Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ^УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПО ФИЗИКЕ

Работа №35592

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Особенности формирования личностной ориентации учащихся по физике 9
1.1. Понятия и сущность личностной ориентации 9
1.2. Личностная ориентация в познавательной деятельности 17
2 Глава. Проектная деятельность 24
2.1. Сущность проектной деятельности 24
2.2. Разработка плана организации проектной деятельности 34
Глава 3 52
3.1. Поиск диагностического инструмента для изучения личностной ориентации познавательной деятельности учащихся 9 классов по физике 52
3.2. Проведение констатирующего этапа эксперимента с целью выявления
уровня личностной ориентации познавательной деятельности 53
3.3. Проведение проектной деятельности с целью формирования
личностной ориентации познавательной деятельности 55
3.4. Повторная диагностика, анализ и интерпретация полученных
результатов 57
Вывод 60
Список литературы 62



Включение России в общемировые процессы интернационализации и глобализации обусловило значительное изменение образовательной стратегии и появление новой парадигмы - ориентированной на гуманистические субъект-субъектные отношения и продуктивную деятельность участников при реализации образовательного процесса.
В контексте личностно-ориентированной парадигмы основным критерием качества образования служит развитие учащихся как субъектов образовательной деятельности. В современной дидактике выделяют следующие параметры, которые нуждаются в развитие: личностные качества, мышление, познавательная деятельность, творческие способности. Основными средствами развития учащихся выступают содержание и технологии обучения. Во многих исследованиях выявлено, что эти средства наиболее эффективны том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании.
Принимая это утверждение, мы полагаем, что не всякое содержание может быть сконструировано самими учащимися, а лишь то, которое является предметом их практической деятельности, направленной на проектирование и создание определённого продукта соответствующего их личностной направленности. Этим обусловлена актуальность и необходимость использования в современном образовании продуктивных методов, к числу которых относится «метод проектов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия реализации проектной технологии как фактора личностной ориентации познавательной деятельности
Цель исследования: выявить педагогические условия реализации проектной технологии как фактора личностной ориентации познавательной деятельности и на их основании разработать элективный курс «Экономичная физика» для повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий
Объект исследования: личностная ориентация познавательной
деятельности
Предмет исследования: проектная технология как фактор личностной ориентации познавательной деятельности
Гипотеза исследования: процесс формирования личностной
ориентации познавательной деятельности будет эффективным, если будут, реализовывается проектные технологии.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования
2) Выявить условия эффективности формирования личностной ориентации познавательной деятельности учащихся и разработать план мероприятий по реализации проектной деятельности
3) Апробация курса «Экономичная физика» с целью повышения личностной ориентации познавательной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвиянский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и другие)
подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер; Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Д.Б.Эльконин и другие)
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования:
общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ
Научная новизна: заключается в том, что раскрыты особенности применения проектной технологии как фактор личностной ориентации образовательной деятельности по физике в основной школе
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что:
• Исследованы особенности реализации проектной деятельности
• Раскрыты роль и значение проектной деятельности в формирование личностно ориентированной познавательной деятельности.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработан план реализации проектной деятельности.
Материалы исследования могут быть использованы учителями при организации проектной деятельности.
Достоверность результатов исследования: обеспечена анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой, выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования на заседании методического совета учителей «Лицея имени Н.И. Лобачевского» КФУ, посвященного теме усиления практической направленности педагогического образования в КФУ.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1) Электронный образовательный курс по методике обучения физике / Всероссийская заочная научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования. - г. Елабуга (14 ноября 2016 года). - 186 с.
2) проектная технология как фактор личностной ориентации
познавательной деятельности / Студенческая международная научно - практическая конференция: «Научное сообщество студентов:
Междисциплинарные исследования». - г.Новосибирск (11 июня 2018 года).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основание выше осмотренных материалов, касающихся организации личностно-ориентированного обучения и познавательной деятельности было выявлено что, в личностно-ориентированном подходе центральной место занимает уникальность личности учащегося, его ценностей, личностной ориентированности и субъектный опыт, стремящееся к полной реализации своего потенциала и к само актуализации. В свою очередь, само актуализированная личность открыта для усвоения нового, готова делать осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Особенную роль личностно ориентированное обучение играет в реализации познавательной деятельности учащихся так личностно ориентированное образование направлено не столки на формирование ЗУН сколько на организацию познавательной деятельности. Следовательно, при организации личностно ориентированного обучения обязательно реализуется познавательная деятельность учащихся и они неразрывны. Под познавательной деятельностью учащегося понимается активное взаимодействия субъекта с объектом познания, которое обусловлено психологическими особенностями обучающегося как субъекта познавательной деятельности, его личностными свойствами и системой предпочтений.
Также было отмечено, что особую роль в формирование познавательных УУД играет применение проектного метода обучения. Следовательно, при формирование УУД оптимально использовать проектные технологии.
В настоявшее время активно говорят о проектной деятельности, однако при изучение литературы можно обнаружить огромное количество трактовок данного явления. Поэтому мы подробно рассмотрели проектную деятельность как педагогический феномен.
В ходе выполнения данной работы было рассмотрено понятие проектная деятельность, этапы реализации проектной деятельности и ее особенности. Проектная технология была определена как личностно ориентированная технология, направленная на развитие личности в процессе творческой
деятельности.
Также было рассмотрено понятия познавательная активность, поскольку развитие познавательной активности современных учащихся является оной из наиболее обсуждаемых проблем современной педагогики.
Кроме того, был разработан план реализации проектной деятельности по физике для учащихся 9 классов. Реализация, которого, должна послужить фактором личностной ориентации образовательной деятельности. И который реализовался на формирующем этапе педагогического эксперимента, при проверке гипотезы о том, что проектная деятельность формирует личностно ориентированную познавательную деятельность.
Затем с целью проверки гипотезы, что проектная деятельность послужить фактором личностной ориентации образовательной деятельности был проведен педагогический эксперимент.
Проведенный эксперимент демонстрирует, что проектная технология формирует личностно ориентированный познавательного процесс.



1. Агеева, А.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников Текст.: методические рекомендации /А.И. Агеева, В.И. Новоселова. Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001. - 63 с.
2. Адлер, А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер; под ред. М.В. Козикова. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000.-254 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст.:пер. с нем. / А. Адлер. 2-е изд. - СПб.: Питер, Питер Принт, 2003. - 248 с.
4. Байкова, Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения Текст.: монография
5. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст.: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. М., 2002. - 231 с.
6. Бедерханова, В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых Текст. / В. Бедерханова // Развитие личности.
2000. - № 1. - С.24-36.
7. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе Текст.: практическое пособие / Белобородов Н.В. М.: Аркти, 2006. - 163 с.
8. Барлекс, Д., Питт, Дж. Технологическое образование в школах Великобритании Текст.: [40-90 гг. XX в.] / Д.Барлекс, Дж. Питт // Школа и производство. 1999. - № 5. - С. 93-95.
9. Бим-Бад, Б.М. Антропологические основания теории и практики образования Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1994. - № 5. - С. 3-10.
10. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология Текст.: курс лекций / Б.М. Бим-Бад. -М., 2002. 208 с.
11. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2-х т. / П.П. Блонский; под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - Т. 2 - 399 с.
12. Блонский, П.П. Сборник педагогических работ Текст. / П.П. Блонский; сост. Л.И. Богомолова. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили: МГПУ, 2000. -224 с.
13. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе Текст.: практическое пособие / Н.В. Белобородов. М.: Аркти, 2006. — 163 с.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Текст.: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна.
16. Бондаренко, А.И. Проект как одна из форм организации образовательно - воспитательного процесса в начальной школе Текст. / А.И. Бондаренко // Начальная школа плюс до и после. М.: ООО «Баласс», 2004. - № 5.1. С.9-13.
17. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе Текст. / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
18. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе Текст. / А.В. Бычков. М.: МГУ, 2000. - 47 с.
19. Валеева, Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века Текст. / Р.А. Валеева. Казань, 1996.- 172 с.
20. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации Текст. / В. Васильев // Народное образование. М., 2000. - № 9.1. С.177-180.
21. Вахромов, Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека Текст.: современные проблемы смысла жизни и акме: материалы VI-VII симпозиумов ПИР АО / Е. Е. Вахромов; под ред. А. А. Бондырева, В.Э. Чудновского. Самара: «Н.Т.У.», 2002. - С. 147-164.
22. Вахрушева, И.В. Роль социальных проектов во внеклассном воспитании школьников Текст.: [сред. шк. № 3 г. Кирова] / И.В. Вахрушева //
Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. М., 2004. - № 6. - С. 24-25.
23. Власова, JI.H. Метод проектов как действенное средство саморазвития учащихся Текст./ JI.H. Власова // Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, перспективы. М., 2002. - Вып. 1. - С. 85-91.
24. Воспитание гражданской позиции школьников в системе краеведческой работы Текст.: методические рекомендации / составитель JI.A. Бай-кова. — Рязань, 2003. 52 с.
25. Выготский, JI.C. Вопросы теории и истории психологии Текст.: в 6-ти т. / JI.C. Выготский; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 488 с.
26. JI.C. Выготский; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982.-Т.2.- 504 с.
27. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
28. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся Текст. / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова; Британ. Совет, Департамент образования и науки. Самара: Профи, 2003. - 234 с.
30. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом Текст. / Н.В. Горбунова // Образование в современной школе. 2000. - № 4.1. С.21-27.
31. Горячева, Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е.И. Горячева. Москва, 1996. - 19 с.
32. Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании Текст. /
B. В. Гузеев // Школьные технологии. 1997. - № 1. - С.3-10.
33. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения Текст. / В.В. Гузеев. -М.: Народное образование, 2001. 128 с.
34. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения Текст. / В.В. Гузеев // Директор школы. 1995. - № 6.1.
C. 39-47.
35. Гусинский, Э. Н., Турчанинова, Ю.И. Джон Дьюи, демократия и образование Электронный ресурс. / Э. Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // http: //www. russ. ru:8081/edu/99-06-22/gusinsk. Htm
36. Гутман, В.А. Проектный метод в деятельности органа управления как средство развития территориальной системы образования Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / В.А. Гутман. Самара, 2005. - 20 с.
37. Домбровский, А.В. Метод проектов. Размышления собственными руками Текст. / А.В. Домбровский. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005. — 96 с.
38. Дьюи, Д., Дьюи, Э. Текст. / Д. Дьюи, Э. Дьюи; под ред. Горбунова- Посадова. М., 1918. - 104 с.
39. Дьюи, Д., Дьюи, Э. Демократия и образование Текст.: [пер. с англ.] / Д. Дьюи, Э. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
40. Дьюи, Д., Дьюи, Э. Школы будущего Текст. / Д. Дьюи, Э. Дьюи. -М.: «Работник просвещения», 1922. 148 с.
41. Дубовицкая, Т.Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении Текст.: монография / Т.Д. Дубовицкая. -М.: Альфа, 2004. 131 с.
42. Ежова, С.И. Самоактуализация подростка средствами периодической школьной прессы Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / С.И.Ежова. — Ярославль, 2005. 19 с.
43. Еремкин, Ю.Л., Еремкина, О.В. Психодиагностика в учебновоспитательной работе школы Текст. / Ю.Л. Еремкин, О.В. Еремкина. - Рязань, 2000.- 187 с.
45. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст.: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
46. Зачесова, Е. Метод учебных проектов образовательная технология XXI века Текст.: отечественный и зарубежный опыт / Е. Зачесова // Лицейское и гимназическое образование. - М.: Изд-во Моск. Культурол. Лицея № 1310, 2006. - № 5. - С. 67-74.
47. Зенгин, С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации личности старшеклассника Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / С.С. Зенгин. Краснодар, 2001. - 18с
48. Международный образовательный портал: Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-kak-sposob-realizac... (дата обращения: 6.06.18)
49. StudFiles: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1806271/page:9/ (дата обращения: 6.06.18)
50. StudFiles: Таблица распределения Стьюдента [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5213511/ (дата обращения:
6.06.18)
51. StudFiles: Опросник личностной ориентации ОЛО [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3488305/ (дата обращения: 6.06.18)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ