Финансовое планирование и бюджетирование в организации
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового планирования и бюджетирования в
организации 7
1.1. Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования
в организации 7
1.2. Принципы и методы финансового планирования и бюджетирования в
организации 16
1.3. Центры финансовой ответственности и процесс финансового планирования
и бюджетирования в организации 26
2. Анализ действующей практики финансового планирования и
бюджетирования в организации 34
2.1. Общая характеристика организации и ее финансового состояния 34
2.2. Виды финансовых планов и бюджетов организации 49
2.3. Анализ процесса финансового планирования и бюджетирования по центрам
финансовой ответственности организации 52
3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в организации 67
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы финансового
планирования и бюджетирования в организации 67
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию
системы планирования и бюджетирования в организации 74
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложения 87
1. Теоретические аспекты финансового планирования и бюджетирования в
организации 7
1.1. Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования
в организации 7
1.2. Принципы и методы финансового планирования и бюджетирования в
организации 16
1.3. Центры финансовой ответственности и процесс финансового планирования
и бюджетирования в организации 26
2. Анализ действующей практики финансового планирования и
бюджетирования в организации 34
2.1. Общая характеристика организации и ее финансового состояния 34
2.2. Виды финансовых планов и бюджетов организации 49
2.3. Анализ процесса финансового планирования и бюджетирования по центрам
финансовой ответственности организации 52
3. Совершенствование системы финансового планирования и
бюджетирования в организации 67
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы финансового
планирования и бюджетирования в организации 67
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию
системы планирования и бюджетирования в организации 74
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложения 87
С развитием рыночных отношений значимость финансового планирования и бюджетирования возрастает с каждым днем. Предприятия работают не на выживание, а на развитие и рост. Инвесторы, контрагенты, общество в целом оценивают предприятие по его финансовому состоянию. Финансовое состояние является важной характеристикой деловой активности организации, раскрывает его потенциал, показывает, насколько оно конкурентоспособно и готово к сотрудничеству. Устойчивое финансовое положение - это итог продуманного управления совокупностью факторов: производственных, хозяйственных, которые определяют результат деятельности организации. Управление этими факторами оказывает непосредственное влияние на состояние активов, на соотношение заемного и собственного капитала, показатели оборачиваемости и рентабельности. Финансовая устойчивость - это не только состояние безубыточности, но и постоянное развитие.
Важнейший элемент предпринимательской деятельности - планирование, в том числе и финансовое. Эффективность управления финансами компании зависит от планирования всех финансовых потоков, процессов и отношений организации. Планирование финансовых показателей дает возможность на основе анализа предыдущего периода спрогнозировать денежные потоки, выстроить финансовую политику таким образом, чтобы предприятие могло развиваться, привлекать ресурсы и показывать рост.
Аналитики, финансовые эксперты постоянно проводят исследования крупных организаций различных сфер, направлений работы, отраслях. По данным таких исследований было выявлено, что наиболее часто встречающимися проблемными местами «узкими местами» являются:
- отсутствие взаимосвязи между формируемыми бюджетами, планами подразделений, операционными планами, а также стратегией организации;
- все процессы по планированию не автоматизированы (ручные), например, с использованиеу программ Excel, но ручным пересчетом;
- длительность процесса подготовки консолидированного бюджета, российской практике это занимает около 4 месяцев;
- процесс утверждения бюджета высшим руководством происходит в несколько циклов (от 5 и более);
- не разрабатывается дерево целей, объединяющее в себе связь ключевых показателей эффективности с центрами финансовой ответственности;
- также нет взаимосвязи между процессами бюджетирования, подготовкой управленческой отчетности и KPI организации;
- Нет четкой структуры бюджетной системы, системы подготовки управленческой отчетности в соответствии со сбалансированной системой показателей.
Все «узкие места» не дают возможность наиболее эффективно распределить ресурсы.
Согласно опросам менеджеров, которые проводила компания PwC, более чем 55% респондентов недовольны ИТ-инструментами в разрезе планирования. Также их не удовлетворяет та степень участия, которую принимают некоторые организационные структуры. Помимо этого, участники выразили недовольство в отношении излишней детализации бюджетов по некоторым функциональным блокам, например, закупкам. Еще один существенный недостаток, выделенный респондентами - высокая стоимость которая возникает из-за больших сроков подготовки бюджетов.
Процесс планирования не обходится без формирования бюджетов, позволяющих оценить будущие доходы и расходы предприятия. Каждая организация составляет бюджеты согласно своим потребностям в прогнозировании той или иной статьи. В зависимости от того, насколько правильно подобрана система бюджетов, и как она скоординирована, зависит правильность прогнозов.
Таким образом, бюджеты, выраженные в натуральных и стоимостных показателях, представляют собой планы действий, с закрепленным за ним показателями, к которым должна стремиться организация в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности для выполнения общей стратегии.
В рамках данной работы будет рассмотрено то влияние на финансовые показатели компании, которое оказывает отсутствие интеграции системы финансового планирования и ключевых показателей эффективности.
Предмет исследования - финансовое планирование и бюджетирование как основа организации финансов предприятия.
Объект исследования - акционерное общество «Башкирская содовая компания», расположенного по адресу: г. Стерлитимак, ул. Техническая, 32.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение работы системы финансового планирования и бюджетирования, анализ используемых методов, а также выявление основных проблем и недостатков в системе.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
- изучение отрасли предприятия и его основного вида деятельности;
- изучение организационной структуры;
- проведение экспресс-диагностики АО «БСК» с целью анализа финансового состояния;
- анализ системы финансового планирования и бюджетирования АО «БСК»;
- выявлении недостатков в системе планирования и бюджетирования;
- формирование возможных путей совершенствования системы финансового планирования и бюджетирования в изучаемой организации;
- определение эффективности предлагаемых решений.
Методологической основой при написании отчета являются методы теоретического анализа, классификации, измерения, математические, а также экономико-статистические методы.
Информационной основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме, периодическая литература, информация из официальных интернет-источников, а также первичная документация АО «БСК».
Важнейший элемент предпринимательской деятельности - планирование, в том числе и финансовое. Эффективность управления финансами компании зависит от планирования всех финансовых потоков, процессов и отношений организации. Планирование финансовых показателей дает возможность на основе анализа предыдущего периода спрогнозировать денежные потоки, выстроить финансовую политику таким образом, чтобы предприятие могло развиваться, привлекать ресурсы и показывать рост.
Аналитики, финансовые эксперты постоянно проводят исследования крупных организаций различных сфер, направлений работы, отраслях. По данным таких исследований было выявлено, что наиболее часто встречающимися проблемными местами «узкими местами» являются:
- отсутствие взаимосвязи между формируемыми бюджетами, планами подразделений, операционными планами, а также стратегией организации;
- все процессы по планированию не автоматизированы (ручные), например, с использованиеу программ Excel, но ручным пересчетом;
- длительность процесса подготовки консолидированного бюджета, российской практике это занимает около 4 месяцев;
- процесс утверждения бюджета высшим руководством происходит в несколько циклов (от 5 и более);
- не разрабатывается дерево целей, объединяющее в себе связь ключевых показателей эффективности с центрами финансовой ответственности;
- также нет взаимосвязи между процессами бюджетирования, подготовкой управленческой отчетности и KPI организации;
- Нет четкой структуры бюджетной системы, системы подготовки управленческой отчетности в соответствии со сбалансированной системой показателей.
Все «узкие места» не дают возможность наиболее эффективно распределить ресурсы.
Согласно опросам менеджеров, которые проводила компания PwC, более чем 55% респондентов недовольны ИТ-инструментами в разрезе планирования. Также их не удовлетворяет та степень участия, которую принимают некоторые организационные структуры. Помимо этого, участники выразили недовольство в отношении излишней детализации бюджетов по некоторым функциональным блокам, например, закупкам. Еще один существенный недостаток, выделенный респондентами - высокая стоимость которая возникает из-за больших сроков подготовки бюджетов.
Процесс планирования не обходится без формирования бюджетов, позволяющих оценить будущие доходы и расходы предприятия. Каждая организация составляет бюджеты согласно своим потребностям в прогнозировании той или иной статьи. В зависимости от того, насколько правильно подобрана система бюджетов, и как она скоординирована, зависит правильность прогнозов.
Таким образом, бюджеты, выраженные в натуральных и стоимостных показателях, представляют собой планы действий, с закрепленным за ним показателями, к которым должна стремиться организация в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности для выполнения общей стратегии.
В рамках данной работы будет рассмотрено то влияние на финансовые показатели компании, которое оказывает отсутствие интеграции системы финансового планирования и ключевых показателей эффективности.
Предмет исследования - финансовое планирование и бюджетирование как основа организации финансов предприятия.
Объект исследования - акционерное общество «Башкирская содовая компания», расположенного по адресу: г. Стерлитимак, ул. Техническая, 32.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение работы системы финансового планирования и бюджетирования, анализ используемых методов, а также выявление основных проблем и недостатков в системе.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
- изучение отрасли предприятия и его основного вида деятельности;
- изучение организационной структуры;
- проведение экспресс-диагностики АО «БСК» с целью анализа финансового состояния;
- анализ системы финансового планирования и бюджетирования АО «БСК»;
- выявлении недостатков в системе планирования и бюджетирования;
- формирование возможных путей совершенствования системы финансового планирования и бюджетирования в изучаемой организации;
- определение эффективности предлагаемых решений.
Методологической основой при написании отчета являются методы теоретического анализа, классификации, измерения, математические, а также экономико-статистические методы.
Информационной основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме, периодическая литература, информация из официальных интернет-источников, а также первичная документация АО «БСК».
Финансовое планирование и бюджетное управление это целенаправленные, последовательные процессы, имеющие свои принципы действия цель которых - разработка сбалансированного денежного потока, оптимального плана развития организации в соответствии с установленными стратегическими целями.
Бюджетирование является процессом по планированию деятельности предприятия путем составления общего бюджета, а также бюджетов структурных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.
Основная цель финансового планирования и бюджетирования - повышение эффективности деятельности компании.
В первой главе была рассмотрена организационная структура предприятия, проведена финансовая экспресс-диагностика, по результатам которой выявлены проблемные показатели: финансовая устойчивость,
ликвидность.
Во второй главе был изучен регламент по бюджетированию организации, определены бюджеты, которые формируют в АО «БСК», а также проанализированы центры финансовой ответственности, за которыми закреплено формирование планов и соответствующих бюджетов. Предприятие формирует достаточно большое количество планов. Это связано прежде всего с наличием множества организационных структур. Процесс бюджетирования строго регламентирован, но за каждым ЦФО не закреплен показатель, на который ответственные лица могли бы ориентироваться при составлении бюджетов и планов.
Было выявлено, что основы бюджетирования деятельности промышленной организации имеет некоторые свои особенности по сравнению с другими отраслями экономики.
Бюджетная система промышленного предприятия включает в себя плановые (прогнозируемые) и отчетные данные. Руководитель любого предприятия, прежде чем приступить к бюджетированию, должен сначала получить полное представление о том, какие цели ставят перед ним акционеры.
В третьей главе была рассмотрена система ключевых показателей эффективности в соответствии с выявленными проблемами. Также была показана взаимосвязь статей баланса, оказывающих влияние на финансовые показатели, с бюджетами и ЦФО. Каждому ЦФО в рамках решения проблемы были предложены KPI, позволяющие мотивировать ответственных лиц и определить цели при формировании бюджетов. Также был составлен план, который бы позволил во врем финансового планирования своевременно отследить, как повлияет привлечение новых заемных средств на финансовую устойчивость.
Применив, модель Дюпона, было выявлено, что на рентабельность собственного капитала в большей степени отрицательно влияет оборачиваемость активов. Также расчет эффекта финансового рычага показал, что он достаточно высокий. Но такая структура капитала делает предприятие финансово неустойчивым. Внедрение системы KPI поможет отслеживать маржу чистой прибыли, рентабельность активов, а также следить за структурой капитала в соответствии со стратегией компании.
Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование в химической промышленности имеет ряд особенностей, которые стоит учитывать при составлении бюджетов для таких организаций. При финансовом планировании важно понимать то, что эффективность работы структурных подразделений зависит от их мотивации и понимании общей стратегии.
Так как годовые бюджеты обычно основываются на фактических показателях и ориентируются на получение краткосрочных финансовых результатов, таких как выручка и прибыль, в них не учитываются статьи затрат, связанные с достижением соответствующих показателей эффективности. Это приводит к скрытому дефициту ресурсов, необходимых для достижения долгосрочных целей. К тому же в ходе составления бюджетов сложно планировать затраты на решение общеорганизационных задач. Таких как, повышение мотивации сотрудников, увеличение потока клиентов. Вложения на реализацию этих целей видны только в долгосрочной перспективе и на уровне компании в целом. Поэтому для целей бюджетирования сложно обосновать необходимость таких расходов. При внедрении системы KPI и её интеграции с системой бюджетирования возможно решить эту проблему.
Таким образом, главным направлением для совершенствования финансового планирования и бюджетирования в АО «БСК» является внедрение ключевых показателей эффективности в бюджетирование организации. Система бюджетирования во взаимосвязи с системой ключевых показателей эффективности становится единым инструментом, который увязывает между собой стратегические, тактические и оперативные цели. Она позволяет распределять ответственность за выполнение планов и мотивировать центры финансовой ответственности на достижение поставленных целей.
Бюджетирование является процессом по планированию деятельности предприятия путем составления общего бюджета, а также бюджетов структурных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.
Основная цель финансового планирования и бюджетирования - повышение эффективности деятельности компании.
В первой главе была рассмотрена организационная структура предприятия, проведена финансовая экспресс-диагностика, по результатам которой выявлены проблемные показатели: финансовая устойчивость,
ликвидность.
Во второй главе был изучен регламент по бюджетированию организации, определены бюджеты, которые формируют в АО «БСК», а также проанализированы центры финансовой ответственности, за которыми закреплено формирование планов и соответствующих бюджетов. Предприятие формирует достаточно большое количество планов. Это связано прежде всего с наличием множества организационных структур. Процесс бюджетирования строго регламентирован, но за каждым ЦФО не закреплен показатель, на который ответственные лица могли бы ориентироваться при составлении бюджетов и планов.
Было выявлено, что основы бюджетирования деятельности промышленной организации имеет некоторые свои особенности по сравнению с другими отраслями экономики.
Бюджетная система промышленного предприятия включает в себя плановые (прогнозируемые) и отчетные данные. Руководитель любого предприятия, прежде чем приступить к бюджетированию, должен сначала получить полное представление о том, какие цели ставят перед ним акционеры.
В третьей главе была рассмотрена система ключевых показателей эффективности в соответствии с выявленными проблемами. Также была показана взаимосвязь статей баланса, оказывающих влияние на финансовые показатели, с бюджетами и ЦФО. Каждому ЦФО в рамках решения проблемы были предложены KPI, позволяющие мотивировать ответственных лиц и определить цели при формировании бюджетов. Также был составлен план, который бы позволил во врем финансового планирования своевременно отследить, как повлияет привлечение новых заемных средств на финансовую устойчивость.
Применив, модель Дюпона, было выявлено, что на рентабельность собственного капитала в большей степени отрицательно влияет оборачиваемость активов. Также расчет эффекта финансового рычага показал, что он достаточно высокий. Но такая структура капитала делает предприятие финансово неустойчивым. Внедрение системы KPI поможет отслеживать маржу чистой прибыли, рентабельность активов, а также следить за структурой капитала в соответствии со стратегией компании.
Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование в химической промышленности имеет ряд особенностей, которые стоит учитывать при составлении бюджетов для таких организаций. При финансовом планировании важно понимать то, что эффективность работы структурных подразделений зависит от их мотивации и понимании общей стратегии.
Так как годовые бюджеты обычно основываются на фактических показателях и ориентируются на получение краткосрочных финансовых результатов, таких как выручка и прибыль, в них не учитываются статьи затрат, связанные с достижением соответствующих показателей эффективности. Это приводит к скрытому дефициту ресурсов, необходимых для достижения долгосрочных целей. К тому же в ходе составления бюджетов сложно планировать затраты на решение общеорганизационных задач. Таких как, повышение мотивации сотрудников, увеличение потока клиентов. Вложения на реализацию этих целей видны только в долгосрочной перспективе и на уровне компании в целом. Поэтому для целей бюджетирования сложно обосновать необходимость таких расходов. При внедрении системы KPI и её интеграции с системой бюджетирования возможно решить эту проблему.
Таким образом, главным направлением для совершенствования финансового планирования и бюджетирования в АО «БСК» является внедрение ключевых показателей эффективности в бюджетирование организации. Система бюджетирования во взаимосвязи с системой ключевых показателей эффективности становится единым инструментом, который увязывает между собой стратегические, тактические и оперативные цели. Она позволяет распределять ответственность за выполнение планов и мотивировать центры финансовой ответственности на достижение поставленных целей.
Подобные работы
- ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ ТЕПЛОЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Финансовое планирование и бюджетирование в организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансовое планирование и бюджетирование в организации
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



