Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданская идентичность современной российской молодежи: региональный ракурс

Работа №34722

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
621
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 11
1.1. Феномен гражданской идентичности в интерпретации зарубежных
ученых 11
1.2. Гражданская идентичность в интерпретации отечественных ученых 23
1.3 Понятие региональной гражданской идентичности 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 41
2.1. Вторичный анализ результатов исследований региональной гражданской идентичности 41
2.2. Компоненты региональной гражданской идентичности татарстанской
молодежи (по материалам авторского эмпирического исследования) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Россия является многонациональной страной, на её территории проживают люди с различной национальностью и религией. Поэтому могут возникать межнациональные и межконфессиональные конфликты. Современные условия, в которых необходимо существовать российскому государству, делает актуальным проблему гражданской идентичности личности и патриотизма. Востребованность общества в гражданах, имеющих осознанную гражданскую позицию, связано с необходимостью отвечать на современные вызовы - проявления терроризма, недовольство «коренных» граждан миграционными процессами внутри страны, желание молодежи эмигрировать и т. д. Гражданская идентичность граждан - это основа для сохранения единства России.
В настоящее время исследование идентичности на современном этапе развития общества, а в частности гражданской идентичности, является актуальной темой изучения. Сегодня государственная политика направлена на формирование гражданского общества. Гражданин, наделенный правами, является фигурой современного общества.
В научной среде активно изучается процесс формирования гражданской идентичности населения современной России. При этом больший интерес направлен на молодое поколение. Это, конечно, объясняется ролью, которую молодежь играет в жизни общества, выступая в качестве его потенциала, и определяет сущность и характер общественнополитического развития страны. Будучи динамичным социальнодемографическим образованием, молодежь выполняет в обществе очень важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума. Стоит обратить внимание на то, что характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависят от объективных особенностей социальной среды, предполагающих определенные модели ее социализации. Условия становления гражданского общества, сопровождающиеся процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поисками новых, не могли не оказать влияние на личностное формирование и развитие молодежи. Но, одной из главных проблем является сложность в изучении гражданской идентичности. А именно сложность возникает на этапе определении понятия, и его индикаторов. По мнению одних авторов гражданская идентичность включает в себя государственную идентичность, патриотизм и гражданственность. По мнению других, она определяется индикатором принадлежности к государству и готовностью выполнять связанные с этим обязанности, обладать правами гражданина.
Однако, несмотря на значительный пласт исследований, посвященных проблеме гражданской идентичности, данная тема, в особенности в отношении к современной российской молодежи, все же представляется недостаточно освещенной, что и объясняет потребность в настоящем исследовании. Этим обусловлены выбор темы, объекта, предмета, цели и задач магистерской диссертации.
В качестве объекта исследования выступает российская молодежь.
Предмет исследования - практики проявления гражданской идентичности молодежи региона.
Цель - определить специфику региональной гражданской идентичности российской молодежи.
Реализация цели предполагает постановку и решение следующих задач исследования:
1) выявить актуальные научные исследования, посвященные изучению гражданской идентичности в отечественной и зарубежной литературе;
2) проанализировать основные научные подходы к определению гражданской идентичности;
3) проанализировать практики проявления гражданской идентичности;
4) определить основные компоненты гражданской идентичности;
5) выделить компоненты гражданской идентичности в молодежной
среде.
Теоретико-методологическую базу исследования гражданской идентичности молодежи составляют социокультурный и структурный подходы, которые имеют ряд преимуществ, обусловливающих их применение для анализа поставленной проблемы.
Исследование, прежде всего, базируется на социокультурном подходе к определению природы и сущности идентичности. На различных этапах исследования в работе был использован комплекс теоретических и эмпирических (как общенаучных, так и собственно социологических) методов; при сборе эмпирической информации применялись сравнительный и вторичный анализ, анализ статистической информации.
Обзор литературы.
В социальных науках существует множество теорий идентичности, направленных на объяснение сущности и процесса формирования идентичности. Разработка исходных идей идентичности проведена в теоретических трудах зарубежных ученых Э.Эриксона, А. Тэшфела, Дж. Тернера, Дж. Мида, П. Бергера, Т. Лукмана . Особый интерес для нашего исследования представляют работы отечественных исследователей. В своих работах они пишут о гражданской идентичности как принадлежности к сообществу граждан, государству А.Г. Асмолова, М.А. Юшиной, Р.Ю.
л
Шиковой, Д. В. Григорьева, Е. А. Гришиной, А. Б. Гофмана . В работах Р.Р.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема формирования гражданской идентичности молодежи в современной России занимает значимое место в системе приоритетов отечественной и зарубежной социологии.
Сегодня государственная политика направлена на формирование гражданского общества. Гражданин, наделенный правами, является фигурой современного общества.
Можно констатировать, что на протяжении последних десятилетий во всем мире все больше возрастает интерес к концепциям идентификации и идентичности. Идентичность становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни. В научной среде активно изучается процесс формирования гражданской идентичности населения современной России. В последнее время появилось множество работ, где используется понятие «идентичность». Теме гражданской идентичности в социологической науке уделено немало внимания. В исследованиях особое место занимает изучение специфики и сущности данного явления. Однако в работах нечасто можно найти детальное пояснение, что понимается под идентичностью. Многие авторы пользуются этим термином так, как будто его значение давно стало очевидным, а между тем это далеко не так. При этом больший интерес направлен на молодое поколение. Это, конечно, объясняется ролью, которую молодежь играет в жизни общества, выступая в качестве его потенциала, и определяет сущность и характер общественно-политического развития страны. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе очень важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума.
Дополнительную теоретическую значимость исследуемой проблеме придают два аспекта. Во-первых, идентичность в России начала XXI века - рельефное отражение кризисных и посткризисных трансформаций национального сознания на рубеже тысячелетий. Во-вторых, острый интерес вызывает социокультурная и поколенческая специфика самоидентификации: российская молодежь изучается как отдельный социально-политический сегмент, социализация которого протекает в постсоветский период.
В зарубежных исследованиях национальная (гражданская) идентичность традиционно понимается как чувство принадлежности человека к общности сограждан своей страны и представление об этой общности. В зарубежной науке понятия национальной (гражданской) и государственной идентичности совпадают, а в российской - они разведены. Это связано с тем, что в западном обществе совпадают и такие термины, как гражданство (сообщество граждан государства) и нация, поскольку в Европе и Америке формирование политической нации-государства было связано со становлением самоуправляющегося народа, отсюда и получилось, что государственная и гражданская идентичности сложились как равнозначные. Многие авторы говорят о том, что идентичностью обладают не только индивиды, но и группы. Так как индивид может состоять в нескольких группах, он может обладать многочисленной идентичностью, например семейной, половой, профессиональной, этнической, национальной.
В современном российском дискурсе термин «гражданская идентичность» появился относительно недавно. В социологии он ассоциируется с отождествлением индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях, в частности, в языке, особой ментальности, культурных ценностях, особых типичных моделях поведения. Несмотря на размытость и противоречивость этого понятия, гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, который связан с восприятием индивидом своего членства в общности, и может называть себя нацией или гражданами страны, государства. Гражданская идентичность связана с деятельностью сообщества, которое в современной культуре называется государством. Для любого человека отношение к своему государству - вопрос, наполненный личностными смыслами и связанный с его собственной историей взаимодействия как с государственными органами, так и согражданами. Уровень гражданской идентичности может служить некоторым показателем развития гражданской активности личности, ответственности по отношению к другим людям и общественным ресурсам.
Гражданская идентичность занимает важное смысловое место в самосознании людей, является фактором восприятия индивидом культурной жизни нации, социально-политических и экономических явлений. В то же время это и фактор отношения индивида к его собственной жизни, самоопределения в социальной и профессиональной среде, выстраивания перспектив и планов на будущее. «Конструкт гражданственности» выражается и в отношении к требованиям сообщества, границах ответственности, принимаемой индивидом по отношению к обществу.
Гражданская идентичность означает, прежде всего, тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать осознанное, активное участие в жизни государства. На наш взгляд, гражданская идентичность является важным компонентом социальной идентичности, возникает из восприятия индивидом своего членства в общности, которая может называть себя нацией. Формирование этой идентичности может выступать фактором позитивного включения индивида в деятельность государства, развития активности в установлении социальных связей и разумного отношения к ресурсам.
Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. «Малая родина» соотносится с региональной идентичностью, а именно является её разновидностью. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры. Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона и аккумулирует в себе жизненный мир личности, а само понятие приобретает феноменологический характер. «Малая родина» это идентификация с ценностно-значимым регионом, которая играет значительную роль в формировании личности. Такая идентификация осуществляется посредствам включения себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.
Республика Татарстан исторически является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации. Современное состояние татарстанского общества характеризуется этническим, культурным, языковым и
конфессиональным многообразием. Однако одной из главных проблем является сложность в изучении гражданской идентичности. А именно сложность возникает на этапе определения понятия и его основных компонентов. По мнению одних авторов, гражданская идентичность включает в себя государственную идентичность, патриотизм и
гражданственность. По мнению других, она определяется индикатором принадлежности к государству и готовностью выполнять связанные с этим обязанности, обладать правами гражданина. Формирование гражданской идентичности личности осуществляется в процессе образования, в котором заложена роль конструирования таких эффектов общественного развития. Именно поэтому исследовательский фокус данного исследования направлен на выявление смысловых элементов гражданской идентичности молодежи.
При анализе регионального элемента исследовательский интерес фокусируется на конкретном социально-территориальном аспекте, а именно понятии «малая родина». Во внимание также взято эмоциональное отношение к государству/региону, а именно, ответственность за судьбу страны и региона и чувства, переживаемые людьми (гордость, обиды, разочарования, пессимизм или энтузиазм». Определение особенностей гражданской идентичности молодежи в региональном аспекте происходит через изучение отношения молодежи к жизни в регионе, привязанности к региону (локальный, субрегиональный, а также в сопоставлении с гражданской идентичностью (Россия)), а также оценка степени привлекательности Республики Татарстан и миграционных установок. То есть определение у молодежи республиканской (региональная татарстанская) идентичности с представлениями о малой Родине; с гражданской российской идентичностью, в том числе с патриотическими настроениями.
Доминирующим типом гражданской идентичности у жителей Татарстана является сдвоенная российско-татарстанская идентичность. Эти данные подтверждает и наше исследование. Сильную связь молодежь ощущает с Россией. Молодежь, проживающая на территории Республики Татарстан, идентифицирует себя с гражданской российской идентичностью. У молодежи есть также связь с республиканской (региональной татарстанской) идентичностью. Она испытывает привязанность к Республике Татарстан и считает своей родиной место рождения. У молодежи регион вызывает чувство гордости, патриотизма и воодушевления. Изучение региональной идентичности дает представление о восприятии индивидами себя самих как представителей определенной общности в рамках своей страны, области, города, а также о душевной привязанности, связи с территорией проживания. В целом Республика Татарстан в значительной мере очень привлекательна для большинства представителей молодежи. Основу привлекательности жизни в регионе формируют такие черты, как развитие, перспективность, уровень культуры и досуга, инфраструктура, дороги, уровень жизни (доходы, цены, льготы, гарантии, работа, карьера, люди, менталитет, эстетика. Оценка региональной идентичности находит отражение в миграционных установках молодежи. По результатам проведенного исследования выяснилось, что половина респондентов не планирует уезжать из региона.
Г ражданская идентичность в региональном аспекте должна обеспечить социализацию молодежи в поликультурного региона, подготовить ее к сотрудничеству в рамках многонационального гражданского общества в региональном и российском масштабе.
Идентичность - важная составляющая самосознания, образ самого себя, который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства. Гражданская идентичность - относительно молодая область исследований, которая является одной из ключевых концепций социологии и связана с изучением самоопределения личности по отношению к гражданскому сообществу.


1. Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования / Г. А. Алмонд, С. Верба. - 1992. - № 4. - С. 122-135.
2. Ануфриева, Т.В., Шарова, Е.Н. Региональная идентичность молодежи Мурманской области (по материалам социологического исследования) / Т.В. Ануфриева, Е.Н. Шарова. - Журнал социологии и социальной антропологии. - "Интерсоцис". - Санкт-Петербург. - 2015. - № 2(18). - С. 163 - 180.
3. Апалькова, О. В. Бренд «Россия» как социокультурный феномен [Текст] / О.В. Апалькова, Общество и цивилизация: Тенденции и перспективы развития в XXI веке: сб. ст. по материалам V Междунар. науч.- практ. конф. 28 февр. 2015 г. - Воронеж, 2015. - С. 59-64.
4. Белякова, И. Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства [Текст] / И. Г. Белякова // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 98-105.
5. Бергер, П.Л., Бергер, Б. Социология: Биографический подход // Личностно-ориентированная социология / П.Л. Бергер, Б. Бергер. - М.: Академический проект, 2004. - С. 88-89.
6. Бергер, П.Л., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич. - М.: Academia- Центр; Медиум, 1995. - 281 с.
7. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа. - Регионалистика: сб. науч. тр. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
8. Боряз, В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования / В.Н. Боряз. - Л.: Наука, 1973. - 133 с.
9. Букин, В.П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной принадлежности / В.П. Букин. - Социологические исследования. - 2010. - № 3. - С. 93-100.
10. Бурдье, П. Некоторые свойства полей [ Электронный источник] / П. Бурдье. - URL: http://www.situation.ru/app/j_art_633.htm (дата обращения:
02.05.2018) .
11. Бурдье, П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля: Поэтика и политика / П. Бурдье. - Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М. - СПб. - 1999. - С. 125-166.
12. Бусыгина, И. М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); Российская политическая энциклопедия / И.М. Бусыгина -
2006. - 280 с.
13. Вилкова, И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность [Электронный ресурс] / И.В. Вилкова // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». - 2012. - №6. - URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 29.05.2018).
14. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история: сборник / В. Виндельбанд. - «Юристъ». - М., 1995. - 365 с.
15. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская. - Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
16. Гаврилина, Л. М. «Калининградский текст» как репрезентация региональной идентичности / Л.М. Гаврилина. - Лабиринт (Журнал социально-гуманитарных исследований). - 2013. - № 5. - С. 88-99.
17. Галактионова, Н.А. Особенности современных процессов регионализации и формирования региональной идентичности /Н.А. Г алактионова. - Регионология. - Саранск. - 2010. - N 2. - С. 257-264.
18. Галлямов, Р.Р. Этнический и религиозный аспекты гражданской идентичности в Башкортостане. - М., 2009. - 246 с.
19. Гофман, А. Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традиционализм и национальная идентичность [Текст] / А.Б. Гофман, Вопросы социальной теории: науч. альманах. 2010. - Т. IV. - С. 253-254.
20. Гофман, Э. Стигма: заметки об управлении испорченной
идентичностью / Э.Гофман. - Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. 2. - №. 3 (4). - С. 169-173.
21. Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] / Д.В. Григорьев. -интернетконференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». - URL: http://pшektpatrюt2.jimdo.com/гражданская- идентичность (Дата обращения 18.04.2018).
22. Гришина, Е.А. [Текст] / Российская молодежь: проблемы
гражданской идентичности. - М.: Социум, 1999. - 126 с.
23. Гришина, Е.А. Идентичность гражданская / Е.А. Гришина. - Социологическая энциклопедия в 2 т. - М. - 2003. - Т. 1. - 336 с.
24. Гришина, Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг. [Текст]: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2000.
25. Денисова, Г.С., Клименко, Л.В. Особенности региональной идентичности населения Юга России / Г.С. Денисова, Л.В. Клименко. - Социологические исследования. - 2013. - № 7. - С. 25-34.
26. Дробижева Л. М. Российская идентичность в массовом сознании [Электронный ресурс] / Л.М. Дробижева // Валерий Тишков. - URL: www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1223.doc (дата обращения:
12.07.2015) .
27. Дробижева, Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность / Л.М. Дробижева. - Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - С. 10-29.
28. Дробижева, Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества / Л.М. Дробижева. -

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ