Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Работа №35274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

химия

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы изучения практико-ориентированных заданий
в преподавании химии ............................................................................................ 6
1.1. Сущность практико-ориентированного подхода к обучению учащихся... 6
1.2. Внедрение практико-ориентированных технологий в образовательный
процесс ................................................................................................................... 13
1.3. Практико-ориентированные задания ........................................................... 16
Выводы по главе I. ................................................................................................ 19
Глава II. Практические аспекты изучения практико-ориентированных
заданий в преподавании химии ........................................................................... 21
2.1. Школьное химическое образование в России............................................. 21
2.2. Практико-ориентированный подход в преподавании химии .................... 25
2.3. Разработка и применение практико-ориентированных заданий по химии
в общеобразовательных учреждениях ............................................................... 30
2.3.1. Применение практико-ориентированных заданий в МАОУ
«Лицей №131» в 2016-2017 уч. г. ........................................................................ 30
2.3.2 Применение практико-ориентированных заданий в МАОУ «Лицей
№131», МБОУ «Пестречинская СОШ № 1 с углубленным изучением
отдельных предметов» и МБОУ «Пестречинская СОШ № 2»
с. Пестрецы в 2017-2018 уч. г. ............................................................................. 39
Выводы по главе II................................................................................................ 54
Заключение ............................................................................................................ 56
Список литературы ............................................................................................... 59
Приложение

На сегодняшний день наиболее важно организовать процесс обучения
таким образом, чтобы его воспитательный итог выражался в формировании
внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, креативных
способностей, стабильного познавательного интереса обучающихся в
создании системы жизненно значимых, фактически востребованных знаний и
умений, экологической культуры, что дает возможность ученикам
приспособиться к жизни и относиться к ней активно, творчески.
Однако, невзирая на то, что в образовательных организациях имеются
творчески работающие преподаватели, новейшие направления в методиках
преподавания тех или иных наук порой довольно неспешно реализуются в
работе большинства учителей.
Трудность состоит в том, что теоретический материал, применяющийся
в ходе обучения, сильно отличается от реальной, окружающей человека
действительности, а также от имеющегося субъектного
опыта обучающихся. Кроме того, на занятиях по химии крайне редко
дискуссируются практические трудности и разбираются ситуации из
повседневной жизни. Больше всего это происходит в виду совмещения задач
и функций науки как таковой, так и науки в виде преподаваемой
дисциплины, их необоснованного слияния. По этой причине учебный
процесс, призванный воспитывать любознательность в учащихся,
превращается в чрезмерно сложный, а затем и вовсе теряет связь с
действительной жизнью, приводя к утрате интереса обучающихся к занятиям
химией.
Для стойкого освоения знаний по той или иной дисциплине
необходимо создать положительное отношение, заинтересованность
обучающихся к исследуемому материалу. Увлекательный, знакомый и4
личностно важный материал, как правило, воспринимается ими как менее
сложный. По этой причине перед преподавателем встает цель – осуществить
учебный процесс таким образом, чтобы он являлся познавательным
и креативным действием, при котором ученическая работа становится
эффективной, а навыки востребованными. Одна из потенциальных
альтернатив решения данной проблемы состоит в разработке практико-ориентированного подхода к обучению школьников.
Смысл практико-ориентированного образования заключается в
выстраивании учебного процесса, основываясь как на образно-эмоциональном, так и на логическом компонентах содержания, рассматривая
их в единстве, не разделяя. Он заключается в приобретении новейших знаний
и фактического опыта их применения при поиске решений различных
назревших проблем и задач, а так же в духовном и познавательном
удовлетворении творческих исканий обучающихся. Все это определяет
актуальность данной работы.
Объект исследования – преподавание химии в общеобразовательных
учреждениях.
Предмет – практико-ориентированные задания по химии.
Цель исследования – изучить особенности применения практикоориентированных заданий при обучении химии в общеобразовательных
учреждениях.
Методологическую основу исследования составляют: анализ и синтез
тематического материала, статистический метод обработки данных, изучение
письменных работ учащихся, метод наблюдения, педагогический
эксперимент.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность практико-ориентированного подхода к
обучению учащихся.
2. Изучить внедрение практико-ориентированных технологий в
образовательный процесс.5
3. Проанализировать школьное химическое образование в России.
4. Проанализировать практико-ориентированный подход в
преподавании химии.
5. Разработать и апробировать практико-ориентированные задания в
общеобразовательных учреждениях.
Результаты исследований по данной выпускной квалификационной
работе были представлены:
 В выступлениях и публикациях на Итоговых научнообразовательных конференциях студентов К(П)ФУ (2017г. диплом
победителя, 2018г.).
 Публикации на III Международная научно-практическая
конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» (с 12 по 14
марта 2018г.).
 В выступлении и публикации на V Международная научно-образовательная конференция « Инновационные технологии в
образовании» (30-31 марта 2018 года, г.Казань, Постановление
экспертной комиссии от 31.03.2018 №02-38/228, сертификат).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный период технологического развития обусловил
беспрецедентный потенциал для формирования принципиально новых и
наиболее результативных методов и способов преподавания.
Практико-ориентированное обучение – это способ обучения и
преподавания, предоставляющий учащимся совмещать обучение с
практической работой. Обучающихся ставят в реальные рабочие
обстоятельства, в которых они приобретают надлежащие практические и
социальные навыки, требуемые для эффективной работы.
Целью практико-ориентированного преподавания считается
формирование познавательных потребностей, предоставление
функционирования познаний в мышлении учащихся, организация поиска
новых знаний, увеличение производительности образовательного процесса.
Практико-ориентированное образование анализирует изучение
классических дисциплин в комбинации с прикладной подготовкой с
формированием профессиональных компетенций. Потребность в
формировании практико-ориентированного образования обусловлена
стремлением обеспечить социум повышением качества жизни ныне
проживающих и будущих поколений людей.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий
приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают
ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих
заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи)
вызывают повышенный интерес учащихся, способствует развитию
любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам
процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать
логическое и ассоциативное мышление.
Практико-ориентированные задания способствуют интеграции знаний,
побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только57
по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на
прочность знаний и качество обученности.
Одним из течений практико-ориентированного образования считается
организация учебной практики обучающегося, с целью погружения его в
практическую сферу.
Выполнение практических, лабораторных занятий, осуществление
практических проектов включает огромный информационный подход, что
дает возможность применять информационно-развивающие и проблемнопоисковые способы преподавания.
Условиями для осуществления практико-ориентированного подхода на
уроках химии считается:
- В ходе обучения следует применять технологии проблемного,
развивающего и практико-ориентированного преподавания, ИКТ.
- При формировании содержания практико-ориентированного урока
химии необходимо использовать материал, представленный в виде схем,
таблиц, алгоритмов, так и в виде аналогий, ассоциаций, т.е. удовлетворять
интересы учащихся с различными видами мышления.
- В процессе обучения стоит специально создать коммуникативное
пространство путём работы в группах, также стоит создать благоприятный
психологический климат.
- В процессе обучения необходимо в темах школьного курса применять
задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей
жизни.
- При проведении эксперимента в рамках практико-ориентированного
подхода к обучению химии, необходимо использовать методики поискового
и исследовательского характера.
- Содержание образования можно расширить за счет дополнительных
курсов обучения, ориентирующих учащихся на адаптацию в социуме, на
выбор профессиональной направленности.58
Особенности применения практико-ориентированных заданий в
общеобразовательных учреждениях:
1. Применение практико-ориентированных заданий в учебном процессе
ведет к более прочному усвоению материала, при этом накопленные знания
ученик может использовать в своей будущей профессиональной
деятельности.
2. При использовании практико-ориентированных заданий у учеников
возникает повышенный интерес, что способствует развитию
любознательности, творческой деятельности.
3. Практико-ориентированная технология обучения позволяет ученика
из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активный
субъект учебно-познавательной деятельности.
4. Использование практико-ориентированных заданий у учащихся 8Д
классов в МАОУ «Лицей №131» в 2016-2017 уч. г. число справившихся с
заданиями без помощи учителя увеличилось на 8 %, а в 2017-2018 уч. г. у
учащихся 11В возросла на 6%.
3. Число учащихся самостоятельно справившихся с заданиями среди
9Б, 10А, 11В классов МАОУ «Лицей №131» составляет 75%, 71% и 79%
соответственно в 2016-2017 уч. г.
5. В МБОУ «Пестречинская СОШ № 1 с углубленным изучением
отдельных предметов» с. Пестрецы в 2017-2018 уч. г. число учащихся
самостоятельно справляющихся с заданиями после применения практикоориентированных заданий в 11А классе увеличилось на 7%.
6. В МБОУ «Пестречинская СОШ № 2» с. Пестрецы в 2017-2018 уч. г.
после применения практико-ориентированных заданий возросло число
учащихся, справляющихся с заданиями самостоятельно, на 5%.


Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах
гуманитарного профиля. М.: Вентана-Граф, 2002. - 176 с.
2. Ахметов М.А. Реализация семи правил развития познавательной
активности на основе УМК «Химия» Н.Е. Кузнецовой // Актуальные
проблемы химического образования: V Всероссийская научно- методическая
конференция с международным участием: Москва, 11-12 апреля 2014 года.
Сборник материалов. М.: ИМИР, 2014. – 240 с. (с.28-30)
3. Балацкий Е. В., Екимова Н. А., Сергеева В. В. (2014). Рейтинг
научно-практической результативности российских вузов / Описание
результатов проекта №12-02-00169а Российского гуманитарного научного
фонда // Интернет-издание «Капитал страны». 2014. № 1 (Январь). URL:
http://kapitalrus.ru/ articles/article/240296/ (дата обращения 05.04.2017).
4. Бухвальд, Е.М., Виленский, А.В. Развитие кластерных форм
организации производства и их государственной поддержки //
Инфомационно-аналитический сборник. М.: Инститиут
предпринимательства и инвестиций, 2003. – 160 с.
5. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход //
Высшее образование в России. 2012. № 6. – С. 43–46.
6. Горбенко Н.В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с
тестами // Химия в школе. 2011. №3. С.48-50.
7. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании //
Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 3-10.
8. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии
в системе высшего педагогического образования как педагогическая
проблема // Alma Mater. 2002. № 7. – С. 55–56.
9. Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с
практическим содержанием на начальном этапе изучения химии // Химия в
школе. -2006, №5.- С.27-32.60
10. Зайцев О.С. Методика обучения химии: теоретический и
прикладной аспекты. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 384 с. (с. 278)
11. Заславская О. В. Компетентностный подход в общем среднем
образовании и проблемы подготовки педагога к его осуществлению //
Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. – С. 306–310.
12. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практикоориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург,
2000. - 215с
13. Кузьменко Н.Е., Рыжова О.Н., Лунин В.В. Проблемы
реформирования отечественного химического образования // Вестн.Моск. унта. Сер.20. Педагогическое образование. - 2005. - №2. – С. 43-57.
14. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в
обучении химии // Химия в школе. – 2009. – №8. – C.43-48.
15. Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Содержание школьного курса
химии: новый взгляд на старую проблему // Химия в школе. – 2006. – №7. –
C.49-54.
16. Миханова О. П. Интерактивные методы обучения как средство
формирования универсальных компетенций // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. –
№ 58. – С. 136-140.
17. Оржековский H.A., Титов H.A., Костячук И.А. Организация
творческого сотрудничества учащихся на практических занятиях // Химия в
школе. 2015. -№ 1.
18. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии:
Активное обучение. М., 2009. 192 с.
19. Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе //
Известия Томского политехнического университета. – 2014. – № 2. – С. 23.
20. Программа по химии для основной средней школы / В. В.
Еремин, А. А. Дроздов, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин // Рабочие программы.
Химия. – М.: Дрофа, 2012. – С. 125-160.61

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ