МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТКРЫТЫХ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты использования открытых сетевых ресурсов в обучении иностранному языку 8
1.1 Информационно-образовательная среда вуза как инновационное
средство обучения иностранному языку 8
1.2 Образовательный потенциал открытых сетевых ресурсов в обучении
иностранному языку в вузе 31
1.3 Технологии Веб-2.0 в обучении иностранному языку 36
1.3.1 Социальный сервис блогов как ресурс для обучения чтению и
письменной речи 51
1.3.2 Дидактическое значение микроблогов для формирования
коммуникативных навыков обучающихся 55
Выводы по главе 1 62
Глава 2. Экспериментальные исследования по реализации методического потенциала открытых сетевых ресурсов в процессе обучения английскому языку в пространстве вуза 63
2.1 Содержание основной образовательной программы с использованием
открытых сетевых ресурсов 64
2.2 Типология интерактивных заданий с использованием микроблогов по
видам речевой деятельности 73
2.3 Экспериментальная проверка эффективности разработанной
технологии 82
2.4 Результаты экспериментальной проверки эффективности технологии
обучения иностранному языку 85
Выводы по главе 2 102
Заключение 104
Список литературы 107
Приложения
Глава 1. Теоретико-методические аспекты использования открытых сетевых ресурсов в обучении иностранному языку 8
1.1 Информационно-образовательная среда вуза как инновационное
средство обучения иностранному языку 8
1.2 Образовательный потенциал открытых сетевых ресурсов в обучении
иностранному языку в вузе 31
1.3 Технологии Веб-2.0 в обучении иностранному языку 36
1.3.1 Социальный сервис блогов как ресурс для обучения чтению и
письменной речи 51
1.3.2 Дидактическое значение микроблогов для формирования
коммуникативных навыков обучающихся 55
Выводы по главе 1 62
Глава 2. Экспериментальные исследования по реализации методического потенциала открытых сетевых ресурсов в процессе обучения английскому языку в пространстве вуза 63
2.1 Содержание основной образовательной программы с использованием
открытых сетевых ресурсов 64
2.2 Типология интерактивных заданий с использованием микроблогов по
видам речевой деятельности 73
2.3 Экспериментальная проверка эффективности разработанной
технологии 82
2.4 Результаты экспериментальной проверки эффективности технологии
обучения иностранному языку 85
Выводы по главе 2 102
Заключение 104
Список литературы 107
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время происходит глобальная информатизация общества. Ключевым фактором, который предопределил стремительное развитие интернета, считается модернизация микроэлектронной индустрии и вычислительной техники. Все больше заметно повышение интереса стран и общества в целом к развитию телекоммуникационных и интернет-технологий как к базе разработки общего информационного пространства мира.
Современные открытые сетевые ресурсы обозначают единые границы, позволяющие свободно реализовывать обмен знаниями и данными, и предоставляют возможность их многократного использования в различных приложениях.
Всемирное распространение и расширение безграничных возможностей интернет-сервисов создают новые формы обучения, которые способствуют решению большого круга задач, стоящих перед образованием на сегодняшний день.
Немалую роль играет объединение образовательных и информационных технологий, а также создание на данной основе современных интегрированных технологий обучения, базирующихся на сетевых ресурсах.
Актуальность данной проблемы обусловлена противоречием между:
• объективной тенденцией развития сетевых услуг и распространением серверов, и недостаточным их использованием в образовательной среде;
• имеющимся методическим потенциалом открытых сетевых ресурсов и неразработанностью образовательных средств в их использовании в процессе преподавания английского языка в вузе.
На основе изложенного выше была сформулирована проблема исследования: методический потенциал открытых сетевых ресурсов при формировании у студентов коммуникативных компетенций.
Объект исследования: методика обучения иностранному языку в системе высшей школы.
Предмет исследования: методический потенциал открытых сетевых ресурсов в обучении английскому языку в образовательном пространстве вуза.
Цель исследования: выявить методический потенциал открытых сетевых ресурсов и реализовать его в процессе опытно-экспериментальной работы при формировании у студентов коммуникативной компетенции средствами английского языка.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективное использование открытых сетевых ресурсов в процессе преподавания английского языка будет успешным, если:
• выявить методический потенциал открытых сетевых ресурсов в преподавании английского языка в системе вуза;
• обеспечить дополнительный образовательный инструментарий по реализации основной образовательной программы «Практический курс английского языка» по направлению подготовки «45.03.02 Лингвистика. Профиль подготовки: Русский язык как иностранный (для иностранных студентов)» по 4 видам речевой деятельности;
• определить интерактивные технологии, формы и методы использования открытых сетевых ресурсов в процессе обучения студентов английскому языку в вузе;
• разработать на основе выявленных сетевых ресурсов на платформе Web 2.0 способы их реализации в ходе самостоятельной изучения студентами английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в рамках исследования:
1. Дать теоретико-методологическое обоснование возможности использования открытых сетевых ресурсов в процессе обучения;
2. Разработать учебно-методологический инструментарий по использованию открытых сетевых ресурсов в обучении английскому языку;
3. Экспериментально выявить методический потенциал сервиса микроблогов в обучении иностранным языкам;
4. Разработать дополнительную интерактивную технологию обучения иностранным языкам посредством микроблогов.
Методологическую базу исследования составили: научно исторический подход к изучению процесса становления современных информационных технологий в рамках методики обучения иностранным языкам; междисциплинарный подход, который интегрирует теорию и практику изучения языков и иноязычных культур; личностный и коммуникативно-деятельностный подходы к образованию; философское положение о взаимосвязи вербального и социокультурного уровней речевой деятельности; компетентностный подход к страноведческой подготовке студентов.
Теоретической базой исследования послужили:
• концепции информатизации образования и общества (Б.С. Гершунский, Е.И. Выштынецкий, А.А. Андреев, и др.);
• теоретические основы информационных технологий, разработанные в педагогике, методике обучения, психологии (А.Е. Войскуновский, Е.С. Полат, В.П. Беспалько, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Талызина, И.В. Роберт и др.);
• теория компьютерно-опосредованной коммуникации (А.Ю. Уваров, О.П. Крюкова, S.E. Reushle, D. Laurillard и др.);
• теоретические основы и практические методики обучения на основе сервиса «Твиттер» (Rankin M., Wolff В., Sample M., Rooney J., Schumann A.);
• критерии оценки письменной речи обучающихся (Зимняя И.А., Баранов М.Т., Солдатова Н.В., Татаринова М.А., Креер М.Я., Бим И.Л., Миролюбов A.A., Сафонова В.В., Гром E.H.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках работы:
• выявлены методические условия использования информационных технологий в образовательном процессе вуза;
• раскрыты методический и дидактический потенциалы открытых сетевых ресурсов и возможности их использования в иноязычном образовании студентов вуза;
• выявлены дидактические свойства и методические функции интернет-сервиса «Twitter», которые нужно учитывать при разработке методики обучения иностранному языку на его основе;
• разработана и экспериментально проверена методическая система развития коммуникативных навыков студентов на основе сервиса «Twitter»;
• определены критерии отбора учебного материала при изучении иностранного языка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что созданная технология использования открытых сетевых ресурсов в процессе изучения иностранного языка углубляет представления о средствах педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов, вносит определенный вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки специалистов языковых факультетов вузов.
Практической значимостью исследования является предложение подробного описания технологии, которая направлена на формирование коммуникативных навыков студентов вуза на основе сервиса «Twitter», и возможность использования результатов исследования в курсе методики обучения иностранным языкам при разработке учебно-методических пособий и курсов по иностранным языкам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на конференциях и форумах различного уровня, в том числе на научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань) в 2018 году; на международной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» (Омск) в 2019 году; на XX международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага) в 2019 году.
Современные открытые сетевые ресурсы обозначают единые границы, позволяющие свободно реализовывать обмен знаниями и данными, и предоставляют возможность их многократного использования в различных приложениях.
Всемирное распространение и расширение безграничных возможностей интернет-сервисов создают новые формы обучения, которые способствуют решению большого круга задач, стоящих перед образованием на сегодняшний день.
Немалую роль играет объединение образовательных и информационных технологий, а также создание на данной основе современных интегрированных технологий обучения, базирующихся на сетевых ресурсах.
Актуальность данной проблемы обусловлена противоречием между:
• объективной тенденцией развития сетевых услуг и распространением серверов, и недостаточным их использованием в образовательной среде;
• имеющимся методическим потенциалом открытых сетевых ресурсов и неразработанностью образовательных средств в их использовании в процессе преподавания английского языка в вузе.
На основе изложенного выше была сформулирована проблема исследования: методический потенциал открытых сетевых ресурсов при формировании у студентов коммуникативных компетенций.
Объект исследования: методика обучения иностранному языку в системе высшей школы.
Предмет исследования: методический потенциал открытых сетевых ресурсов в обучении английскому языку в образовательном пространстве вуза.
Цель исследования: выявить методический потенциал открытых сетевых ресурсов и реализовать его в процессе опытно-экспериментальной работы при формировании у студентов коммуникативной компетенции средствами английского языка.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективное использование открытых сетевых ресурсов в процессе преподавания английского языка будет успешным, если:
• выявить методический потенциал открытых сетевых ресурсов в преподавании английского языка в системе вуза;
• обеспечить дополнительный образовательный инструментарий по реализации основной образовательной программы «Практический курс английского языка» по направлению подготовки «45.03.02 Лингвистика. Профиль подготовки: Русский язык как иностранный (для иностранных студентов)» по 4 видам речевой деятельности;
• определить интерактивные технологии, формы и методы использования открытых сетевых ресурсов в процессе обучения студентов английскому языку в вузе;
• разработать на основе выявленных сетевых ресурсов на платформе Web 2.0 способы их реализации в ходе самостоятельной изучения студентами английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в рамках исследования:
1. Дать теоретико-методологическое обоснование возможности использования открытых сетевых ресурсов в процессе обучения;
2. Разработать учебно-методологический инструментарий по использованию открытых сетевых ресурсов в обучении английскому языку;
3. Экспериментально выявить методический потенциал сервиса микроблогов в обучении иностранным языкам;
4. Разработать дополнительную интерактивную технологию обучения иностранным языкам посредством микроблогов.
Методологическую базу исследования составили: научно исторический подход к изучению процесса становления современных информационных технологий в рамках методики обучения иностранным языкам; междисциплинарный подход, который интегрирует теорию и практику изучения языков и иноязычных культур; личностный и коммуникативно-деятельностный подходы к образованию; философское положение о взаимосвязи вербального и социокультурного уровней речевой деятельности; компетентностный подход к страноведческой подготовке студентов.
Теоретической базой исследования послужили:
• концепции информатизации образования и общества (Б.С. Гершунский, Е.И. Выштынецкий, А.А. Андреев, и др.);
• теоретические основы информационных технологий, разработанные в педагогике, методике обучения, психологии (А.Е. Войскуновский, Е.С. Полат, В.П. Беспалько, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Талызина, И.В. Роберт и др.);
• теория компьютерно-опосредованной коммуникации (А.Ю. Уваров, О.П. Крюкова, S.E. Reushle, D. Laurillard и др.);
• теоретические основы и практические методики обучения на основе сервиса «Твиттер» (Rankin M., Wolff В., Sample M., Rooney J., Schumann A.);
• критерии оценки письменной речи обучающихся (Зимняя И.А., Баранов М.Т., Солдатова Н.В., Татаринова М.А., Креер М.Я., Бим И.Л., Миролюбов A.A., Сафонова В.В., Гром E.H.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках работы:
• выявлены методические условия использования информационных технологий в образовательном процессе вуза;
• раскрыты методический и дидактический потенциалы открытых сетевых ресурсов и возможности их использования в иноязычном образовании студентов вуза;
• выявлены дидактические свойства и методические функции интернет-сервиса «Twitter», которые нужно учитывать при разработке методики обучения иностранному языку на его основе;
• разработана и экспериментально проверена методическая система развития коммуникативных навыков студентов на основе сервиса «Twitter»;
• определены критерии отбора учебного материала при изучении иностранного языка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что созданная технология использования открытых сетевых ресурсов в процессе изучения иностранного языка углубляет представления о средствах педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов, вносит определенный вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки специалистов языковых факультетов вузов.
Практической значимостью исследования является предложение подробного описания технологии, которая направлена на формирование коммуникативных навыков студентов вуза на основе сервиса «Twitter», и возможность использования результатов исследования в курсе методики обучения иностранным языкам при разработке учебно-методических пособий и курсов по иностранным языкам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на конференциях и форумах различного уровня, в том числе на научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань) в 2018 году; на международной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» (Омск) в 2019 году; на XX международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» (Прага) в 2019 году.
В настоящее время, в условиях развития международных связей во всем мире, изучение иностранных языков является актуальным и необходимым. Обучение иностранному языку является сложным процессом, который требует учета ряда факторов, таких как возраст, половая принадлежность, социальный статус, психологическое состояние, цели, задачи и мотивация обучающихся. В условиях современного общества все большим спросом пользуются образованные, квалифицированные специалисты, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью. В связи с этим, система российского образования претерпевает ряд существенных преобразований таких как пересмотр основных методов и технологий обучения.
Целью исследования являлась разработка дополнительной интерактивной технологии обучения студентов английскому языку с применением открытых сетевых ресурсов, в частности, сервиса микроблогов Twitter. Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач. В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. изучены современные методы обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях, которые включают в себя пассивные, активные и интерактивные;
2. рассмотрены и сравнены активные и интерактивные методы обучения;
3. обоснована трактовка, интерактивных методов обучения как современной формой активных методов;
4. изучены информационно-компьютерные технологии,
используемые в процессе обучения иностранным языкам, включающие в себя интернет-сайты, электронную почту, вики- технологии, скайп, подкасты, сервис видеофайлов YouTube, блоги и микроблоги;
5. выявлена дидактическая польза применения сервиса микроблогов в обучении иностранным языкам,
6. разработана дополнительная интерактивная технология обучения иностранным языкам посредством сервиса микроблогов Twitter;
7. подтверждена эффективность разработанной дополнительной интерактивной технологии обучения иностранным языкам.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
• использование открытых сетевых ресурсов в образовательном процессе обладает рядом преимуществ: создаются дополнительные возможности для развития творческих навыков студентов, стимулируется их любознательность и прививается интерес к научной деятельности;
• использование новых информационных технологий, в частности, интернет-ресурсов, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей;
• участие в информационно - коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений обучающихся;
• интерактивные методы можно охарактеризовать как современную трактовку активных методов обучения, что представляется возможным благодаря тому, что интерактивные методы сочетают в себе основные характеристики и принципы активных методов в сочетании с более широким взаимодействием обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, а также благодаря внедрению новейших компьютерных технологий в образовательный процесс;
• стремительное распространение мобильных устройств, вносит положительные изменения в образовательный процесс, модернизируя его.
К результатам создания и последующей апробации разработанной нами технологии относится значительное расширение словарного запаса студентов, повышение степени правильности использования грамматических структур, а также преодоление языкового барьера при ведении диалога на изучаемом языке.
Все вышеизложенное подтверждает факт разработки научно обоснованной и проверенной опытным путем дополнительной интерактивной технологии обучения иностранным языкам студентов посредством Twitter, что и являлось целью данного исследования.
Перспектива применения данного исследования заключается в дальнейшей разработке проблемы ключевых аспектов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе новых информационно - коммуникационных технологий, внедрении основных положений исследования в теорию и методику обучения иностранным языкам.
Целью исследования являлась разработка дополнительной интерактивной технологии обучения студентов английскому языку с применением открытых сетевых ресурсов, в частности, сервиса микроблогов Twitter. Для достижения указанной цели перед работой были поставлен ряд задач. В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. изучены современные методы обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях, которые включают в себя пассивные, активные и интерактивные;
2. рассмотрены и сравнены активные и интерактивные методы обучения;
3. обоснована трактовка, интерактивных методов обучения как современной формой активных методов;
4. изучены информационно-компьютерные технологии,
используемые в процессе обучения иностранным языкам, включающие в себя интернет-сайты, электронную почту, вики- технологии, скайп, подкасты, сервис видеофайлов YouTube, блоги и микроблоги;
5. выявлена дидактическая польза применения сервиса микроблогов в обучении иностранным языкам,
6. разработана дополнительная интерактивная технология обучения иностранным языкам посредством сервиса микроблогов Twitter;
7. подтверждена эффективность разработанной дополнительной интерактивной технологии обучения иностранным языкам.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
• использование открытых сетевых ресурсов в образовательном процессе обладает рядом преимуществ: создаются дополнительные возможности для развития творческих навыков студентов, стимулируется их любознательность и прививается интерес к научной деятельности;
• использование новых информационных технологий, в частности, интернет-ресурсов, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей;
• участие в информационно - коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений обучающихся;
• интерактивные методы можно охарактеризовать как современную трактовку активных методов обучения, что представляется возможным благодаря тому, что интерактивные методы сочетают в себе основные характеристики и принципы активных методов в сочетании с более широким взаимодействием обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, а также благодаря внедрению новейших компьютерных технологий в образовательный процесс;
• стремительное распространение мобильных устройств, вносит положительные изменения в образовательный процесс, модернизируя его.
К результатам создания и последующей апробации разработанной нами технологии относится значительное расширение словарного запаса студентов, повышение степени правильности использования грамматических структур, а также преодоление языкового барьера при ведении диалога на изучаемом языке.
Все вышеизложенное подтверждает факт разработки научно обоснованной и проверенной опытным путем дополнительной интерактивной технологии обучения иностранным языкам студентов посредством Twitter, что и являлось целью данного исследования.
Перспектива применения данного исследования заключается в дальнейшей разработке проблемы ключевых аспектов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе новых информационно - коммуникационных технологий, внедрении основных положений исследования в теорию и методику обучения иностранным языкам.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ЭОР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Использование сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование социальных сетей в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ к письменной части ЕГЭ по английскому языку
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Использование учебного мультимедийного комплекса для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие компенсаторной компетенции с использованием метода полного физического реагирования на уроках английского языка в
начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 27000 р. Год сдачи: 2015 - МЕДИА КОМПЛЕКС В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020



