ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПОЛУФАБРИКАТОВ»
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов"
1.1. Компетентностный подход как концептуальная основа модернизации
российского среднего профессионального образования 11
1.2. Сущность, содержание и структура понятия профессиональных компетенций студентов колледжа при обучении технологии приготовления полуфабрикатов 25
1.3. Критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов" 31
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов"
2.1. Отбор и структурирование содержания модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов" 42
2.2 Педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления
полуфабрикатов" 55
Список литературы 83
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов"
1.1. Компетентностный подход как концептуальная основа модернизации
российского среднего профессионального образования 11
1.2. Сущность, содержание и структура понятия профессиональных компетенций студентов колледжа при обучении технологии приготовления полуфабрикатов 25
1.3. Критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов" 31
Глава 2. Опытно - экспериментальная проверка эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов"
2.1. Отбор и структурирование содержания модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов" 42
2.2 Педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления
полуфабрикатов" 55
Список литературы 83
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС) определены цели, приоритеты, содержание и ценности образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности учащихся самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.
Современный этап развития методики преподавания модуля «Технологии приготовления полуфабрикатов» характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Федеральный государственный стандарт образования вводит новое для системы образования понятие: компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Приоритетное формирование профессиональных компетенций для пищевой промышленности.
Анализ диссертационных работ и научной литературы показывает, что на сегодня исследованы проблемы развития обучающихся при обучении технологии общественного питания (И.Петренко, А.Д Кутузова,
В.А.Судникова, Т.А.Кадыженской, А.И.Метренкой, В.П.Озерской, М.М.Изумовской, М.А.Стенцовой).
Обратим внимание, что формированию профессиональных компетенций на занятиях «Технологии приготовления полуфабрикатов» на протяжении 10 лет посвящены немногочисленные работы. При этом социальная значимость формирования профессиональной компетенции, необходимость нахождения эффективных путей ее совершенствования, недостаточное использование всего образовательного потенциала модуля «Технологии приготовления полуфабрикатов» актуализирует проблему формирования профессиональных компетенций подготовки специалистов для пищевой промышленности.
Актуальность темы исследования обусловлена новыми ориентирами образовательных учреждений среднего профессионального образования, требующими формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных экономических условиях возрастает необходимость в специалистах качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме. Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении. Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов обязательным образом должна быть их включенность в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развития творческих способностей в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества.
Всё вышеуказанное свидетельствует о противоречии, существующем сегодня в системе СПО: между возросшей необходимостью в подготовке специалистов качественно нового уровня готовых компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность на предприятиях пищевой промышленности и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий формирования профессиональных компетенций специалистов пищевой промышленности.
Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
Объект исследования - процесс формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов.
Предмет исследования — комплекс педагогических условий формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов" будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- обеспечение проблемного характера обучения при формировании профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля «Технология приготовления полуфабрикатов»;
- сопряжение теоретического и практического обучения в рамках реализации модуля «Технология приготовления полуфабрикатов»;
- вовлеченность будущих специалистов пищевой промышленности во всероссийское чемпионское движение по повышению профессионального мастерства WorldSkills International.
На основании цели и гипотезы нами определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать сущность, содержание и структуру понятия профессиональных компетенций студентов колледжа при обучении технологии приготовления полуфабрикатов.
2. Определить критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций студентов ко лледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
3. Разработать комплекс педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования профессиональных компетенций модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения современных педагогических и психологических концепций, работы отечественных педагогов по методологии педагогики и педагогических исследований (Л.Н. Бережнова, Н.В. Бордовская, Н.А. Вершинина, В.И. Загвязинский, В.Ю. Новожилов, В.В. Краевский, А.П. Тряпицына и др.); компетентностный подход в средне-профессиональном обучении (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, ФГОС ООО) влияние использования компетентностного подхода на формирование лингвистической компетенции (Е.Д. Божович, И.Л. Бим, А.Д. Дейкина, Н.М. Шанский, В.Д.Янченко и др.).
Сформулированные цели, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор методов исследования:
Современный этап развития методики преподавания модуля «Технологии приготовления полуфабрикатов» характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Федеральный государственный стандарт образования вводит новое для системы образования понятие: компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Приоритетное формирование профессиональных компетенций для пищевой промышленности.
Анализ диссертационных работ и научной литературы показывает, что на сегодня исследованы проблемы развития обучающихся при обучении технологии общественного питания (И.Петренко, А.Д Кутузова,
В.А.Судникова, Т.А.Кадыженской, А.И.Метренкой, В.П.Озерской, М.М.Изумовской, М.А.Стенцовой).
Обратим внимание, что формированию профессиональных компетенций на занятиях «Технологии приготовления полуфабрикатов» на протяжении 10 лет посвящены немногочисленные работы. При этом социальная значимость формирования профессиональной компетенции, необходимость нахождения эффективных путей ее совершенствования, недостаточное использование всего образовательного потенциала модуля «Технологии приготовления полуфабрикатов» актуализирует проблему формирования профессиональных компетенций подготовки специалистов для пищевой промышленности.
Актуальность темы исследования обусловлена новыми ориентирами образовательных учреждений среднего профессионального образования, требующими формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных экономических условиях возрастает необходимость в специалистах качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме. Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении. Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов обязательным образом должна быть их включенность в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развития творческих способностей в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества.
Всё вышеуказанное свидетельствует о противоречии, существующем сегодня в системе СПО: между возросшей необходимостью в подготовке специалистов качественно нового уровня готовых компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность на предприятиях пищевой промышленности и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий формирования профессиональных компетенций специалистов пищевой промышленности.
Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
Объект исследования - процесс формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов.
Предмет исследования — комплекс педагогических условий формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у студентов при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов" будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- обеспечение проблемного характера обучения при формировании профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля «Технология приготовления полуфабрикатов»;
- сопряжение теоретического и практического обучения в рамках реализации модуля «Технология приготовления полуфабрикатов»;
- вовлеченность будущих специалистов пищевой промышленности во всероссийское чемпионское движение по повышению профессионального мастерства WorldSkills International.
На основании цели и гипотезы нами определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать сущность, содержание и структуру понятия профессиональных компетенций студентов колледжа при обучении технологии приготовления полуфабрикатов.
2. Определить критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций студентов ко лледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
3. Разработать комплекс педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов колледжа при реализации модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования профессиональных компетенций модуля "Технологии приготовления полуфабрикатов".
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения современных педагогических и психологических концепций, работы отечественных педагогов по методологии педагогики и педагогических исследований (Л.Н. Бережнова, Н.В. Бордовская, Н.А. Вершинина, В.И. Загвязинский, В.Ю. Новожилов, В.В. Краевский, А.П. Тряпицына и др.); компетентностный подход в средне-профессиональном обучении (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, ФГОС ООО) влияние использования компетентностного подхода на формирование лингвистической компетенции (Е.Д. Божович, И.Л. Бим, А.Д. Дейкина, Н.М. Шанский, В.Д.Янченко и др.).
Сформулированные цели, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор методов исследования:
Экономические и социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, актуализируют необходимость модернизации системы подготовки кадров в нашей стране. Одной из основных целей профессионального образования должна стать подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Российская Федерация, подписав Болонское соглашение, узаконила компетентностную основу государственной образовательной парадигмы. Компетентностный подход к организации обучения, в отличие от знаниевого подхода, выдвигает на первый план умение реализовывать в практической деятельности полученные знания, навыки, а также определенные приобретенные личностные качества и ценностные ориентации. Суть нового подхода заключается в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации». Компетентностный подход предполагает формирование способности индивида самостоятельно находить и использовать знания в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они приобретены. Компетентностная модель высшего образования предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в СПО: - студентоориентированную направленность образовательного процесса; - органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящее к активизации внутренних ресурсов личности; - развитие личности в профессиональном становлении; - ориентация на компетенции как результаты образования с учетом требований рынка труда и международных тенденций; - насыщение процесса образования личностными смыслами и гуманизацию его содержания . В целях создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса и определенной унификации организации обучения были разработаны квалификационные требования к выпускникам, которые выражаются в понятиях компетенция и компетентность. Федеральный государственный образовательный стандарт общего, среднего профессионального и высшего образования построен на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты образования как системообразующие компоненты конструкции стандарта. Содержание нового подхода в образовании направлено на формирование личности обучающихся, овладении ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Сегодня рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Специальная профессиональная компетентность, или квалификация - это степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание определяется государственными квалификационными характеристиками. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегративное качество личности, характеризующее его способность и готовность применять знания и умения для продуктивного выполнения профессиональных функций, в том числе проблемного характера, на основе ценностного самоопределения и опыта деятельности. Уровень компетентности специалиста напрямую зависит от степени сформированности у него компетенций. Значимым компонентом профессиональной компетентности являются ключевые (общие, универсальные) компетенции - набор базовых знаний и надпредметных умений, а также личностных качеств индивида, необходимых для продуктивной деятельности. Ключевые компетенции, в отличие от профессиональных, которые в основном формируются и развиваются в процессе изучения профильных дисциплин и в дальнейшей деятельности по специальности, необходимо формировать на всех этапах образовательного процесса. Однако анализ научно-педагогической литературы показал, что в процессе подготовки профессиональных кадров недостаточное внимание уделяется так называемым непрофильным дисциплинам. Компетенции являются, по нашему мнению, метапредметными образованиями, так как формируются посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств. В интегральном образовательном пространстве изучается не конкретная дисциплина или даже их комплекс, а какое-то научное явление, событие, феномен человеческой деятельности, культурной или общественной жизни, воссоздаваемый с помощью теоретической модели. Компетенция базируется на содержании нескольких дисциплин, но не равнозначна его объему. Интегральное пространство коррелирует с группой учебных курсов, но не сводится к их содержанию. В интегральном образовательном пространстве студент занимает центральное место, его сознание выступает фактором интеграции. Компетенции обусловливают личностно-деятельностный подход в образовании,
поскольку являются важными составляющими современной личности и выявляются в конкретной деятельности. Формирование компетенций является целенаправленным процессом, освоение со- ставляющих отдельной компетенции происходит постепенно. Современная компетентно- стная модель образования является знаниево-деятельностной: знания, умения и навыки - основные компоненты компетенции - формируются во время лекционных, практических и лабораторных занятий при изучении различных дисциплин. «Результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции», - отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Следует особо подчеркнуть то, что компетентностный подход не противопоставляется ЗУНовскому, а дополняет его личностными, ценностными, мотивационными аспектами. Он расширяет значение целей высшего образования, вбирает и обучающие, и развивающие, и воспитательные задачи. В этом и заключается огромная значимость его использования при составлении образовательных программ. На наш взгляд, в процессе подготовки в вузах компетентного выпускника необходимо модернизировать систему организации педагогического процесса, акцентировав внимание на достижение основной цели современного образование - формирование компетенций и компетентностей у студентов, необходимых для успешной профессиональной деятельности, для успешной социализации. Компетентность как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Опыт деятельности как деятельностная составляющая компетентностной модели обучения является цементирующей основой процесса формирования компетенции: деятельность становится предметом усвоения. В процессе выполнения обучаемым определенного комплекса действий достигается цель «обучения действием»: преодолеть разрыв между тем, что человек знает, и тем, что он делает. Компетенция, будучи атрибутом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, выполняет в
современной образовательной парадигме важную двуединую функцию: позволяет оценить результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника и является неотъемлемой составляющей компетентности, готовности к работе молодого специалиста, которая дает последнему возможность эффективно реализовывать профессиональные составляющие в условиях нестабильной рыночной экономики. В специальных исследованиях до сих пор нет однозначного толкования базовых понятий компетентностного подхода в образовании - компетенция и компетентность. Обычно под компетенцией понимается «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен», а под компетентностью - «способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды» .В педагогической науке в настоящее время выделяют два варианта толкования со- отношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетентность обладает субъектной, личностной природой, тогда как компетенция оказывается характеристикой специфики деятельности. Данная мысль находит подтверждение в концепции И.А. Зимней: «...основанный на компетенции подход, прежде всего,
подчеркивает практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на «компетентности», ... включает собственно личностные качества (мотивация, мотива- ционно-волевые и др.)» . Очевидным является то обстоятельство, что компетенция является базисом для формирования и развития компетентности. Компетенции формируются в процессе обучения, изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Выбор компетентностного подхода в основе методологии обучения студентов СПО может обеспечить эффективность педагогического процесса. Особо подчеркнем, что в отличие от наукообразного знаниевого подхода компетентностный подход является практико-ориентированным, а потому более обоснованным и более результативным для процесса формирования личности специалиста.
поскольку являются важными составляющими современной личности и выявляются в конкретной деятельности. Формирование компетенций является целенаправленным процессом, освоение со- ставляющих отдельной компетенции происходит постепенно. Современная компетентно- стная модель образования является знаниево-деятельностной: знания, умения и навыки - основные компоненты компетенции - формируются во время лекционных, практических и лабораторных занятий при изучении различных дисциплин. «Результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции», - отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Следует особо подчеркнуть то, что компетентностный подход не противопоставляется ЗУНовскому, а дополняет его личностными, ценностными, мотивационными аспектами. Он расширяет значение целей высшего образования, вбирает и обучающие, и развивающие, и воспитательные задачи. В этом и заключается огромная значимость его использования при составлении образовательных программ. На наш взгляд, в процессе подготовки в вузах компетентного выпускника необходимо модернизировать систему организации педагогического процесса, акцентировав внимание на достижение основной цели современного образование - формирование компетенций и компетентностей у студентов, необходимых для успешной профессиональной деятельности, для успешной социализации. Компетентность как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Опыт деятельности как деятельностная составляющая компетентностной модели обучения является цементирующей основой процесса формирования компетенции: деятельность становится предметом усвоения. В процессе выполнения обучаемым определенного комплекса действий достигается цель «обучения действием»: преодолеть разрыв между тем, что человек знает, и тем, что он делает. Компетенция, будучи атрибутом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, выполняет в
современной образовательной парадигме важную двуединую функцию: позволяет оценить результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника и является неотъемлемой составляющей компетентности, готовности к работе молодого специалиста, которая дает последнему возможность эффективно реализовывать профессиональные составляющие в условиях нестабильной рыночной экономики. В специальных исследованиях до сих пор нет однозначного толкования базовых понятий компетентностного подхода в образовании - компетенция и компетентность. Обычно под компетенцией понимается «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен», а под компетентностью - «способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды» .В педагогической науке в настоящее время выделяют два варианта толкования со- отношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетентность обладает субъектной, личностной природой, тогда как компетенция оказывается характеристикой специфики деятельности. Данная мысль находит подтверждение в концепции И.А. Зимней: «...основанный на компетенции подход, прежде всего,
подчеркивает практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на «компетентности», ... включает собственно личностные качества (мотивация, мотива- ционно-волевые и др.)» . Очевидным является то обстоятельство, что компетенция является базисом для формирования и развития компетентности. Компетенции формируются в процессе обучения, изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.
Выбор компетентностного подхода в основе методологии обучения студентов СПО может обеспечить эффективность педагогического процесса. Особо подчеркнем, что в отличие от наукообразного знаниевого подхода компетентностный подход является практико-ориентированным, а потому более обоснованным и более результативным для процесса формирования личности специалиста.
Подобные работы
- ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



