Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ЭОР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа №48860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования средств обучения иностранному языку и их роли в мотивации
1.1 Мотивация к самостоятельной работе при обучении английскому языку.. 8
1.2 Средства обучения и их определение 14
1.3 Потенциал электронных образовательных ресурсов в самостоятельной
работе школьников при обучении английскому языку
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. Организация самостоятельной работы школьников с применением электронных образовательных ресурсов при изучении английского языка
2.1 Критерии оценивания электронных образовательных ресурсов 33
2.2 Средства контроля при работе с электронными образовательными
ресурсами
2.3 Применение электронных образовательных ресурсов в самостоятельной
работе учащихся при изучении английского языка
2.3.1 Пример разработки урока для учеников 9 класса 41
2.3.2 Пример разработки урока для учеников 10 класса 50
Выводы по главе II 68
Заключение 70
Список использованной литературы 73


Главной задачей современной системы образования является подготовка социально-активной, профессионально-компетентной личности. В условиях конкуренции на рынке труда возрастает востребованность выпускников учебных заведений, способных продуктивно осуществлять профессиональное общение на самых различных уровнях, в том числе на языках международного общения, в особенности на английском языке. Именно школьники задействованы в интенсивном международном профессиональном общении и нуждаются в качественной подготовке к нему. Однако, зачастую, учащиеся, обладая высоким уровнем специализированных знаний в своей области, испытывают серьезные трудности адекватного вхождения в иноязычную среду, как профессиональную, так и социальную, что вызвано недостатком у них необходимых коммуникативных умений. Успех их по окончании учебного заведения не в последнюю очередь зависит от их умения и способности общаться на иностранном языке, ведь требование владеть иностранным языком предъявляется практически каждому специалисту, вне зависимости от профиля.
Для приобретения упомянутых выше коммуникативных умений, учащемуся необходимо овладеть коммуникативной компетенцией, которая, согласно Е. Н. Солововой, является основной целью обучения иностранному языку и которая, в свою очередь, подразделяется на: социальную, дискурсивную, стратегическую, лингвистическую, социолингвистическую и социокультурную [Соловова, 2005: 2941)].
Каждая названная компетенция влечет за собой определенный багаж знаний, умений и навыков. Современному преподавателю необходимо уделять должное количество внимания каждому из перечисленных компонентов, но, к сожалению, зачастую, какие-то аспекты остаются в стороне. Материалы ЭОР, по нашему мнению, могут быть качественным и полезным дополнительным средством обучения, так как они могут стать надежными помощниками в формировании всех языковых компетенций.
Помимо помощи в овладении всеми компетенциями языка, включение в образовательную программу электронных образовательных ресурсов сможет существенно повысить эффективность самостоятельного изучения языка, так как даже после выпуска из учебного заведения, они всегда смогут поддерживать уровень языка посредством использования ресурсов, которые находятся на сегодняшний день в свободном доступе в сети интернет. В связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом к инновационным образовательным технологиям, развитие самостоятельности учеников и их способности к самообразованию является одной из основных задач в процессе обучения иностранному языку. Таким образом, преподавателю необходимо заложить в обучающихся интерес к постоянному получению новых и обновлению уже имеющихся знаний, то есть научить их учиться. Также важно принимать во внимание тот факт, что при обучении иностранному языку, преподаватель должен в первую очередь ориентироваться на развитие в учащемся так называемой «вторичной языковой личности», способной проникать в «дух» изучаемого языка, в плоть культуры того народа, с которым должна осуществляться межкультурная коммуникация»
Именно поэтому мы считаем целесообразным включить в процесс обучения современному английскому языку электронные образовательные ресурсы, которые отличаются высоким коммуникативным потенциалом и мотивирующим воздействием, а также являются эффективным средством обучения языку учащихся в условиях самостоятельной работы. Согласно Тер-Минасовой С.Г., «языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках» [Тер-Минасова, 2008: 12542)].
Сеть интернет в данной ситуации является ключевым фактором, так как с помощью электронного онлайн доступа изучение иностранного языка может быть гораздо более эффективным и интересным, чем при работе с печатными учебными пособиями.
Во-первых, благодаря интернету линейный текст адаптируется в нелинейный текст, то есть гипертекст, который в свою очередь является более удобным и привлекательным средством для обучающихся, так как «мозг человека ... действует по ассоциативному принципу. Уловив одну мысль, он немедленно переходит к другой, порождаемой ассоциациями мыслей в соответствии с некоторым сплетением следов в клетках головного мозга» [Соловова, 2005:41) 18].
Во-вторых, электронные образовательные ресурсы сопровождают задания и тексты дополнительными мультимедийными материалами, такими как: видео, аудио, анимация. Благодаря этому процесс восприятия информации учеником может стать гораздо увлекательнее. Также стоит упомянуть тот факт, что и данные в онлайн-источниках будут гораздо более релевантны, так как информация в наше время очень быстро устаревает, а в Интернете база данных обновляется ежесекундно.
То есть при использовании электронных образовательных ресурсов учащийся знакомится непосредственно с современным языком, чего, к сожалению, часто недостает в учебных пособиях по английскому языку.
Актуальность данной работы заключается в том, что, несмотря на наметившуюся тенденцию использования электронных образовательных ресурсов, еще не все преподаватели пришли к их использованию в учебных целях. Вопрос интеграции данного вида работы в процесс обучению ИЯ в учебном заведении все ещё остается открытым и дискуссионным. Причины отсутствия этого дополнительного средства обучения в образовательной программе могут быть самые разные: кто-то боится введения нового и предпочитает обучать по «старой», но проверенной временем программе, у кого-то нет необходимого технического оборудования, а кому-то иногда просто не хватает времени включить данные вид работы. В данной работе будет приведен анализ работы с электронными образовательными ресурсами во время обучения, что, возможно, станет помощью в дальнейшем как и для преподавателей, так и для учащихся, самостоятельно изучающих язык.
Новизна нашего исследования заключается в попытке рассмотреть электронные образовательные ресурсы как дополнительные средства обучения английскому языку.
Объектом исследования являются современные англоязычные электронные образовательные ресурсы.
Предметом исследования является применение данных ресурсов в обучении английскому языку учеников в рамках самостоятельной работы.
В процессе работы нами будут проведены следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Цель работы заключается в том, чтобы выяснить, насколько эффективно применение электронных образовательных ресурсов в качестве дополнительного источника обучения английскому языку.
Для достижения этой цели нами были решены следующие задачи:
- определить и классифицировать понятие «мотивация» в обучении и при изучении иностранного языка в частности;
- произвести анализ понятия «средства обучения»;
- выявить и проанализировать особенности потенциала электронных образовательных ресурсов;
- разработать уроки с применением материалов электронных образовательных ресурсов.
Материалами исследования послужили англоязычные электронные и письменные источники, словари, справочники, учебно-методическая литература.
Практическая значимость исследования заключается в введении дополнительного средства обучения современному английскому языку в образовательный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в целях повышения эффективности обучения иностранным языкам и на занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Теоретическую базу исследования составили следующие авторы: методика преподавания: Азимов Э.Г. «Новый словарь методических терминов и понятий», Ахманова О.С. «Словарь лингвистических терминов», Носович Е.В. «Иностранные языки в школе», Мильруд Р.П. «Параметры аутентичного учебного текста», Соловова Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам» и др.
Апробация результатов исследования была проведена в ходе прохождения педагогической практики в 9 классе.
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Использование компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют использовать существующие психолого-педагогические разработки на практике, обеспечивая переход от механического усвоения знаний к овладению умением приобретать новые знания самостоятельно. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Основные преимущества современных информационных технологий это: наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации- данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам.
Практическое применение информационных технологий в обучении грамматике дает возможность анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию, выделять функциональные особенности, наглядно предоставить материал и объяснить сложные конструкции. Благодаря разнообразию информационных технологий существует множество возможностей для применения их в образовании, где учащийся может стать активным участником и может сам вести учебный процесс.
В настоящее время в компьютерных обучающих программах появляются все более яркие, красочные, увлекательные и мотивирующие задания для отработки грамматических навыков и умений как письменной, так и устной речи по иностранному языку. Такие системы позволяют тренировать и различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия и организовать самостоятельную работу учащихся. Тем не менее, компьютер в учебном процессе не механический педагог и не аналог преподавателя. Это лишь средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.
В ходе работы над данным исследованием нами была предпринята попытка рассмотреть процесс обучения современному английскому языку в школе и изучить потенциал использования материалов электронных образовательных ресурсов в качестве дополнительного средства обучения, в ходе чего мы пришли к нескольким выводам.
Во-первых, они обладают некоторыми преимуществами в сравнении с их традиционными версиями. Так, зачастую текст в интернете сопровождается различными аудио- и видеоматериалами, что делает процесс восприятия информации гораздо интереснее.
Во-вторых, данные, предоставленные в сетевых версиях обновляются ежесекундно, что позволяет говорить об их полной релевантности, как со стороны описываемых там событий, так и со стороны используемого там языка. Отсюда мы приходим к главному преимуществу - электронные образовательные ресурсы - источник современного английского языка, через который можно наблюдать за постоянными изменениями и новообразованиями языковой структуры.
Разнообразие тем, представленных в электронных образовательных ресурсах, а также удобная система их поиска и фильтрации, дает преподавателю возможность быстро подбирать необходимый ему материал, что значительно облегчает задачу подбора дополнительных аутентичных текстов для занятий.
Другим важным преимуществом, конечно, является развитие у студентов самостоятельности при изучении языка. Посредством работы с сетевыми ресурсами, учащиеся видят образец, которому в дальнейшем могут следовать, чтобы совершенствовать их языковой уровень. Этому в большой степени способствует именно онлайн-доступ, благодаря которому любой человек в любое время может найти подходящую ему или интересующего его статью, ролик или радиопередачу. Внедряя образцы аутентичных английских текстов в образовательный процесс, преподаватель освещает дорогу дальнейшего самостоятельного обучения учеников, показывая различные жанры статей, способы работы с текстовой, аудио- и видеоинформацией, приближая при этом их к языковой реальности посредством работы с аутентичным текстом. Помимо этого, во время работы со статьями и заданиями к ним, учащиеся практикуют и закрепляют свои навыки как в чтении, говорении, так и в письме и аудировании.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном рассмотрении применения материалов электронных образовательных ресурсов при обучении современному английскому языку школьников. В перспективе хотелось бы провести опрос среди школьников, который даст понять, насколько они в этом заинтересованы, и чего конкретно им недостает в их процессе обучения.
Исследование может быть полезно и интересно преподавателям английского языка. Результаты нашего исследования могли бы помочь преподавателю в подготовке интересного, повышающего мотивацию и самостоятельность учеников, занятия по английскому языку.



1) Агафонова, Л.И. Транс формационный подход к деятельности преподавателя как основа повышения качества иноязычного образования / Л.И. Агафонова // Иностранные языки в экономических вузах России: всероссийский научно-информационный альманах. - 2009. - № 8. - С. 26
2) Азимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3) Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Наука, -2007. - 129 с.
4) Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бад, . - М.:Тривола,2002. - 528 с.
5) Бахтин, М.М. Язык в художественной литературе / М.М. Бахтин // Собр.соч. в 7 т.-М.: Искусство, 1997. -С. 287
6) Белянин, В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе) / В.П. Белянин . - М.: Тривола. 2000. -248 с.
7) Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика. Учебное пособие /М.А. Бовтенко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.
8) Буденюк, Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: автореф. Дис. ...д-ра пед. Наук / Г.М. Буденюк. - М., 1993. - 49 с.
9) Вайнрайх, У. Языковые контакты / У. Вайнрайх. - Киев: Вища школа, 1979.172 с.
10) Влияние языка СМИ на нормы речевого общения // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. -М.: «МЦНО». - 2014. - № 11(17).
11) Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Гос. Соц.- эконом. изд-во, 1934. - 323c.
12) Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - С. 18
13) Давыдова, С. В. Язык средств массовой информации / С. В. Давыдова // Linguamobilis N. 2 (28), 2011. - С. 93
14) Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный
подход к изучению языка СМИ. - 2008. - 203с.
15) Засурский, Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного Интернета / Я.Н. Засурский// Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». - М., 2001, вып. 6.
16) Захарова, О.Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: Дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2009. С.52-60
17) Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. - изд. 2-е, доп., испр. и перерар / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
18) Инновационные подходы в обучении иностранным языкам // Вестн. Моск. гос. лингвист, ун-та. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», - 2010. - 178 с.
19) Каменская, Л.С. к вопросу о развитии личностных качеств обучаемых, необходимых для автономной учебной деятельности по иностранному языку / Л.С. Каменская //Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. - М., 2001. - 39-48 с.
20) Колесникова, Е. А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
21) Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г.В. Колшанский// Иностранный язык в школе. - 1985. - № 1. - С.10-14
22) Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. - М.: Аркти, 2002. - 176 с.
23) Кост, Д. Оригинальные тексты и материалы на продвинутом этапе обучения / Д. Кост // Вопросы методики обучения иностранному языку за рубежом. - М.: Просвещение, 1978. - 123-129c.
24) Крысин, Л.П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий / Л.П. Крысин // «Вопросы языкознания». - М., 2002, - № 6. - C. 129
25) Кубрякова, Е. С. О тексте и критериях его определения / Е.С. Кубрякова// Текст. Структура и семантика.Т. 1. -М., 2001.
26) Кубрякова, Е. С. Язык и знание: На пути получения знания о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира // Рос. Академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560c.
27) Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев . - М.: Наука, 1969. - 308c.
28) Лукина, М. М. СМИ в домене Ру: Хроника, цифры и типы. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -М., 2001, вып. 6.
29) Матвеева, Т.П. Учебный текст и его коммуникативно- практические функции / Т.П. Матвеева // Текст в обучении русскому языку как иностранному. Межвуз. сб. науч. трудов гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - СПб.: Образование, 1994. - С. 22-26
30) Материалы Всероссийской межвузовской научно-методической конференции «На пути к Болонскому процессу: роль преподавателя иностранного языка в новой образовательной парадигме» // Иностранные языки в экономических вузах России: всероссийский научно-информационный альманах. - 2009. - № 8. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ,. -С. 1-7
31) Мониторинг ОЭР [Электронный ресурс]доступа: http://eor- np.ru/node/55. - Загл. С экрана. (25.05.2018)
32) Мусницкая, Е.В. Актуальные параметры личности преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе / Е.В. Мусницкая// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Key skills and Knowledge Students Need to Participate in the 21st century society». - М.: Изд-во Академия бюджета и казначейства, 2009. - С. 45
33) Новиков, С.Н. Управление городским хозяйством
[Электроннный ресурс]: учебно-методическое пособие для
дистанционного обучения. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 20957 от 08.06.2015. - Рязань, 2015. - Режим доступа: http://e- learn.rsu.edu.ru/moodle/ course/view.php?id=647.
34) Носович, Е. В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 1999. - № 1. - С. 11-18
35) Образование и информационная культура.
Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII / Под ред. В.С. Собкина. - М. Центр социологии образования РАО, 2000. - 462 с.
36) Параева, Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - С.91-106
37) Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
38) Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. -:http:ZZdistant.ioso.ru/project/meth%20projectZ2.htm - Загл. С экрана. (11.05.2018)
39) Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. -М.: Из-во ЭГВЕС, 2001. -148 с.
40) Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в
средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
41) Собкин, В.С., Адамчук Д.В. Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Институт социологии образования РАО, 2008. - 182 с.
42) Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей, 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 239с.
43) Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2008. - 624 с.
44) Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. - М., 2002.
45) Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста / И.И. Халеева. - М., 1999. - 172 с.
46) Хауген, Э. Языковой контакт / Э. Хауген // Новое в лингвистике. Вып. 6. - М.: Прогресс, 1972. - 162 с.
47) Хомерики, О.Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве / О.Г. Хомерики. - М.: Издательство «Перспектива», 2008 - 380 с.
48) Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. -544 с.
49) Anne-Brit Fenner. Cultural Awareness and Language Awareness Based on Dialogic Interaction with Texts in Foreign Language Learning. European Centre for Modern Languages. Strasbourg: Council of Europe Publishing, -2001. -130p.
50) Baker, A. Ship or Sheep? / Cambridge University Press, 2006.
51) Crystal, D. English as a Global Language (2nd edition).
Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 212 p.
52) Peacock, M. The Effect of Authentic Materials on the
Motivation of EFL Learners // ELT Journal. - 1997. - № 51 (2). - P. 144-156
53) Widdowson H. G. Defining Issues in English Language
Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2003. - 208 p.
Словари и справочные издания
54) Азимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
55) Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминовю / О. С. Ахманова. - М.: «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»,1966. - 598c.
56) Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов Т. В. / Матвеева. - М.: Феникс 2010. - 562с.
57) Политология. Словарь. М: РГУ. В.Н. Коновалов. - 2010. - 292с.
58) Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь, М.: Советская Энциклопедия, 1990. - 685с.
59) Macmillan English dictionary for advanced learners. Macmillan, 2007.-1748 c.
60) Merriam-Webster Dictionary [Электронный
https://www.merriam-webster.com/ - Загл. С экрана. (18.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ