Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов

Работа №132440

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНСТРУМЕНТ САМООБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 9
1.1 Ценность изучения русского языка для китайских студентов 9
1.2 Самообразование как ценность для китайских студентов 18
1.3 Особенности использования интернета китайскими студентами 28
Выводы по главе 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ 37
2.1 Анализ русскоязычных сетевых ресурсов в Китае 37
2.2 Методы диагностического исследования 54
2.3 Исследовательская выборка 55
2.4 Анализ результатов исследования использования сетевых ресурсов по русскому языку 59
2.4.1 Мотивация китайских студентов к самообразованию в области русского языка 60
2.4.2 Отношение китайских студентов к использованию сетевых ресурсов по изучению русского языка 65
Выводы по главе 74
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА «ЗОЛОТОЙ ГОЛОС» 76
Заключение 98
Список литературы 100
Приложения 107



Изучение русского языка в Китае имеет долгую историю. Оно началось с 1708 года, показывает разные характеристики в разные периоды. По мере того, как углубляется стратегическое партнёрство в 21 веке, интерес к изучению русского языка жителями Китая растёт. В настоящее время в Китае насчитывается 162 университета, в которых русский язык включён в учебные программы, и где более 20 тысяч студентов изучают русский язык. Наибольший интерес вызывает то, как китайские студенты относятся к самостоятельному изучению русского языка.
В современном Китае интернет представляет собой особый, отличающийся от международной практики, информационный институт. Интернет в определенной степени решает проблему образовательного неравенства. Сетевые ресурсы предоставляют колоссальную полезную и актуальную информацию, их анализ необходим для понимания процессов в образовании, происходящих в крупнейшей стране мира. Тем не менее, пока мало кто системно изучал их, в частности, то, как устроены сайты по русскому языку, как оценить содержание, представленное на сайтах, как на сайтах продвигать образовательные услуги и многое другое.
В то же время, по официальной статистике, молодые люди в возрасте 10-39 лет являются самыми активными пользователями интернета. По состоянию на декабрь 2017 года на долю возрастной группы 10-39 лет приходилось 73% от общего числа пользователей интернета, в частности, доля пользователей интернета в возрастной группе 20-29 лет составляла самый высокий показатель, достигая 30%.
Рост интереса к изучению русского языка китайскими студентами заслуживает внимания с точки зрения выявления возможностей национального интернета Китая. Изучение наиболее популярных сайтов, ориентированных на тех, кто изучает русский язык в Китае, позволит выявить эффективные практики их работы, динамику интереса пользователей и, возможно, сформулировать рекомендации по повышению активности самообразования китайских студентов и по построению процесса преподавания русского языка китайским студентам в России.
Названные проблемы определяют актуальность темы исследования: «Использование сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов»
Объектом исследования являются маркетинговые стратегии популярных китайских сетевых ресурсов по русскому языку.
В качестве непосредственного предмета исследования выступают сетевые ресурсы по русскому языку для самообразования китайских студентов.
Цель работы: исследовать особенности сетевых ресурсов по изучению русского языка для самообразования китайских студентов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать современные исследования сетевых ресурсов для самостоятельного изучения русского языка и культуры в Китае.
2. Провести анализ русскоязычных сетевых ресурсов в Китае.
3. Организовать и провести онлайн анкетирование среди китайских студентов на тему «Мотивация к самообразованию в области русского языка».
4. Произвести статистический анализ данных анкет.
5. Создать образовательный сетевой ресурс, направленный на помощь китайским студентам в области практического освоения фонетики русского языка.
Гипотеза исследования:
1. Образовательных сетевых ресурсов по русскому языку недостаточно для удовлетворения актуального спроса со стороны китайских студентов.
2. Основным мотивом изучения русского языка китайскими студентами является повышение конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда.
3. Китайские студенты склонны к самообразованию с помощью сетевых ресурсов несмотря на их недостатки.
Методологическая основа исследования:
1. Культурно-исторический и теоретический анализ при исследовании самообразования в изучении русского языка в Китае, при выявлении факторов, влияющих на мотивацию изучения и распространение русского языка.
2. Анализ содержания сетевых ресурсов, рассказывающих о русском языке и культуре.
3. Метод анкетирования «Мотивация к самообразованию в области русского языка» и метод статистического анализа данных анкет, обобщены данные по итогам изучения отношения китайских студентов к самообразованию в области русского языка. Опросные листы содержали 22 пункта, включающие 20 закрытых и 2 открытых вопроса. Всего на наши вопросы ответили 150 китайских студентов, среди которых 91 студент (60%) из 11 российских вузов, 59 студентов (40%) из 18 китайских вузов.
4. При создании бизнес-плана проекта использовался метод проектирования и бизнес-планирования.
Теоретическую базу исследования составляют:
1. Исследования, рассматривающие историю развития преподавания русского языка в Китае: Лю Лиминь (2009)
2. Работы, раскрывающие сущность самообразования: В. В. Байлук (2012); Медведев, И.Ф. (2013); Ху Дэхай (2013); Жан Найянь (2004)
3. 41-й "Статистический отчет о развитии интернета в Китае" (январь 2018 года)
4. Работы по развитию интернета в Китае: Чэнь Цзяньгун (2014); Нин Цзяцзюнь (2015); Бу Тянье и Чэнь Яньжун (2017)
5. Работы по теории создания сайта: Д.А. Шевченко и Ю.В. Локтюшина (2014); Федоркевич Е. В. и Ветошев В.О. (2017)
Эмпирической базой исследования являются 14 сайтов разных видов, рассказывающих о русском языке и культуре, и полученные результаты анкетирования «Мотивация к самообразованию в области русского языка», в котором участвовали 150 китайских студентов.
В процессе обобщения результатов проведанного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Мотивацией изучения русского языка у китайских студентов оказался личный интерес. К тому же возможность получения высокооплачиваемой работы, связанной с русским языком, стимулирует молодых людей самостоятельно заниматься русским языком.
2. Китайские студенты склоны к самообразованию с помощью сетевых ресурсов, так как они могут получить новые знания и навыки посредством сетевых ресурсов, хотя некоторые из них являются труднодоступными, например, ток-шоу, материалы по русскому языку для деловых людей, электронные книг современных русских авторов. Одним из самых сложных этапов в изучении русского языка китайскими студентами является фонетика русского языка и произношение русских слов.
3. С момента подключения к интернету 20 апреля 1994 года пользование интернетом жителями в Китае находится под жестким регулированием государства. “Великий китайский фаервол” ограничивает доступ к зарубежным интернет-ресурсам, в Китае развивается своя информационная система. Эта причина является весомым аргументом в пользу создания образовательных ресурсов на территории самого Китая, если целевой аудиторией являются граждане Китая.
4. На сегодняшний день сетевые образовательные ресурсы по русскому языку в Китае представляют довольно узкий спектр методических и дидактических инструментов. Они, как правило, направлены на освоение лексики и грамматики русского языка, но почти отсутствуют сетевые методические инструменты, которые помогают китайским студентам в фонетических упражнениях по русскому языку. Актуальность работы видится в создании некого сетевого ресурса, компенсирующего этот недостаток в методическом инструментарии.
5. Нами был создан проект «Золотой голос», ориентированный на создание образовательного сетевого ресурса, который помогает китайским студентам в области практического освоения фонетики русского языка. Наш продукт — сайт «Золотой голос» даёт возможность познакомиться с культурой России через русские песни. Пользователь имеет возможность услышать русские песни, перевести текст песен самостоятельно, спеть русскую песню. В ходе работы с песнями они получают шанс улучшить произношение и понимание русского языка на слух, а также понять особенности жизни русских людей и осознать мифы, связанные с Россией.
Научная новизна работы связана с некоторыми важными исследовательскими задачами. Во-первых, исследуется специфика распространения русского языка и отношение к русскому языку в разные периоды в Китае. Во-вторых, были проанализированы содержание русскоязычных сетевых ресурсов и интернет в Китае. В-третьих, определяется роль и текущие проблемы использования сетевых ресурсов по русскому языку в процессе самообразования китайских студентов, а также предполагаемые пути решения проблемы.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты исследования можно использовать при разработке проектов и продвижении культурно-образовательного контента сайта по изучению русского языка в Китае.
Апробация результатов исследования была представлена на «ХХI Открытой конференции студентов-филологов в СПБГУ». Практическая часть исследования представлена в виде работающего сайта, который ежедневно посещают пользователи и оставляют положительные отзывы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов после каждой главы, заключения, 51 источника, 4 приложений. Общий объем диссертации 117 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы заключалась в исследовании особенностей сетевых ресурсов по изучению русского языка для самообразования китайских студентов. В результате решения поставленных исследовательских задач нам удалось сделать следующие выводы.
Китайский интернет развивается быстрыми темпами с момента его появления. Теперь Китай старается превратиться в интернет-державу, и интернет постепенно проникает во все сферы общественной жизни. После того, как была выдвинута стратегия «Интернет+», больше внимания было обращено на образование и развитие образовательных ресурсов, в том числе на развитие образовательных веб-сайтов, который считается интересным и неотъемлемым инструментом обучения для повышения эффективности образования. Однако образовательных сетевых ресурсов по русскому языку которые представляют более широкий спектр образовательных опций, направленных на освоение лексики и грамматики посредством различных упражнений, в том числе развлекательного формата, в настоящее время пока недостаточно. Мало (сетевых ресурсов посвящено фонетике. Таким образом, мы видим потенциал нашего проекта «Золотой голос», который сможет компенсировать этот дефицит.
С момента создания первой школы русского языка в 1708 году преподавание русского языка в Китае имеет 310-летнюю историю. В 21 веке с расширением масштаба сотрудничества в различных областях в Китае и в России каждый год проводится ряд мероприятий на государственном уровне, которые способствуют к взаимопониманию народов двух стран. Многостороннее развитие контактов стимулирует китайских студентов изучать русский язык исходя из личных интересов и ценностей. При этом в качестве основной группы изучающих русский язык и пользователей интернета, китайские студенты проявляют большой интерес к использованию сетевых ресурсов для самостоятельного изучения русского языка. Таким образом, сетевые ресурсы по русскому языку имеют большие перспективы.
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что индекс удовлетворённости сетевыми ресурсами респондентов представляет собой 6.83 из 10 баллов. Выявлено, что респондентов интересуют материалы для самостоятельного изучения, и студенты ценят развлекательный характер сайтов. Поэтому, для того чтобы повысить индекс удовлетворённости сетевыми ресурсами китайских студентов, необходимо интенсивно конструировать подобные сайты. У нас три основных ресурса: один – следуя потребностям студентов, добавить ток-шоу, материалы по русскому языку для деловых людей, электронные книги современных авторов, другой – гармонично сочетать учебные материалы и развлечение, чтобы повысить активность, продолжительность самообразования китайских студентов. Стоит отметить, что это может стать отвлекающим их внимание элементом, и из-за этого может снизиться эффективность самообразования. Поэтому, самостоятельная работа китайских студентов с помощью сетевых ресурсов требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины и личной ответственности. Кроме того, владельцам сайтов необходимо уметь грамотно продвигать содержание сайта.



1. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. – М.: Наука, 1977. – 510 с.
2. Байлук В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. – 37-38 с.
3. М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. Интернет в образовании. – М. : Обучение-сервис. 2006. – 26 с.
4. Д.А. Шевченко, Ю.В. Локтюшина, Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки конкурентоспособности сайта вуза в интернет – М.: ННОУ «МИПК», 2014. С. 18
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. – Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656 с.
6. Маркетинговая деятельность учреждения профессионального образования. – М.: Фартекс, 2012. – 26 с.
7. Джи, Б. Имидж формы. Планирование, формирование, продвижение. – СПБ., 2000. – 108 с.
8. Солдаткина О. В. Ассортиментная политика в управлении конкурентоспособностью предприятия: монография/О. В. Солдаткина. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. – 139 с. – ISBN 978-5-9723-0057-0
9. Молчановский В. В., Шепелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М., 2002.
10. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: [Текст] Монография/Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
Научные статьи
11. Медведев, И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – №3. – С. 45-46
12. Федоркевич Е. В., Ветошев В.О., Отбор критериев оценки качества сайтов образовательных организаций//Мир науки. – 2017. – Т. №. 2. ISSN 2309-4265
13. Сидорова Т. И. Специфика Web-сайта организации как инструмента формирования корпоративной культуры //Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – С. 99-104
14. Макаревич Т. В. Соотношение этапов обучения и уровней владения РКИ в высшей школе: состояние и перспективы//Русский язык за рубежом, – 2010, №2. – С. 41-49
15. Кобзева, Н. А. Edutainment как современная технология обучения/Н. А. Кобзева//Ярослав. пед. вестн. – 2012. – № 4, т. 2 (Психол. -пед. науки). – С. 192-195
Официальный документ
16. Приказ министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 463 «Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному»
Словари и энциклопедии
17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т./Гл. Ред. В.В Давыдов. – М.: БРЭ, 1998. – Т. 2 М-Я. – 307 с.
Интернет-источники
18. Интернет // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет (дата обращения: 15. 03. 2017)
19. Мировое образовательное сообщество приняло и предложило к осуществлению Рамки действий «Образование-2030» // URL: http://ru.unesco.org/news/mirovoe-obrazovatelnoe-soobshchestvo-prinyalo-i-predlozhilo-k-osushchestvleniyu-ramki-deystviy (дата обращения: 08.08.2017)
20. "Великий файрвол": особенности интернета в Китае. // URL: http://tass.ru/info/2530474 (дата обращения: 15.03.17)
21. Дистанционное образование.// URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_образование(дата обращения: 15.09.17)
Источники на китайском и английском языке
Монографии
22. Ван шоужень. Отчет о развитии образования по иностранному языку в высших учебных заведениях. – М, 2008. – 157 с.
王守仁. 高校大学外语教育发展报告 –М 上海:上海外语教育出版社,2008,157
23. Ху Дэхай. Основы педагогики (3-й том), – М. 2013. – 224 с.
胡德海.教育学原理( 第 三 版)[ M]. 北京:人民教育出版社, 2013,224
24. Ху Дэхай. Основы педагогики (3-й том), –М, 2013. – 230-232 с.
胡德海.教育学原理( 第 三 版)[ M]. 北京:人民教育出版社,2013,230-232
25. Жан Найянь. Настоящее образование – самообразование. – М. 2004. – 7 с.
冉乃彦.真正的教育是自我教育[M]. 北京:新世界出版社,2004,7
Научные статьи
26. Хэ Хунмэй, Ма Бунин, У Сяося. Преподавание русского языка в ВУЗах Китая: история и развитие//Изучение иностранных языков. – 2017. №2. – С.98-104
何红梅,马步宁,武晓霞. 中国大学俄语教学:历史与发展,外语学刊,2017,第二期,98-104
27. Лю Лиминь. Шестидесятилетнее преподавание русского языка с основания КНР//Ежедневная газета Гуанминь. – 2009. № 10. – С. 1-6
刘利民,新中国俄语教育六十年,光明日报,2009,第10版,1-6
28. Ху Вэньчжон. Успех и неудачи планирования образования иностранного языка в нашей стране//Обучение иностранным языкам и исследование. – 2001. №4. – С. 245-251
胡文仲,我国外语教育规划的得与失,外语教学与研究,2001年7月,第四期,245-251
29. Ма Липин. Двойная ученая степень - двойное получение? – на примере исследования устройства выпускников университетов Китая.//Исследования в области развития образования, – 2013. № 21. – С. 18-23
马莉萍. 双学位双回报?— 基于全国高校毕业生就业调查的实证研究,教育发展研究,2013,第21期,18-23
30. Чэнь Цзяньгун. Исторические этапы развития интернета в Китае//Мир интернета. – 2014. №3. – С. 6-14
陈建功,中国互联网发展的历史阶段划分,互联网天地,2014年3月,第三期,6-14
31. Нин Цзяцзюнь. Фон внедрения, значение и содержание "Интернет+"//Электронное управление. – 2015. № 6. – С. 32-38
宁家骏. 互联网+行动计划的实施背景, 内涵及主要内容,电子政务,2015,第六期,32-38
32. Бу Тянье, Чэнь Яньжун. Сравнительное исследование сайтов по русскому языку в Китае//способности и ум. – 2017. – С. 262
卜天野,陈艳蓉,中国俄文网站信息对比研究,才智,2017, 262
Доклад
33. 41-й "Статистический отчет о развитии интернета в Китае". – С 3, – С 5.
第41次《中国互联网发展状况统计报告》,3,25
Интернет-источники
34. Объем двусторонней торговли в 2016 году – 69.5 млрд. долларов. 2016年中俄进出口贸易额695亿美元// URL: http://www.chinanews.com/cj/2017/02-21/8155410.shtml (дата обращения: 07.12.2016)
35. Treaty of Good-Neighborliness and Friendly Cooperation Between the People’s Republic of China and the Russian Federation. The official site of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. // URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t15771.shtml (дата обращения: 07.12.2016)
36. Уведомление Министерства образования об результатах обнародования и утверждения программ бакалавриата вуза в 2017 году. 教育部关于公布2017年度普通高等学校本科专业备案和审批结果的通知// URL: http://www.moe.edu.cn/srcsite/A08/moe_1034/s4930/201803/t20180321_330874.html (дата обращения: 07.12.2016)
37. ЕГЭ по китайскому языку // URL: http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-kitaiskomu-iazyku/
38. Отчет по результутам исследования информатизации в отрасли образования. 2014-2015年我国教育信息化行业投资规模数据分析 // URL: http://www.chinabgao.com/k/jyxxh/19251.html (дата обращения: 14.10.2017)
39. Мировое образовательное сообщество приняло и предложило к осуществлению Рамки действий «Образование-2030» // URL: http://ru.unesco.org/news/mirovoe-obrazovatelnoe-soobshchestvo-prinyalo-i-predlozhilo-k-osushchestvleniyu-ramki-deystviy (дата обращения: 08.08.2017)
40. Руководство искать работу студентами в 2017 году. 2017年大学生求职指南// URL: http://jiangsu.china.com.cn/html/finance/zh/10457911_1.html (дата обращения: 11.07.2017)
41. Как относиться к явлению “учиться не по желанию среди студентов”. “学非所愿”究竟怎么看// URL: http://tianjin.eol.cn/tianjinnews/201504/t20150414_1247410.shtml (дата обращения: 21.09.2017)
42. Важные события в истории интернета 1994-1996. 1994年~1996年互联网大事记// URL: http://www.cnnic.cn/hlwfzyj/hlwdsj/201206/t20120612_27415.htm (дата обращения: 21.01.2017)
43. Юй Миньхон: "Интернет + образование": образование – ядро, а интернет – инструмент.俞敏洪: “互联网+教育”教育是核心,互联网是手段// URL: http://edu.people.com.cn/n/2015/0525/c367001-27052318.html (дата обращения: 15.04.2017)
44. Организация Хуцзян, участвующая в награде в 2016 году. 2016金翼奖参选单位:沪江// URL: http://edu.163.com/16/1018/11/C3LJFNVU00294NIA.html (дата обращения: 11.10.2016)
45. CGTN-Русский// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/CGTN-Русский (дата обращения: 13.02.2017)
46. CCTV готовится к строительству Китайского международного телевидения (CGTN). 央视正在筹建中国国际电视台(中国环球电视网)// URL: http://news.cctv.com/2016/12/30/ARTIGxTaqwOw4frYiJSfCLNO161230.shtml (дата обращения: 05.03.2017)
47. The Concept of Ergonomics// URL: https://ccm.net/contents/777-webmastering-website-ergonomics (дата обращения: 12.06.2017)
48. Топ-100 китайских интернет-компаний 2017 года. 2017年中国互联网企业百强// URL: http://www.isc.org.cn/zxzx/xhdt/listinfo-35586.html (дата обращения: 19.11.2017)
49. Gardner R. C., Lambert W. E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley. Mass.: Newbury House. //URL: http://publish.uwo.ca/~gardner/docs/ CAALOttawa2009talkc.pdf
50. Перспективы и направление трудоустройства по специальности русского языка в 2017-ом году. 2017俄语专业就业前景和就业方向分析// URL: http://www.gaosan.com/gaokao/98111.html (дата обращения: 12.11.2017)
Официальный документ
51. Меры по управлению информационной службой в интернете. 互联网信息服务管理办法// URL: http://www.beian123.org.cn/news.php?id=1231 (дата обращения: 10.10.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ