Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты использования открытых сетевых ресурсов в обучении иностранному языку 8
1.1 Информационно-образовательная среда вуза как инновационное
средство обучения иностранному языку 8
1.2 Образовательный потенциал открытых сетевых ресурсов в обучении
иностранному языку в вузе 31
1.3 Технологии Веб-2.0 в обучении иностранному языку 36
1.3.1 Социальный сервис блогов как ресурс для обучения чтению и
письменной речи 51
1.3.2 Дидактическое значение микроблогов для формирования
коммуникативных навыков обучающихся 55
Выводы по главе 1 62
Глава 2. Экспериментальные исследования по реализации методического потенциала открытых сетевых ресурсов в процессе обучения английскому языку в пространстве вуза 63
2.1 Содержание основной образовательной программы с использованием
открытых сетевых ресурсов 64
2.2 Типология интерактивных заданий с использованием микроблогов по
видам речевой деятельности 73
2.3 Экспериментальная проверка эффективности разработанной
технологии 82
2.4 Результаты экспериментальной проверки эффективности технологии
обучения иностранному языку 85
Выводы по главе 2 102
Заключение 104
Список литературы 107
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время происходит глобальная информатизация общества. Ключевым фактором, который предопределил стремительное развитие интернета, считается модернизация микроэлектронной индустрии и вычислительной техники. Все больше заметно повышение интереса стран и общества в целом к развитию телекоммуникационных и интернет-технологий как к базе разработки общего информационного пространства мира.
Современные открытые сетевые ресурсы обозначают единые границы, позволяющие свободно реализовывать обмен знаниями и данными, и предоставляют возможность их многократного использования в различных приложениях.
Всемирное распространение и расширение безграничных возможностей интернет-сервисов создают новые формы обучения, которые способствуют решению большого круга задач, стоящих перед образованием на сегодняшний день.
Немалую роль играет объединение образовательных и информационных технологий, а также создание на данной основе современных интегрированных технологий обучения, базирующихся на сетевых ресурсах.
Актуальность данной проблемы обусловлена противоречием между:
• объективной тенденцией развития сетевых услуг и распространением серверов, и недостаточным их использованием в образовательной среде;
• имеющимся методическим потенциалом открытых сетевых ресурсов и неразработанностью образовательных средств в их использовании в процессе преподавания английского языка в вузе.
На основе изложенного выше была сформулирована проблема исследования: методический потенциал открытых сетевых ресурсов при формировании у студентов коммуникативных компетенций.
Объект исследования: методика обучения иностранному языку в системе высшей школы.
Предмет исследования: методический потенциал открытых сетевых ресурсов в обучении английскому языку в образовательном пространстве вуза.
Цель исследования: выявить методический потенциал открытых сетевых ресурсов и реализовать его в процессе опытно-экспериментальной работы при формировании у студентов коммуникативной компетенции средствами английского языка.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективное использование открытых сетевых ресурсов в процессе преподавания английского языка будет успешным, если:
• выявить методический потенциал открытых сетевых ресурсов в преподавании английского языка в системе вуза;
• обеспечить дополнительный образовательный инструментарий по реализации основной образовательной программы «Практический курс английского языка» по направлению подготовки «45.03.02 Лингвистика. Профиль подготовки: Русский язык как иностранный (для иностранных студентов)» по 4 видам речевой деятельности;
• определить интерактивные технологии, формы и методы использования открытых сетевых ресурсов в процессе обучения студентов английскому языку в вузе;
• разработать на основе выявленных сетевых ресурсов на платформе Web 2.0 способы их реализации в ходе самостоятельной изучения студентами английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в рамках исследования:
1. Дать теоретико-методологическое обоснование возможности использования открытых сетевых ресурсов в процессе обучения;
2. Разработать учебно-методологический инструментарий по использованию открытых сетевых ресурсов в обучении английскому языку;
3. Экспериментально выявить методический потенциал сервиса микроблогов в обучении иностранным языкам;
4. Разработать дополнительную интерактивную технологию обучения иностранным языкам посредством микроблогов.
Методологическую базу исследования составили: научно исторический подход к изучению процесса становления современных информационных технологий в рамках методики обучения иностранным языкам; междисциплинарный подход, который интегрирует теорию и практику изучения языков и иноязычных культур; личностный и коммуникативно-деятельностный подходы к образованию; философское положение о взаимосвязи вербального и социокультурного уровней речевой деятельности; компетентностный подход к страноведческой подготовке студентов.
Теоретической базой исследования послужили:
• концепции информатизации образования и общества (Б.С. Гершунский, Е.И. Выштынецкий, А.А. Андреев, и др.);
• теоретические основы информационных технологий, разработанные в педагогике, методике обучения, психологии (А.Е. Войскуновский, Е.С. Полат, В.П. Беспалько, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Талызина, И.В. Роберт и др.);
• теория компьютерно-опосредованной коммуникации (А.Ю. Уваров, О.П. Крюкова, S.E. Reushle, D. Laurillard и др.);
• теоретические основы и практические методики обучения на основе сервиса «Твиттер» (Rankin M., Wolff В., Sample M., Rooney J., Schumann A.);
• критерии оценки письменной речи обучающихся (Зимняя И.А., Баранов М.Т., Солдатова Н.В., Татаринова М.А., Креер М.Я., Бим И.Л., Миролюбов A.A., Сафонова В.В., Гром E.H.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках работы:
• выявлены методические условия использования информационных технологий в образовательном процессе вуза;
• раскрыты методический и дидактический потенциалы открытых сетевых ресурсов и возможности их использования в иноязычном образовании студентов вуза;
• выявлены дидактические свойства и методические функции интернет-сервиса «Twitter», которые нужно учитывать при разработке методики обучения иностранному языку на его основе;
• разработана и экспериментально проверена методическая система развития коммуникативных навыков студентов на основе сервиса «Twitter»;
• определены критерии отбора учебного материала при изучении иностранного языка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что созданная технология использования открытых сетевых ресурсов в процессе изучения иностранного языка углубляет представления о средствах педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов, вносит определенный вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки специалистов языковых факультетов вузов.
Практической значимостью исследования является предложение подробного описания технологии, которая направлена на формирование коммуникативных навыков студентов вуза на основе сервиса «Twitter», и возможность использования результатов исследования в курсе методики обучения иностранным языкам при разработке учебно-методических пособий и курсов по иностранным языкам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на конференциях и форумах различного уровня, в том числе на научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань) в 2018 году; на международной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» (Омск) в 2019 году; на XX международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага) в 2019 году.
В настоящее время, в условиях развития международных связей во всем мире, изучение иностранных языков является актуальным и необходимым. Обучение иностранному языку является сложным процессом, который требует учета ряда факторов, таких как возраст, половая принадлежность, социальный статус, психологическое состояние, цели, задачи и мотивация обучающихся. В условиях современного общества все большим спросом пользуются образованные, квалифицированные специалисты, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью. В связи с этим, система российского образования претерпевает ряд существенных преобразований таких как пересмотр основных методов и технологий обучения.
Целью исследования являлась разработка дополнительной интерактивной технологии обучения студентов английскому языку с применением открытых сетевых ресурсов, в частности, сервиса микроблогов Twitter. Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач. В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. изучены современные методы обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях, которые включают в себя пассивные, активные и интерактивные;
2. рассмотрены и сравнены активные и интерактивные методы обучения;
3. обоснована трактовка, интерактивных методов обучения как современной формой активных методов;
4. изучены информационно-компьютерные технологии,
используемые в процессе обучения иностранным языкам, включающие в себя интернет-сайты, электронную почту, вики- технологии, скайп, подкасты, сервис видеофайлов YouTube, блоги и микроблоги;
5. выявлена дидактическая польза применения сервиса микроблогов в обучении иностранным языкам,
6. разработана дополнительная интерактивная технология обучения иностранным языкам посредством сервиса микроблогов Twitter;
7. подтверждена эффективность разработанной дополнительной интерактивной технологии обучения иностранным языкам.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
• использование открытых сетевых ресурсов в образовательном процессе обладает рядом преимуществ: создаются дополнительные возможности для развития творческих навыков студентов, стимулируется их любознательность и прививается интерес к научной деятельности;
• использование новых информационных технологий, в частности, интернет-ресурсов, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей;
• участие в информационно - коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений обучающихся;
• интерактивные методы можно охарактеризовать как современную трактовку активных методов обучения, что представляется возможным благодаря тому, что интерактивные методы сочетают в себе основные характеристики и принципы активных методов в сочетании с более широким взаимодействием обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, а также благодаря внедрению новейших компьютерных технологий в образовательный процесс;
• стремительное распространение мобильных устройств, вносит положительные изменения в образовательный процесс, модернизируя его.
К результатам создания и последующей апробации разработанной нами технологии относится значительное расширение словарного запаса студентов, повышение степени правильности использования грамматических структур, а также преодоление языкового барьера при ведении диалога на изучаемом языке.
Все вышеизложенное подтверждает факт разработки научно обоснованной и проверенной опытным путем дополнительной интерактивной технологии обучения иностранным языкам студентов посредством Twitter, что и являлось целью данного исследования.
Перспектива применения данного исследования заключается в дальнейшей разработке проблемы ключевых аспектов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе новых информационно - коммуникационных технологий, внедрении основных положений исследования в теорию и методику обучения иностранным языкам.
1. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавании иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности: английский язык: Дис. ... канд. пед. наук. / А.П. Авраменко - М., 2013. - 169 с.
2. Агальцова Д.В. Разработка и использование авторских приложений,
реализующих возможности информационных технологий: на примере подготовки будущих учителей английского языка: Дис. ... канд. пед. наук. / Д.В. Агальцова - М., 2007. - 194 с.
3. Алексеева М.П. Интерактивные мультимедийные обучающие программы по английскому языку и возможности их использования в техническом вузе // Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 96.
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 168 с. - URL: http://www.ict.edu.ru/ft/003830/book_11.pdf (дата обращения: 18.10.2018)
5. Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов / Л.А. Артамонова, М.В. Архипова, Е.В. Ганюшкина, Л.К. Делягина, М.В. Золотова, Т.В. Мартьянова // Инновации в образовании: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №2(1) - С. 29-33
6. Бекасов И.К. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов с использованием интернет-технологий: английский язык, продвинутый этап обучения: Дис. ... канд. пед. наук. / И.К. Бекасов. - Пятигорск, 2008. - 153 с.
7. Белоглазова Л.Б. Активное использование телекоммуникационных технологий в курсе информатики для студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. / Л.Б. Белоглазова. - М., 2005. - 184 с.
8. Булин-Соколова Е.И. Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования: Дис. ... д-ра пед. наук. / Е.И. Булин- Соколова. - М., 2010. - 162 с.
9. Буренкова Д.Ю. Формирование и использование комплекта учебнометодических и электронных средств для развития коммуникативных умений иноязычного общения: на примере английского языка: Дис. ... канд. пед. наук. / Д.Ю. Буренкова. - М., 2008. - 198 с.
10. Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под. рук. Е.С. Полат. - URL: http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html (дата обращения: 06.12.2017)
11. Гречихин И.Е. Методические подходы к комплексному использованию средств информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов неязыковых специальностей университета (на примере образовательной информационно-коммуникационной среды обучения иностранным языкам): Дис. ... канд. пед. наук. / И.Е. Гречихин. - М., 2004. - 186 с.
12. Гураль С.К., Лазарева А.С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: Учеб. пособие / С.К. Гураль, А.С. Лазарева. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 134 с.
13. Дашниц Н.Л. Методические подходы к подготовке кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе: Дис. ... канд. пед. наук. / Н.Л. Дашниц. - М., 2003. - 153 с.
14. Денисова С.А. Методика формирования учебно-познавательного
компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий: английский язык,
направление подготовки «Лингвистика»: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. / С.А. Денисова. - М., 2015. - 192 с.
15. Донецкая, О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов., Р. Квирин, В.С. Макаров, А.Хафенштайн. - Казань: КГУ, 2009. - URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения: 27.04.2018)
16. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / М.Г. Евдокимова. - М., 2007. - 29 с.
17. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: английский язык, языковой вуз: Дис. ... канд. пед. наук. / И.А. Евстигнеева. - Тамбов, 2013. - 175 с.
18. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Глоссарий педагогических терминов. - URL: http://www.window.edu.ru/window/glossary (дата обращения: 02.10.2018)
19. Ежиков Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации: английский язык, неязыковой вуз: Дис. ... канд. пед. наук. / Д.А. Ежиков. - Тамбов, 2013. - 188 с.
20. Есенина Н.Е. Использование комплекса средств ИКТ в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку в вузе. Дис. ... канд. пед. наук. / Н.Е. Есенина. - М., 2006. - 181 с.
21. Закарян И., Рафалович В. Что такое Internet, WWW и HTML: Первое знакомство / И. Закарян, В. Рафалович. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 211 с.
22. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. - 2008. - № 6.- С. 22-28.
23. Капранчикова К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий: английский язык, направление подготовки «Юриспруденция»: Дис. ... канд. пед. наук. / К.В. Капранчикова.
- Тамбов, 2014. - 201 с.
24. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера : В вопр. и ответах / Т. В. Карамышева. - СПб. : Союз, 2001.
25. Киченко А.А. Методика обучения профессионально -
ориентированному иноязычному общению студентов посредством
мультимедийных презентаций: английский язык, специальность
«Юриспруденция»: Дис. ... канд. пед. наук. / А.А. Киченко. - М., 2010. - 183 с.
26. Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку / Т.А. Ковалева // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф., 23-25 апреля 2009 г. / Пермь. Том 2. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 48-55.
27. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. / В.А. Козырев. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 116 с. - URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_7/a06.html (дата обращения: 10.02.2018)
28. Кондратенко Б.А. Персонализация профессионального обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий: Дис. .канд. пед. наук. / Б.А. Кондратенко. - Калининград, 2015. - 173 с.
29. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. - URL: www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html (дата обращения: 07.09.2018)
30. Корзан Г.О. Использование Интернет-ресурсов при обучении
английскому языку / Г.О. Корзан. - URL:
http://festival.1september.ru/articles/585591/ (дата обращения: 28.03.2019)
31. Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса «Вики» (английский язык, языковой вуз) : дис. канд. пед. наук. / Е.Д. Колшеляева. - М. : МИГУ, 2010. - 174 с.
32. Короткова И.И. Разработка и использование учебно -методического комплекса обеспечения межпредметных связей на базе информационных и коммуникационных технологий: на примере информатики и английского языка: Дис. ... канд. пед. наук. / И.И. Короткова. - М., 2010. - 190 с.
33. Логинова А.В. Преимущества использования системы
дистанционного обучения “Moodle” при обучении иностранному языку студентов технических специальностей / А.В. Логинова // Вестник науки Сибири. - 2011. - №1 (1). - С. 358-362. - URL:
http ://sjs.tpu.ru/journal/issue/view/2
34. Лунькова Е.Ю. Совершенствование информационной подготовки студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностей педвуза: Дис. ... канд. пед. наук. / Е.Ю. Лунькова. - Рязань, 2003. - 159 с.
35. Малушко Е.Ю. Методика формирования иноязычной профильной
аудитивной компетенции магистрантов лингвистики: на основе
инфокоммуникационной технологии подкастов, английский язык: Дис. . канд. пед. наук. / Е.Ю. Малушко. - Волгоград, 2013. - 198 с.
36. Околелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве / О.П. Околелов // Информатика и образование. - 2001. - № 10. - С. 66-70.
37. О состоянии и перспективах создания единой системы
дистанционного образования в России. - URL:
http:/www.informika.ru/text/goscom/normdoc/ r30/30006.html (дата обращения:
12.02.2019)
38. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе: На материале английского языка: Дис. ... канд. пед. наук. / Л.И. Палаева. - М., 2005. - 182 с.
39. Покусаева Т.Н. Обучение студентов-лингвистов монологическому
взаимодействию на основе проектной деятельности: На материале
английского языка: Дис. ... канд. пед. наук. / Т.Н. Покусаева. - Волгоград, 2006. - 167 с.
40. Полат Е.С. Основные направления развития современных систем
образования. / Е.С. Полат. - URL:
http://www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html (дата обращения:
23.11.2017)
41. Полат Е.С. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. A.A. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - С. 330-380.
42. Попова А.В. Методика обучения технике чтения студентов на основе языковых мультимедийных программ: языковой вуз, английский как второй
иностранный язык: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. / А.В. Попова. - М., 2015. - 14 с.
43. Прыгова А.С. Электронные образовательные модули как средство
овладения профессиональным общением будущими бакалаврами
педагогического образования: профиль «Иностранные языки»: Дис. ... канд. пед. наук. / А.С. Прыгова. - Курск, 2015. - 177 с.
44. Пустовалова О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса "Твиттер" (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... канд. пед. наук / О.В. Пустовалова - Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. - 183 с.
45. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2009. - 96 c.
46. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное / И.В. Роберт. - М: ИИО РАО, 2008. - 274 с.
47. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммутативных исследований / И.Н. Розина // Educational Technology & Society. - №8(2). - 2005. - С. 257-264.
48. Романцова Г.В. Использование блогов при обучении иностранным языкам / Г.В. Романцова // Актуальные аспекты лингвистического образования в университете для студентов неязыковых специальностей. -
2014. - С. 123-126
49. Скибицкий Э.Г. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования профессионализма студентов / Э.Г. Скибицкий // Информатизация в образовании. - 2008. - № 8. - С. 15-29.
50. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно - методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности: на примере обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. / Е.В. Смирнова. - М., 2007. - 24 с.
51 . Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов: английский язык, базовый уровень: Дис. ... канд. пед. наук. / А.Г. Соломатина. - Тамбов, 2011. - 196 с.
52. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. - №5. - 2004. - С. 44-48.
53. Сухова Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системно-образующий фактор / Л.В. Сухова // Иностранные языки в школе. - №5. - 2007. - С. 15-18.
54. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернетресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - №6. - 2008. - С. 1-10.
55. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие / П.В. Сысоев. - М., 2013. - 163 с.
56. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернеттехнологий: Учебно-метод. Пособие / П.В. Сысоев. - М.; Ростов-н/Д., 2010. - 126 с.
57. Сысоев П.В. Теория и методика использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: Учебно- метод. пособие / П.В. Сысоев. - Тамбов, 2012. - 95 с.
58. Сысоев П.В. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - №4. - 2009. - С. 12-18.
59. Титова С.В. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. - М.: Издательство Икар, 2013. - 224 с.
60. Торосян Л.Д. Оптимизация самостоятельной работы студентов бакалавриата при обучении чтению на основе электронно-методического сопровождения: английский язык, экономический профиль: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. / Л.Д. Торосян. - М., 2014. - 27 с.
61. Тряпельников А.В. Виртуальная образовательная среда в дистанционном обучении РКИ / А.В. Тряпельников. - URL: http://www.mapryal.org/vestnik/vestnik50/problems.shtml (дата обращения:
21.03.2019)
62. Филатова A.B. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов): Автореф. Дис. канд. пед. наук. / А.В. Филатова. - М.: 2009. - 164 с.
63. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда / Ю.А. Шрейдер // НТИ. - Сер. 2. - 1976. - т.2. - С. 3-6.
64. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001 - 365 с.
65. Claudine B. Twitter Users Send 50 Million Tweets Per Day / B. Claudine
// The Telegraph.- URL:
http://www.telegraph.co.uk/technology/twitter/7297541/Twitter-users-send-50- million-tweets-per-day.html (дата обращения: 04.12.2018)
66. Cooper-Taylor С. Ideas on using Twitter for education / C. Cooper-Taylor.
- URL: http://coopertaylor.com/blog/2008/08/50-ideas-on-using-twitter-for-
education/ (дата обращения: 23.09.2018)
67. Cordell R. How to Start Tweeting (and Why You Might Want To) / R. Cordell // The Chronicle of higher education. - URL: http://chronicle.com/blogs/profhacker/how-to-start-tweeting-and-why-you-might- want-to/26065 (дата обращения: 09.01.2018)
68. Fried-Booth D.L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English Language / D. L. Fried-Booth // Journal of Linguistic Studies. - 2009. - № 2(2). - Pp. 75-83.
69. Grosseek G., Holotescu С. Can We Use Twitter for Educational Activities / G. Grosseek, C. Holotescu. - URL: http://adl.unap.ro/else/ (дата обращения:
25.05.2018)
70. Qiu L., Leung A. K. Understanding the Psychological Motives Behind
Microblogging. / L. Qiu, A.K. Leung // Division of Psychology. Singapore: Nanyang Technological University, 2010. - URL:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20543286 (дата обращения: 23.04.2018)
71. Smith K., Rankin M. The Twitter experiment bringing Twitter to the classroom at UT Dallas / K. Smith, M. Rankin. - URL: http://kesmit3.b1ogspot.com/2009/04/twitter-experimentbringingtwitterto.htm1 (дата обращения: 24.08.2018)
72. Stanley G. Blogging for ELT / G. Stanley // British Council BBC. Teaching English. - URL: http://www.teachingenglish.org.uk/articles/blogging-elt (дата обращения: 05.09.2018)
73. Thumann L. Using the Power of Twitter: Building Online Learning. / L. Thumann. - URL: http://thumannresources.com (дата обращения: 27.03.2018)
74. Young J.R. A professor's tips for using Twitter in the classroom / J.R. Young. - URL: http://chronicle.com/blogPost/A-Professor-s-Tips-for-Using/3643 (дата обращения: 21.09.2018)