Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования

Работа №59553

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое исследование психологических факторов
эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования
1.1 Содержание и структура эмоционального выгорания
1.2 Специфика профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования
1.3 Особенности эмоционального выгорания педагогов
дополнительного образования
2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов
дополнительного образования
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов
дополнительного образования
2.3 Анализ факторов эмоционального выгорания педагогов
дополнительного образования
Результаты использования t-критерия Стьюдента. Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ


В последние несколько десятилетий изучение феномена эмоционального выгорания стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Наблюдаемый в настоящее время острый интерес к проблеме выгорания, как одного из видов функциональных состояний, вызван существенными изменениями в жизни и трудовой деятельности современного человека. Не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, и как следствие, приводит к эмоциональному истощению, избирательности реагирования, редукции профессиональных достижений, которые, в свою очередь, указывают на формирование симптомокомлекса, известного как эмоциональное выгорание.
Проблемой эмоционального выгорания на разных этапах развития психологической науки занимались Э.Морроу, Дж. Гринберг (стадии профессионального выгорания), В.В. Бойко, Н.Е Водопьянова, К. Маслач (опросник профессионального выгорания), тем не менее, до настоящего времени не выработано единой концепции эмоционального выгорания, и, соответственно, есть противоречия, сложности в определениях и понятиях.
Для обозначения и описания исследуемого явления авторами использовались различные термины: «эмоциональное сгорание»
(Т.В.Форманюк, Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, С.В.Умняшкина, М.В. Агапова, О.В. Крапивина и др.), «перегорание» (Г.А.Зарипова). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Н.Е.Водопьянова, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание» (Т.И.Ронгинская).
В существующих дефинициях феномена «выгорания», он представлен как профессионально-обусловленная деструкция (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), дистресс (Т.И. Рогинская, E. Aranson, A. Pines), как механизм психологической защиты (В.В. Бойко, Д.Г. Трунов), как дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды (C. Maslach, S.E. Jackson), как результат рассогласования между личностью и профессией, несоответствия между требованиями, предъявляемыми к специалисту, и его адаптивными способностями (H.J. Freundenberger).
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30% до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% педагогов, врачей, психологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди педагогов и учителей признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Актуальность исследования эмоционального выгорания у
представителей профессии педагога обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия педагога дополнительного образования является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания - психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в данной сфере.
Современный педагог дополнительного образования призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Результатом развития эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования является снижение эффективности профессиональной деятельности: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли, коммуникации.
В отечественной психологии двадцатого века изучением роли эмоции в жизни человека занимались такие выдающиеся ученые как Додонова Б. И., Макарова А. Е., Симонов П. В. Появилось много теоретических и экспериментальных работ по изучению факторов, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания. Эти теории были разработаны как отечественными учеными: Орел В. Е., Решетова Т. В., Ферманюк Т. В., так и зарубежными: Кондо К, Фрейденбергер Дж., Селье Г., Маслач К. Разработкой методик для диагностики данной проблемы занимались следующие психологи - Бойко В. В., Селье Г., Тащева А. И.
Актуальность нашего исследования определила выбор темы нашей квалификационной работы: «Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования».
Цель - теоретически обосновать и эмпирически определить психологические факторы эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования.
Объект исследования - эмоциональное выгорание как психологическая категория.
Предмет исследования - психологические факторы эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования. Предполагается, что факторами эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования в возрасте 20 - 30 лет являются тревога и депрессия; факторами эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования в возрасте 31 - 40 лет являются неадекватное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей.
Задачи исследования:
- описать содержание и структуру эмоционального выгорания
- определить специфику профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- рассмотреть особенности эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования
- организовать и провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования
- представить результаты исследования эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования
- проанализировать факторы эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования
Теоретико-методологическую основу исследования составили системно¬деятельностный подход (Л.И.Новикова, Ю.П.Сокольников, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, К.М. Гуревич и др.), профессионально¬личностный (Л.В. Паринова) подходы; а также принципы единства сознания личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); исследования по проблеме психического (эмоционального) выгорания (В.В. Бойко, В.Е. Орел, А.А.Рукавишников, C. Maslach и др.); исследования влияния профессиональной деятельности на развитие личностных деформаций и, в частности, эмоционального выгорания (В.В. Бойко, М.В.Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, С.Джексон, Э.Ф. Зеер, Л.М.Митина, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Е.И. Рогов, Э.Э. Сыманюк, Е.С.Старченкова, Т.В. Форманюк, Х.Дж. Freudenberger).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной социально-экономической обстановке все более возрастают требования со стороны общества к здоровью профессионала. Одной из проблем, связанной со здоровьем, является проблема формирования эмоционального выгорания. Действие многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накоплению усталости ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование по проблеме факторов эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования.
Эмоциональное выгорание представляет собой специфическое явление, проявляющееся в нарушении адаптации индивида к условиям и содержанию профессиональной деятельности, а в наиболее крайних формах, к социуму в целом. Эмоциональное выгорание возникает у профессионала при постоянном влиянии неблагоприятных условий организационной среды и наличии определенных субъективно-личностных предпосылок. Соотнесение эмоционального выгорания с категориями «психической нормы» и «психической патологии» позволяет рассматривать его как феномен, находящийся на границе «нормы» и «патологии» и представляющий собой крайний вариант нормы.
В настоящее время не существует единого понимания сущности эмоционального выгорания и его структуры, общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное К. Маслач и С. Джексон, согласно которому эмоционального выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающих у людей, работающих с людьми. Конструктивным представляется изучение динамики процесса эмоционального выгорания с опорой на трехкомпонентную модель К. Маслач и С. Джексон. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.
Эмоциональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Эмоциональное выгорание у педагогов дополнительного образования является следствием совокупного влияния личностных и организационных факторов. Организационные факторы, в качестве которых выступают многочисленные профессиональные стрессоры, присутствующие в деятельности педагогов дополнительного образования, сами по себе не могут вызывать эмоциональное выгорание. Они способствуют его возникновению только в том случае, если накладываются на определенные личностные факторы.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что педагоги дополнительного образования в возрасте 20 - 30 лет любят лежать на диване и ничего не делать, им часто хочется расслабиться, им свойственно считать, что любовь - определяющее чувство в жизни, они верят в то, что путем общественных действий можно что-либо изменить в общественной жизни, много своего свободного времени они стремятся уделять общению с друзьями.
Педагоги дополнительного образования в возрасте 31 - 40 лет убеждены, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать, они хотят стать начальниками, педагоги считают, что было бы здоровье, а все остальное приложится.
Педагоги дополнительного образования в возрасте 20 - 30 лет всегда уступают место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми; обычно они высказывают свое мнение после старших по возрасту и положению.
Педагоги дополнительного образования имеют цели в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Педагоги дополнительного образования не считают себя полноправными хозяевами жизни. Однако педагоги дополнительного образования в возрасте 20 - 30 лет чаще представляют себя сильной личностью, обладающей
достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Педагоги дополнительного образования в возрасте 31 - 40 лет чаще бываю уверены, что им дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Педагоги дополнительного образования в возрасте 20 - 30 лет более склонны к фатализму и чаще уверены, что их жизнь неподвластна сознательному контролю.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что факторами эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования в возрасте 20 - 30 лет являются тревога и депрессия; факторами эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования в возрасте 31 - 40 лет являются неадекватное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей.



1. Авдюшенко С.А., Кузнецов В.Н., Ржепецкая М.К. Обеспечение безопасности профессиональной деятельности и "человеческий фактор" / Материалы всеармейской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих» - СПб.: Фарминдекс,2011.-386 с.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М., Наука, 2012
3. Александровский Ю.М. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. - М.: медицина, 2010. - 496 с.
4. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев /Концептуальные основы психологии здоровья. Книга 1. СПб.: Изд-во «Речь»,
2013.
5. Андреев И.Т. Психологические закономерности деятельности воинов- специалистов в особых условиях./ Материалы всеармейской научно¬практической конференции «Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих» - СПб.: Фарминдекс, 2011.-386 с.
6. Апчел А.Н., Цыган В.И. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] /
А.Н. Апчел, В.И. Цыган. СПб.: Изд-во ВИФК, 2009.
7. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] / А. Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9.
8. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома
профессионального выгорания педагогов [Текст]: Автореф. дис. ...канд.
психол. наук / О.И. Бабич. Хабаровск, 2007.
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.
- Л.: Наука, 2008. - 295 с.
10. Бернс Р. «Я»-концепция и воспитание [Текст] / Р. Бернс. М., 2013.
11. Благинин А.А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргитических систем: монография / А.А. Благинин. - СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2006.-144с.
12. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб.пос..- М.: ПЭРСЭ, 2010,-352. с
13. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психологический журнал.- 2015.-№2.-Т.6.- с.85-94
14. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности М.: ПерСЭ,
2011.
15. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. СПб., 2009.
16. Борисова Е.М., Гуревич К.М. и др. Материалы к сравнительному изучению различных показателей подвижности нервной системы человека [Текст] / Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. / Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Изд-во «Просвещение», 2013. Т.
3.
17. Буйлова, Л. Н. Педагог дополнительного образования и педагог- организатор массовой работы (методические рекомендации по организации работы) [Текст] / Л. Н. Буйлова. - М. : ЦДЮТ «Бибирево», 2011.
18. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. Психология менеджмента //Под ред. Г.
С.Никифорова. - СП6..2002.
19. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова. СПб.: Изд-во «Питер», 2005.
20. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М.Т. Громкова. М., 2013.
21. Дарьялова В.А. К вопросу о профилактике синдрома выгорания [Текст] /
В.А. Дарьялова / Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции. Курск, 2007.
22. Деркач А.А., Москаленко О.В. и др. Акмеологические основы профессионального самосознания личности [Текст] / А.А. Деркач, О.В. Москаленко и др. Астрахань, 2010.
23. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М. : ВЛАДОС, 2013.
24. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания [Текст]: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / О.Н. Доценко. М., 2008.
25. Загорюев А.Л. Динамическая модель явления эмоционального выгорания [Текст] / А.Л. Загорюев / XII Царскосельские чтения «Становление российской государственности на современном этапе». Материалы международной научной конференции (22-23 апреля 2008) / Под общ. ред. В.Н. Скворцова. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. Т.3. С. 207-211.
26. Калашникова С.А. Адекватность профессионального самоопределения и ее проявление в развитии синдрома «профессиональное выгорание» в особых условиях деятельности [Электронный ресурс]: Дисс. ...канд. психол. наук / С.А. Калашникова. Чита, 2004. Режим доступа: http://diss.rsl.ru
27. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. М., 1996.
28. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей [Текст]: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / А.Н. Коновальчук. Нижний Новгород, 2008.
29. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Г.С. Корытова // Фундаментальные исследования. 2008. № 4. Режим доступа: http://elibrary.ru
30. Курлянд З.Н. Педагогические способности как предпосылка психологической устойчивости учителя [Текст] / З.Н. Курлянд / Психологическая устойчивость профессиональной деятельности: тезисы семинара. М.-Одесса, 2012.
31. Ленгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / Ленгле А. // Вопросы психологи. — 2008. — № 2 ст.3-16
32. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек- человек» [Текст] / А.М. Лужецкая // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С.150-153.
33. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива [Текст] / К. Маслач. М.: Изд-во Института психотерапии, 2014.
34. Никифоров А. М., Рыбников В. Ю., Вавилов М. В. Теория и практика оперативного психологического контроля специалистов экстремального профиля: учеб.-метод. пособие. СПб.: ВЦЭРМ, 2012.- 53 с.
35. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие. - СПб., 2012.
36. Никорчук Н.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Н.В. Никорчук. М.,
2009. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410399/
37. Носкова О. Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «Академия», 2015. - с. 133
38. Организация дополнительного образования детей [Текст] : практикум : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. - М. : ВЛАДОС, 2013.
39. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: Дисс. ...д-ра психол. наук / В.Е. Орел.
Ярославль, 2005.
40. Орел Е.В. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности [Электронный ресурс] / Е.В. Орел // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1. Режим доступа: http://elibrary.ru
41. Полунина О.В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей [Текст] / О.В. Полунина // Психологический журнал. 2009. № 1. С. 73-85.
42. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А.Подсадного. Курс: Изд-во КГУ, 2007. С. 35-38.
43. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер. 2006. — 607с.
44. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 85-95.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. М.: Изд-во «Наука», 2008.
46. Рукавишников А.Л. Личностные детерминанты и организационные факторы психического выгорания у педагогов [Текст]: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / А.Л. Рукавишников. Ярославль, 2001.
47. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности
деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля: Монография. СПб.: Санкт-
Петербургский университет МВД России, 2000. 205 с.
48. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания [Электронный
ресурс] / Н.В. Самоукина. Режим доступа: //
http: //www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4143
49. Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя [Электронный ресурс]: Дисс. ...канд. психол. наук / О.А. Семиздралова. М., 2006. Режим доступа: http://diss.rsl.ru
50. Серякова, С. Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования [Текст] : монография / С. Б. Серякова. - М. : Изд-во МПГУ, 2015.
51. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей [Текст] / сост. Л.Н. Буйлова [и др.]. - М. : ЦРСДОД, 2012.
52. Тиунов С.В., Крылов М.Ю. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих в экстремальных условиях // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе - М.: Изд-во «Институт психологии РАН».2012. - С.285-295.
53. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. 1998. № 5.
54. Управление стрессом и профилактика выгорания [Текст] // Служба кадров и персонал. 2005. № 8. С. 44-46.
55. Федунина Н.Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 4. С. 6-24.
56. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54-67.
57. Юрикова А.А. Исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания психологов-практиков с различным стажем профессиональной деятельности [Текст] / А.А. Юрикова // Психотерапия. 2005. № 1. С. 39-40.
58. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция [Текст] / Л.Н. Юрьева. Киев: Изд-во «Сфера», 2014.
59. Implications ^ext] // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. № 3. р. 197- 215.
60. Maslach C., Leiter M. The Truth About Burnout Hext] / C. Maslach, M. Leiter.
San Francisco, 1997.
61. Maslach C.A. Multidimentional Theory of Burnout Hext] / C.A. Maslach /
Theories of Organizational Stress. Oxford, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ