Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция страхов у дошкольников

Работа №99604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Страх как психологический феномен
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Причины появления детских страхов ...
1.4. Коррекция детских страхов средствами изодеятельности
Глава II. Коррекция детских страхов посредством изодеятельности
2.1. Организация и методы исследования детских страхов
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Программа коррекционной работы средствами рисования
2.4. Анализ результатов повторной диагностики после коррекции
страхов у детей
Заключение
Список литературы
Приложения

Дошкольное детство - это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых - родителей, педагогов, поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям, которые порождают в нем тревогу и затем формирует враждебность к миру. [9].
Для каждого периода психического развития ребенка характерны различные группы страхов, взаимообусловленные повышенной тревожностью и способствующие развитию эмоционального неблагополучия личности ребенка, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов В. В. Столина, Дж. Ман, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Ю. В. Щербатых, В.И. Гарбузова. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит отражение в работах А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха». Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции ребенка, так как эта проблема животрепещуща.
Страх, одна из основных человеческих эмоций, длительное время изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард, Ст. Холл, 3.Фрейд и др.). Существует множество определений страха, выделены их виды и формы, сформулированы функции и причины их возникновения. Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные (Д. Боулби, Рэчмен М., Черсворт Т., Грэй Дж., Томкинс С., Рейнгольд Г. и др.), так и отечественные ученые. (А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.), и, несмотря на столь обширные исследования в зарубежной и отечественной литературе, тема данного феномена остается недостаточно изученной.
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка. Во - первых, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков, а во - вторых, устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию замкнутости, неуверенности и повышенной тревожности. [16].
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Большинство причин, как отмечают психологи, А. И. Захаров, А.С. Спиваковская, Т.П. Гаврилова лежат в области семейных отношений. [14].
Актуальность исследования проблемы определяется тем, что детские страхи, закрепленные в психике человека в раннем возрасте, могут сказаться негативно на дальнейшем психологическом и эмоциональном развитии. Страхи являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств, и с помощью психолого-педагогического исследования детского страха, возможно проведение его коррекции. Поэтому чрезвычайно важно не упустить момент для своевременного обращения к специалисту с тем, чтобы принять меры в преодолении и коррекции наиболее выраженных страхов у ребёнка.
Цель исследования: коррекция детских страхов средствами изодеятельности.
Гипотеза исследования - проведение коррекционной программы средствами изодеятельности окажет положительное влияние на снижение страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования мы определили следующие задачи:
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме страхов в дошкольном возрасте.
2. Теоретически обосновать возможность применения изодеятельности в целях коррекции детских страхов.
3. Провести комплексную диагностику страхов детей дошкольного возраста.
4. Разработать и проверить эффективность коррекционной программы по
снижению страхов средствами изодеятельности.
Объект: страхи детей дошкольного возраста
Предмет: изодеятельность, как метод коррекции снижения страхов у детей.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности.
Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях А.В. Суворовцевой, А.Н. Малаховой, И.Е. Куленцовой, К.С. Лебединской, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, М.А. Панфиловой, Г. Эберлейн.
Методики исследования:
1. « Рисунок семьи». Г.Т. Хоментаускаса, В.К. Лосевой.
2. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
3. Диагностика количества страхов («Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой, А.И. Захарова).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Обзорно-аналитические и теоретические;
2. Эмпирическое исследование: констатирующий, преобразующий,
включающий коррекционные воздействия, контрольный эксперимент;
3. Математическо - статистические методы: критерий Колмогорова - Смирнова, метод Спирмена, Т-критерий Вилкоксона).
Апробация результатов исследования: составлены и апробированы методические рекомендации воспитателям в работе для предупреждения и преодоления детских страхов, составлены и рекомендованы к применению коррекционные занятия для уменьшения детских страхов.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении феномена страх как эмоционального состояния; описания характерных особенностей детского страха; экспериментальном изучении взаимосвязей возрастных особенностей дошкольника и причинами возникновения страхов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты полученных исследований могут быть полезными в коррекционной работе с детьми дошкольного учреждения; формы работы с родителями, такие как консультации, практикумы, родительские собрания, круглые столы, лекции, диспуты, - также будут актуальны в деятельности дошкольного учреждения по предупреждению развития страхов у дошкольников.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 26 города Ивделя. В исследовании приняли участие 40 детей (20 девочек и 20 мальчиков) из старшей и подготовительной групп.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие, он радуется, плачет, испытывает страх, тревогу, печаль. У разных детей различна глубина и интенсивность эмоций, так как эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. Причиной появления у современных дошкольников невротических отклонений являются: наличие многочисленных социальных проблем, недопонимание родителями в полной мере своей ответственности в воспитании детей и целый ряд других факторов.
Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные (Д. Боулби, Рэчмен С., Черсворт М., Грэй Дж, Томкинс С., Рейнгольд Г. и др.), так и отечественные ученые. (А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.).
В ходе написания дипломной работы, нами была поставлена цель - коррекция детских страхов средствами изодеятельности. Мы выдвинули гипотезу о том, что проведение коррекционной программы средствами изодеятельности окажет положительное влияние на снижение страхов у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были изучены работы ученых, психологов, которые занимались проблемой феномена детских страхов, раскрыты основные особенности детей старшего дошкольного возраста, а также изучены и раскрыты современные разработки ученых-психологов по коррекции страхов средствами изодеятельности.
При первичном исследовании было выявлено, что у многих детей в экспериментальной и контрольной группе повышена норма страхов. Нами составлена коррекционно-развивающая программа на основе изодеятельности по коррекции детских страхов, которая проводилась с детьми экспериментальной группы. При повторном диагностировании результаты исследования показали, что в экспериментальной группе количество страхов по Захарову А.И. значительно снизилось. Экспериментальная часть исследования подтвердила выдвинутую нами гипотезу.
Раскрытые нами теоретические положения и практические аспекты диагностики, а также разработанная коррекционно-развивающая программа коррекции страхов в дошкольном возрасте, помогут при работе начинающим психологам и педагогам образовательных учреждений.
Дальнейшие исследования в рамках данной темы могут быть направлены на разработку коррекционно-развивающей программы по коррекции детских страхов с использованием других методов: арт - терапии, игротерапии, сказкотерапии.


1. Антонова Е.В., Томашевская О.А. Коррекция страхов у детей ст.д/в методами арт - педагогики. Конференция 2015.
2. Астапов В.М., Тревога и тревожность. Хрестоматия, перевод. Изд.: ООО «ПЕР СЭ». 2008.
3. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. Изд.: ИП и КП, 2009.
4. Бурменская Г.В, Захарова Е.И, Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. уч. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
5. Выготский Л.С. . Детская психология// Собр. соч. - М., 1982. - т.4
6. Гарбузов В.И. Неврозы у детей. Изд. Каро,2013.
7. Гройсман А.Л., Деятельностный принцип коррекции. Издание - 4. М.: Магистр. 1999.
8. Данилина Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высш. нерв.деят. Ростов - н/Д: Феникс, 2005.
9. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 191с.
10. Дилео Д. « Детский рисунок». Диагностика и интерпретация.
11. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психол. Газета - 2001,№11
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т- 1. Изд.: Педагогика, 1986.
13.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2000.
14.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов.
15. Зеньковский В.В. Психология детства. Изд. ИЦ « Академия», 1995.
16. Изард К. Психология эмоций / Перевод с англ. - СПб: Изд. « Питер», 1999.
17. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - .
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Уч. пособие. СПб: Питер, 2001.
20. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми. Изд. « Речь», 2006.
21. Копытин А.И. Теория и практика Арт - терапии. Изд. дом « Питери», 2002. Санкт - Петербург
22. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. и др. Арт -педагогика и атр - терапия в специальном образовании. М.: « Академия», учебник для вузов. 2001.
23. Кемпинский А. Экзистенциальная психиатрия. Изд. М.: 1998.
24. Крайг Г. Психология развития. 7 - изд. СПб.: Питер, 2000.
25. Лебединский В.В. Психология здоровья дошкольника: Уч. пособие под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Речь, 2010
26. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М.: АПО, 1995.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития...: учебник для студ. вузов, - 4 - изд. стереотип. - М.:Изд. центр « Академия», 1999.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: МГУ, 1981.
29. Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. - СПб.: ООО « Изд. « Детство - Пресс», 2016.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология. - М.: Сфера, 2008.
31.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002.
32. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
33. Прихожан А.М. Психол. Справочник, или как обрести уверенность в себе. М.: Просвещение, - 1994.
34. Раншбург, П.Поппер. Секреты личности. Изд. М.: « Педагогика» 1983.
35. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
36. Ситникова, А. С. Детские страхи [Электронный ресурс] / А. С.
Ситникова - Режим доступа: http://www.psytren.ru/list/110
37. Степанов С.С. Психологическая энциклопедия. 2 - изд. испр. И доп. - М.: ЭКСМО, 2003
38. Фрейд З. Психология бессознательного. Питер, 2010
39. Хлыстова Е.А. Исследование страхов у детей ст.д/в. // Концент. - 2015. Спецвыпуск № 01.
40. Эриксон Э. Словарь справочник. Изд. АСТ, серия psychology. 1999.
41. www.qumer.info/bibliotek_Buks/psihol/freydjer/21.php
42. (smolschool37.edusit.ru>OswMedia/straxdoc.pdf).
43. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с. 3 Коротаева, Е. В. Педагогика
44. Иванова А.Н., Иванова М.К. Особенность страха у дошкольников// Международный студ. Вестник. - 2015 № 5-4;
45. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13904 ( дата обр.25.11.2017).
46. https://www.psyoffice.ru/2867-8-psichology-book_o741_3.htm1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ