Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе

Работа №114965

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы126
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИ­ВАЦИИ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
§1. Понятие и сущность мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся 11
§2. Методические особенности формирования мотивации к учебно-позна­вательной деятельности у обучающихся в общеобразовательной школе 21
§3. Основные приемы и методы формирования мотивации к учебно-познава­тельной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе 34
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИ­ВАЦИИ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 47
§4. Развитие мотивации обучающихся на уроках алгебры с помощью практико-ориентированных задач 47
§5. Использование технологии проблемного обучения как средства формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках алгебры общеобразовательной школы 60
§6. Методический проект по теме «Арифметическая прогрессия», направленный на формирование мотивации обучающихся 69
§7. Педагогический эксперимент и его результаты 95
Выводы по второй главе 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 108
Приложение А. Алгоритм конструирования практико-ориентированных задач при обучении математике 123
Приложение Б. Методика Н.Г. Лускановой для определения у школьников уровня мотивации к обучению 124

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В соответствии с ФГОС основного общего образования «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» [79].
Вместе с этим, известно, что одним из главных условий осуществления учебной деятельности, а также достижения определенных целей в любой области знаний является мотивация. Деятельность учителя и ученика является продуктивной, если способствует повышению мотивации у обучающихся к предмету.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации [51] указано, что одной из основных проблем развития математического образования является низкая учебная мотивация школьников, что связано с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки; при этом задачами развития математического образования являются: обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей.
Методическим аспектам формирования мотивации у школьников к учебно-познавательной деятельности при обучении математике в общеобразовательной школе посвящены исследования В.Г. Болтянского [18], М.Б. Воловича [28; 29], В.А. Гусева [32], О.Б. Епишевой [37-38], Т.А. Ивановой [40]; Ю.М. Колягина [48], М.А. Родионова [85-89], Г.И. Саранцева [93; 94], Л.Н. Стефановой и Н.С. Подходовой [69], Л.М. Фридмана [106] и др.
Анализ ранее выполненных диссертационных работ, посвященных формированию мотивации к учебно-познавательной деятельности школьников при обучении математике в общеобразовательной школе, показал, что они были рассмотрены в следующих аспектах:
Анализ ранее выполненных диссертационных работ по теме исследования показал, что в них представлены различные аспекты формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности школьников при обучении математике в общеобразовательной школе:
• рассмотрение потребностно-мотивационной сферы ученика как необходимого компонента методической системы обучения математике; выявление закономерностей формирования мотивации учебной деятельности школьников осуществляется автором посредством предметного математического содержания (М.А. Родионов [89], 2001 г.);
• личностные особенности учащихся классов лингвистической направленности и возможности содержательного взаимодействия дисциплин математического и лингвистического циклов (С.Л. Вельмисова [26], 2005 г.);
• целенаправленная организация диагностики математической подготовки школьников с учетом специфики усваиваемого математического содержания (С.Ю. Варлашина [25], 2009 г.);
• использование комплекса нестандартных математических задач (Е.Н. Качуровская [44], 2010 г.);
• повышение качества знаний школьников (Г.Г. Сулейманов [100], 2015).
Таким образом, актуальность и научная значимость темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречием между необходимостью формирования мотивации обучающихся с учетом требований ФГОС основного общего образования к реализации системно- деятельностного подхода к обучению математике; современной действительности к использованию математики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса, и фактическим состоянием методики ее формирования при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
Указанное противоречие позволили сформулировать проблему диссертационного исследования: каковы методические особенности формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе?
Объект исследования: процесс обучения алгебре в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является методика формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в выявлении методических особенностей формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что повышение мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности будет достигаться, если: при обучении алгебре в общеобразовательной школе реализовывать определенные приемы и методы ее формирования, а также технологию проблемного обучения и технологию обучения с применением практико-ориентированных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
2. Выявить методические особенности формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе.
3. Рассмотреть основные приемы и методы формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
4. Выявить методические особенности развития мотивации обучающихся на уроках алгебры с помощью практико-ориентированных задач.
5. Рассмотреть методические особенности использования технологии проблемного обучения как средства формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках алгебры общеобразовательной школы.
6. Разработать методический проект по теме «Арифметическая прогрессия», направленный на формирование мотивации обучающихся на уроках алгебры в общеобразовательной школе.
7. Провести педагогический эксперимент и представить его результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы В.Г. Болтянского, М.Б. Воловича, В.А. Гусева, О.Б. Епишевой, Т.А. Ивановой; Ю.М. Колягина, М.А. Родионова, Г.И. Саранцева, Л.Н. Стефановой и Н.С. Подходовой, Л.М. Фридмана.
Базовыми для настоящего исследования явились также: работы В.А. Гусева [32], М.В. Егуповой [33 - 35].
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; наблюдение за учащимися; тестирование школьников; анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке основных положений исследования.
Основные этапы исследования:
1 этап (2017/18 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 этап (2018/19 уч.г.): определение теоретических основ исследования по теме диссертации;
3 этап (2018/19 уч.г.): определение методических основ исследования, разработка методического проекта по теме «Арифметическая прогрессия»;
4 этап (2019/20 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Шигоны Самарской области.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации по формированию мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• раскрыты понятие и сущность мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
• выявлены методические особенности формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении математике в общеобразовательной школе;
• рассмотрены основные приемы и методы формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны:
• методические рекомендации по формированию мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся при обучении алгебре в общеобразовательной школе;
• методический проект изучения темы «Арифметическая прогрессия», направленный на формирование мотивации обучающихся на уроках алгебры общеобразовательной школы на основе технологии проблемного обучения и технологии обучения с применением практико-ориентированных задач.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении методические рекомендаций по формированию мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся при обучении алгебре в общеобразовательной школе; разработке методического проекта по теме «Арифметическая прогрессия», направленного на формирование мотивации обучающихся; в описании результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе ГБОУ СОШ с. Шигоны Самарской области. Теоретические выводы и практические результаты исследования представлены в 1 публикации в научном журнале «Вестник магистратуры» [1] (май 2020 г.).
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по формированию мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
2. Содержание методического проекта по теме «Арифметическая прогрессия», направленного на формирование мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках алгебры общеобразовательной школы на основе технологии проблемного обучения и технологии обучения с применением практико-ориентированных задач.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 9 рисунков, 3 таблицы, списка используемой литературы (122 источников). Основной текст работы изложен на 120 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в школьном математическом образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию математики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса.
Формирование у школьников мотивации к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых ФГОС основного общего образования. Повышенное внимание прикладной составляющей математического образования школьников прослеживается и в содержании контрольно-измерительных материалов для ОГЭ и ЕГЭ.
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания, которые дают широкие возможности для реализации общедидактических принципов в обучении математике в школе. Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
С другой стороны, усиление прикладной направленности обучения математике имеет положительное влияние на качество обучения самой математике. Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности. Она включает в себя реализацию связей с курсами физики, химии, географии и других предметов, формирование математического стиля мышления и деятельности.
На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала так, чтобы школьники понимали его значимость, и перспективу его использования. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. Работа учителя и ученика является продуктивной, если способствует повышению мотивации к предмету.
В первой главе были исследованы теоретические основы формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе:
Изучено понятие и сущность мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Определено, что под мотивацией мы понимаем «интерес к учебному предмету»; сущность мотивации состоит в побуждении интереса к учебно-познавательной деятельности и активности обучающихся.
Выявлены методические особенности формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности у обучающихся в общеобразовательной школе. На основе анализа литературы к данным особенностям были отнесены:
• включение обучающихся в специально организованную деятельность, где они должны стать хозяевами этой деятельности (О.Б. Епишева);
• использование различных технологий, например, - технологии реализации теории поэтапного формирования умственных действий; применение модели обучения, которая позволит реализовать каждому учителю в каждом классе педагогику сотрудничества (М.Б. Волович);
• решение задач, являющихся не только ведущим средством математического развития учащихся, но и средством привития им элементов творческого мышления, существенно повышающим качество обучения и воспитания в процессе изучения школьного курса математики (Ю.М. Колягин);
• при формировании мотивации учитывать такие аспекты: учителю необходимо помогать поддерживать обучающимся реалистичный уровень притязаний; мотивация к обучению зависит не только от мотивов и потребностей обучающихся, но и от внутренних процессов определения психологической причинности, имеющей связь с мотивацией; в основе формирования мотивации должны лежать индивидуальные нормы в оценивании; основное условие формирования мотивации - наличие активно-положительной установки учителя по отношению к каждому ученику (Л.Н. Стефанова, Н.С. Подходова);
• применение на уроках различных средств мотивации обучения; тщательно отобранное содержание материала, вынесенного на урок (В.А. Гусев).
Исследованы приемы и методы формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе. При этом на основе анализа литературы были выделены следующие методы мотивации к учебной деятельности: словесные методы; наглядные методы; проблемно-поисковые методы. Проектно-исследовательский метод позволяет который не только повысить познавательную мотивацию, но и создает оптимальные условия для формирования познавательных УУД. Кейс-метод способствует решению таких задач, как формирование информационной компетентности, развитие способностей по поиску новых знаний, развитие навыков самостоятельности и инициативности, развитие способностей к принятию решений.
Также было выявлено, что повышению мотивации на уроках математики будет способствовать применение таких приемов, как: одобрение школьников; новизна учебного материала, необычность его подачи; противоречивость фактов; индивидуальные нормы в оценивании; использование игр, включение игровых элементов в урок; создание ситуации успеха.
Во второй главе были исследованы методические аспекты формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе.
Изучены возможности развития мотивации обучающихся на уроках алгебры с помощью практико-ориентированных задач. Установлено, что систематическое решение практико-ориентированных задач позволяет сформировать познавательные компетенции учащихся на всех этапах изучения математики; их решение развивает логическое мышление, помогает формировать умения сопоставления, анализа и пути решения данной проблемы, поставленной в задаче; практико-ориентированные задачи могут применяться на уроках алгебры, чтобы повысить мотивацию к изучению данного предмета, определенной темы, а также для того, чтобы показать неразрывность математики и других учебных дисциплин.
Исследованы возможности технологии проблемного обучения как средства формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках алгебры общеобразовательной школы. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. При этом актуальным инструментом формирования познавательных компетенций являются задачи практического содержания.
Разработан методический проект по теме «Арифметическая прогрессия», направленный на формирование мотивации обучающихся, на основе технологии проблемного обучения и технологии использования практико-ориентированных задач; использование технологии проблемного обучения заключалось в разработке и применении на практике практико-ориентированных задач (задачи от студентов, медика, учетчика, банкира и т.д.).
Спланирован и проведен педагогический эксперимент, оценены его результаты. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СОШ с. Шигоны Самарской области. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебры при изучении темы «Арифметическая прогрессия» среди учеников 9-х классов.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.


1. Акимова Е.П. О формировании мотивации к учебно- познавательной деятельности у обучающихся в общеобразовательной школе при обучении математике // Вестник магистратуры. - 2020. - №5(104).
2. Алгебра 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков и др. - Просвещение, 2018. - 400 с.
3. Алгебра 9 класс: методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. - 22 с.
4. Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред. Г.В. Дорофеева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
5. Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 287 с.
6. Алгебра. 9 класс: задачник для общеобразовательных организаций (углублённый уровень) / А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев, П.В. Семенов. - М.: Мнемозина, 2015. - 205 с.
7. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций (углублённый уровень) / А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. - М.: Мнемозина, 2015. - 248 с.
8. Антонова И.В. К вопросу о практической направленности обучения математике в общеобразовательной школе// Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования: материалы XXI Всероссийской (IX с международным участием) научно-практической конференции, 30 ноября - 01 декабря 2018 г. - Издательство: Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара. - С. 145-151.
9. Арзяева Н.А. Нестандартные задачи как средство формирования мотивации в обучении математике 5-6 классов/ Н.А. Арзяева, К.Г. Горячева // Actualscience. - 2016. - Т. 2. - № 11. - С. 82-83.
10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Мотивация. - М., «Мысль», 1976 — 158 с.
11. Атаманская Г.А. Особенности формирования мотивации к изучению математики у учащихся 7-9 классов/ Г.А. Атаманская // Аспирант. - 2015. - Т. 1. - № 11-1 (16). - С. 11-13.
12. Байсалов Д.У. Методические приемы решения олимпиадных задач по математике [Электронный ресурс] / Д. У. Байсалов, А. О. Келдибекова. - Ош: книжный дизайн, 2018. - 114 С.
13. Байсалов Д.У. Школа олимпийского резерва по математике, как одна из форм дополнительного образования по подготовке школьников к решению олимпиадных задач / Д.У. Байсалов, А.О. Келдибекова // сборник статей 3-й Международной конф. «Наука и общество-методы и проблемы практического применения " 16.02.2018. - Гамильтон, 2018. - Да. 49-56. URL: https://doi.org/10.29013/III-Conf-Canada-3-49-56.
14. Баталина И.К. Метод проектов в математике и развитие нестандартного мышления у детей [Метод проектов в математике и развитие нестандартного мышления у детей] / И.К. Баталина, М.В. Игнатьев. 2006 г. - Вып. 6. - С. 17-20.
15. Белкина Н.В. Методические указания по конструированию и использованию в внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий, ориентированных на морские профессии / Н.В. Белкина, Д.Н. Шевцова. - СПб. - 2018. - 46 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ