Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностно-ориентированный подход к работе над художественным репертуаром с учащимися класса флейты детской музыкальной школы (на основе работ Ж.Пиаже)

Работа №37302

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
526
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания личностно-ориентированного обучения детей на основе работ Ж. Пиаже
1.1 Сущностно-содержательная характеристика личностно-ориентированного обучения в учреждении системы дополнительного образования детей 10
1.2 Основные положения теории когнитивного развития Ж. Пиаже 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Практическая работа по личностно-ориентированному обучению детей класса флейты в процессе работы над художественным репертуаром 37
2.1 Разработка методических рекомендаций на основе теорий личностно-ориентированного подхода и трудов Ж.Пиаже работы над художественным репертуаром в классе флейты 37
2.2 Апробация методических рекомендаций личностно-ориентированного обучения детей с учащимися класса флейты Детской школы искусств №15 г. Казани 59
Выводы по главе 2 68
Заключение 71
Список литературы 74
Приложения 81

Актуальность исследования
Значимость проблемы художественного развития учащихся в настоящее время обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция развития дополнительного образования до 2020 г.» от 4 сентября 2014 г. N 1726-р», где выделен ряд задач, связанных с художественным развитием учащихся, среди них: приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; широкое внедрение
художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
Также в этом нормативном документе выделены современные проблемы в области культуры, среди которых: недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются. В данном документе намечены пути реализации обозначенных проблем и решения поставленных задач: формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества; непрерывное обновление программно-методического обеспечения.
Другим важным документом является Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ г. Москва. В этом документе также выделены основные цели и задачи в образовании: организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Таким образом, развитие художественного воспитания школьников является актуальной проблемой образовательного процесса в настоящее время. Согласно научным исследованиям, дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии. Они быстрее усваивают навыки чтения и могут яснее выразить свои мысли. Музыка помогает раскрыть потенциал, который заложен в каждом человеке с рождения, делая его счастливее.
Степень изученности темы исследования
К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного развития детей, эстетического воспитания.
Среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания
музыкального искусства в процессе воспитания, а также необходимость прогнозирования влияния организованного музыкального восприятия на процесс развития личности школьников, их эстетическое и духовное формирование (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др).
Изучением трудов Ж. Пиаже занимались: Барложецкая Н.Ф.,
Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Запарожец А.В., Эльконин Д.Б.
Теоретико-методологические основания педагогического процесса были раскрыты в трудах таких ученых, как Д. Вико, Л. Демос, М. Мид, И.А. Тэн, Й. Хёизинга. Вопросы гуманистического воспитания детей исследовали: М.Н. Берулава, О.С. Газман, И.Ф. Исаев, А.Н. Леонтьев, Н.И Мушенок, Л.В. Романюк, В.А. Сластёнин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов. Личностно - ориентированном образование занимались такие педагоги, как А.Н. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, В.В. Бондаревская, Н.В. Занков,
A. А. Плигин, В.В. Сериков.
Основные характеристики и принципы педагогического процесса в психологии изучали ученые: П.П. Блонский, Л.А. Выготский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптеревым, В.А. Крутецкий, О.В. Лишни, Ж. Пиаже. Изучением методов в образовании занималась большая группа ученых: Л.М. Зюбин, С.Ю. Курганов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова. Широкий спектр общеобразовательных методик был изучен такими учеными, как В.В. Воскобович, Г. Доман, Л.В. Занков, И.Ф. Исаев, С. Лупан, М. Монтессори, И.П. Подласый, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, и ми. др. Проблемы эстетического воспитания в отечественной педагогике изучали: Л.С. Выготский, В.А. Березина, И.Ю. Павлова, Н.И. Сакулина, Е.А. Флерина,
B. И. Шацкая и др.
Различные аспекты художественного образования представлены в трудах следующих ученых: А.А. Мелик-Пашаев, Л.В. Пешикова, П.В. Соболев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, И.А Химик, Е.К. Чухман. Методические основания процесса художественного развития учащихся в процессе обучения в классе флейты представлены в работах И. Бернольда, Т. Вайя, Ю.Н. Должикова, А. Кискачи, М. Моиза, Н.И. Платонова, И.Ф. Пушечникова, М. Райхерта, и др.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике школьного дополнительного образования противоречие: между высокой степенью изученности личностно-ориентированного подхода в педагогике, а также теории когнитивного развития Ж.Пиаже в психологии и отсутствием методических разработок в методике обучения игре на флейте, включающих элементы данных теорий.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования: Какое методическое обеспечение на основе теории когнитивного развития Ж.Пиаже будет способствовать эффективному личностно-ориентированному освоению художественного репертуара учащимися в классе флейты?
В результате обозначенной проблемы была сформулирована тема исследования: «Личностно-ориентированный подход к работе над
художественным репертуаром с учащимися класса флейты детской музыкальной школы (на основе теории Ж.Пиаже)»
Цель исследования - разработать на основе теорий личностно-ориентированного подхода и когнитивного развития Ж.Пиаже принципы выбора художественного репертуара и методические рекомендации работы над ним для учащихся класса флейты в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - процесс обучения в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - изучение художественного репертуара в классе флейты в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: эффективность процесса освоения художественного репертуара учащимися класса флейты существенно повысится, если будет:
- изучена сущностно-содержательная характеристика личностно-ориентированного обучения в учреждении системы дополнительного образования детей;
- выявлены основные положения теории когнитивного развития Ж.Пиаже;
- разработаны методические рекомендации на основе теорий личностно-ориентированного подхода и трудов Ж.Пиаже по работе над художественным репертуаром в классе флейты;
- выполнена апробация методических рекомендаций на основе теорий личностно-ориентированного подхода и трудов Ж.Пиаже для работы над художественным репертуаром в процессе занятий с учащимися класса флейты детской школы искусств № 15.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику личностноориентированного подхода.
2. Выявить основные положения теории когнитивного развития Ж.Пиаже.
3. Разработать методические рекомендации на основе теорий личностно-ориентированного подхода и трудов Ж.Пиаже по работе над художественным репертуаром в классе флейты.
4. Выполнить апробацию методических рекомендаций на основе теорий личностно-ориентированного подхода и трудов Ж.Пиаже для работы над художественным репертуаром в процессе занятий с учащимися класса флейты детской школы искусств № 15.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научно-исследовательских методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике педагогического воспитания школьников, исследования по проблемам эстетического воспитания; сравнительно- сопоставительный анализ и обобщение опыта музыкально-эстетического воспитания детей школьного возраста;
эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование,
наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы исследования были использованы труды, посвященные теоретико-педагогическим основам процесса обучения и воспитания детей: И.Ф.Исаева,
A. Н. Леонтьева, И.П. Подласого, В.А. Сластёнина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других. В Вопросах гуманистического воспитания детей взяли за основу материалы: М.Н. Берулавы, О.С. Газмана, И.Ф. Исаева, А.Н. Леонтьева, Н.И Мушенок, Л.В. Романюк, В.А. Сластёнина, К.Д. Ушинского, Е.Н. Шиянова. В личностно - ориентированное образование опирались на труды таких педагогов, как А.Н. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер,
B. В. Бондаревская, Н.В. Занков, А.А. Плигин, В.В. Сериков.
Психолого-возрастная характеристика школьников была рассмотрена на основе работы Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского , А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой и др., В процессе проведения исследования осуществлялась опора на методики обучения игре на флейте таких авторов, как П. Бернольд, Т. Вай. Ю.Н. Должиков, А. Кискачи, М. Моиз, Н.И. Платонов, И.Ф. Пушечников, М. Райхерт.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2018г.) - было осуществлено изучение, теоретический анализ и сбор материала по личностно-ориентированному подходу и теории когнитивного развития Ж. Пиаже для всех возрастов.
На втором этапе (декабрь-февраль 2018г.) - были разработаны принципы подбора репертуара художественного репертуара и методические рекомендации работы над ним для учащихся классов флейты на основе теории Ж.Пиаже для развития учащихся класса флейты учреждения дополнительного образования.
На третьем этапе (март-май 2019г.) - осуществлено внедрение разработанных принципов подбора художественного репертуара и методических рекомендаций работы над ним в образовательный процесс системы дополнительного образования и проведен эксперимент, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе МБУ ДО ДТТТИ№15 Ново-Савиновского района г.Казани.
Новизна исследования: Разработаны принципы подбора
художественного репертуара и методические рекомендации работы над ним на основе личностно-ориентированного подхода и когнитивного развития Ж. Пиаже для внедрения в музыкальную школу для развития навыков игры на флейте учащихся всех классов.
Практическая значимость - разработанное методическое обеспечение позволит совершенствовать методическое сопровождение процесса художественного развития детей в учреждениях дополнительного образования путем индивидуализации педагогического подхода к каждому ученику с целью повышения продуктивности обучения.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведения исследования были получены следующие результаты:
1. Стадии интеллектуального развития ребенка по Ж.Пиаже представляют собой следующие этапы: Сенсомоторная (протекает от рождения до 18-24 месяцев), дооперационная (от 18-24 месяцев до 7 лет),стадия конкретных операций (с 7 до 12 лет), стадия формальных операций (начинается после 12 лет).
2. Теория когнитивного развития активно используется ведущими психологами и педагогами в работе с детьми (Н. Ф. Барложецкой, Л. Выготским, Г. Крайгом, Л.Ф. Обуховой, Л. Г. Уодсвортом) и с течением времени каждый психолог и педагог трактует её немного по своему, но основные положения, который выдвинул Ж.Пиаже, не изменяются.
3. Анализ методик обучения игре на флейте «Блок-флейта» А.Кискачи , «Школа игры на флейте» Н.И. Платонова, «Школа игры на блок-флейте» И.Ф. Пушечникова показал что все они касаются исключительно технических принципов исполнения, тогда как такие общие вопросы воспитания музыканта, как гармонично развитой личности в них не рассматриваются.
4. Принципы подбора художественного репертуара для учащихся детской музыкальной школы включают:
4.1. Выбор художественного репертуара должен начинаться с совместного прослушивания или показа произведений ребенку для дальнейшего обсуждения с ним характера музыки с целью объективной оценки степени понимания им основного образа, что будет служить точным инструментарием для определения стадии развития его мышления в аспекте теории Ж.Пиаже.
4.2. Выбор произведений основной исполнительской программы в соответствии типом преобладающих операций мышления - конкретных или формальных, чему будут соответствовать пьесы, имеющие подробную программу и произведения, не имеющие программных заголовков, например жанры крупной формы.
4.3. Для начального периода развития конкретных операций мышления ребенка следует выбирать пьесы, допускающие составление подробного сюжетного плана, тогда как в последующие годы образная программа может иметь более обобщающий характер.
4.4. На начальных стадиях развития формальных операций при выборе произведений крупной формы более полезными для освоения будут те из них, тематизм которых основан на понятной ребенку жанровой основе.
4.5. Изучение произведений, не соответствующих стадии развития мышления, допускается, при этом характер работы над ними должен быть скорее ознакомительным, их включение в программы, исполняемые на контрольных мероприятиях, при отсутствии ярко выраженного интереса ребенка является нежелательным.
5. Методические рекомендации для освоения художественного репертуара в классе флейты предполагают опору на яркие, увлекательные, подробные и понятные ребенку образы в первых классах. Необходимо, чтобы педагог детально объяснял сюжетную программу, обосновывая ее музыкально-выразительными средствами, использованными композитор. По мере взросления ребенка образные сюжеты могут носить все более обобщенный характер. При обсуждении тематизма крупной формы следует использовать художественные обобщения, которые могут носить философский характер, например, диалектического противостояния главной и побочной партий.
6.. Эксперимент, проведенный на базе МБУ ДО ДТТТИ № 15 с участием (15 учеников) показал значительное улучшение качества исполнения детей экспериментальной группы, в которой занятия проводились с использование методических рекомендаций, по сравнению с контрольной, на основании чего был сделан вывод об эффективности разработанных методических рекомендаций.


1. Антология по истории педагогики в России: (Первая полвина XX века)/учеб. пособие для вузов. - М.: Academia, 2000 - 384с.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006-332с.
3. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории
и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского
государственного университета, 1996-216с.
4. Алексеев Н. А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов -М.:Канд.дисс., 1982-187с.
5. Алексеев Н. А., Алексеева Л. В. Роль прикладных психологических исследований в системе воспитательной работы в ВУЗе Опыт прикладных исследований и разработок, их экспериментального внедрения в управление воспитательной работой,- Тюмень: Феникс, 1983- 165с.
6. Алексеев Н. А. О психологическом механизме и условиях подготовки специалиста в вузе. Поиск и творчество молодых - реализации Продовольственной программы,- Тюмень: Канд.дисс, 1999-321с.
7. Алексеев Н. А. Пути совершенствования психолого-педагогического оснащения воспитательного процесса в ВУЗе как условие качественной подготовки будущих учителей. Совместная работа вузов и органов народного образования по реализации школьной реформы.- Тюмень:Феникс, 1986-321с.
8. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения- Челябинск: Монография, 1995- 167с.
9. Алексеев Н. Г., Якиманская И. С., Газман О. С., Петровский В. А„ Козлова Г. А. Новая профессия в педагогике. - Тюмень: Учительская газета., 1994-18с.
Ю.Амонашвили Ш. А. Единство цели. -М.,- МПСИ: 1987 - 208с.
П.Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония: В 3-х частях. - Екатеринбург, 1993-231с.
12. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: учебнометодическое пособие / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007- 512с.
13. Бернольд П. Школа игры на поперечной флейте. /Ю. Н. Должиков - Москва, 2001-352с.
14. Берулава Е. А. Диагностика и развитие мышления подростков. /Е.А.
Берулава — Бийск: Научно-издательский центр Бийского пед.
института 1998-326с.
15. Библер В.С. Школа диалога культур. Основы программы /Под общей редакцией- Кемерово, 1992-96с.
16. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды. / П.П. Блонский- МПСИ, 2006-632с.
17. Бондаревская Е.В Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская- Ростов: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000-352с.
18. Вай Т. Сборник упражнений для флейты. 1ая тетрадь. Звук./Ю.Н. Должиков - Москва 2012-254с.
19. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Ветлугина Н.А, Просвещение, 1968 - 414с.
20. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций /Платон.- 1980 - 620с.
21. Воскобович В. Развивающие игры Воскобовича./Вакуленко Сфера, 2015 - 128с.
22. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. /М,- Воронеж. МОДЭК, 2012 - 325с.
23. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М: Эксмо-Пресс, 2000 - 390с.
24. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы./ О.С. Газман — Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003 — 320с.
25. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий./П.Я.Гальперин— Исследования мышления в советской психологии. М., 1966-212с.
26. Гуманность без иллюзий / бесед. Н. Машер .Семья и школа. - 2005-
315с.
27. Давыдов В.В.Лекции по общей психологии : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. В. Давыдов. — 2-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия» ,2008 - 176с.
28. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Вопросы психологии. -М.,: Издательский центр «Академия», 1992-231с.
29. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. № 4. Т.9. С.22-32.
30. Демос Л. Психоистория /Демос. Л - Феникс, 2000-512с.
31. Должиков М.Ю. Школа игры на флейте. /Н.И. Платонов Москва.2012-160с.
32. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка/МОДЭК, 2015-273с.
ЗЗ.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополи. —
М./: Дом педагогики, 1999 — 608с.
34.3апарожец А.В. Избранные психологические труды в 2х томах/ Запарожец А.В.- М.Педагогика 1986-320с.
35.3юбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы/Л.М..Зюбин Высшая школа, 1991 -87с.
36. Исаев Е.А Психология человека. Ведение в психологию субъективности./ Слободчиков В. И., Исаев Е. И., Православное, 2013- 500с.
37. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц./ П. Каптерев П.Ф .Издатель Тип.А.М. Котомина, 1999 - 631с.
38. Кискачи А. - Блокфлейта. Школа для старших классов. Клавир с комментариями" Краткая теория и упражнения. / «Композитор» изд. Ц,ентр Санкт-Петербург 2003-211с.
39. Курганов В.М. Психология управления. Автотранспортная психология / Шикуна А. Учебное пособие, Москва, 2004 - 140 с.
40. Крайг Е. Д. Психология развития./ Крайг,- СПб.: Питер, 2002-325с.
41. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии/ М. : Просвещение, 1972 - 253с.
42. Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики: кн. для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Народное образование, 2003- 442 с.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев -2-е изд. - М.: Политиздат, 1977 - 304 с.
44. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения./М.Педагогика 1997- 186с.
45. Лишни О. В. Педагогическая психология воспитания /О.В.Лишин, Академкнига, 2003-145с.
46. Лупан С. Поверь в свое дитя./ Манн, Иванов и Фербер 2015-ЗЗбс.
47. Махмутов И.М. Проблемное обучение. Основные вопросы теории./И.М. Махмутов Букинистическое издание. 1975-370с.
48. Мелик-Пашаев А. А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре /Искусство в школе №1. 1997-232с
49. Мид М. Культура и мир детства / М. Ммд -Наука, 1988-285с.
50. Моиз М.. Школа артикуляции для флейты/ М.Ю Должиков - Москва, 2001-Шс.
51. Монтессори М. Мой метод/М. Монтессори ACT, Астрель. 2006-352с.
52. Мушенок Н. И. Психология [Текст] : учебное пособие / Н. И. Мушенок
; М-во высш. образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Самарский гос. экономический ун-т". - Самара : Изд-во Самарского гос.
экономического ун-та, 2014 - 229с.
53.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1994- 225с.
54.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1998-334с.
55. Павлова И. Ю. Эстетическое воспитание личности в истории отечественной педагогической мысли /14 — Народное образование. Педагогика. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 1999-432с.
56. Пешикова Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореферат канд. диссертацию. - М.,1997-311с.
57. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж.Пиаже. Питер, 2003.-160с.
58. Пиаже Ж. Психология интеллекта/Ж.Пиаже. Питер,2003-78с.
59. Платонов Н.И. Школа игры на флейте/ Гос. музыкальное издательство Москва 1958-166с.
60. Плигин А.А. Личностно- ориентированное образование: история и практика. Монография/ А.А. Плигин,- Профит-Стайл,2007-432с.
61. Подласый И.П. Педагогика, книга 1: Общие основы. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 750 с.
62. Подласый И.П. Педагогика, книга 2:Теории и технологии обучения. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2008 - 710 с.
63. Пушечников И.Ф.- Школа игры на блокфлейте. /Культура России. Поддержка полиграфии и книгоиздания в России. Изд. Москва, 2007.
64. Райхерт М. 7 ежедневных упражнений ор.5./М. Ю. Должиков Москва 2001-25с.
65. Романюк Л.В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики / Л.В.Романюк - Изд. Книга по требованию, 2001- 176 с.
66. Сакулина Н.П Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Н.А. Вершининой СПб 2002-411с.
67. Сериков В.В. Педагогика: теория и история /
В.В.Сериков -М.: Логос, 2012.-432с.
68. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении./М.Н.Скаткин М., 1998-311 с.
69. Скаткин М. Н. Методология и методика пед. исследований. /М.Н.Скаткин, 1998-297с.
70. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013 - 576 с.
71. Соболев П.В. Художественная культура личности/. В.П.Соболев, 1999- 274с.
72. Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1988 - 270с.
73. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Теплов Б.М.- Наука, 2003-384с.
74. Тэн И.А. Философия искусства/ А.Н.Чудинов С-П.: Республика, 1996- 534с.
75. Уодстворт Л.Г. Избранное./ Б.Б. Томашевского. Гослит. издат, Москва 1997-343с.
76. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988 - 414 с.
77. Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ.) - М.: Просвещение, 1967- 303с.
78. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников/ Е.А. Флерина- М.: Букинистическое издание, 1961-334с.
79. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека./ - Ю.У.Флхт-Бабушкин 2000-285с.
80. Хёизинга Й. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёизинга- Ивана Лимбаха, 2015-416 с.
81. Химик И. А. Художественная культура и развитие личности. -/ М., 2000 - 223 с.
82.Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман,- М.: «Педагогика» ,1992-352с.
83. Шамова Т.И. Управление образовательными системами/: учеб, пособие по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика». 2008- 320с.
84. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979-158 с.
85. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1986-296 с.
86. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. - М. : Просвещение, 1962- 461с.
87. Шиянов Е.Н. Еуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева. - М. : Народное образование: Илекса Ставрополь, 2003. - 336с.
88.Эльконин Д.Б. Психология игры./Д.Б.Эльконин— Педагогика М., 1976— 304с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ