Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Работа №36275

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы процесса формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках
12
1.1 .Содержание и структура познавательных универсальных учебных
действий 12
1.2 .Формированиеи развитие познавательных универсальных учебных
действий в процессе обучения биологии 21
1.3 .Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках биологии в седьмых
классах 28
Выводы по I главе 47
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий учеников седьмых классов
на уроках биологии 49
2.1.Определение процедуры диагностики познавательных универсальных учебных действий учащихся седьмых классов на уроках
биологи 49
2.2. Характеристика познавательных универсальных учебных действий на
констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования 55
2.3. Метод интеллект-карт как средство форми рования познавательных универсальных учебных действий учащихся седьмых классов на уроках
биологии 60
Выводы по II главе 75
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения 84

Серьезные изменения, происходящие в общественной жизни, оказывают глобальное влияние на систему образования. Одним из приоритетных направлений в образовании нашего века является целостное развитие личности на основе освоения способов учебной деятельности через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного процесса и создают возможность успешного и самостоятельного приобретения новых знаний и умений , компетентностей в процессе обучения [9].
Цель образования - научить обучающихся ставить и решать возникающие проблемы и ориентироваться в информационном пространстве, находить и перерабатывать большой объем информации, использовать и создавать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития. Одна из задач педагога - вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно развиваются и получают знания [5].
Проблема формирования универсальных учебных действий обучающихся рассматривается в работах многих известных ученых, где представлены различные подходы авторов к данной проблеме. В научных изысканиях авторов представлены разнообразные техники для развития различных сторон ребенка: моторики, внимания, а так же других
познавательных процессов, но не все они адаптированы к введению ФГОС, что в данный момент крайне необходимо. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучения школьников, по-прежнему остается формирование у них универсальных учебных действий [7].
Именно познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания,овладение умением учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся в различных областях знаний. За последние годы появилось достаточное количество исследований, посвященных изучению универсальных учебных действий в целом и познавательных в том числе, способам их развития, критериям диагностики и результативности (А.А. Вихман, В.А. Гуружапов, И.В. Петрова, Н.С. Подходова, А.Ю. Попов, А.В. Рогожина, Н.С. Фирсова, С.В. Чопова и др.).
Актуальность темы исследования. Современная система образования предлагает огромный выбор технологий и методов для организации системно - деятельностного подхода. Одним из приоритетных направлений в образовании нашего века является целостное развитие личности на основе освоения способов учебной деятельности через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного процесса и создают возможность успешного и самостоятельного приобретения новых знаний и умений , компетентностей в процессе обучения.
Использование технологии интеллект - карт на каждом из этапов современного урока в полной мере отражает системно - деятельностный подход в обучении, способствует формированию универсальных учебных действий. Передо мной стояла такая задача - выбрать из всего многообразия технологий и методов такую, которая в полной мере способствовала бы формированию универсальных учебных действий, повышению мотивации и росту качества обучения по предмету биология. Специфика методики преподавания предмета «биология» основана на умении анализировать окружающую среду, именно от этого всего я и отталкивалась при выборе технологии. Блуждая по просторам интернета, мое внимание привлекла интереснейшая статья кандидата педагогических наук, доцента кафедры развития образования АПК и ППРО, автора концепции применения интеллект - карт в учебном процессе Бершадского М. Е., где он говорит о том, что: «Эффективность интеллект - карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.
Это актуализирует интерес к поиску средств формирования познавательныхуниверсальных учебных действийи раскрытию их педагогического потенциала. Одним из перспективных направлений в решении данной проблемы можно назвать работу обучающихся с использованием передового способа визуализации большого объема информации-метода интеллект-карт.
Проблема познавательныхучебных действий, интересов, обобщенных познавательных умений привлекает к себе внимание ученых давно, что нашло отражение в исследованиях С.Г. Воровщикова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. В 70-80-е годы прошлого столетия начинают разрабатываться подходы системного осмысления общеучебных умений и навыков (Ю.К. Бабанский, В.М. Коротов, Н.А Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова и др.) В 1980 году Н.А. Лошкаревой разработана «Программа развития общих учебных умений и навыков школьников», которая на протяжении двадцати пяти лет являлась наиболее полным и подробным системным представлением состава и структуры данных умений [8].
Появились исследования, посвященные развитию отдельных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности по принципу индивидуализации обучения (В.А. Донец), технологий воспитания познавательной активности на уроке (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), способам формирования познавательного интереса и познавательной потребности обучающихся (В.С. Ильин, Ю.В. Шаров и др.), развитию познавательной мотивации средствами учебно-издательской деятельности обучающихся (С.А. Лысиченкова) [1].
Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно изложено в работах Тони Бьюзена ,Хорста Мюллера, а также в ряде отечественных источников, которые преимущественно излагают идеи названных выше авторов, экстраполируя и интерпретируя их в новых условиях практической реализации.
На сегодняшний день есть публикации, раскрывающие отдельные аспекты использования интеллект-карт в учебном процесс. Так, В.А. Литвинов и Л.Г. Проскурина предлагают последовательность составления карты планирования занятия по теме «Психологические особенности состояния и поведения человека в ЧС». Мюллер Х. представил метод составления ментальных карт[20].
В отечественной психологии учебная деятельность учащихся и её организация на уроке в связи с проблемой усвоения знаний рассматриваются в работах C.JI. Рубинштейна, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой- Меллер, Н.Ф. Талызиной, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой, Г.Г. Кравцова, Д.Б. Эльконина и других [2].
Таким образом, применение метода интеллект-карт в процессе обучения увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта ФГОС.
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили нам сформулировать следующее противоречие: между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого вопроса в условиях образовательного процесса.
Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему исследования. Проблема исследования состоит в выяснении возможностей метода интеллект-карт для более успешного формирования познавательных универсальных действий обучающихся седьмых классов на уроках биологии.
Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование познавательных
универсальных учебных действий учащихся седьмых классов средствами метода интеллект-карт при изучении биологии».
Цель работы: выявить развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии путем применения метода интеллект-карт.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.
Предмет исследования: интеллект-карта как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся седьмых классов на уроках биологии.
Гипотеза исследования: формирование познавательных
универсальных учебных действий обучающихся будет эффективным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «познавательные универсальные учебные действия» и «метод интеллект-карт»;
- учитывать возрастные особенности развития познавательных
универсальных учебных действий у обучающихся;
- проводить уроки с применением метода интеллект-карт.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить содержание и структуру познавательных универсальных учебных действийс позиции системно-деятельностного подхода при работе педагога на уроках биологии;
2. Разработать и провести уроки в седьмых классах с применением метода интеллект-карт на уроках биологии;
3. Экспериментально проверить метод интеллект-карт, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся седьмых классов на уроках биологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: на философском уровне - философские исследования познания человека (Ф. Бекон, Д. Беркли, Т. Гоббс, Р. Декарт, В. Дильтей, И. Кант, Д. Локк, Л.
Фейербах и др.); на общенаучном уровне - фундаментальные положения педагогической методологии (В.П. Бедерханова, М.А. Данилов, Г.И. Железовская, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник и др.). Мокиенко, Д.М. Назаров и др.); метапредметное содержание образования (Ю.В. Громыко, Л.В. Женина, Н.Б. Ковалева, О.И. Маркова, А.Д. Николаева, А.В. Хуторской и др.); развитиесубъектности и педагогической поддержки обучающихся (К.А. Абульханова, Е.А. Александрова, А.А. Бодалев, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А.).
Организация педагогического процесса на основе его моделирования (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский и др.). Личностно ориентированный подход в образовании (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) [16].
В отечественной психологии учебная деятельность учащихся и её организация на уроке в связи с проблемой усвоения знанийрассматриваются в работах C.JI. Рубинштейна, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой- Меллер, Н.Ф. Талызиной, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой, Г.Г. Кравцова, Д.Б. Эльконина и других [2].
Методы и методики исследования.
- теоретические: изучение, сравнение, синтез и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем и учащимися, диагностические тестирования с использованием таких методик как:
1. «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна;
2. «Сравнение понятий» Л.С. Выготского;
3. Исключение лишнего» Р. Амтхауэра;
4. Тест на оценку самостоятельности мышления. Л.А. Ясюковой.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Диссертационное исследование проводилось с 2017 по 2019 гг. на базе МБОУ «Г имназия №6» Приволжского района г. Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались уроки биологии с применением метода интеллект-карт в седьмых классах с целью формирования у них познавательных универсальных учебных действий.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, были определены теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. Выявлена роль, обоснован и апробирован на практике метод интеллект-карт на уроках биологии для формирования у учеников средней школы познавательных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал, касающихся метода интеллект-карт, их особенность и уникальность, правил их построения для применения учителем на уроках биологии.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные уроки с применением метода интеллект-карт могут служить методической базой для учителей биологии, а научно-теоретические материалы исследования могут быть использованы при подготовке учителей биологии.
Апробация результатов исследования проводилась непосредственно через проведение уроков по биологии.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий развития познавательных универсальных учебных действий учащихся седьмых классов на уроках биологии, в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психологопедагогическим экспериментом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знанийи навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В связи с этим урок, обеспечивающий требования ФГОС, должен воспитывать думающего ученика-интеллектуала, развивать у детей креативное мышление, содержать разные виды деятельности, обеспечивать благоприятный психологический климат. Главным становятся результаты, которых должны достичь школьники. Таким образом, урок, остающийся основной формой организации учебной деятельностишкольников в условиях классно-урочной системы обучения, должен претерпеть изменения.
Изучение литературы позволило выяснить, что «познавательные универсальные учебные действия» - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Так же установлено, что познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы. Выявлены наиболее эффективные методы и приёмы, формирующие познавательные универсальные учебные действия.
В средней школе предмет «Биология» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование
Применение учителем метода интеллект-карт направленного на формирование познавательныхУУД, развивает у обучающихся способность рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, находить и сохранять информацию.
Анализ опыта работы учителей дал возможность установить, что педагоги уделяют внимание формированию познавательных универсальных учебных действий, но данная работа не всегда носит системный характер, и используется ограниченный набор приемов и заданий, обеспечивающих данный процесс.
В ходе исследования были разработаны и успешно применены интеллект-карты, способствующие формированию познавательных
универсальных учебных действий учащихся седьмых классов в процессе их обучения предмету «Биология».
Экспериментальная проверка и практическое использование
разработанных уроков с использованием данного метода показало, что в ходе исследования наблюдается положительная динамика сформированности познавательных универсальных действий у школьников экспериментального класса по биологии.
Полученные в ходе проведения эксперимента данные подтвердили гипотезу о том, что использование в процессе обучения биологии метода интеллект-карт является эффективным средством в развитии познавательныхУУД учащихся седьмых классов. Метод интеллект-карт обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития познавательных универсальных учебных действийв соответствии с требованиями стандарта ФГОС.
Результаты педагогического исследования свидетельствуют о том, метод интеллект-карт, создает определенную мотивацию - интерес к самой деятельности, развивают познавательные универсальные учебные действия учащихся.
Проведение педагогического эксперимента на базе МБОУ «Гимназия №6» оказалось успешным и позволило подтвердить правильность гипотезы.
Цель исследования по разработке и реализации метода интеллект-карт, направленных на формированиепознавательныхуниверсальных учебных действийу учащихся седьмых классов на уроках по предмету «Биология», достигнута.


1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе// М. : Просвещение, 1989. - 224 с.
2. Арсентьева В.П. Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном детстве// М. : Форум, 2009. - 155 с.
3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе// М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
4. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе// М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
5. Балан, И.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции// ОГУ: 2014. - 235 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии// М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
7. Бьюзен Т. Супермышление пер. с англ. Е. А. Самсонова// М.: Попурри, 2007. - 54-55 с.
8. Бершадский М. Е. Психолого-педагогические основания метода карт понятий// М.: 1989-146 с.
9. Бершадский М.Е. Некоторые проблемы проектирования учебного процесса в алгоритмических технологиях //М.: Педагогические технологии. - 2009202с.
10. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения:теория и практика применения //М: Сентябрь 2012 - 256 с.
11. Волков И.П. Педагогические технологии//М.: Просвещение ,1990. -381 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // М.: 2015- 94-107 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4 // М.: 1984.-48 с.
14. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. —158 с.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов// М.: «Книжный дом «Университет», 2014. - 332 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: учебное пособие для вузов// М.: 2016. - 346 с.
17. Гузеев В, В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий // М.: Сентябрь, 2009 - 192 с.
18. Деятельностно-ориентированный подход к образованию//Управление школой «Первое сентября»- 2011- 4-15 с.
19. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии 2003. - 30-39 с.
20. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обновление деятельности учителя биологии в соответствии с требованиями ФГОС» / Разработана на основе ЛОП «Педагогика и методика обучения биологии» -2013.
21. Дмитренко Т.А. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам: учебное пособие //М.: 2016. - 100 с.
22. Драганова О.А. Психология мотивации образовательной деятельности// М: 2016. - 104 с.
23. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.,ИНТОР,1996.-544 с.
24. Дмитриева Х. А., Матвеева В. В. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД// Научно-методический электронный журнал «Концепт» М.: 2016.- 60-64 с.
25. Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций//М.: Панорама, 2006. - 64с.
26. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в начальной школе/ Е.С. Евдокимова// М.: Творческий Центр Сфера, 2010. - 62 с.
27. Ермолаев, С. А. Проектная деятельность школьников социально - экологической направленности / С.А. Ермолаев // М.: 2006. - 86 с.
28. Иванова Н.Г. Использование игр на уроках биологии//М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. - 72с.
29. Ильина Т.А., Педагогика//М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
30. Интеллект- карты/ тренинг эффективного мышления- как рисовать от Тони Бьюзена// Спб.: 2014.-14-28 с.
31. Ильина Т.А.Интеллект-карта как способ принятия важных решений// Волгоград: 2015.-18-27 с.
32. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности// М.: 2011.-102 с.
33. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева//Справочник заместителя директора.- 13-27с.
34. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушкин//Ростов н.Д: издательский центр «МарТ», 2010.-56с.
35. Лазарева, Н. И. Педагогические возможности творческих проектов в процессе воспитания интереса к творческой деятельности школьников// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. -296-299 с.
36. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление//СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
37. Лекерова Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения // М.: 2009.17-27с.
38. Лугина Н.Э. Интеллект-карта: технология изображения информации: учебное пособие / Н.Э. Лугина//Томск: Издательство ТУСУРа, 2012.-205 с.
39. Меньшикова Е. А. Развитие познавательной активности детей//Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. — 2006. - 204 с.
40. Маукл Дж. Г елб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи// М.:Попурри, 2000. - 304 с.
41. ПолипенкоА.В.Методика «Выделение существенных признаков» // М.:Поппури, 2014.-134 с.
42. Наст Д.Эффект визуализации. Кaк использовaть скрытые возможности мозга, учиться быстрее, зaпоминaть больше и достигать успеха//М.: 2008.254 с.
43. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие//М.: Сфера, 2005.-110 с.
44. Скачкова М.Б. Интеллект-карта как фактор развития познавательных
учебных действий младших школьников //М.: Научное сообщество
студентов, 2011. -27-35 с.
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко// М.: Народное образование, 1998. - 15-16 с.
46. Симонова, М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М. В. Симонова // М.: Научные исследования в образовании- 2008.- 44-47с.
47. Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика // М: Касталь 2010. - 416 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования//М. 2013.-12 с.
49. Эльконин Д. Б. Психология игры //М.: Педагогика, 1978. - 269 с.
50. Ярцева С.В. Биология в школе: реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С.В. Ярцева// М.: Народное образование , 2010. - № 6. - 23-27 с.
51. Asher J. Children's first language as a model for second language learning // Modem language journal, 2000.- 133-139 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ