Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №37392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Использование экспериментальной деятельности как практического метода обучения биологии в средней школе: теоретические аспекты 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего
школьного возраста 6
1.2. Эксперимент как метод обучения биологии 14
1.3. Принципы использования экспериментов как практического метода
на уроках биологии 24
Глава II. Место экспериментальной деятельности по биологии в системе школьного образования 35
2.1. Констатирующий анализ познавательной деятельности школьников в ходе экспериментальной деятельности на уроке биологии в 6-ом классе 35
2.2. Дидактические условия организации экспериментов по биологии в
школе: цели, задачи, формы, методы 43
Глава III. Планирование использования экспериментов по биологии 52
3.1. Методические разработки учебных занятий по биологии с использованием экспериментов 52
3.2. Контрольный анализ познавательной деятельности школьников в ходе экспериментальной деятельности на уроке биологии в 6-ом классе 61
Заключение 69
Литература 73
Приложения

Актуальность исследования: Современное состояние образовательной системы не вполне соответствует потребностям и запросам современного общества. В настоящее время в социуме не востребованы разносторонне развитый человек, обладающий высоким профессионализмом в своей области, и способный гибко приспосабливаться к нестандартным ситуациям и изменяющимся условиям окружающей среды.
Такой уровень развития человека невозможно достичь, если обучать детей на этапе общего образования по принципу единого среднего стандарта, поскольку возможности, способности, склонности и творческий потенциал у каждой личности индивидуален. Поэтому среди педагогов в настоящее время так высок интерес к возможностям развития познавательной активности учащихся и такой реорганизации учебно-познавательной деятельности, при которой создаются наиболее эффективные условия для мотивации и развития познавательного интереса ученика с учетом его индивидуальных интересов, склонностей и способностей.
Психолого-педагогическая практика показала, что для повышения эффективности познавательной деятельности ученика, для того, чтобы повысить у него мотивацию и интерес к учебе, следует давать ученику больше возможностей для проявления инициативы, возможности показать себя, свои способности и интересы. Такую возможность предоставляет экспериментальная деятельность ученика - при самостоятельной работе в ходе выполнения эксперимента, ученик опирается не на вербальную поддержку педагога, а на свои суждения, умозаключения, опыт. Предоставление самостоятельности на уроке с применением эксперимента, можно воплотить с помощью различных приемов и методов, эффективность и применимость которых мы осветим в данном исследовании.
Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что формирование положительной познавательной активности будет эффективным при условии применения программы экспериментальной деятельности, как средства развития самостоятельности у школьников на уроке биологии на основе мотивации к познавательной деятельности.
Целью данного исследования являлось проведение анализа условий эффективного применения экспериментов по биологии в МБОУ гимназии №1 г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан(на примере 6-ых классов) на уроках биологии при использовании приемов активизации познавательного интереса и деятельности.
Задачи исследования:
1. Разработка тематики экспериментов по биологии для учащихся 6-х классов Гимназии №1, г. Агрыз;
2. Создание методических разработок для проведения экспериментов по биологии;
3. Создание условий для творческой самореализации школьников во время проведения экспериментов;
4. Проверка степени усвоения учащимися учебного материала по биологии с использованием экспериментов.
Предмет исследования: условия эффективного применения экспериментальной деятельности по биологии в средней образовательной школе.
Объект исследования: эксперимент как один из методов обучения биологии в современной общеобразовательной школе.
Теоретические методы исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация психолого-педагогической, философской и методической литературы по проблеме исследования; анализ отечественного педагогического опыта.
База исследования: МБОУ гимназия №1 г. Агрыз Агрызского района Республики Татарстан. Испытуемые - учащиеся 6-х классов. Общее количество респондентов исследования - 40 школьников (с согласия их родителей). Группы респондентов были разделены на две части: 20 школьников вошли в экспериментальную группу, с которой проводились занятия по программе с использованием экспериментов, 20 школьников вошли в контрольную группу, которая училась обычным способом.
Эмпирические методы исследования:
1. Адаптированный опросник Ч.Д. Спилбергера по определению уровня познавательной активности [Немов, 2013, с.169];
2. Анализ боязни неудачи/мотивации к успеху в обучении, по методике А.А. Реана[Немов, 2013, с.178];
3. Анализ самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан[Немов, 2013, с.134].
1. Методологические основы исследования.В процессе работы была использована широкая теоретическая база отечественной литературы по проблеме активизации познавательной деятельности. Это исследования таких ученых, как Е. Бережнова, А. Вербицкий, В. Пидкасистый и др.[ Бережнова, Краевский, 2013. - 128 с.].
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели программы методических приемов по активизации самостоятельной работы школьников при выполнении экспериментов на уроке биологии в средней школе.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений. Основная часть изложена на 68 страницах машинописного текста и включает 9 рисунков, 7 таблиц. Библиография включает 31 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательная (учебная) активность школьника - это его стремление к учебе, к преодолению трудностей на пути приобретения знаний, к приложению максимума собственных волевых усилий и энергии для достижения определенного результата в умственной работе. Познавательная активность - это внутренняя, мыслительная активность учащихся, проявляющаяся, в своей высшей степени в творческом мышлении.
Учебная дисциплина «Биология» особенна не только занимательностью, но и исключительной познавательностью материала, находящим свое применение как в науке и народной хозяйстве, так и в повседневной жизни человека. Поэтому процесс ее преподавания целесообразно осуществлять через активизацию познавательной деятельности учеников.
В ходе исследования была выполнена его цель. На базе МБОУ «Гимназия №1 г. Агрыза» Агрызского муниципального района Республики Татарстану первой половине 2019 года в экспериментальной и контрольной группах учащихся 6-х классов был проведен эксперимент по повышению степени сформированности положительной познавательной активности школьников с помощью применения программы активизации познавательной деятельности.
В ходе проведения формирующего эксперимента была применена программа методических приемов по активизации самостоятельной работы школьников при проведении эксперимента на уроке биологии на основе мотивации к познавательной деятельности с помощью сочетания различных приемов организации учебно-познавательного процесса.
В качестве основных выводов работы можно привести следующие результаты.
1. Разработана программа экспериментов по биологии для учащихся 6- х классов, которая включает 9 основных тем по биологии с 15 лабораторными занятиями.
2. Созданы методические разработки применения экспериментальной деятельности учащихся по биологии для каждого лабораторного занятия, которые включают: цель и задачи занятия, планируемые результаты обучения, подробное описание хода каждого урока.
При реализации обучающей программы применялись следующие приемы: самостоятельная работа в малых группах, перевод фокусировки с теоретического представления знаний на самостоятельный поиск и кооперацию усилий учеников, дифференциация обучения, применение метода проектов, компьютерное тестирование учащихся, применение соревновательного метода (внутри групп сильных, слабых и средних учеников) и кооперации между ними на основе сотрудничества, акцент на интересующие темы, движение от вербального к визуальному, образному и абстрактно-логическому мышлению, обучение в творческой деятельности, эвристический метод обучения, метод эвристических вопросов, инверсия, эмпатия, использование метода многомерных матриц, проблемное обучение, технология «обучения в диалоге», метод открытий, нетрадиционные формы и методы урока.
3. Во время проведения эксперимента были созданы условия для творческой самореализации школьников: 1) комфортная среда образовательного учреждения; 2) организация творческих самостоятельных работ; 3) наличие мотивации; 4) присутствие на уроке сотрудничества, сотворчества ученика и учителя.
4. Сравнительный анализ проверки степени усвоения учащимися учебного материала по биологии с использованием экспериментов по результатам входного и выходного контроля с использованием опросников, разработанных по методикам Ч.Д. Спилбергера, А.А. Реана и Дембо- Рубинштейна, показал подтверждение гипотезы о том, что формирование положительной познавательной активности будет эффективным при условии применения программы экспериментальной деятельности, как средства развития самостоятельности у школьников на уроке биологии на основе мотивации к познавательной деятельности.
Результаты анализа позволили вывить следующее:
а) познавательная активность школьников в экспериментальной группе возросла: на высоком уровне в процентном исчислении на 60 % от общего количества учащихся, на среднем - 30 %, на низком уровне показатель - 10 %; в контрольно группе не изменилась. Таким образом, мы видим, что общий уровень сформированности познавательного интереса у детей экспериментальной группы значительно повысился, тогда как у контрольной не изменился.
б) контроль боязни, неудачи и мотивации школьников к успеху в обучении в бальном исчислении вывил, что среди учащихся экспериментальной группы уровень боязни неудач остался на показателе 5%; а количество учащихся, равновероятно ожидающих как успех, так и не удачу, снизилось, что составило 40 %; количество учащихся, мотивированных на удачу, повысилось, показатель 55 % (когда составляло 5%). В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Из полученных данных мы видим, что после проведения занятий дети экспериментальной группы стали нацелены на ситуацию успеха.
в) анализ результатов самооценки школьников в экспериментальной группе после обучения по программе выявил значительные изменения в положительную сторону: снизился показатель заниженной самооценки что составляет 30%, повысилась адекватная самооценка, она составляет 65%, и завышенная осталась без изменений 5%. В контрольной группе изменений в самооценке незначительно произошли: заниженная самооценка снизилась составляет - 40%, адекватная повысилась - 55% и завышенная осталась без изменений. Таким образом, мы видим, что показатели по всем уровням в экспериментальной и контрольных группах в общем одинаковые.
Проведенная исследовательская работа свидетельствует о недостаточности применения экспериментально-опытной работы на уроках биологии, и важности применения разнообразных дополнительных методов исходя из уровня подготовки и сформированности основных учебных умений.
В ходе первичного контроля познавательной активности школьников 6 класса наблюдались средний уровень развития познавательной активности, отсутствие ожидания успеха или неудачи, и довольно высокий процент заниженной самооценки и притязаний. Использование обучающей программы на уроках биологии в ходе эксперимента в течение четырех месяцев позволило развить познавательный интерес и повысить ожидание ситуации успеха, повысить самооценку и уровень притязаний. После ее применения дети стали более реалистично относится к себе: большинство детей стали иметь реалистичный уровень притязаний и адекватную самооценку. Следовательно, предложенная гипотеза имела подтверждение.



1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 128 с.
2. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: МГУ, 2011.- 98 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 2011. - 207 с.
4. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/ под ред. Л.Ю. Ганича. - М.: Академия, 2013. - 220 с.
5. Возгова З.В. Инновационный потенциал проблемы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9. - С.84-90.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. - Т.4.: Детская психология. - М.: Книга по требованию, 2012. - 504 с.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: ПсихоЛогос, 2011. - 400 с.
8. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 88 с.
9. Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 141-146.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: Состояние и проблемы
исследования // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С.91-95.
11. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Высшая школа, 2012. - 339 с.
12. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Книга по требованию, 2013. - 240 с.
13. Зимняя И.А. Ключевые концепции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. - С.55-59.
14. Иванкина Л.И. Педагогика творчества // Известия Томского политехнического университета. - 2011. -№4. - С.217-220.
15. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 2009. - 216 с.
16. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании: дань моде или
требование времени? //- 2009. - №4. - С.2-8.
17. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие. - М.: МарТ, 2013. - 368 с.
18. Лебедев Г.М. Формирование потребности в знаниях у учащихся. - М.: Книга по требованию, 2013. - 240 с.
19. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С.8-10.
20. Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Педагогика. - 2012. -№11. - С.5-15.
21. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 630 с.
22. Осанов А.А. Использование принципа интеграции при формировании целостного представления о мире // Интеграция образования. - 2008. - №2.-С.24-25.
23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 112 с.
24. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.В. Габай. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
25. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. - М.: Педагогическое общество, 2011. - 256 с.
26. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: АСТ, 2014. - 240 с.
27. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2013. - 180 с.
28. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: АСТ, 2014. - 320 с.
30. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012 - №3. - С.58-62.
31. Щедровицкий Г.П. Проблема рефлексии в теории деятельности и СМД методологии // Вопросы методологии. - 2011. - № 2. -С.47-66.
32. Рабочая программа под редакцией В.В. Пасечника [2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ