ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Психолого-педагогический анализ активизации учебной деятельности в
психолого - педагогической литературе 7
1.2. Состояние практики активизации обучения биологии в современной
школе 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Экспериментальная методика формирования учебной деятельности
обучающихся на уроках биологии в 8 классе 24
2.2. Эффективность экспериментальной методики формирования учебной
деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классе 27
ВЫВОДЫ 75
ЛИТЕРАТУРА 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Социально - экономическое развитее современного общества побудило положительные изменения в сфере образования. В нынешних условиях развития общественно-экономических отношений появилась необходимость подготовки учащихся, способных к саморазвитию в условиях быстрого изменения жизни общества. Обновления содержания образования, отход от однообразия школы, быстро меняющиеся приоритеты в области профессиональной деятельности диктуют потребность в людях, способных учится самостоятельно, уметь пополнять и обновлять свои знания.
Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием разнообразных государственных и альтернативных образовательных программ , авторских, экспериментальных учебных курсов. Такое количество инноваций - показатель того, что новые социальные условия диктуют необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения и попытки активизировать процесс приобретения знаний.
Проблема активизации учебной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов. Социально-экономические изменения ,происходящие в настоящее время в нашей стране, придали ей особую актуальность.
Поиски путей решения данной проблемы ведутся учеными в разных направлениях. Можно выделить два пути активизации учебной деятельности : экстенсивный и интенсивный. Оба пути имеют одну конечную цель : воспитание нравственной, образованной, творческой, способной к саморазвитию личности.
При изучении курса биологии и школьников формируются биологические представления и понятия ,интеллектуальные и практические умения : анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы об объектах и явлениях природы, проводить наблюдения, наблюдения влияний антропогенных факторов на природные экологические системы.
Необходимо каждого школьника научить совершенствовать свои знания. Это значит, что школа, помимо усвоения основ наук, должна обеспечить развитее способностей и творческих возможностей школьников, поэтому новое звучание приобретает проблема активизации учебной деятельности. Именно этим аргументируется выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование учебной деятельности обучающихся на уроках биологии» и определяет ее актуальность.
Сущность проблемы состоит в изменении парадигмы образования, предъявляемой обществом на современном этапе развития ,новым усовершенствованным программам по предметам, государственным учебным стандартам и реальным уровнем развития учебной деятельности школьников на уроках биологии, в процессе изучения, что связано с недостатками постановки методики преподавания учебных дисциплин в школе.
Цель исследования: дать научное обоснование методике активизации учебной деятельности обучающихся и комплексно использовать традиционные, инновационные методики обучения с целью эффективности процесса обучения.
Объектом исследования является процесс обучения биологии, включающий систему форм, методов и средств обучения.
Предметом исследования является учебная деятельность школьников, а так же методика активизация и управления этой деятельностью учителем в процессе обучения биологии.
В процессе обучения деятельность учителя и обучающихся взаимосвязаны, поэтому главное в исследовании найти оптимальные варианты активизации учебной деятельности школьников. Следовательно, важно определить психолого- педагогические условия, позволяющие учителю организовать учебную деятельность школьников, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии.
Исходя из цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы активизации учебной деятельности школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Разработать экспериментальную методику проведения уроков биологии в 8 классе с использованием элементов проблемного обучения.
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ контрольных работ учащихся;
- методы математической статистики.
...
1. На основе научного анализа, многочисленных работ психологов, педагогов
и методистов выявлена степень разработки темы, исследования, показан интерес к данной проблеме, как ученых - методистов так и учителей школы. Ретроспективный анализ научных источников показал, что на каждом этапе исторического развития образовательных систем организация активизации учебной деятельности обучающихся достаточно четко отражает социальный заказ общества.
2. Разработана экспериментальная методика проведения уроков биологии в 8х классах с использованием элементов проблемного обучения. Суть, которого состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Установлено положительное влияние систематического включения элементов проблемного обучения в процессе проведения уроков биологии в 8 классе на развитие познавательной деятельности обучающихся
1. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Искусство и образование № 3 с. 265.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, М.
1989,. с. 45.
3. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест // Психология обучения. 2008, N 2. с. 63-65.
4. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся методология повышения школьной успеваемости М.: Опрант. 2015, с. 96.
5. Воронина Г.А, Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология планируемые результаты 5-9кл. М.: Просвещение. 2013 с. 155.
6. Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология, ЕГЭ 2012 Типовые тестовые задания М.: Экзамен. 2012, с. 39.
7. Галеева Н.Г. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии М.: Просвещение. 2006, с. 56.
8. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. 1998., N 2. с. 34.
9. Градова А.И. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. М.: Просвещение. 2004, N 6. с. 80.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения ,Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М.: Педагогика. 1986, с. 33.
11. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996, №2. с. 70-72
12. Драгомилов А.Г, Маш Р.Д Биология 8 класс, М.: Вентана -Граф, 2008,с. 277.
13. Зеленина Л.М. O курсе биологии, построенном на познавательной активности и самостоятельности учащихся // Начальная школа. 1999, N 9. с. 47.
14. Карсонов В.А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся // Школьные технологии 2007, N 5. с. 126.
15. Карсонов В.А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании 2007, N 5. - с. 16.
... всего 46 источников