Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Работа №68483

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..?
1.1. Проблема развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в исследованиях педагогов и психологов 7
1.2. Особенности интегративного построения образовательного процесса
в дошкольной организации 16
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у
старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 40
2.1. Определение уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей
старшего дошкольного возраста 40
2.2. Содержание образовательной работы по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Эмоциональная отзывчивость является отправной точкой развития гуманных чувств у ребенка, отношений между сверстниками и взрослыми. Важную роль в формировании эмоциональной отзывчивости у дошкольников играет умение распознавать эмоциональные переживания другого человека.
В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека. Формирование и развитие такого личностного качества, как эмоциональная отзывчивость, определяет успешность социального взаимодействия и социализации в целом растущей личности.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста рассматривается в научной психолого - педагогической литературе как составная часть социально-личностного развития ребенка. Изучению данной проблемы посвящены научные труды многих исследователей (Э.Д. Алимова, В.С. Вербовская, Т.А. Андреенко., О.В. Алекинова, И.В. Груздова, Ю.В. Лебедева, Л.Н. Мартынова, Ясинских Л.В. и др.). В научной литературе эмоциональная отзывчивость рассматривается многими авторами с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович рассматривают развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста как эмоциональную реакцию ребенка на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие.
М.С. Лисина рассматривает эмоциональную отзывчивость как главную эмоциональную единицу, проявляющуюся в отношениях и в общении между людьми. Т.П. Гаврилова рассматривает эмоциональную отзывчивость как компонент эмпатии, проявляющийся в сопереживании, сочувствии другому человеку.
Реализация любой общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечить полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и окружающим.
Социальное воспитание дошкольника, как составляющая процесса социализации, осуществляется в определенном пространстве жизнедеятельности ребенка, пространстве его развития, образования, которое включает в себя совокупность пространственно-предметных (предметно-развивающая среда), социальных факторов (социальное окружение: родители, представители различных социальных групп, общественных организаций); межличностных отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, при планировании и организации образовательного процесса необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО рассматривались такими педагогами, как А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева и др.
Мы полагаем, что реализация данного принципа в образовательной работе позволит успешному развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. В условиях интегративного построения образовательного процесса возможно объединение некоторых разделов осваиваемых детьми представлений об эмоциональной отзывчивости (на целевом и содержательном уровнях), конструирование форм организации детской деятельности и применения методов и приемов, ориентированных на интегративный подход. Все выше сказанное подтверждает актуальность темы нашего исследования «Развитие эмоциональной отзывчивости у старших до-школьников в условиях интегративного построения образовательного процесса».
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий эффективного развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса.
Гипотеза исследования: успешному развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса могут способствовать следующие педагогические условия:
- целесообразность интеграции содержания образовательных областей, используемых форм и средств;
- системность и вариативность содержания образовательной работы;
- обеспечение активной позиции ребенка в проявлении эмоциональной отзывчивости.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть особенности интегративного построения образовательного процесса.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса.
4. Определить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание образовательной работы по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса
Методы исследования: теоретический анализ; педагогический эксперимент (констатирующий этап), эмпирические методы (беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено определению педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса.
В теоретической части исследования мы изучили научные труды ряда исследователей (Э.Д. Алимовой, Т.А. Андреенко, О.М. Вотиновой, С.В. Ильиной и др.), посвященных проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, что позволило выяснить сущность понятия «эмоциональная отзывчивости», рассмотреть особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
На основе методических разработок А.М. Вербенец, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой и др., были рассмотрены особенности интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
Также нами было представлено теоретическое обоснование педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса.
Опытно-практическая работа по проблеме исследования была проведена на базе МБДОУ «Головчинский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Грайворонского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 18 детей старшей группы.
На констатирующем этапе нами были определены следующие уровни о эмоциональной отзывчивости: высокий уровень показали 3 ребенка (16,6%.), средний уровень - 10 детей (55,6%) и низкий уровень выявлен у 5-х детей (27,8%).
Также нами был изучен опыт работы педагогов по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, позволивший сделать вывод о том, что педагоги имеют представление об интегративном построении образовательного процесса в ДОО, предметно-пространственная среда в целом отвечает требованиям, предъявляемым к ее организации. Однако, на наш взгляд, педагоги недостаточно полно используют разнообразные средства для развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Нами было представлено описание содержания образовательной работы по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса в форме проекта. В основу содержания проекта была положена гипотеза исследования, согласно которой успешному развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса могут способствовать следующие педагогические условия:
- целесообразность интеграции содержательных разделов, используемых средств, форм;
- системность и вариативность содержания образовательной работы;
- обеспечение активной позиции ребенка в проявлении эмоциональной отзывчивости.
Полагаем, что реализация представленного нами проекта по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса позволит получить положи-тельный результат.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
2. Алимова Э.Д. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр//Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016). — СПб.: Издательский дом «Свое издательство», 2016. — С.27-30.
3. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
4. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. — С. 27-29.
5. Андреенко Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Разработано в соответствии с ФГОС. - 2014.
6. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 6-18.
7. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТ¬СТВО-ПРЕСС, 2013. - 256 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
9. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Уч.-мет. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 288с.
10. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия /В.С. Вербовская //Вестник Нижневартовского государственного университета. — Народное образование. Педагогика. — 2013. — № 4. — С.20-25.
11. Волобуева Ю. В., Антонова Ю. Д. Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: Вектор, 2017. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12846/(дата об-ращения: 18.03.2018).
12. Вотинова О.М. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье: Дис.канд.пед.наук. - Москва, 2005. - 203 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Педагогика, 1984. - 432 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. -
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд. Московского университета, 1987. //http//koob.ru/
16. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: Дис.канд.пед.наук. - Новокузнецк, 2011. - 210 с.
17. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада /Якут.гос. Ун-т им. М.К. Аммосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia, 2003. — 155 с.
18. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Дис..канд.пед.наук. - Москва, 1998. - 239 с.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-280с.
20. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и ценности возраста
//Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 8-11.
21. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: Дис.докт.пед.наук. - Москва, 2009. - 361 с.
22.Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. - М.: «Академия», 2000. - 512 с.
23. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
25. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: дис ... канд. психол. наук: Курск, 2009.- 225 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://lib.ua-ru.net/diss/cont/293176.html.(Дата обращения - 25.10.2017 г.).
26. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образовательных учреждений, 2-е изд. М., 2005.
27. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно -
образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2 -7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
28. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 80 с.
29. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. лед. учеб. заведений. - M: ТЦ Сфера,2003. - 176 с.
30. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Генезис,2006.- 208 с.
31. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 256 с.
32. Лазарева М.В. Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях: дис канд. пед.наук, Москва, 2010. - 53 с.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https ://dlib.rsl.ru/viewer/01004612802#?page=1 (Дата обращения -
22.09.2017).
33. Лебедева Ю.В. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости дошкольников как средства профилактики девиантного поведения: автореф.дис....канд. психол. наук: Кемерово, 2012.- 23 с.
34. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
35. Лыкова И.А., Лыскова И.В. «Поделись улыбкою своей...»: радость жизни и чувство юмора //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 6-18.
36. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. - С. 3¬21. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://andreeva.by/stanovlenie-emocionalnogo-intellekta-starshix.html(Да¬та обращения - 22.09.2017).
37. Мартынова Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7-летних воспитанников детских домов: на материале праздников: Дис.. канд.пед.наук. - Елец, 2008. - 235 с.
38. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 592 с.
39. Нгуен М.А. Становление эмоционального интеллекта старших дошкольников / Н.М. Трофимова, М.А. Нгуен // Начальная школа. плюс До и После. 2007. № 9. С. 67—69. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:https://andreeva.by/stanovlenie-emocionalnogo-intellekta-
starshix.html(Дата обращения - 20.09.2017).
40. Нгуен Минь Ань. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен Минь Ань // Ребёнок в детском саду. — 2008. — № 1. — С. 83—85. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:https://andreeva.by/diagnostika-urovnya-razvitiya.html(Дата обращения - 20.09.2017).
41. Неверович Я.З. Психология ребенка: Учебное пособие. - Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 318 с.
42. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС,2007.- 560 с.
43.Ожегов С.И. Словарь русского языка
44.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М. : Знание, 1983. - 80с.
45.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368 с.
46. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 80 с.
47. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации //Дошкольное воспитание. - № 10. - 2010. - С.
48. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер Ком, 1999. - 720 с.
50. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 86-96.
51. Сомкова О.Н., Конохова Е.С. Добро и зло в системе нравственных представлений старших дошкольников// Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 43-54.
52. Софронова Т.И. Изобразительная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности: Дис.канд.пед.наук.
- Москва, 1998. - 204 с.
53. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Пол ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
54. Трубайчук Л.В., Проняева С.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании: Монография /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/(Дата обращения - 20.04.2018).
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.(Дата обращения - 12.09.2017).
56. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 80 с.
57. Худик В.А., Тельнюк И.В. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4.-С. 96-104.
58.Чехонина О.И. Развитие эмпатии в процессе приобретения социального опыта детьми старшего дошкольного возраста// Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 54-62.
59.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. - 271 с.
60. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Дис....канд.психол.наук. - Ленинград, 1984.-196 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:НКЕ:
http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/vosprijatie-i-ponimanie-doshkolnikami-jemocionalnogo-sostojanija-cheloveka.html(Дата обращения - 14.11.2017).
61. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.- М.: АПН РСФСР, 1961. - 216 с.
62. Ясинских Л.В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ: Дис....канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2005. - 202 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ