Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

Работа №37700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
843
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проектного обучения биологии 6
1.1 Сущность проектной технологии и ее значение при обучении 6
1.2 Особенности организации проектной деятельности по биологии 9
1.3 Основные требования к применению технологии проектного
обучения в школе 15
1.4 Основные этапы выполнения проектной работы 18
Глава 2. Технология проектного обучения биологии в общеобразовательной школе 21
2.1 Возрастные психологические особенности учащихся 8 класса 21
2.2 План-конспект уроков по биологии для 8 класса с применением 23
технологии проектного обучения 23
2.3 Диагностический инструментарий по определению уровня сформированности самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии
2.4 Анализ результатов проектной деятельности и способности
учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности 42
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 53



На сегодняшний день актуальным является предъявление высоких требований к совершенствованию образования. Данные условия обуславливают необходимость повышения эффективности учебного процесса, вооружению учеников методами и приемами самостоятельной учебной работы, формирования умений и необходимости самостоятельного добывания знаний.
Современное образование ставит перед собой основную цель - научить ученика учиться. Для достижения этой цели определяет новые задачи, которые затрагивают не только формирования системных знаний, учебных умений и навыков, но и развития коммуникативных умений, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Также важной задачей современного образования становится обучение исследовательской деятельности, умениям и навыкам исследовательского поиска. Смысл компетентностного подхода к образовательному процессу заключается в развитии у школьников умений самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Для этого необходимо освоение новых подходов к учебно-воспитательному процессу. Образовательная деятельность школ должна учитывать возрастные и индивидуально-психологические способности и интересы школьников, их социальные требования, право на выбор образовательного пути, преодоление изолированности школьного образования от других сфер общественной деятельности.
Перечисленным требованиям соответствует одна из инновационных педагогических технологий - технология проектного обучения или обучение с использованием учебных проектов. Данная технология реализуется на практике для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой.
Во многих регионах страны в настоящее время наблюдается интенсивное использование метода проектного обучения на уроках естественнонаучного цикла с целью формирования исследовательских и коммуникативных умений, умений осуществлять самостоятельность в управлении учебно-познавательной деятельностью и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, что приводит к социализации обучающихся в современном обществе. Однако в нашей стране технологию проектного обучения общей биологии применяют в своей практической деятельности только педагоги-новаторы. Большая часть преподавателей либо не знакомы с данной технологией обучения, либо не владеют методикой её осуществления. Вызвать интерес у учащихся и помочь им в познании окружающего мира можно правильно организовав обучение биологии в школе. Одним из способов решения данной проблемы, по нашему мнению, является обучение предмету с использованием технологии проектного обучения.
Данная технология получила свое развитие во многих методических разработках по различным школьным предметам - химии (В. Н. Давыдов, Ю. В. Железнякова), информатике (Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, Т. С. Цыбикова), иностранному языку (Э. В. Бурцева) и некоторым вузовским дисциплинам (В. Н. Веселова, М. У. Гаппоева и др.). Опубликованы рекомендации по проведению отдельных уроков, в том числе по биологии и экологии (М.Ю. Бухаркина, Н.С. Дежникова, О.Г. Роговая, Г.А. Русских, И.В. Цветкова), посвященные применению технологии проектного обучения.
Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. Это позволяет в наилучшей степени реализовать идеи личностно-ориентированного обучения.
Целью данной курсовой работы является изучение применения технологии проектного обучения на уроке биологии в 8 классе. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы проектного обучения.
2. Изучить технологию проектного обучения биологии.
3. Разработать план-конспект уроков по биологии для 8 класса с применением проектного метода обучения.
4. В ходе исследовательской работы определить уровень готовности к самостоятельной работе учащихся на уроках биологии на основе метода проектов.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - технология проектного обучения биологии в 8 классе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были использованы учебные пособия, которые раскрыли теоретические основы педагогических технологий, организации самостоятельной работы учащихся на основе метода проектов. Это работы Бордовского Г. А., Маляновой А. В., Полат Е. С., Махмутова М. И., Новиковой Т. А., Селевко Г. К., Якиманской И. С. Анализ данных учебных пособий разных авторов показывает, что понятие «педагогическая технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы исследуют структуру образовательно-технологического процесса и его компоненты. Также в работе были использованы статьи из периодических сборников, статьи из журналов и газет, посвященные каким-то отдельным аспектам технологии проектного обучения. Это работы: Алексеева Н. Г., Агафоновой М. А., Бахтияровой Е. М., Бобровой О. В., Боричевской, Кузнецовой Т. В., Куценко - Барсковой Л. Б., Пахомовой Н. Ю. и др.
Технология проектного обучения является необходимым элементом эффективного образования в области биологии. Если использовать объяснительно-иллюстративный подход, то ученик будет запоминать и воспроизводить знания путем тренировки, а при применении технологии проектного обучения учащийся приобретает знания о предметах и явлениях, изучает их в ходе самостоятельно разработанного или предложенного плана работы. Тем самым у учащихся появляется потребность в получении новых знаниях.
Технология проектного обучения значительно может обогатить классно - урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Проектная деятельность учащихся способствует более глубокому усвоению знаний по дисциплинам, вырабатывает умения и навыки самостоятельной деятельности обучающихся, способствует формированию теоретических знаний в решении каких-либо практических задач, развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях. Не менее важным считается, что технология проектного обучения влияет на мотивацию учащихся на протяжении всего времени реализации учебного проекта и восполняет за счет высокой мотивации недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, играя роль компенсаторного фактора. Под современным проектом понимают дидактическое средство активизации познавательной деятельности, которое может развить как креативность, так и сформировать определенные личностные качества. Так проектное обучение как педагогическая технология ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Поэтому важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит получить.
Таким образом, мы разработали план-конспект уроков по биологии для 8 класса с применением технологии проектного метода обучения, провели наблюдения и анализ за ходом уроков по биологии и деятельностью учащихся. Анализ литературных источников позволил выявить ряд преимуществ, которыми обладает применение проектных технологий: они активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, развивают их память и речь; развивают способность ученика нестандартно применять имеющиеся у него знания и опыт деятельности.
В ходе исследования мы определили уровень готовности к самостоятельной работе учащихся на уроках биологии, проанализировали результаты работы: в контрольном 8 «Б» на констатирующем этапе самостоятельная учебная деятельность сформирована на высоком уровне (80 %), в экспериментальном 8 «А» - на среднем (64%). На контрольном этапе в контрольном 8 «Б» и экспериментальном 8 «А» самостоятельная учебная деятельность сформирована на высоком уровне.



1. Агафонова М. А. Метод проектов. / М. А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - № 35. - С. 17 - 27.
2. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2001. - № 1. - С. 24 - 34.
3. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / Е.М. Бахтиярова // Школьные технологии. - 2001. - № 2. - С. 21 - 29.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. - М.: Просвещение, 2004. - 56 с.
5. Гатанов Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю. Б. Гатанов // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С. 93 - 100.
6. Горячев М. С. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия», 1995.- 864 с.
7. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6 - С. 39 - 47.
8. Даськова Ю. В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности / Ю. В. Даськова // Молодой ученый. - 2011. - № 7. - С. 42 - 48.
9. Демидова М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в средней школе: система заданий / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. - М.: Просвещение, 2009. - 67 с.
10. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: Академия, 2002. - 330 с.
11. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б. П. Есипов. - М.: Просвещение, 2006. - 203 с.
12. Ефремова Е.А. К вопросу об образовательных технологиях профессионального самоопределения учащихся // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2. - С.14-25.
13.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Книга 2. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 496 с.
14. Иванова Л.В., Федорова М.А. Самостоятельная работа как основа проектной деятельности в процессе обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2014. - № 6 - С. 1-11.
15. Концепция структуры и содержания общего среднего образования: Проект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. Серия 6. Личность, труд, экономика, образование. - 2000. - № 3.- С. 350 - 351.
16. Кручинина Н.Е., Александрова М.М., Кручинина Е.Ю. Химический анализ качества водных сред в центрах школьного экологического мониторинга. Методическое пособие для учителей - М.: ООО «ДеЛи», 2003. - 27с.
17. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. -С.15-22.
18. Кузнецова Т. В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы / Т. В. Кузнецова, С. И. Поздеева // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 65 - 68.
19. Куценко - Барскова Л. Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса / Л. Б. Куценко- Барскова // Вестник ЛОИРО. - 2006.- № 3. - С. 95 - 99.
20. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании / Т. Лазарев // Первое сентября. - 2011. - № 1. - С. 9-10.
21. Левицкая И. Б. Развитие креативности школьников / И. Б. Левицкая // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 112 - 114.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М: Педагогика, 2001. - 186 с.
23. Лихолетов В. В. Развитие творческого воображения у детей / В. В. Лихолетов, Ю. С. Прохорова, А. П. Киселев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2001. - 59 с.
24. Луняк Н.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Биология в школе. -2013. - № 8. - С.14-26.
25. Макрушина О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками. //Вопросы психологии. - 2005. - №12. -С.89-92.
26. Малянова А. В. Информационные технологии в проектной деятельности / А. В. Малянова // Учительский портал. - 2001. - 97 с.
27. Мансуров Н.С. Не толкователь, а соучастник: Из опыта организации проектной деятельности в школе // Управление школой. - 2005. - № 6. - С. 12-18.
28. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т.
А. Маттис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2004. - 98 с.
29. Масленникова А. В. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях / А. В. Масленникова, И. П. Бессонова // Центр «Школьная книга».- 2003. -112 с.
30. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов - М.: Просвещение, 2003. - 118 с.
31. Методика проектного обучения биологии [Электронный ресурс]. URL: [http: //studwood.ru/1039138/pedagogika/metodika_proektnogo_obucheniya_ biologii ] (дата обращения 21.12.2018).
32. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это / Н.Ю. Пахомова // Методист. - 2004. - №1. - С. 3-5.
33. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Изд. Академия УДК, 2000. - 272 с.
34. Попова О. Н. Учебный проект как творческий продукт / О. Н. Попова // Учительский портал. - 2003. - 89 с.
35. Проектное обучение. - 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления:
05.10.2008. - URL: [http://pedportal.net/starshieklassy/biologiya/proektnoe-
obuchenie-394558] (дата обращения 21.03.2019).
36. Рыбина О. В. Проектная деятельность учащихся в современной школе / О. В. Рыбина // Образование в современной школе. - 2003. - № 9. -
С. 20-22.
37. Савенков А. И. Исследователь. Самостоятельная исследовательская практика / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. -
2004. - № 5. - С. 46 - 59.
38. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
39. Симоненкова, Т. Д. Проектная деятельность учащихся/ Т. Д. Симоненкова // Завуч. Управление современной школой. - 2007. - № 8. - С. 34 - 37.
40. Сонин Н.И. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, Биология 6 кл. - М.: Дрофа, 2001 . -94 с.
41. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Биология 7 кл.- М.: Дрофа, 2000 . - 224 с.
42. Токарева М. И. Алгоритм организации проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования./ М. И. Токарева //Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей. - Нижний Новгород - М.: Арзамас, 2015.- С. 673-676.
43. Урок биологии в формате технологии проектного обучения обучение. - 2007 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2009. - URL: [http:// http://textarchive.ru/c-1855469-p3.] (дата обращения 21.11.2018).
44. Цыганкова Ю. Н. Обобщение педагогического опыта на тему:
Самостоятельная работа учащихся на уроках и внеурочно.- 2001 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2007. - URL:
[http://festival.1september.ru/foreignlanguage/] (дата обращения: 26.03.2019).
45. Чечель И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 19 -28.
46. Шадриков В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
47. Шипилова Т. Н. О понятиях «исследовательские умения и навыки» и различных подходах к их формированию / Т. Н. Шипилова // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк ЛГПУ, 2001. - С. 3 -15.
48. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1988.- 152 с.
49. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М.: Академия, 2000. - 208 с.
50. Якуба Ю.А. Методика тестирования качества обучения / Ю.А. Якуба. - М.: Издательский центр АПО, 2001. - 58 с.
51. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д. Г. Ямалтдинова // Начальная школа. - 2008. - № 2.- С. 8 - 9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ