ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 7
1.1. Экономическая сущность кредитования малого и среднего
предпринимательства 7
1.2. Особенности методик анализа кредитоспособности предприятий
малого и среднего бизнеса в России 17
1.3. Зарубежный опыт оценки кредитоспособности заемщика 27
2. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 34
2.1 Анализ рынка кредитования малого и среднего бизнеса в России и
республики Татарстан 34
2.2. Анализ кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
по методикам коммерческих банков 37
2.3. Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности
предприятий малого и среднего бизнеса 55
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИК АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 64
3.1. Проблематика методик анализа кредитоспособности предприятий
малого и среднего бизнеса 64
3.2. Совершенствование методики оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Основой на пути стабильного развития экономики страны и решения социальных вопросов, развитых и развивающихся стран являются предприятия малого и среднего бизнес. Развитие малых и средних предприятий возможно только при условии, налаживания их эффективного взаимодействия с кредитными организациями, так как потребность этого сектора экономики в заемных ресурсах является стабильно высокой, особенно в условиях кризиса. Изучение особенностей малого и среднего бизнеса как субъектов кредитования, а также особенностей кредитования малых и средних предприятий является необходимым для обеспечения эффективного взаимодействия их с банками.
Со стороны государства предпринимаются попытки поддержания малого предпринимательства, принимаются законы, постановления и программы по этому вопросу, вводятся налоговые послабления. Но доля занятого в малом бизнесе трудоспособного населения, и без того незначительная по сравнению с развитыми европейскими странами, последние годы не растет, а даже сокращается. Происходит это, прежде всего, в связи с тем, что малое предприятие сталкивается с бюрократическими трудностями на всех этапах своего существования, начиная от регистрации и заканчивая уплатой налогов. В то же время условия жесткой конкуренции диктуют свои правила в вопросах ценообразования и потребности в рекламных услугах.
На банковском рынке России нет достаточного разработанной системы финансирования малого предпринимательства. Условия кредитования для потенциального заемщика довольно невыгодны, получить долгосрочные заемные средства по подъемным для малого предприятия процентным ставкам практически невозможно, а многочисленные краткосрочные займы, при не правильном использовании ведут к плаченым последствиям.
Многие из этих сложностей связаны с тем, что коммерческие банки при кредитовании малых и средних предприятий подвержены большим рискам по сравнению с кредитованием крупных предприятий.
А при оценке рисков на первый план выходит проблема анализа кредитоспособности заемщика. И в этом вопросе у малых предприятий возникает множество затруднений связанных с особенностями ведения такого рода бизнеса. На данном этапе очень важно, чтобы кредитная организация разработала эффективные методики оценки финансового состояния малых предприятий, как на текущий момент, так и с учетом перспектив развития на ближайшее будущее.
Создание действенных, соответствующих действительности и быстрых по сроку методик оценки способности заемщика вернуть полученные средства поможет банкам снизить риски и сократить расходы на кредитование, малым и средним предприятиям позволит получать так необходимые им средства для своей деятельности и обращаться к банкам на постоянной основе, для ведения бесперебойной деятельности. А, в конечном итоге, приведет к увеличению их доли на рынке.
Таким образом, совершенствование методик оценки кредитоспособности малого и среднего бизнеса являются действенным помощником в развитии рынка кредитования данной сферы и развития экономики страны в целом.
Целью данной работы является исследовать существующие в России методы оценки кредитоспособности малых и средних предприятий и поиск путей их улучшения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы сущности малого и среднего бизнеса касательно их кредитования;
- исследовать методическую базу в области финансового анализа кредитоспособности таких предприятий;
- оценить зарубежный вклад оценку кредитоспособности предприятий
- обоснование методов оценки кредитоспособности предприятий
- проанализировать сравнительную эффективность существующих методик кредитоспособности на примере различных методик;
- выявить проблемы современных методик кредитных организаций, на
4
основе которых определяются платежеспособность малых и средних предприятий;
- предложить совершенствование методик оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Объектом исследования работы является методики оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, как механизм обеспечения развития рынка кредитования данного сегмента экономики.
Предметом исследования выступают социально -экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе анализа кредитоспособности малых и средних предприятий.
Методологической основой работы послужили фундаментальные положения теории финансов, опыт зарубежных и отечественных ученых в области рыночной экономики, банковского дела и финансового менеджмента, статьи экономистов в области качественной и количественной оценки финансового состояния организаций, нормативные документы и акты Российской Федерации, а также отчеты рейтинговых агенств.
Теоретической основой работы стали положения таких отечественных авторов, как А.Д. Шеремет, О.И. Лаврушин, Л.П. Кроливецкая касательно понятий кредитоспособности и методов ее оценки.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и методических подходов к оценке кредитоспособности организаций.
Основные результаты исследования, имеющие научную новизну, состоят в следующем:
- выявлены основные причины, сдерживающие кредитование предприятий в современных российских условиях, среди которых: организационные (низкая организация кредитного менеджмента в банках, недостаточный уровень подготовки персонала, отсутствие механизма мониторинга кредита и др.); информационные (проведение анализа в статике, отсутствие анализа будущих периодов), учетные (отсутствие учета специфики предприятий и внешних
факторов);
- разработана комплексная методика оценки кредитоспособности организаций на основе предложенной ранжированной классификации организаций заемщиков по степени кредитоспособности (организации, обладающие высокой, средней, удовлетворительной кредитоспособностью, организации, являющиеся некредитоспособными), что способствует более обоснованной оценке заемщиков;
- обосновал экономико-психологический элемент, как фактор при оценке кредитоспособности заемщика, в целях укрепления репутации перед кредиторами и возможности погашения долгов в кризисных ситуациях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно включает в себя решение поставленной задачи комплексной оценки кредитоспособности клиента для разработки кредитной политики. Ключевой идеей магистерской диссертации является практическая реализация методик по проведению финансовой диагностики заемщиков банка для повышения надежности и устойчивости клиентов банка., а также создание условий для эффективного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Кредитоспособность заемщика предприятий малого и среднего бизнеса - комплексная финансово-правовая оценка его деятельности, представленная системой сбалансированных показателей, позволяющих выявить уровень кредитного риска банка, допустимый размер кредитных обязательств МСБ и установить зависимость величины кредитного риска от рассчитанного кредитной организацией рейтинга кредитоспособности заемщика.
Чем выше рассчитанный рейтинг кредитоспособности субъекта малого предпринимательства, тем ниже уровень кредитного риска банка при предоставлении ему заемных средств.
Единство стандартов и критериев определения объекта кредитования может стать вектором развития культуры использования заемных средств среди сегмента малого бизнеса во многом из-за того, что предприниматели смогут предоставить достоверную информацию о своей деятельности кредиторам, что позитивно скажется как на бизнесе заемщиков, так и на качестве активов любой кредитной организации.
Сегодня управление малым предприятием протекает в условиях неопределенности относительно будущего финансового состояния самого предприятия и его экономической среды, поскольку данный сектор экономики наиболее подвержен влиянию мирового финансового кризиса. В этой связи анализ кредитоспособности должен проводиться на базе комплексного подхода.
Рассмотрев методики некоторых стран можно сделать вывод о том, что различные методики отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Если бы состав показателей был универсальным для всех банков и стран, то можно было бы обмениваться статистикой и мозаично набирать полную картину. При этом нельзя не отметить отсутствие единства у стран, банков и авторов в выборе системы показателей. В рамках дилеммы «риск - доходность»
заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (более подверженные риску), должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики. В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных подходов к такой задаче - в зависимости от особенностей заемщиков, и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга, значит, применять их следует в комплексе. А изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы российских банкиров.
На основании проведенного по методике АО «Россельхозбанк» комплексного профессионального анализа всех показателей и факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия «А»: значений финансовых показателей, бальной оценки финансового положения заемщика, картотеки, задолженности перед бюджетом и других факторов, всей имеющейся информации о заемщике - финансовое состояние оценивается как среднее.
В целом, как нами было выяснено, система оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса в ПАО «АКИБАНК» построена на основании всестороннего рассмотрения как количественных, так и качественных показателей, в том числе учитывающих деловую репутацию клиента и качество обслуживания долга. В основу методики оценки кредитоспособности ПАО «АКИБАНК» положена рейтинговая методика, основанная на анализе финансового состояния заемщика и системе финансовых коэффициентов с учетом требований Банка России.
По результатам проведенных расчетов было выявлено, что финансово - экономическое положение предприятия «А» нельзя расценивать как устойчивое, поскольку показатели кредитной нагрузки по первому и второму варианту расчета кредитоспособности клиента, установленные кредитной политикой ПАО «МДМ Банк», не выполняются. Следовательно, для определения максимальной суммы кредита, которую может обслуживать бизнес организации, необходимо рассчитать кредитоспособность клиента по третьему варианту, в
В методиках ПАО «АКИБАНК» и ПАО «МДМ Банк» не учитываются такие факторы, как степень диверсификации бизнеса и отраслевая специфика, инвестиции компании в развитие. Недостаточное внимание уделено собственникам и руководству фирмы: их управленческому опыту и кредитной истории. Методика АО «Россельхозбанк» наиболее комплексно проводит оценку кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, учитывая отраслевую специфику предприятия, управленческую отчетность и кредитную историю собственников.
Анализ кредитоспособности малого бизнеса в банках требует отдельного подхода. Общие методики анализа, применяемые к корпоративным или розничным клиентам, не всегда являются эффективными в данном сегменте бизнеса. Необходимо учесть все особенности кредитования малого и среднего бизнеса. Для достижения успеха банкам необходимо совершенствовать методики оценки кредитоспособности МСБ, то есть отвечать требованиям скорости, технологичности, гибкости и понимания бизнеса каждого из клиентов.
Таким образом, необходимо совершенствование методик оценки кредитоспособности в кредитных организациях России, а также постоянный мониторинг эффективности существующих методик и их оптимизация. Продуманная методика оценки кредитоспособности позволяет коммерческому банку принимать экономически обоснованные решения и выбирать приемлемые альтернативы размещения ресурсов.
Предложенные в работе уточнения методики оценки кредитоспособности заемщика позволят банку проводить более полную и качественную оценку кредитоспособности заемщика малого бизнеса, обеспечить высокий уровень возвратности кредитов. Анализ кредитоспособности малого бизнеса в банке требует отдельного подхода. Общие методики анализа, применяемые к корпоративным клиентам, не всегда являются эффективными в данном сегменте бизнеса. Учет всех его особенностей при помощи описанных выше методов позволит банку «захватить» клиентский сегмент, еще не до конца охваченный
кредитованием. Для достижения успеха банку необходимо отвечать требованиям скорости, технологичности, гибкости и понимания бизнеса каждого из клиентов.
Автоматизация процесса оценки кредитоспособности приведет к снижению кредитных рисков, рисков ошибок в оценках экспертов, снизит влияние ошибок финансовой отчетности и недостоверности предоставленной информации, а также позволит ускорить оценку кредитоспособности заемщика за счет увеличения скорости процесса принятия решения и возможности замены показателей в зависимости от специфики деятельности малого предприятия.
В качестве усовершенствованной методики оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса предложен оригинальный методический подход, основанный на применении математического аппарата теории нечетких множеств; описан поэтапный алгоритм действий кредитного эксперта.
Предложенные уточнения методики оценки кредитоспособности заемщика позволят банкам проводить более полную и качественную оценку кредитоспособности заемщика малого бизнеса, обеспечить высокий уровень возвратности кредитов.