологий применения интерактивных методов обучения на уроках искусства.
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы особенности разработки и внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс на уроках искусства.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования художественно-эстетического опыта у старшеклассников на уроках искусства
Предмет исследования: особенности разработки и внедрения интерактивных методов обучения как условие развития познавательного интереса старшеклассников на уроках иску сства.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ исследований использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе
2. Обобщить практический опыт использования интерактивных методов обучения на уроках искусства
3. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению интерактивных методов обучения на уроках искусства.
4. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы по внедрению интерактивных методов обучения на уроках искусства.
5. Разработать методические рекомендации по применению интерактивных методов на уроках искусства в 8-м классе»
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса
старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения может быть эффективным при следующих условиях:
- использования интерактивных методов в логике художественно-педагогической драматургии;
- эмоциональной включенности старшеклассников в процесс учебно-педагогического взаимодействия;
- субъект-порождающей стратегии взаимодействия в системе «учитель - ученик - художественно-эстетическая среда»
Методы исследования: в исследовании использовались: методы теоретического анализа; методы наблюдения, психологического тестирования, а также, метод математической обработки результатов, интерактивные методы обучения.
Конкретными методиками исследования явились: методические разработки «Интерактивные уроки к учебнику «Искусство. 8-9 классы» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д.», разработанные нами; самооценка эмоциональных состояний учащихся в процессе урока (методика «Градусник» Н.П. Фетискина); оценка познавательной активности учащихся в процессе применения разных интерактивных методов («Шкала состояний», разработанный нами); промежуточный контроль знаний по разделу (рубежные и итоговые тесты по учебнику «Искусство. 8-9 классы» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д.).
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №12» им Ф.С. Хихлушки, г. Белгорода. В исследовании приняли участие ученики 8-х классов в количестве 44 человека (22 - контрольная группа, 22 - экспериментальная группа).
Практическая значимость исследования. Разработанная нами программа развития познавательного интереса старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения, а также
методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения на уроках искусства в 8-м классе, могут быть использованы в практической деятельности учителей искусства, изобразительной деятельности и мировой художественной культуры.
Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровней, а также опубликованы в сборниках конференций и научных журналах. Перечень публикаций автора в количестве 6 статей включен в библиографический список.
Структура выпускной квалификационной работы: Основная часть работы размещена на 58 страницах и состоит из двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 64 источника и приложения.
В первой главе «Теоретический анализ исследований использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе» прежде всего, рассматриваются сущность, содержание и характеристика интерактивных методов обучения, раскрываются особенности и условия развития познавательного интереса старшеклассников в учебном процессе.
Во второй главе «Использование интерактивных методов обучения на уроках искусства как условие развития познавательного интереса у старшеклассников» представлены результаты исследования влияния интерактивных методов обучения на развитие познавательного интереса старшеклассников, а также описывается программа познавательного интереса старшеклассников на уроках искусства с использованием интерактивных методов обучения.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены конкретные, разработанные нами упражнения, интерактивные уроки искусства как условие развития познавательного интереса старшеклассников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ исследований использования
интерактивных методов обучения в образовательном процессе позволил:
выявить сущность и содержание интерактивных методов обучения; обобщить
опыт использования интерактивных методов обучения старшеклассников, в т.ч.
на уроках искусства; обнаружить особенности и условия развития
познавательного интереса старшеклассников в учебном процессе с помощью
интерактивных методов обучения.
Главными выводами исследования явились:
1) На основании теоретического анализа мы обнаружили противоречие,
заключающееся в том, что, рассматриваемая нами проблема, активно
обсуждается с теоретических позиций в рамках разнообразных дисциплин.
Существует целый ряд разработок интерактивных уроков по иностранным
языкам, биологии, русскому языку, истории, математике и т.п. Между тем,
количество теоретических исследований и разработанных практических
технологий применения интерактивных методов обучения на уроках искусства,
в сравнении с другими дисциплинами оказалось не значительным. Кроме того,
нам не удалось обнаружить исследования, касающиеся влияния интерактивных
методов обучения на уроках искусства на развитие познавательного интереса
обучающихся. Эти и другие факты убедили нас в необходимости исследования,
заявленной проблемы и разработки практической части исследования.
2) На экспериментальном этапе мы исследовали, как влияют
интерактивные и традиционные уроки на познавательную активность
старшеклассников на уроках искусства. На основании полученных результатов
было установлено, что использование интерактивных методов на уроках
искусства более эффективно влияет на эмоциональные состояния учащихся,
чем традиционные методы. 3) С целью получения объективной оценки действий старшеклассников на
уроке искусства с использованием интерактивных методов обучения мы
использовали, разработанную нами, таблицу наблюдений учителя за реакциями
учащихся на уроке. В результате, наше предположение о том, что
использование интерактивных методов обучения на уроках искусства
положительно влияет на эмоциональную вовлеченность учащихся в процесс
изучения учебного материала, объективно подтвердилось. Тестирование
остаточных знаний по изученным темам и разделам, также свидетельствовало о
том, что в экспериментальном классе успешность усвоения знаний значительно
выше, нежели в контрольном классе, где занятия проводились в традиционной
форме.
4) Полученные результаты экспериментального исследования,
свидетельствуют об эффективности применения, разработанных нами
методических рекомендаций: «Интерактивные уроки к учебнику «Искусство.
8-9 классы» (Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.) в соответствии с
авторскими поурочными разработками для 8-х классов. Как было выявлено и
жэкспериментально доказщано, структура построения и содержание
интерактивного урока, разработанные нами в соответствии с законами
художественной драматургии, с одной стороны и этапами интерактивного
урока, с другой, помогает учителю более эффективно использовать время и
информацию в процессе интерактивного урока.
5) Результативность нашей работы подтверждается результатами субъектпорождающей стратегии взаимодействия в системе «учитель-ученик –
культурно-эстетическая среда». Нами были разработаны и реализованы три
проекта: творческая работа «Музыка Б. Струлева глазами художника»; «Дети
рисуют мир: исторический анализ детских рисунков»; «Терапевтическая
функция искусства» (пятиступенчатый арт-тренинг, проведенный учащимися 8
класса с учениками 4 класса в интерактивной форме «бинарный урокнаставничество». Первых два проекта разрабатывались учащимися
индивидуально. В результате, нами было подготовлено два победителя в
областных конкурсах проектов: А) Ученица 8 класса стала лауреатом конкурса рисунков в рамках VI Международного музыкального фестиваля «Борислав
Струлев и друзья». В рамках фестиваля BELGORODMUSICFEST был
представлен уникальный арт-проект Борислава Струлева – ArtCelloLab и
вебсайт artcello.ru. В рамках данного проекта, на ряду с картинами друзей
музыканта, знаменитых художников Василия Кафанова, Марка Костаби,
Алекандра Жерноклюева, Михаила Молочникова, Александра Захарова, Юрия
Горбачева, были выставлены перед глазами зрителей во время выступления
музыканта работы победителей конкурса проекта ArtCelloLab. В число
победителей вошли и наши авторы проектов, которые были отмечены
наградами.
Б) Исследовательский проект на тему истории детского рисунка,
выполненный учеником 8-го класса был представлен на обсуждение в рамках
Недели науки в НИУ «БелГУ». Автор проекта, наряду со студентами вуза,
успешно защитил свое исследование и был награжден почетной грамотой за
первое место в номинации «Школьник-исследователь».
В) Коллективный проект «Терапевтическая функция искусства»
реализовывался при участии основного состава экспериментального класса,
который выступил в качестве арт-тренеров и провел совместно с учителем и
психологом школы пятиступенчатый тренинг для учащихся 4-го класса,
нуждающегося в коррекции поведения, по запросу администрации школы.
Таким образом, наше исследование дало положительные результаты. В
его ходе, была достигнута цель, решены противоречия, проблемы, задачи.
Выдвинутые нами гипотезы успешно доказаны.


Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В.
Бакушинский. – М., 2009. – 214с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека /
Ф.Б. Березин – М.: 2001. –189 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.
Богоявленская. – М., 2002. – 320 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды / Л. И. Божович. Под ред. Д. И. Фельдштейна. –
Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 352 с.
5. Ванюшкина Л.М., Копылов, Л.Ю. Мировая художественная культура. Век
Просвещения. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса / Л.М. Ванюшкина,
Л.Ю. Копылов. – СПб: СМИО Пресс, 2007 – С. 4 - 5
6. Васильев И.А., Магомед - Эминов, А.Ш. Мотивация и контроль за
действиями / И.А. Васильев. – М.: 2001. - 327 с.
7. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание
школьников. Из опыта работы / М. Д. Виноградова – М., - 2000. -С.14-40
8. Волгина Н. А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и
самостоятельной работы / Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Рос. экон.
акад., 2004. – 88 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск, 1998. –
480с.
10.Гребнева В.А. Метод художественно-педагогической драматургии как
условие эмоциональной вовлеченности учащихся на уроках мировой
художественной культуры. Молодежь. Наука. Инновации/ Материалы
международной молодежной научно-технической конференции,
посвященной 125-летию Морского государственного университета. Морской53
государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток 17-20
ноября, 2015. – С. 143
11.Гребнева В. А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника
с применением методов «наставничества» и арт-терапии / В. А. Гребнева, О.
В. Попова, Научно-методическое сопровождение образовательных программ
в области искусства: Материалы международной научно-практической
конференции (г. Белгород, 21-22 октября 2016 года). – Белгород: ИПЦ
«ПОЛИТЕРРА», 2016. - С. 216-220
12.Гребнева В.А., Попова О.В. Взаимосвязь науки и искусства: сравнительный
анализ / В.А. Гребнева, О.В. Попова // Научная дискуссия: вопросы
филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по материалам
Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». – № 7(46). – М.,
Изд. «Интернаука», 2016. – С. 7-12.
13.Гребнева В.А. Эмоциональная вовлеченность учащихся как результат
использования метода художественной драматургии на уроках МХК / В.А.
Гребнева. // Новая наука: вызовы и перспективы: Международное научное
периодическое издание по итогам Международной научно-практической
конференции (26 июля 2016г., г. Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 55-58
14.Гребнева В.А., Корнеева С.А. Эмоциональная вовлеченность учащихся как
психологический фактор усвоения учебного материала (на примере урока
МХК) / Сборник материалов юбилейной международной школы по
психологии состояний/ Институт психологии и образования, / В.А. Гребнева,
С.А Корнеева. Казань, 28-30 сентября 2016 года, – С.94 – 99
15.Гребнева В.А., Корнеева С.А. Эмоциональная вовлеченность на уроках
мировой художественной культуры как психологическое условие усвоения
учебного материала / Актуальные проблемы науки в студенческих
исследованиях: материалы всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. От 28 апреля
2017г. / Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут.54
гос.пед. ун-т» ; под общ. ред. Е.А. Шанц. – Сургут : РИО СурГПУ, 2017. – С.
14-18
16.Групповые формы обучения / сост. Н.А. Сохранная. – Минск: КрассикоПринт, 2007. – 128с.
17.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приѐма до философии. / В.В.
Гузеев – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
18.Емелина М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы
школы [Электронный ресурс] / М. В. Емелина. – Режим доступа:
/http://festival.1september.ru/articles/(дата обращения: 1.02.2017)
19.Ефимова B.B. Формирование опыта творческой деятельности школьников в
системе негосударственных образовательных учреждений: автореф. дис.
канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ефимова. Новокузнецк, 2001. – 19 с.
20.Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки
профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное
образование. – 2011. – N 10. – С. 23-24
21.Ершов П. М., Ершова, А. П., Букатов, В.М. Общение на уроке, или
Режиссура поведения учителя/ П. М. Ершов, А. П. Ершова, В.М. Букатов.
- Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Флинта, 2008. – 304с.
22.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - В кн.: Неврозы у детей и
подростков. Тезисы. докладов. М., 1986. - С. 86-88.
23.Ильев В. Режиссерская партитура урока / В. Ильев // Учитель, 2007. - №1. –
С. 14-19
24.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. -752с.
25.Интерактивные формы обучения в преподавании курсов «Изобразительное
искусство», «Мировая художественная культура» / сост. О.И. Орлова, М.В.
Примачук, Д.Э. Гладкова. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2010. – 28 с.
26.Искусство. 8–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П.
Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2009. – 190 с.
27.Капранова Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы / Е. А.
Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. – Полоцк, 2012. – № 7. – С. 11–1455
28.Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в
образовательных учреждениях России / Т.А. Копцева. – М., 2006. – 76 с.
29.Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов /
Е.В. Коротаева. – // Русский язык в школе, 1999. №5 – С. 3 – 8.
30.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников / Е.В. Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003 – 176 с.
31.Кутбиддинова Р. А. Методы активного социально-психологического
обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – ЮжноСахалинск: из-во СахГУ, 2014. – 136 с.
32.Латышина Д. И. История педагогики: учеб. пособие / Д. И. Латышина. – М.:
Гардарики, 2005. – 603 с.
33.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрастеПособие для учителя. – М., Просвещение, 1983. – 96 с.
34.Можар Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности
старшеклассников средствами интерактивного обучения: дис. … канд. пед.
наук: 13.00.02 / Е. Н. Можар. – Минск, 2006. – 218 с.
35. Мункина Н. Г. Интерактивные формы обучения как средство творческого
развития учащихся на уроках ИЗО [Электронный ресурс] /Режим доступа:
https://multiurok.ru/files/(дата обращения: 17.02.2016)
36.Неменская Л.А. Изобразительное искусство 4 класс / Л.А. Неменская. М.
Просвещение, – 2013. – 159 с.
37.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация
учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование
интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов /
И.В. Никишина. - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.
38.Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Отв. ред.
А.С. Белкин. Уральский государственный педагогический университет:
Екатеренбург. – 1995. – 22 с.
39.Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под
ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: 2002. – 298 с.56
40.Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. Часть 1/
В.И. Панов – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 128 с.
41.Панфилова А. С. Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства
/ А. С. Панфилова. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, Выпуск № 43-2 / том 17 /
2007, – С. 200-203
42.Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. -
М.: Просвещение, 2012. – 223с.
43.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие /
авт.-сост. Г. А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 232 с.
44.Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. –
М.: ИздMво «Институт психологии РАН», 2006. – 624 с.
45.Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.
Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 752 с.
46.Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и
коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В
Роберт // Информатика и образование. – 2001. – №5. – С. 12-16
47.Роджерс К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения /
К.Р. Роджерс // Открытое образование. 1993. № 5-6. – С. 22-24., С.42–49
48.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб:
Издательство «Питер». – 2000. – 712 с.
49.Садыков Т.М. История развития интерактивных технологий / Т.М. Садыков
// Проблемы современного образования, 2016. − № 4. – С. 51-53
50.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.
К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
51.Сластенин В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: Учеб.
пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред.академика В.А.
Сластенина. В 2 ч.Ч. 1. – М., 2006. – 576 с.
52.Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в
пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели57
школ / В. И. Слободчиков – Вып. 7. Инноватор Bennet college. – М., 1997. –
С. 181
53.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н. В. Бордовская
(и др.); Под ред. Н. В. Бордовской. – 2 - е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 112
с.
54.Современный урок: Мировая художественная культура: Методические
рекомендации в помощь учителю / Под ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.
КАРО, 2009. – 160 с.
55.Уваров А. Ю. Групповая работа: кооперация в обучении / А. Ю. Уваров, –
М.: Изд-во МИРОС, 2001. – 224 с.
56.Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы/Г.П. Сергеева, И.Э.
Кашекова, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2014.-157с.
57.Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн: Избр. тр. -
2-е изд. - М.: Флинта, 2004. – 672 с.
58.Фернем Адриан. Реализация преимуществ командной работы //
Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации / Адриан Фернем. – М.:
МИМ ЛИНК, 2001. – С.195
59.Формирование УУД в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата обращения 12.03 2017)
60.Хализев В. Драма как род искусства / В. Хализев. – М.: МГУ,1986. – 120 с.
61.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика /
А.В. Хуторской. Научное издание. – М.: Международная педагогическая
академия, 1998. - 266 с.
62.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск, 1993. –
С.159-160.
63.Щербаков Н.Ю. Проблемы развития личности старшеклассника, задачи
курса и психологические основы методики преподавания МХК в школе //
Конспекты уроков по МХК. 9 кл. Художественная культура XVIII века – 50-58
х годов XIX века: пособие для учителя/ Н.Ю. Щербаков – М.: ВЛАДОС,
2004. – С. 12-26
64.Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие для
вузов / Н. Е. Щуркова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2005. – 365 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ