Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эмоционального развития детей в экзистенциальной психологии

Работа №36001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального развития в экзистенциальной психологии
1.1. Теоретический обзор психологических концепций, посвященных
изучению эмоций, отечественных и зарубежных ученых 5
1.2. Теоретический анализ исследований, посвященных изучению развития
эмоциональной сферы в экзистенциальной психологии 9
1.3. Теоретические анализ теорий, посвященных эмоциональному развитию
детей в экзистенциальной психологии 12
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования эмоционального развития детей в
экзистенциальной психологии 36
2.2. Методы исследования эмоционального развития детей в
экзистенциальной психологии 45
Глава 3. Эмпирическое и феноменологическое исследование эмоционального развития детей в экзистенциальной психологии
3.1.1. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей 50
3.1.2. Анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования 55
3.2. Феноменологическое исследование эмоционального развития детей 61
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения


Актуальность темы исследования. На современном этапе развития психологии все большее внимание уделяется феноменологическому подходу в исследованиях. Деятели науки, осуществляющие свой труд в данном направлении, стремятся постигнуть феноменологию не только в качестве философского знания, но и в качестве действенного психологического метода. В настоящее время появляется все больше работ, использующих данный метод, в том числе и в экзистенциальной психологии.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Психологии давно известны работы таких философов и ученых как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, М. Фуко, П. Рикер на трудах которых основывается все феноменологическое учение, данный список можно было продолжить, но на наш взгляд следует отметить фамилии современных авторов и исследователей, занимающихся разработкой феноменологического метода, а именно П. Колацци, А. Джорджи, Э. Спинелли и другие. Стоит отметить, что в нашей стране сравнительно небольшой практический опыт работы в данном направлении.
Однако в психологии относительно небольшое количество исследований, посвященных эмоциональной сфере детей, использующих феноменологический метод, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость исследования эмоциональной сферы детей посредством феноменологического метода заключается в его более детальной разработке и последующем применении в сфере гуманитарнонаучных исследований, в консультировании, психологическом сопровождении.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей в экзистенциальной психологии.
Предмет исследования: влияние временного фактора на структуру детского переживания.
Цель: определить влияние временного фактора на структуру детского переживания.
Гипотеза исследования: временной фактор влияет на структуру детского переживания.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных об эмоциональном развитии.
2. Определить содержание эмоционального развития детей в экзистенциальной психологии.
3. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
4. Проанализировать полученные данные и определить характер влияния временного фактора на структуру детского переживания.
Методы и методики исследования:
• Тест «Несуществующее животное», разработанный М. З. Дукаревич.
• Методика «Детский апперцептивный тест», разработанная Л. Беллак и С. Беллак.
• Феноменологический метод «Описательный феноменологический анализ», предложенный А. Джорджи.
Выборка: в исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итоги проведенного исследования позволяют утверждать, что на современном этапе экзистенциальной психологии изучение эмоционального развития детей является актуальным направлением. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Для изучения личностной и эмоциональной сфер детей младшего школьного возраста была использована рисуночная проективная методика «Несуществующее животное». С помощью метода описательной статистики в личностной и эмоциональной сферах детей были выявлены такие доминирующие показатели как тревожность, повышенная возбудимость, поверхностность/импульсивность и позитивное самоотношение. Это позволяет сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста может наблюдаться высокая эмоциональность, реактивность, что может нести определенные последствия.
2. В результате изучения личностной и эмоциональной сферы детей с помощью проективной методики «детский апперцептивный тест» были получены следующие результаты. В ходе изучения такого показателя как «картина мира» наиболее распространенными для данной группы детей оказались доброжелательная и требовательная концепциями восприятия мира. В сфере главных потребностей и мотивов наиболее значимыми оказались потребность в общении с близкими и игра. Среди основных страхов выделились следующие: страх темноты, страх отсутствия поддержки взрослых в фрустрирующих ситуациях и боязнь неодобрения близких. По показателю «значимые конфликты» наиболее распространенными среди детей в данной группе оказались «несоответствие ожиданий ребенка» и «зависимость о родителей».
3. Корреляционный анализ позволил выявить наличие связей между основными страхами, концепцией восприятия мира, главными потребностями и эмоциональным состоянием детей, их личностными особенностями. Основные страхи детей, принимающих участие в данном исследовании, такие как страх темноты, страх остаться без поддержки взрослых в фрустрирующих ситуациях, страх одиночества и страх агрессивного поведения (наказания со стороны взрослых) во многом определяют эмоциональный фон детей, их самоотношение, уровень самооценки и творческий потенциал. Также достоверная связь была выявлена между концепцией мира детей и их эмоциональной сферой, а именно уровнем общей энергии, импульсивностью и эмоциональной возбудимостью.
4. В результате феноменологического исследования нами были получены данные о том, что актуальной для детей, принимающих участие в данном исследовании, является возможность переживания свободы, которая состоит в тесной взаимосвязи со способностью детьми заниматься любимым занятием. Дети испытывают эмоциональный подъем и радость, когда занимаются тем, что приносит им ощущение счастья. Но нами были получены выводы о том, что данные эмоциональные переживания во многом зависят от самого осознания свободы. То есть ценностью для детей является сама возможность свободно выбирать и организовывать свое время и пространство.



1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. В: ДВГУ, 2003 г. 71 с.
2. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. 222 с.
3. Бутене Д.А. Возможности и ограничения одиночества: особенности детской экзистенциальной терапии.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания: моногр. М. : Изд-во Моск. унта, 1984. 200 с.
5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-пресс, 2003. - 160 с.
6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М.: Педагогика, 1984.
7. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. Собрание сочинений, т. 6. М.: Педагогика, 1984.
8. Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В. В. Анашвили и др. М.: Территория будущего, 2005. 376 с.
9. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли. Ростов н/Д: ЮФУ, 2016. 142 с.
10. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
11. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
12. Зобнина Л. Я. Анализ показателей психологических рисуночных тестов.
[Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»: сайт - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-
pokazateley-psihologicheskih-risunochnyh-testov (Дата обращения 18.04.19)
13. Иванов Е.М. Онтология субъективного. С.: Наука, 2007. 200 с.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
15. Кьеркегор С. Страх и трепет [Электронный ресурс] // Психологическая
электронная библиотека: сайт - URL:
http://psylib.org.ua/books/kerks01/index.htm (Дата обращения 20.02.19)
16. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПБ: Прайм- Еврознак, 2004. 256 с.
17. Левин К. Динамическая психология избр. труды. - М.: Смысл, 2001. - 418
с.
18. Лэнгле А. Введение в экзистенциально - аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности //Вопр. психологии. - 2004. - № 4. - С. 3-21.
19. Млодик И. Ю. Экзистенциальные данности детства и противоречивое
чудо, которое никогда не повторится. [Электронный ресурс] // Экзистенциальная и гуманистическая психология: сайт - URL:
http://hpsy.ru/public/x3067.htm (Дата обращения 21.03.19)23
20. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001. 400 с.
21. Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен [Электронный ресурс] // Экзистенциальная и гуманистическая психология: сайт - URL: http://hpsy.ru/public/x2624.htm (Дата обращения 14.02.2019)
22. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПБ: Питер, 2016. - 304 с.
23. Улановский А. М. Феноменологическое описание в психологии. [Электронный ресурс] // Экзистенциальная и гуманистическая психология: сайт - URL: http://hpsy.ru/public/x825.htm (Дата обращения
11.04.19)
24. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. М., 1997. 378 с
25. Франкл В. Страдающий человек. Антропологические основы психотерапии Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie. Bern: Huber, 1984. 202 с.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. - 363 с. с 45
27. Хахалова А. Предисловие к публикации перевода 7-ой главы книги
Эрнесто Спинелли «Интерпретируемый мир: введение в
феноменологическую психологию». [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»: сайт - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predislovie-k-publikatsii-perevoda-7-y-glavy- knigi-ernesto-spinelli-interpretiruemyy-mir-vvedenie-v- fenomenologicheskuyu-psihologiyu (Дата обращения 23.05.2019)
28. Чем оправдано применение понятия «проекция» по отношению к особому
виду психодиагностических методик? [Электронный ресурс] // сайт - URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/260-
2008-09-04-12-55-13.html (Дата обращения 18.04.19)
29. Чередниченко И.П. Переживание в экзистенциальном пространстве [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка»: сайт - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7perezhivanie- v-ekzistentsialnom-prostranstve (Дата обращения 19.03.2019)
30. Ялом И. Д. Экзистенциальные данности существования. [Электронный ресурс] // Сайт - URL: www.igisp.ru/klass/books/books/fragment/f2-21.shtml (Дата обращения 20.03.19)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ