Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивации и познавательной активности учащихся 8-х классов кадетской школы при изучении химии

Работа №34401

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
466
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации и познавательной активности при изучении химии в кадетской школе 7
1.1. Состояние проблемы формирования мотивационно-познавательной
активности в российских школах 7
1.2. Формирование мотивации и познавательной активности у учащихся
образовательных учреждений при изучении химии 21
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования мотивационно-познавательной активности учащихся кадетских школ при изучении химии . 34
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации инструментария формирования мотивации и познавательной активности
учащихся 8-х классов кадетской школы 46
2.1. Разработка элективного курса "Химия и военное дело" 46
2.2. Ситуационные задачи по химии как основной фактор формирования мотивационно-познавательной активности у учащихся кадетской школы 52
2.3. Методика опытно-экспериментальной работы и анализ результатов
исследования 57
Выводы по второй главе 71
Список литературы 76
Приложение 1. Разработанный элективный курс «Химия и военное дело»... 82 Приложение 2. Ситуационные задачи для разработанного элективного курса
«Химия и воен-ное дело» 92
Приложение 3. Ситуационные задачи по основным темам школьного курса
химии за 8-й класс 105
Приложение 4. Диагностика мотивации Калининой Н.В., Лукъяновой М.И. 130 Приложение 5. Анкета, для диагностики учебной мотивации Н. В. Калининой, М.И. Лукъяной 134


Для учителей химии кадетской школы проблема формирования мотивации и познавательной активности у учащихся кадетской школы при изучении химии особенно актуальна, так как в рейтинге предметов химия у будущих военных занимает последнее место. Одни учащиеся ссылаются на то, что химия не понадобятся им в будущем. Другие же жалуются на сложность химии, они не видят особого смысла заставлять себя учить химические понятия и законы, ломать голову над решением химических расчетных и экспериментальных задач и упражнений. Кроме того, не у всех учащихся в одинаковой мере развито необходимое для осмысления химических понятий абстрактное мышление, а также скорость мыслительных процессов. Перечисленные факторы побуждают современного учителя химии кадетской школы искать пути повышения мотивации и познавательной активности у учащихся 8-х классов к изучению химии.
Таким образом, актуальностью данного исследования заключается в том, что вопрос формирования мотивационно-познавательной сферы учащегося кадетской школы в условиях их низкой заинтересованности в изучении химии стоит очень остро и требует тщательного научного исследования.
Проблема исследования - каков инструментарий формирования мотивации и познавательной активности у учащихся 8-х классов кадетской школы при их низкой заинтересованности предметом.
Целью исследования является определение инструментария для формирования мотивации и познавательной активности у учащихся 8-х классов кадетской школы при их низкой заинтересованности предметом.
Объект исследования: процесс формирования мотивации и познавательной активности у учащихся 8-х классов кадетской школы при изучении химии.
Предмет исследования: мотивация и познавательная активность учащихся 8-х классов кадетской школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации и познавательной активности у учащихся кадетских 8-х классов при изучении химии будет успешным, если:
> проведен анализ теоретических основ формирования мотивации и познавательной активности по изучению химии в кадетской школе;
> разработан инструментарий формирования мотивации и познавательной активности учащихся 8-х классов кадетской школы при изучении химии, включающий элективный курс и ситуационные задачи по химии, в условиях низкой заинтересованности предметом;
> проведена экспериментальная апробация разработанного инструментария формирования мотивации и познавательной активности у учащихся кадетских 8-х классов при изучении химии, включающего элективный курс и ситуационные задачи по химии.
Задачи исследования:
> провести анализ теоретических основ формирования мотивации и познавательной активности по изучению химии в кадетской школе
> разработать инструментарий формирования мотивации и познавательной активности учащихся 8-х классов кадетской школы при изучении химии, включающий элективный курс и ситуационные задачи по химии, в условиях низкой заинтересованности предметом;
> провести экспериментальную апробацию разработанного инструментария формирования мотивации и познавательной активности у учащихся кадетских 8-х классов при изучении химии, включающего элективный курс и ситуационные задачи по химии.
Теоретическую основу исследования составили:
> основные положения методологии педагогического исследования (Л.С Выготский, Я.А. Коменский, Д.И. Писарев, Л.И. Божович и др.);
> личностно-ориентированный подход (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
> деятельностный подход (К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызин и др).
В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: кадетский корпус Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 67» Кировского района г. Казани.
Научная новизна исследования в разработке инструментария процесса формирования мотивации и познавательной активности учащихся 8-х классов кадетской школы в условиях их низкой заинтересованности предметом, которое включает элективный курс «Химия и военное дело» (состоит из восьми блоков) и систему ситуационных задач по основным разделам школьной химии 8-го класса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследовано состояние проблемы формирования мотивационнопознавательной активности к учению в условиях низкой заинтересованности предметом; выявлены психолого-педагогические особенности формирования мотивационно-познавательной активности учащихся кадетских школ, что способствуют обогащению теории обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан элективный курс "Химия и военное дело", состоящее из 8 блоков, и система ситуационных задач по основным разделам школьной химии для учащихся кадетской школы, позволяющая повысить познавательный интерес к процессу изучения химии. Материалы исследования могут быть использованы учителем-предметником в кадетских, суворовских и нахимовских школах России.
Достоверность результатов исследования будет обеспечиваться анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 76 источников, в том числе две на иностранном языке. Общий объем работы составляет 137 страниц, в которой содержание исследования изложено на 74 страницах и иллюстрировано тремя таблицами, семью гистограммами. В работе представлено пять приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для учителей химии кадетской школы проблема формирования мотивации и познавательной активности у учащихся кадетской школы при изучении химии особенно актуальна, так как в рейтинге предметов химия у будущих военных занимает последнее место. Одни учащиеся ссылаются на то, что химия не понадобятся им в будущем. Другие же жалуются на сложность химии, они не видят особого смысла заставлять себя учить химические понятия и законы, ломать голову над решением химических расчетных и экспериментальных задач и упражнений. Кроме того, не у всех учащихся в одинаковой мере развито необходимое для осмысления химических понятий абстрактное мышление, а также скорость мыслительных процессов. Перечисленные факторы побуждают современного учителя химии кадетской школы искать пути повышения мотивации и познавательной активности у учащихся 8-х классов к изучению химии.
Вопрос формирования мотивационно-познавательной сферы учащегося кадетской школы в условиях их низкой заинтересованности в изучении химии требовал тщательного изучения и способствовал решению следующих задач:
1) провести анализ теоретических основ формирования мотивации и познавательной активности по изучению химии в кадетской школе;
2) разработать инструментарий формирования мотивации и познавательной активности учащихся 8-х классов кадетской школы при изучении химии, включающий элективный курс и ситуационные задачи по химии, в условиях низкой заинтересованности предметом;
3) провести экспериментальную апробацию разработанного инструментария формирования мотивации и познавательной активности у учащихся кадетских 8-х классов при изучении химии, включающего элективный курс и ситуационные задачи по химии.
В результате решения поставленных в исследовании задач, сформулированы следующие выводы:
1. Анализ состояния проблемы формирования мотивационнопознавательной активности в российских школах свидетельствует, что в процессе обучения химии необходимо формировать интерес к предмету, учитывая индивидуальные особенности учащихся: уровни интереса, типы восприятия, тендерные доминанты, соответствие с возможностями учащихся. Проводить работу необходимо в двух направлениях формируя интерес учитывать не только его психологическое содержание (внимание, направленность, предметное отношение и т.п.), т. е. собственно интерес, но и как объективное явление - полезность.
В результате анализа психолого-педагогической литературы установлено, что при формировании мотивации и познавательной активности при изучении химии в восьмых классах необходимо: а)учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся; б) максимально увеличить лабораторно-практические работы, поскольку повышение теоретического уровня изучения предмета является причиной сильного снижения мотивации и познавательной активности к изучению химии. Кроме того, для кадетских школ для повышения мотивации и познавательной активности необходимо при изучении нового материала демонстрировать его связь с военной промышленностью, а также акцентировать внимание на грамотном и рациональном использовании химических веществ в военном деле.
2. Разработан и реализован элективный курс «Химия и военное дело» для учащихся 8-х классов кадетской школы, включающий 8 разделов и рассчитанный на 34 часа. При составлении содержания курса были учтены психологические особенности воспитанников кадетской школы - их повышенный интерес к военному делу, что обусловило реализацию нестандартной для химии межпредметной связи с военным делом.
Разработана и апробирована система ситуационных задач по химии по основным темам школьного курса химии в 8 классе, где могут быть реализованы межпредметные связи с военным делом или военной промышленностью.
3. Анализ итогового этапа экспериментального исследования показал, что реализация элективного курса «Химия и военное дело» показала более высокий уровень мотивации и познавательной активности у учащихся кадетского корпуса МБОУ «Школа № 67» Кировского района г. Казани и стала более эффективным инструментарием, чем реализация только системы ситуационных задач, связанные с военным делом.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что, задачи решены, гипотеза доказана, цель исследования достигнута.



1. Александрова М.М., Суровцева Р.П. Методика проведения
комплексных экскурсий в процессе обучения химии: Методические рекомендации. - М., 1984.
2. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. - М.: Вентана Граф, 2002. -176с.
3. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. -Вып. 73. - М., 1955. - С. 3-14.
4. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. В 2-х частях. Пер.с англ. -М.: Мир, 1983. - 448с.ч 1.
5. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя. - М., 1989.
6. Быстрицкая Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием // Химия в школе. 2000. №7. с. 56-59.
7. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация общего образования. - Санкт- Петербург. : изд-во КАРО , 2003. - 128с.
8. Верховский В.Н., СмирновА.Д.. Техника химического эксперимента. - М.: Просвещение, 1975 - т.1 - 368 с.; 1975 - т.2 - 384с.
9. ВилламоХ. Косметическая химия / перевод с финского/ - М.: Мир,
1990. - 281с.
10. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.4. Детская психология / Под.ред. Д.Б.Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. - 432с.
11. Габриелян О.С, Казанцев Ю.Н. Химия для всех и каждого: дидактическое пособие к учебникам О.С.Габриеляна. - М.: Сиринъпрема, 2006. - 104с.
12. Габрусева Н.И. О практической направленности преподавания химии // Химия в школе. 1999. №6. - с.61.
13. Гольдфарб Я.Л. Внеклассная работа по химии. М.: Просвещение, 1971. -191 с.
14. Давыдов В. В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М. 1980. С. 3-14.
15. Журин А.А., Зазнобина Л.С. Начала химического эксперимента: Практические занятия по химии: 8-й класс средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1998.
16. Журин А.А. Компьютер в кабинете химии. Пособие для учителя. - М.: Школьная пресса. - 128с.
17. Зайцев О.С.: Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 384с.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480 с.
19. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И.Божович и Л. В. Благонадежиной. - М., 1972, с. 22-29.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
21. Кирюшин Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1970. - 70с.
22. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения - М.: Педагогика, 1981. - с. 193-195.
23. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1970. -192 с.
24. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. - СПб.: КАРО, 2006. - 112с.
25. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9классы: Учебно-методическое пособие. - М.: Вентана Граф, 2004. - 352с.
26. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справ. пособие. -М.: Высшая школа, 1992. - 192с.
27. Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. - М.: ИКЦ Академкнига, 2005. - 287с.
28. Леенсон И.А. Удивительная химия. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. -176с.
29. Лезер Ф. Тренировка памяти. Изд-во „Мир", - М., 1979. -168с.
30. Лизинский В.М, Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. --160с.
31. Манфред фон Макензен. Феноменологическое преподавание химии в 7-м и 8-м классах вальдорфской школы. - М.: Парсифаль. 2003. - 280С.
32. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001(1983). -96(157) с.
33. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С, Смирнова Т.В. Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс,
1998.
34. Минченков Е.Е., Корощенко А.С., Зазнобина Л.С., Журин А.А. Методика обучения химии в 8-9классах. -М.: Школьная Пресса, 2000. -160с.
35. Минченков Е.Е., Цветков Л.А., Зазнобина Л.С. Химия: Учебник для 9-го класса средней общеобразовательной школы. М.: Школа Пресс, 1999.
36. Минченков Е.Е. и Лисичкин Г.В. Концепция школьного химического образования // Химия в школе. 1993.№6. с.2-8.
37. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Изд. Знание. - М., 1979. - 466 с.
38. Москвин С.А. Чтобы разгорелась искра познания // Химия в школе.
1998. - с. 16-17.
39. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос. 2003. - 468 с.
40. Николаев Л.А. Химия жизни / Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1973. -222с.
41. Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ, проблемы, предложения// Химия в школе. 1995. -с. 15-17.
42. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М.: МЗ Пресс, 2004. -67с.
43. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: пробный учебник для общеобразовательных учебных заведений: 8класс. - Краснодар, 2001. -160с.
44. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998. - 939с.
45. Оржековский П.А. Два притопа, три прихлопа», или почему мы при обучении химии стали так много играть. // Химия методика преподавания в школе №7, 2002, - с. 42-48.
46. Пак М.С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения. // Химия в школе. 1999 №2 с. 15-20.
47. Пинкевич. А.П. Краткий очерк истории педагогики. Изд. 2. - Харьков: Пролетарий, 1930. - 347с.
48. Пичугина Г.В. Задания для самостоятельной работы по курсу прикладной химии // Химия в школе. 1997.№3. - с.29-31.
49. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни -М.: АРКТИ, 1999. -136с.
50. Пичугина Г.В. Прикладная направленность изучения химии: от теории к практике // Химия в школе. 1997. №1. -с.50-54.
51. Подласый И.П. Педагогика. -М.: изд-во Владос, 2000, кн. 1. - с. 351-363.
52. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2002. -30с.
53. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Авторское издание. - М.,2006. - 187с.
54. Сиротюк А.Л. Психофизические основы обучения школьников: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. -224с.
55. Соловьев Ю.И., Трифонов Д.И., Шамин А.Н. История химии. Изд. Просвещение. Москва. 1984.
56. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ.ред.д-ра филос. наук, проф. В.В.Миронова. -М.: Гардарики, 2007. -639с.
57. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2006. - 430с.
58. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. С.- Пб.: КАРО, 2002, - 46 с.
59. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности
формирования : Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / Лукьянова М. И., Калинина Н. В. , Ульяновск ИПКПРО 1998, - 62 с,
60. Фадеев Г.Н., Злотников Э.Г. Школа время реформ //Химия. Еже- нед.прилож. к газете «Первое сентября» №35, №47, 1999.
62. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч.Ч.1: Пер.санг. - М.: Мир, 1998. - 528с.
63. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч.Ч.2: Пер.санг. - М.: Мир, 1998. - 620с.
64. Химия: Неорганическая химия: 8-11 классы: Книга для учителя. -М.: Издательство «Первое сентября», 2003. - 296с.
65. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия. Учебник для 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1986. - 238с.
66. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Преподавание неорганической химии в средней школе. Методическое пособие для учителей. -М., «Просвещение», 1975. -416с.
67. Цветков Л.А. Общая методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1982. -222с.
68. Цветков Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника. Пособие для учителей. -М., «Просвещение», 1973. -286с.
69. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии. - М.: Учпедгиз, 1963. - 667с.
70. Шаповаленко С.Г.. Связь изучения основ наук с жизнью и производительным трудом учащихся. - М. 1961. -59с.
71. Шипарева Г.А. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к учению предмета. / Автореферат дисс.канд.пед.наук. -М. 2001. -16с.
71. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8-й класс. Методическое пособие для учителя. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с.
72. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М., 1984. - 176 с.
73. Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». Москва, «Педагогика», 1988, - С. 43.
74. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. - 668с.
75. MuammerCalik, AlipashaAyas. A cross-age study on the understanding of chemical solutions and their components. International Education Journal, 2005, 6(1), 30-41.
76. Panagiotis Sarantopoulos, GeorgiosTsaparlis. Analogies in chemistry teaching as a means of attainment of cognitive and affective objectives:a longitudinal study in a naturalistic setting, using analogies with a strong social content .Chemistry Education: Research and prac-tice.2004, Vol. 5, No. 1, pp. 3350


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ